На странице ресурсы по категории - Философия всего материала: 7449 статей.
Онтология и антропология А.Шопенгауэра: мир как воля Природа и человек как формы объективации бессознательной воли Иррационалистический характер философии Учение о линейном бытии Единичного Учение о вере как основании экзистенции Интерпретация веры в современной психологии Общая характеристика проблем и идей Проблема бытия в лейтмотиве борьбы Диониса с Аполлоном Разумность как разрушение жизни Идея возвращения человека к жизни и критика христианства ZARATHUSTRA и идея сверхчеловека Место психического в теории познания Учение о душе человека как структурной связи элементов психического Онтология сознания: учение о длительности Учение о времени: время как абстракция и время как длительность Место учения Бергсона в современной психологической науке Дом и искусство как противоположности Проблема культуры в историологии Об источнике становления новых культур Сознание как ноэзис: смыслоформирование Феноменологическая редукция смыслоформирования: сознание как переживание Учение об очевидности. Развитие идей Гуссерля Учение о сущности человека и понятие экзистенции Учение о смысле бытия человека Учение о языке как истине бытия Учение о герменевтичности бытия Общая характеристика герменевтической философии Становление философской герменевтики Понятие герменевтического опыта как горизонта понимания Духовная подсистема общества Объективные факторы развития общества Специфика философского рассмотрения человека. Природа и сущность человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь Проблема смысла жизни человека Проблема свободы: фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения. Насилие и ненасилие Сущность общества. Общество и природа. Объективный и субъективный факторы в развитии общества Общество как развивающаяся система. Сущность социальных связей и отношений. Социальная структура. Гражданское общество и государство Общество и личность. Ценности человеческого существования: нравственные, эстетические, религиозные Категория справедливости. справедливость и ее связь с проблемами равенства, права, долга, добра Деятельность как способов существования человека и общества. Сущность техники. Человек и техника Человечество и исторический процесс. Единство и многообразие мировой истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Прогресс и регресс в развитии общества Информационное общество и его особенности. Изменение роли человека в информационном обществе. Понятие коммуникации Культура и цивилизация, их сущность. Запад, Восток И Россия в диалоге культур Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества. Учение о ноосфере Закрытое (тоталитарное) общество АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт ЛАМЕТРИ (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де ПРИГОЖИН (Prigogine) Илья Романович Глава 1 XIX ВЕК КАК ПРЕЛЮДИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ВВЕДЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗАМЫСЛЕ А.Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма Личная судьба как ключ к учению Методологические идеи Шпенглера Философия и искусство в условиях умирания культуры Н.Бердяев: аристократизм против модернизма Бердяев о кризисе в искусстве Л.Шестов: вера против идеала Душа за пределами идеального ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Логический атомизм” Б.Расела Языковая игра” Л.Витгенштейна Критический рационализм” К.Поппера Семиотика и теория познания Ч.Пирса Радикальный эмпиризм” У.Джеймса Понятие практики в инструментализме Д. Дьюи В.Виндельбанд и философия культуры В.Виндельбанд: науки о природе и науки о духе Г.Риккерт н МЕТОДОЛОГИЯ научного познания Природа человека у Кассирера Кто свяжет концы разорванной нити? Г.Лукач о диалектике истории Пролетариат как воплощение тождества субъекта и объекта, бытия и сознания Познает мир тот, кто его создает Адорно и Хоршймер: Просвещение против Просвещения Диалектическая логика Э.В.Ильенкова ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - ГЕРМЕНЕВТИКА Кризис европейского человечества Наукоучение и проблема интенциошышсти Гуссерлевская эйдетика и проблема идеального Экзистенциализм XX века в религиозной и атеистической форме К.Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере А.Камю: между метафизическим и историческим бунтом Христианская “герменевтика” Ш.Шлейермахера Герменевтический круг Х.Г.Гадамера ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА Философская антропология М.Шелера Телесное “событие” как антипод идеи Цинизм против нравственного закона Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения Философия как система научных знаний. Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока Особенности античной философской традиции. Космоцентризм, атомизм, и материалистические тенденции ранней греческой философии. Проблема первоначала Исторические этапы развития средневековой философии. Проблема соотношение разума и веры (А. Августин). Проблема универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм) Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Философская мысль эпохи Просвещения Диалектическая философия Г. Гегеля Истоки и основные черты философии К. Маркса Классика и неклассика: две эпохи а развитии европейской философии. Иррационалистическая философия А. Шопенгаура, С. Къеркегора, Ф. Ницше Основные исторические формы позитивистской философии (классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Структурализм. Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма Пространство - это форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование (рядоположенность) и взаимодействие элементов в различных материальных системах Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт, проблема, гипотеза. Научная теория и ее структура Природа социальных противоречий. Эволюция и революция Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории Понятие техники и её роль в истории цивилизации. Глобальные проблемы и перспективы человечества Формы философствования в ее осмыслении Лейбницем Эмпирики порой отрицают иные основания науки, но это пагубная крайность Общие теории каждого комплекса наук должны разрабатывать не философы (как это пытался сделать Гегель), а представители этих наук Мир философии представлен множеством ее парадигм, концепций и т.п. Их оценка – основа для выбора наиболее развитой из них, которая только и может быть началом последующего ее прогресса Для позитивистов характерно также и то, что они сводили философию к науке о мышлении. Такие положения имеются у многих названных и других исследователей С древности филодоксия является спутницей философии, и в наше время она стала главным ее врагом Вероятно, следует написать системно о филодоксии. Ограничимся только приведением некоторых идей ее представителей с тем, чтобы осмыслить ее суть В советской философии, остающейся вершиной философской мысли, было много неверных слов. Одним из них было отношение к диалектике Истинность, теоретичность идей Накопленные элементы, принципы, приемы и т.п. диалектического мышления следует представить в качестве универсального метода познания всех наук Бесплодность филодоксующей философии для общества оправдывает ее игнорирование прагматиками Философия в собственном смысле слова может быть только теоретической наукой, понимаемой монистично, и прагматичным (практичным) средством развития умения мыслить, адекватного объяснения науки Становление философствования Б. СОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ В 1. Теологическая философия Постановка проблемы Г.Ф. Лейбницем Детерминизм технологии познания Сушков Иван Митрофанович. 2002 г ОТРАЖАТЕЛЬНОСТЬ, СИГНАЛЬНОСТЬ, Проблема кибернетического мышления Фундаментализация познаваемого Приемы – апробированные принципы Учебно-методические материалы Время их собирать» (Экклезиаст) МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ Глава 1. Психологическая природа Нарушения связной речи у детей с системным недоразвитием речи Методы исследования репродуктивной связной речи Методы исследования ориентировки в признаках связной речи Особенности репродукции текстового сообщения Особенности составления связного рассказа с опорой на заданную программу Особенности создания замысла связного сообщения Особенности процесса узнавания текстовых сообщений Принципы организации логопедической работы по формированию навыков и умений связной речи Действий по узнаванию образцов связной речи Упражнение на сравнение рассказа и отдельного предложения Развитие навыка связного говорения ( I этап ) Знакомство с правилами строения рассказа ( II этап ) Связной повествовательной речи ( III этап ) III этап. Сенсорно-словарная работа III этап. Развитие линейной вербальной памяти Формирование навыков связной описательной речи II этап. Знакомство и первоначальное изучение предмета И языковой организации связной речи I этап. Формирование учебных действий анализа по выявлению смысловых и лингвистических правил строения сложного текста Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ по проблеме связной речи Общепрофессиональные компетенции Объем в часах по видам учебной работы Перечень компетенций с указанием этапов их формирования Уровень знаний, умений, навыков Перечень экзаменационных вопросов по курсу «Философия» ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (18 ч) АРИСТОТЕЛЬ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА? ТОМАС ГОББС. НАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ Н.А.БЕРДЯЕВ. ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ СЕНЕКА (ОК.4—65 Н.Э.) О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ ЭПИКУР (341-270 ДО Н.Э.). ОБ УДОВОЛЬСТВИИ И БЛАГЕ Ф.Бэкон. О ДОСТОИНСТВЕ И ПРЕУМНОЖЕНИИ НАУК Тема 6. Немецкая классическая философия П.Я.Чаадаев. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ КУРСА Типы мировоззрения и долженствование Деонтология как учение о долге и должном поведении Категории «долг», «ответственность», «обязанность» Понятия «долженствование» и «должное поведение» Категории «императив» и «максима» Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства Долг и ответственность как фактор совместной деятельности Долг и ответственность как фактор общественных отношений Нравственные качества личности и долженствование Долженствование как условие существования человека и общества Сферы долженствования личности Место и роль деонтологической регуляции в профессиональной деятельности Место и роль деонтологии в этике социальной работы Сущность и понятие долга, ответственности и обязанностей социального работника Функции деонтологической регуляции в социальной работе Принципы деонтологии социальной работы Социальная работа как опредмечивание социального долга Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством Долг и ответственность социального работника перед своей профессией Долг и ответственность каждого социального работника перед профессиональной группой Долг и ответственность социального работника перед клиентом Долг и ответственность социального работника перед самим собой Социальный тип личности и социальная работа Единство и противоречия долженствования социального работника Основные типы деонтологических конфликтов в социальной работе Деонтологические подходы к разрешению конфликтов Роль деонтологического потенциала социальных служб в реализации и развитии социальной работы Детерминанты развития деонтологии социальной работы Общие тенденции развития философской этики, деонтологии и этики социальной работы Ориентиры развития государства Ценностные ориентации современного российского общества Тенденции развития профессиональной социальной работы в России Тенденции развития профессиональной социальной работы за рубежом Основной вектор развития деонтологии Текст из: Аристотель. Метафизика. Книга шестая. Глава первая Текст из: Аристотель. Никомахова этика. Книга шестая Текст из: М.М. Бахтин «К методологии гуманитарных наук» Текст из: Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания» Текст из: Гадамер Х.Г. «Истина в науках о духе» Текст из: Дильтей В. Введение в науки о духе Текст из: Конт О. «Дух позитивной философии» Текст из: Маркс К. «Экономическо-философские рукописи 1844» Текст из: Поппер К.Р. «Логика социальных наук» Текст из: Риккерт Г. «Науки о природе и науки о культуре» СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ Текст из: Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество» Текст из: Ф. Энгельс. Карл Маркс. «К критике политической экономии» Текст из: Фридрих Энгельс. К истории первоначального христианства Понятие мировоззрения, его структура, типы Предмет философии и его историческая динамика Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, праксиология, аксиология Статус и роль философии в современной культуре Список рекомендуемых источников Сократ и сократические школы Список рекомендуемых источников Специфика и круг проблем философии Возрождения Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности Социально-политические идеалы эпохи Возрождения Список рекомендуемых источников Социальные концепции Нового времени Список рекомендуемых источников Философия Г. В. Ф. Гегеля: противоречие системы и метода Антропологический материализм Л. Фейербаха Список рекомендуемых источников Список рекомендуемых источников Исторические формы позитивистской философии Религиозная философия в контексте современной культуры Список рекомендуемых источников Русский космизм и эсхатологическая философия Список рекомендуемых источников Список рекомендуемых источников Список рекомендуемых источников Список рекомендуемых источников Генезис сознания. Основные причины возникновения сознания Уровни сознания. Сознательное и бессознательное Список рекомендуемых источников Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества Бытие человека и модусы человеческого существования: любовь, страх, агрессия и смех, эрос, стыд и прочее Список рекомендуемых источников Познание и творчество. Роль интуиции в познавательном процессе Познание как постижение истины Понятие науки и ее эволюция. Возможности и границы науки Этика науки и социальная ответственность ученого Основные концепции социогенеза: креационистская, эволюционно-натуралистическая, игровая и другие Понятия «культура» и «философия культуры»