Знакомство с правилами строения рассказа ( II этап )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определяя приемы знакомства с правилами строения рассказа Н.И. Жинкин рекомендует на начальном этапе обучения провести совместно с детьми анализ готового образца, т.е. показать им, как устроен рассказ (50). Этот прием и был выбран в качестве ведуще­го в процессе формирования представлений о правилах (т.е. зако­ номерностях) смысловой и синтаксической сочетаемости отдельных предложений в единый, логически цельный и связный рассказ.

На этом этапе ставится задача формирования у детей не толь­ко представлений, но и определенного знания (компетенции) о вышеуказанных правилах соответственно естественному про­теканию процесса создания связного сообщения от замысла к его реализации средствами языка.

Решая эту задачу применительно к методике обучения детей с системным недоразвитием речи, мы столкнулись с необходи­мостью разработки такого способа показа смысловых отноше­ний, который бы существенно отличался от широко распростра­ненного в логопедии (и в общей педагогике) метода словесного выяснения содержательной стороны сообщения с опорой на смысловые вопросы логопеда. Несмотря на то что он широко ре­комендован многими авторами и любим логопедами в силу его простоты, на наш взгляд, этот метод, закрепляя опыт детей в со­ставлении отдельных предложений, не формирует у них специ­альных операций, необходимых для продуктивного анализа и выявления тех закономерностей, которыми человек руководст­вуется при связном изложении мыслей.

Вместе с тем неприемлем в условиях обучения детей с сис­темным недоразвитием речи и способ знакомства с правилами строения текста через выявление тема-рематического движения мысли ввиду его сложности*.

Необходимо было разработать такой способ показа смысло­вой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, ко­торый наглядно продемонстрировал бы детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предло­жения к другому.

При разработке способа представления смысловой структуры рассказа мы руководствовались следующим:

• типовыми особенностями текстов, имеющих различную семантическую организацию;

Способ показа тема-рематического движения мысли основан на методе актуального членения предложения на данное, уже из­вестное из начала высказывания (тему), и неизвестное, составляю­щее вторую часть предложения (рему).


• необходимостью показа внутренних смысловых отноше­ний в максимально наглядном, «ощутимом» виде.

Исходя из того, что вид графического представления смысло­вой программы рассказа должен определяться его структурным типом, на этом этапе рекомендуется использовать небольшие по объему повествовательные тексты цепной структуры, а в даль­нейшем и описательные рассказы параллельной организации.

Принципиальным моментом методики логопедической ра­боты с детьми, имеющими системное недоразвитие речи, явля­ется первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Такую точ­ку зрения подтверждает сравнительный анализ, в процессе кото­рого мы убеждаемся, что повествовательный рассказ предостав­ляет большие возможности для вовлечения детей в аналитиче­скую процедуру, т.к.:

— он динамичен, в нем происходит быстрая смена действий, в то время как описание статично. Поскольку повествование само по себе интересно ребенку, логопеду не требуется создавать допол­нительной мотивации при восприятии рассказов данного типа;

— поиск содержания повествовательного рассказа опирается в основном на память ребенка о самом событии, в то время как построение описательного рассказа опирается на интеллектуаль­ные возможности: знание формы, фактурных признаков, цвета, области применения и т.д.;

— смысловая программа повествовательного рассказа доста­точно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события, в то время как описательный рассказ факти­чески не имеет заданной извне программы, ее необходимо созда­вать намеренно и самостоятельно.

Все эти факторы и определили избранную последователь­ность в логопедической работе, когда на первое место вынесена задача формирования у детей учебных действий по выявлению, осознанию и усвоению правил смысловой связи предложений в повествовательных текстах цепной структуры.


Формирование навыков

Дата: 2018-11-18, просмотров: 249.