Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений, подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями. Католические религиозные философские учения представлены неотомизмом, неоавгусти-низмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, «теология кризиса» и «новая радикальная теория». В рамках православия сформировались «академическая философия», «метафизика всеединства», философия «нового религиозного сознания». Главной чертой всех религиозно-философских учений является содержащееся в них явное или скрытое доказательство необходимости существования религии и полезности ее благоприятного влияния на человека.
Наиболее влиятельным религиозно-философским течением современного католицизма является неотомизм — обновленное учение средневекового схоласта Фомы Аквинского. Представителями неотомизма являются папы: Иоанн Павел II (К. Войтыла), Ж. Маритен,
Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др. Рождение этого течения связано с решением I Ватиканского собора (1869—1870) о том, что единственно истинной и «вечной» является философия Фомы Аквинского. Основополагающий неотомизма — гармония веры и разума, которые не являются антиподами, а представляют два потока, два способа достижения одной и той же цели — познание Бога. Высший акт веры — божественное откровение, которое является также и высшим способом познания мира. Неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию и теологию. Низшей является наука, которая только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия — более высокая ступень рационального познания. Она является учением о бытии, сущности каждой вещи и ее главная задача — познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Теология представляет собой одновременно и вершину рационального знания, и нерационального — веры. Вера является окончательным критерием истины в силу того, что, будучи носителем общественного откровения, непогрешима. В неотомистском учении о бытии различают бытие само по себе (Бог) и бытие существующего. Подлинно реальным является мир сущностей, нематериальный мир. В акте творения возникают вещи, которые имеют сущность и существование. Не имеет сущности и существования только один Бог. Вещи представляют собой единство формы и материи. Для превращения возможности в действительность пассивной форме требуется причина, находящаяся вне ее. Такой причиной является Бог. Все, сотворенное им, образует иерархию бытия: на низшем уровне — это минералы, над ними — растения и животные, обладающие смертной душой. Человек и девять хоров «чистых духов-ангелов» венчают иерархию бытия Бога. Бессмертная душа человека — форма, определяющая бытие человека. Она более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. Находясь у человека, душа на самом деле принадлежит Богу. Деяния души подчиняются естественному закону, который повелевает творить добро, избегать зла.
Современная протестантская философия представлена именами
Б. Бауэра, П. Тиллиха, Д. Бонхоффера и др. Всем им присуща тенденция к «обновлению» христианства, которое понимается всеми по-разному.
У истоков «новой теологии» стоит немецкий теолог Д. Бонхоффер, предложивший учение о «безрелигиозном христианстве» и «совершен-нолетии мира». Согласно его взглядам, мир стал совершеннолетним, человек научился сам справляться со своими проблемами, не прибегая к помощи Бога. Именно поэтому современный мир нуждается в «безрелигиозном христианстве». При этом он не говорит об уничтожении христианства вообще, а о его переосмыслении. Его задачей является выявить подлинную сущность христианства и поставить его на службу человеку. Старый Бог традиционной религии умер, ему на смену пришел новый действительный Бог — страдающий за мир и человека. Этот Бог — Христос, который помогает нам не благодаря своему всемогуществу, а благодаря своей слабости и страданию. Человеческое отношение к такому Богу — это новая жизнь в «бытии для другого». Христианство — это учение о любви к ближнему.
Задачей православной философии является изучение содержания религиозного миросозерцания. «Академическая философия» исходила из единства разума и веры, признавала акт творения, в истории ссылалась на божественный промысел, в морали — на уподобление Богу. Нецерковная линия, представленная «метафизикой всеединства» (В. С. Соловьев) и «новым религиозным сознанием» (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов и др.), призывала к обновлению христианства, созданию системы религиозных воззрений, доказывающей полезность религии для общества и человека.
Не смотря на то, что религиозная философия является разъединенной по конфессиональному признаку, однако выполняет она одну, общую для всех задачу, — овладение умами и сердцами людей, живущих в современном мире.
9.7 Философия постмодерна
Термин «постмодернизм» используется для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца XX века. Его ввел французский философ Жан-Франсуа Лиотар. Слово «постмодерн» означает после модерна (современный), являющегося символом индустриального периода. Моделью модернизации была индустриальная экономика, демократия, индивидуализм, либеральная идеология. Она, долгое время считалась универсальной формой обустройства мира, однако во второй половине XX века начинает изменяться вследствие внедрения современных информационных технологий. Суть изменений состояла в повороте к децентрации, многообразию, пластичным структурам управления вместо прежних — концентрации, унификации, жесткого противостояния. С помощью новых СМИ стал возникать новый виртуальный мир, мир без границ, постоянно балансирующий на грани хаоса. Параллельно открывается парадоксальная ситуация постиндустриализма — возвращение к архаическим формам жизнеустройства, которые нашли выражение в росте национального самосознания, этнических чистках, религиозном фундаментализме, возрождении неоязычества (эзотеризм, оккультизм, медитации и т. п.), циклическом восприятия времени. Так, стали вырисовываться контуры нового странного мира — постмодерна без привычной перспективы прогрессивного развития. Общая история, совместная судьба и устремленность людей уходили в прошлое. На их месте начал возникать пестрый коллаж культур и индивидуальных жизненных проектов. Критически переосмыслив основы рационалистического понимания Нового времени, постмодернисты переходят к попыткам «постнее-классического» интеллектуального опыта. Они провозгласили лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. Их главным творческим принципом стал радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. Подлинный мир культуры, согласно постмодернизму, лишен привычной для нашего сознания иерархичности. Все элементы культурного пространства абсолютно самоценны и равнозначны. Любое деление на «высокое» и «низкое», «элитарное» и «массовое» изначально абсурдно. Худо-жественная практика постмодернизма предполагает прежде всего искусство цитирования, авторского монтажа фрагментов культурных текстов в форме бриколлажа. Личность автора при этом проявляется в особой манере языковой игры, яркой импровизации по поводу ключевых сюжетов уже завершенной культуры Западной Европы. Особую значимость постмодернизм придает воображению. Философия в контексте постмодернизма превращается в своеобразный генератор метафор и языковых игр, а привычные этические приоритеты сменяются эстетическими.
Снова центром философствования становится язык, но при этом исследуется не речь, а письмо. В речи человек уже определил свою позицию, поэтому достижение плюрализма здесь маловероятно. Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций. Жак Деррида (р.1930) разрабатывает процедуру деконструкции (разборка-сборка текста), которая означает, что для каждого слова надо искать его заменители, при этом можно использовать метафоры, символы, описания слов в словарных вариантах. Суть философствования Ж. Деррида состоит в высказывании той же самой вещи, но и другой форме, в переписывании ее. Переписывать следует «в слове, более красивом. Когда я говорю об этом написании другого, которое кажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы». Другими словами, рискуй в поисках красоты. Деконструкция постмодернизма, таким образом, предстает как одновременный акт: письмо-чтение текста. Эту точку зрения разделял другой французский философ Ролан Барт (1915—1980), который понимал текст как: «никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Согласно его воззрениям, текст должен доставлять удовлетворение и наслаждение.
Основные положения постмодернизма можно выразить в следующих тезисах: язык — главная среда человеческого существования; слова, текст доставлять удовольствие (Барт), чувство возвышенного (Лиотар); меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности.
Подводя итоги развития философии ХХв., можно заметить, что современная философия представляет собой комплекс разнообразных воззрений, концепций и течений, связанных с непрерывно расши-ряющейся проблематикой философии и с формированием разных подходов к решению философских проблем: феноменология рассматривает специфику «работы» сознания человека; герменевтика раскрывает понимание бытия человека в мире; философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка; постмодернисты деконструируют устойчивые структуры и т. д. В современной философии имеются порой диаметрально противоположные взгляды на обсуждаемые проблемы. В то же время сохраняется и преемствтвенность в развитии философии, которая не позволяет однозначно утверждать, что даже самые модные современные концепции отходят от общефилософской проблематики.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите имя философа, идеи которого развивает неотомизм.
2. Какое направление в философии раскрывает ее как «деятельность, способствующую прояснению языка, а, следовательно, и мира»?
3. В чем К. Ясперс видит различие между экзистенциальной философией и науками о человеке?
4. Как Ж.-П. Сартр объясняет высказывание «существование предшествует сущности»?
5. Как трактует экзистенцию М. Хайдеггер?
6. Сопоставьте точки зрения позитивизма и герменевтики в вопросе о единственном методе всех наук.
7. Какова роль положительной философии по О. Конту? В чем ее слабые стороны?
8. Каковы особенности плюрализма периода постмодернизма?
9. Какие социальные, культурные факторы предопределили появление философии постмодернизма?
10. Покажите, как изменялись представления о роли философии в развитии науки и культуры в целом на различных этапах эволюции позитивизма.
11. Объясните взаимосвязь категорий «существование», «сущность», «бытие» в экзистенциальной трактовке человека.
Тестовые задания
Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.
1. Предпосылки кризиса классического философствования:
а) кризис рационалистического мировоззрения;
б) революция в естествознании;
в) идея революционного обновления общества;
г) фрагментация проблемного поля философии.
2. Основоположник философии экзистенциализма:
а) Н. Бердяев;
б) К. Ясперс;
в) С. Кьеркегор;
г) З. Фрейд.
3. Философия жизни — фундаментальная проблема в учении:
а) А. Бергсона;
б) В. Соловьева;
в) Ф. Шеллинга;
г) К. Поппера;
д) А. Шопенгауэра.
4. Задачей философского исследования в рамках аналитической традиции является:
а) критическая рефлексия над социокультурной реальностью, содействующая освобождению человека и общества;
б) рефлексия над человеком в мире, способствующая достижению подлинности личностного бытия человека;
в) анализ различных типов языковой реальности, способствующий достижению ясности, рациональной прозрачности содержания как мышления, так и исследуемых философских и научных проблем.
5. Какие особенности стиля философского мышления характерны для анали-тической стратегии в философии ХХв.?
а) Обращение к художественно-образной форме выражения идей;
б) предпочтение отдается аргументальной убедительности философских выводов;
в) опора на формальную логику, данные современной науки;
г) обращение к опыту мистического философствования;
д) переход от «поверхностного» грамматического анализа языка к «глубинному» логическому его анализу.
6. В чем суть лингвистического поворота?
а) Язык рассматривается как средство философского исследования;
б) языку придается статус самостоятельного объекта исследования;
в) уточняются функции языка, определяются пределы его применения.
7. Представители аналитической стратегии в развитии философии ХХв.:
а) Б. Рассел;
б) М. Хайдеггер;
в) Л. Витгенштейн;
г) Т. Кун;
д) П. Фейерабенд.
8. Философы-неотомисты XXв.:
а) С. Кьеркегор;
б) М. Хайдеггер;
в) Э. Маритен;
г) М. Мерло-Понти;
д) К. Войтыло.
9. Представители постпозитивисткой философии науки:
а) К. Поппер;
б) Б. Рассел;
в) И. Лакатос;
г) Л. Витгенштейн;
д) П. Фейерабенд,
10. Как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык?
а) «Философия сущности»;
б) «философия существующего»;
в) «философия существования».
11. Форма бытия, находящаяся в центре проблематики экзистенциализма:
а) бытие природы;
б) бытие общества;
в) бытие духовное;
г) индивидуальное бытие человека.
12. Философы, представляющие экзистенциальное течение в философии ХХв.:
а) Н. А. Бердяев;
б) К. Ясперс;
в) Ж.-П. Сартр;
г) П. Фейерабенд;
д) С. де Бовуар.
13. Какие из философских концепций относятся к современным школам рели-гиозной философии?
а) Неомарксизм;
б) неотомизм;
в) неопозитивизм;
г) неопротестантизм.
14. Основные установки философии неотомизма:
а) креационизм; |
б) эволюционизм; |
в) гносеологический дуализм; |
г) теодицея; |
д) провиденциализм. |
15. Задачи философии неотомизма:
а) доказать истинность католицизма;
б) доказать истинность современной научной картины мира;
в) адаптироваться к современным условиям;
г) приблизиться к простому человеку;
д) разрушить грань между человеком и Богом, приблизив человека и заменив им Бога.
16. Философ, идеи которого развивает неотомизм:
а) Аристотель;
б) Платон;
в) А. Блаженный;
г) Ф. Аквинский;
д) У. Оккам.
17. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать различия в проблематике неопозитивизма и постпозитивизма:
а) проблема структуры научного знания; | 1) Неопозитивизм; |
б) проблема социокультурной обусловленностисти научного познания; | 2) постпозитивизм. |
в) проблема роста научного знания; | |
г) проблема логического анализа языка науки. |
18 . Течение современной западной философии, для которого своеобразная интер-претация жизненного мира стала центральной философской проблемой — это:
а) неотомизм;
б) феноменология;
в) персонализм;
г) постпозитивизм.
19 . Основоположник феноменологии:
а) В. Дильтей;
б) К. Ясперс;
в) М. Хайдеггер;
г) Э. Гуссерль.
20 . Представители аналитической философии:
а) Л. Витгенштейн;
б) Э Гуссерль;
в) П. Фейеренд;
г) О Шпенглер;
д) И. Лакатос;
Тематика рефератов
1. Феноменология — влиятельное направление современной философии.
2. Характерные проблемы современной теологической философии.
3. Философская традиция экзистенциализма.
4. Основные модусы бытия человека в экзистенциализме.
5. Задачи философского исследования в рамках аналитической философии.
6. Особенности философского мышления в структуралистической философии.
7. Основные установки философской методологии постмодерна.
8. Ситуация постмодерна в культуре.
9. Постмодернистский проект философствования.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 401.