Русский космизм — это течение в философской и естественно-научной мысли, характеризующееся специфическим мировосприятием космоцентрической ориентации. Его представителями являются Н. Ф. Фе-доров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.
Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, утверждением христианской любви и божественной премудрости, созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (В. Соловьев). Распространение деятельности человека на весь космос, овладение пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести человеку бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения
(Н. Федоров). Концепция русского космизма органично объединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса, идея жизнезначимости правильных ценностей и их действительности для науки, искусства и повседневной практики. Русские космисты основную задачу видели в «распространении совершенства» (Циолковский) по всей Вселенной. Принципиально новой чертой русского космизма была идея активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосмоса (Земля, биосфера, космос), так и микрокосмоса (человек, как биологическое отражение макрокосмоса). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о преодолении болезней и смерти и, как логическое следствие — достижение бессмертия. Вера в человека, гуманизм — одна из ярчайших черт русского космизма.
Родоначальником всей космической мысли в России был Николай Николаевич Федоров (1829—1903). Центральной темой его философии является постоянное расширение под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности космическое пространство. Благодаря познанию, опыту и труду человек способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения. В «Философии общего дела» Федоров так развивает свои идеи эволюции природы и человечества: природная эволюция в своем все усложняющемся развитии привела к появлению человеческого вида и сознания. Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного преобразования и обрести новый, космический статус бытия, тогда будут побеждены болезни и сама смерть. Федоров говорит об «имманентном (естественном) воскрешении» всех человеческих поколений. Это одна из конечных и величайших задач человечества.
Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания. В 90-е гг. XIXв. ее представлял русский физик
Н. А. Умов (1846—1915). Он полагал, что история человеческой культуры — не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу.
Его идеи были углублены и развиты К. Э. Циолковским (1857—1935), основателем современной космонавтики и представителем «космической философии». Он высказал идею, что современный человек не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа и он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. Он разработал «космическую этику», в которой изложены этические основы контактов с инопланетянами и обоснована необхо-димость совместного труда с ними по преобразованию космоса.
Особый вклад в развитие русского космизма внес А. Л. Чижевский (1897—1964), выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии. Космическая биология изучает зависимость всех функций живого от деятельности Солнца до состояния космоса. Эта новая наука у Чижевского детализировалась в различные отрасли — космо-микробиологию и космоэпидемологию. Но все же самым оригинальным ядром исследований Чижевского стала теория гелиогараксии: ее основной закон, сформулированный ученым в 1922 году, утверждает, что «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца».
Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учение В. И. Вернадского (1863—1945) — основателя учения о биосфере и ноосфере. Биосфера — это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, формирующим ее, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные планетарно—космические функции. Живое вещество, по Вернадскому, вечно, изначально присутствует в Космосе и повсеместно в нем распространено. Всю биосферу и человечество пронизывает мысль, выступающая как сила, образующая ноосферу. Основными предпосылками ее возникно-вения Вернадский считал: распространение человека, обладающего разумом, по всей поверхности планеты; развитие средств обмена и связи, интегрирующих людей в единое целое; открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др.); демократизация государственного устройства; взрыв научного творчества в XXв. Венцом развития ноосферы, по его мнению, должно стать освобождение человека от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, отрыв будущего человечества от одного планетного тела и переход его эволюции в космос. Своим учением о биосфере и ноосфере Вернадский внес огромный вклад в разработку современной научной теории, показав, что они являются связующим звеном в построении многоплановой картины мира.
Все наследие русских космистов — от мечты, выраженной в «Философии общего дела» Н. Н. Федорова до учитывающих реальную последовательность дел ноосферных идей Вернадского — работает на задачи, касающиеся внутренние — биологического прогресса человека. Когда Вернадский говорил о принципиально новых «общечеловеческих действиях и идеях», которые возникли в XXв., как одна из предпосылок перехода от биосферы к ноосфере, то он имел в виду «проблему сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней для всего человечества», считая, что это только начало и «остановлено это движение быть не может». Соответственно, субъектом планетарного и космического преобразовательного действия становится не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных, чувствующих существ — все человечество в единстве своих поколений.
Эсхатологическая философия возникает в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубокими потрясениями, вызванными катастрофическими последствиями развития науки и техники (В. Со-ловьев, К. Леонтьев).
Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиции активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он указал на две фундаментальные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. Первая связана с пространством и прикрепленностью к Земле, она разрешается, по мысли Федорова, расселением в космосе и обретением способности к «бесконечному перемещению». Вторая — связана с временем, нашей смертностью, заво-еванием бессмертного статуса бытия, восстановлением погибших и умерших. «Борьба с разъединяющим пространством» для Федорова «первый шаг в борьбе с всепоглощающим временем». Ибо бессмертие возможно только при условии преодоления изолированности нашей Земли от космоса при одновременной регуляции космических явлений. Все проекты регуляции природы, в том числе и космические, включены Федоровым в высшую цель достижения бессмертного, преображенного статуса мира. Он доказал, что нельзя понимать конец света как фатум. Это противоречило бы христианской свободе. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно сможет избежать конца мира, страшного суда, обрести рай и перейти в вечную жизнь.
Вопросы самоконтроля
1. Многие исследователи считают, что подлинные истоки русской философии следует искать в «философических письмах» П. Чаадаева. Каково ваше мнение?
2. Сопоставьте позиции западников и славянофилов по проблемам:
а) отношение к традициям и новациям; б) личность — общество; в) вера — знание.
3. Кто из русских мыслителей придерживался антропоцентристской философии? Назовите других представителей антропологического материализма.
4. В чем смысл философии всеединства В. Соловьева?
5. Определите философскую позицию Н. Бердяева.
6.Сформулируйте основную идею эсхатологической философии.
7. В чем суть русского космизма? Каковы его представители?
8. Проследите связь понятий «биосфера» и «ноосфера» с философией русского космизма.
Тестовые задания
Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.
1. Характерные черты русской философии:
а) критицизм по отношению к религии;
б) подверженность религиозному влиянию, особенно православию;
в) агностицизм;
г) европоцентризм;
д) ярко выраженный интерес к морально-этическим проблемам.
2. Основные темы и проблемы русской философии XIXв.:
а) космизм;
б) индивидуальное бытие человека;
в) проблема выбора путей России;
г) проблема свободы;
д) философия всеединства.
3. Представители западничества XIXв.:
а) П. Я. Чаадаев;
б) А. И. Герцен;
в) И. В. Киреевский;
г) братья Аксаковы;
д) Н. Я. Данилевский.
4. Проблемы экзистенциализма в русской философии исследовал:
а) Н. Ф. Лосев;
б) С. Л. Франк;
в) Н. А. Бердяев;
г) В. С. Соловьев.
5. Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофилами и западниками:
а) исторические судьбы России и русского народа в мире;
б) соотношение общественного бытия и общественного сознания;
в) природа общих понятий (универсалий);
г) необходимость размежевания богословов и философии.
6. Основные направления в русской философии XIX — начала ХХвв.:
а) космизм; б) антропологический материализм; в) западничество; г) философия жизни; д) марксизм. |
7. Представители русской религиозной философии XIX—XX вв.:
а) В. С. Соловьев;
б) А. И. Герцен;
в) Ф. М. Достоевский;
г) Л. Н. Толстой;
д) П. А. Флоренский.
8. Философия русского космизма получила свое развитие у таких мыслителей как:
а) Н. О. Лосский;
б) Н. Ф. Федоров;
в) Н. А. Бердяев;
г) В. И. Вернадский;
д) А. Л. Чижевский.
9. Философия марксизма в советское время была использована в качестве:
а) политического ресурса;
б) идеологии;
в) культурно-нравственных ценностей;
г) выработки принципов построения нравственного государства.
10. Разновидностью марксизма в СССР является:
а) социал-демократизм;
б) ленинизм;
в) интернационализм;
г) тоталитаризм.
11. Философы, представляющие русское зарубежье:
а) Н. А. Бердяев;
б) А. Ф. Лосев;
в) С. Н. Булгаков;
г) Л. П. Карсавин;
д) В. И. Вернадский.
12. Философские поиски и соответствующие этические или этико-исторические концепции:
а) православие византийских корней; | 1) Славянофильство; |
б) православие туранских корней; | 2) западничество; |
в) свобода личности; | 3) евразийство. |
г) православное государство; | |
д) научная рациональность; | |
е) монархия. |
Вставьте недостающие слова.
13. В проблемном поле самобытности России вместе со славянофилами и западниками находились также ___________.
14. Идеи почвенничества были востребованы в литературном творчестве ____________.
15. Принцип непротивления злу насилием проповедовал великий русский писатель _________.
Тематика рефератов
1. Основные темы и проблемы русской философии ХІХв.
2. Предмет дисскусии между славянофилами и западниками.
3. Революционно-демократическое направление русской философии.
4. Русская религиозная философия конца ХІХ — начала ХХвв. (В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков).
5. Русский космизм.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 585.