Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Библер, В. С. Что есть философия /В. С. Библер // Вопр. философии. — 1995. — № 1. — С. 159—183.

2. Зотов, А. Г. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? / А. Г. Зотов // Вопр. философии. — 1991. — № 12. —С. 14—21.

3. История философии: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов. — Минск : Интерпресс-Сервис, 2002. — 1376 с.

4. Коган, Л. А. О будущем философии / Л. А. Коган // Вопр. философии. — 1996. — № 7. — С. 17—30.

5. Ляховецкий, Л. А. Существует ли концепция происхождения философии? / Л. А. Ляховецкий // Вопр. философии. — 1994. — № 12. —С. 171—172.

6. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. — М. : Прогресс, 1992. — 414 с.

7. Маритен, Ж. Философ в мире / пер. с фр. Б. Л. Губмана. — М. : Высш. шк., 1994. — 192 с.

8. Миголянтьев, А. А. Философия. Ее роль в жизни общества / А. А. Миголян-
тьев // Социально-гуманитар. знания. — 2001. — № 1. —С. 52—63.

9. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей : Историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М. : [б. и.] , 1991. — 464 с.

10. Ойзерман, Т. И. Основные вопросы философии / Т. И. Ойзерман // Вопр. философии. — 2005. — № 11. — С. 37—48.

11. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. — М. : [б. и.] , 1991. — 403 с.

12. Скирбек, Г. История философии : учеб. пособие для вузов / Г. Скирбек,
Н. Гилье. — М. : Владос, 2001. — 800 с.

13. Степин, В. С. Философия и образы будущего /В. С. Степин // Вопр. философии. — 1994. — № 6. — С. 10—21.

14. Рорти, Р. Философия и будущее / Р. Рорти // Вопр. философии. — 1994. — № 6. — С. 29—34.

15.Хайдеггер, М. Что такое философия / М. Хайдеггер // Вопр. философии. — 1993. — № 8. — С. 113—123.


 

ТЕМА 2
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Цель: дать знания о специфике, характере и значении древнегреческой философии.

Задачи:

1) выявить основные черты древнегреческой цивилизации;

2) определить этапы развития древнегреческой философии;

3) знать ведущих философов античности.

Основные черты древнегреческой цивилизации. Становление античной философской мысли и этапы ее развития. Натурфилософская ориентация досократовской философии. Сократ и зарождение новых философских традиций. Античная философия, ее место и значение в развитии западноевропейской философии.

 

 





План

1. Становление античной философской мысли. Натурфилософские ориентации досократической философии.

2. Сократ и сократические школы.

3. Философия Платона и Аристотеля — «высокая классика» в античной философской культуре.

4. Философия эпохи эллинизма.

5. Характерные черты античной философии.

2.1 Становление античной философской мысли.
Натурфилософские ориентации досократической
философии

Формирование античной философии связывают с семью мудре-цами, деятельность которых относят к концу VII — началу VIвв. до
н. э. В это время Эллада вступает в «век железа». На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис — город-государство, развиваются товарно-денежные отношения между людьми, начинается чеканка монет. Власть евпатридов, «благо-родных», ведущих свой род от героев (детей бога) свергается, и ее место занимает тирания. В начале VIв. до н. э. в Афинах была проведена реформа Солона, упразднившая домовое рабство, что сыграло громадную роль в прогрессивном развитии древнегреческого общества и общественной мысли.

Первых философов принято называть «досократики». Этот термин был введен немецкими филологами XIXв. Германом Дилосом и Вальтером Кранцом для обозначения натурфилософских школ античной философии: 1) Ионийской (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит); 2) Пифагорейской (Пифагор, Архит, Филолай); 3) Элейской (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс); 4) Физиологов (Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит); 5) Софистов (Протагор, Продик, Гипий, Горгий).

До Сократа центром внимания философских школ был космос. Их интересовал вопрос о первоначалах мира, о субстанциальных основах вещей (то, из чего все возникает). Например, у Фалеса — это вода, у Анаксимена — воздух, у Эмпедокла — земля, у Пифагора — число, у Гераклита — огонь, у Демокрита и Левкиппа — атомы. Согласно их взглядам, все в мире возникает в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом — сгущений, разрежений, испарений. Сама же субстанция не нуждается в своем объяснении ни в чем другом.

Признание в качестве единого первоначала чего-то вещественного означало, что философия зарождалась как материалистический взгляд на мир. И хотя этот материализм был наивным, тем не менее, первая брешь в мифологическом сознании была сделана.

Важнейший шаг в развитии философской мысли принадлежит Гераклиту в связи с постановкой проблемы постижения изменчивости, текучести бытия. Центральной идеей его учения становится идея постоянного взаимопревращения вещей: «все течет». Гераклит впервые осознанно разрабатывает диалектический взгляд на мир, рассматривая борьбу противоположных начал как основу движения и изменения. Однако его диалектика носила натуралистический и созерцательный характер, до разработки диалектики мышления и понятий он так и не дошел.

Специфической чертой философского знания является сознательное противопоставление мышления и бытия, что было сделано Парменидом, который разделил бытие на чувственно данный и умопостигаемый миры. Истинное бытие постигается мышлением и по своей природе оно едино, неподвижно, безначально и безгранично. Чувства свидетельствуют о множественности бытия, его изменчивости, они дают ложное знание. Заслуга Парменида в том, что он расширил круг философских задач и ввел гносеологическую проблему: роль мышления и чувств в познании.

Последователь Парменида Зенон, развивая аргументацию в пользу концепции единого и неподвижного бытия, выдвигает свои знаменитые апории — положения, вскрывающие противоречивость мышления, постигающего движение, и приходит к выводу об отсутствии движения как такового. Его доказательства против движении сводились к следующему: « движения не существует на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца, а чтобы дойти до половины, нужно пройти половину этой половины и т. д.» Аргументы Зенона приводили к пародоксальным, с точки зрения «здравого смысла», выводам, но их нельзя было просто отбросить как несостоятельные, поскольку и по форме, и по содержанию они удовлетворяли математическим стандартам той поры. Так была заложена основа разработки диалектики понятий для выражения диалектики объективного мира. Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок, и чтобы его преодолеть, необходимы были необычные идеи.

Это удалось сделать древним атомистам: Левкиппу и Демокриту. В апориях Зенона происходит беспредельное деление отрезка. Атомисты предположили, что вещество, пространство и время в принципе нельзя делить бесконечно, так как есть неразделимые их фрагменты: атомы. То или иное тело состоит из определенного числа атомов, каждый из которых имеет конечный объем. Атомы неделимы и однородны, различаются формой, расположением, весом. Сочетание атомов и образуют множественные миры. Атомистическая теория была одновременно и гениальной и наивной. Достижение атомистов состоит в том, что они обнаружили атомарное, элементарное, которое не нуждается в объяснении. С чем бы мы не имели дело, всегда есть элементарное: атом в химии, ген в биологии, точка в математике и т. д. А наивность проявляется в неразвитости их воззрений: обнаружив атомарность, они не смогли дать ей теоретическое описание.

Промежуточное звено между натурфилософами и Сократом занимают софисты — учителя мудрости, активно интересующиеся проблемами мышления человека, связями между мышлением и языком, отношениями между личностью и обществом. Их «переходное» положение объясняется тем,  что софистов не интересуют законы природы и субстанциальные основы мира, их учение носит практическую направленность. Софисты учили искусству убеждать, красиво говорить, а главное — искусству опровергать суждения противоположной стороны, что было немаловажно в судебных разбирательствах. Для того чтобы преуспеть в суде и в политической жизни, надо было знать логику, риторику, основы судопроизводства, быть психологом. Этими знаниями владели софисты, за определенную плату обучавшие им в своих школах всех желающих. Софистика сыграла положительную роль в распространении рационального мышления. Протагору принадлежит известный афоризм «человек — мера всех вещей». Этот принцип приучал людей не полагаться на авторитет и общепризнанное мнение, а исходить во всех рассуждениях из собственного разумения.






Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.