Философия Г. В. Ф. Гегеля: противоречие системы и метода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие немецкой классической философии достигло вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831). К основным философским произведениям философа относятся: «Фено-менология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др. Во всех областях философских знаний Гегель оставил глубокий след, последовательно опираясь на диалектику.

Его философская система, получившая название абсолютного идеализма, отличается научно-теоретическими обобщениями, необычной глубиной исследования, последовательностью и стройностью изложения. Творчество Гегеля, как и творчество Канта, направлял интерес к возможностям человеческого разума познавать и осваивать окружающий мир. Но конкретные предметы исследования у них были разные: Кант сосредоточил внимание на специфике самого познающего субъекта и проследил весь внутренний механизм познания, а Гегель исследует объективный аспект рациональной деятельности — развитие духовной культуры человечества, которая является продуктом и условием существования разума. Для этого он вводит понятие «абсолютная идея», под которой понимал всю объективную реальность в ее полноте и развитии, предельно сжатый до совершенно чистой формы мировой разум, порождающий бесконечное богатство окружающей человека действительности. Гегель рассматривает абсолютную идею как непрерывно развивающийся процесс, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. Это способствовало выделению в философской системе Гегеля трех частей: логики, философии природы и философии духа.

1. Логика. До Гегеля логику считали наукой о субъективных человеческих формах мышления. Гегель ставит перед логикой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания. У него логика выступает как учение о сущности всех вещей, поэтому в «науке логики» он рассматривает такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась. Это вопросы о закономерностях самой действительности; превращении количественных изменений в качест-венные; соотношении философских категорий; природе механических, физических, химических процессов и др. Понятия у Гегеля находятся в непрерывном движении, изменяясь и превращаясь в свою проти-воположность, при этом обнаруживается их внутренняя противо-речивость, которая служит движущей силой их развития. Развитие понятия идет от абстрактного к конкретному.

Логика делится на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым взбирается понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей полноте. В учении о бытии Гегель исследует становление абсолютной идеи посредством перехода количественных изменений в качественные и обратно, скачкообразности процесса развития. В учении о сущности Гегель рассматривает взаимопроникновение противоположностей, кото-рые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений между ними. Противоречие нуждается в разрешении. В качестве примера противоречий он рассматривал форму и содержание, явление и сущность, возможность и действительность и др. Философ  пришел к выводу о внутренне необходимом, самопроизвольном движении как источнике всякого изменения и развития. В учении о понятии Гегель разрабатывает диалектику общего, единичного и особенного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с объектом. Это достигается в идее, и только идея является единством понятия и предмета.

2. Философия природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи является природа, она — ее порождение, инобытие. Порожденная духом, природа не имеет своего независимого существования. Рассматривая связи между различными явлениями природы, он стремился отыскать в каждой из природных форм, в каждой ступени развертывания природы действие внутренней идеи. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Философия природы представлена механикой, физикой и органикой. В механике Гегель попытался логически вывести материю из пространства и времени. Он признавал неразрывность материи и движения, однако движение  рассматривал как простое перемещение в пространстве. В органике Гегель стремился показать переход от неживого к живому. Природа у него выступает как низкая степень обнаружения и самопознания абсолютной истины. Свое высшее, адекватное воплощение абсолютная идея получает лишь в человеке, в развитии общества. В органике он провозгласил переход естественного в дух.

3. Философия духа — третья часть философской системы, посвященная рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, возвращается к самой себе в качестве абсолютного духа, развивающегося как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), теории об объективном духе (право, нравственность, государство), и учения об абсолютном духе как высшей ступени самосознания абсолютной идеи (искусство, религия, философия).

Субъективный духэто душа или дух в себе, для себя, самосознание. Объективный дух образует сферу права, которая способствует реализации свободы. Она находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве. Абсолютный дух — это истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство — это непосредственная форма знания абсолютной идеи, религия — это источник откровения Бога, а философия — высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии.

В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой излагается и структурируется материал. Метод у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого мира. Система — это избранный порядок изложения материала, связь логических категорий. Система Гегеля построена на триаде: тезис — антитезис — синтез. Это делает его учение, с одной стороны, строгим и четким, а с другой, показывает поступательный характер развития мира. Однако в  отличие от метода, который определяется объективным содержанием, система носит субъективный характер и несет в себе черты авторского произвола: многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, в последней триаде: искусство — религия — философия Гегель не смог обосновать логическую связь между ними и показать, почему философия есть синтез искусства и религии. Эта задача осталась нерешенной.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 299.