Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сухов, А. Д. Русская философия: пути развития / А. Д. Сухов. — М. : Наука, 1996. — 208 с.

2. Новиков, А. И. История русской философии X—XX веков / А. И. Новиков. — СПб. : Лань, 1998. — 320 с.

3. Бердяев, Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре /
Н. А. Бердяев — М. : [б. и.], 1990. — 207 с.

4. Гиренок, Ф. И. Русские космисты : (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли») / Ф. И. Гиренок. — М. : Знание,1990. — 64 с.

5. Зеньковский, В. В. История русской философии : в 2 т. / В. В. Зеньковский. — Л., [б. и.], 1991. Т. 1, 2.

6. Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европы / В. В. Зеноковский. — М. :
[б. и.], 1997. — 525 с.

7.  Миголатьев, А. А. Русская философия XVIIIв. / А. А. Миголатьев // Соц.-гум. знания. — 2001. — № 3. — С. 80—90.

8. Миголатьев, А. А. Русская философия ХІХв. / А. А. Миголатьев // Соц.-гум. знания. — 2001. — № 4. — С. 98—110.

9. Пантин, И. К. Проблема самоопределения России : историческое измерение / И. К. Пантин // Вопросы философии. — 1999. — № 10. — С. 3—17.

10. Перевезенцев, С. «...А четвертому не быти» : (Судьба России в религиозно-философской мысли X—XVIII веков) / С. Перевезенцев // Наш современник. — 1999. — № 12. — С. 179—186.

 

 

ТЕМА 11

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

 

Цель: определить роль национальной философии в становлении и развитии самосознания белорусов.

Задачи:

1) охарактеризовать основные этапы и им направления в истории философской мысли Беларуси;

2) выявить зависимость особенностей развития философской мысли Беларуси от характера исторических процессов и социально-культурного и экономического развития;

3) дать характеристику социально-политическим и гуманистическим идеям философской мысли Беларуси.

 

Особенности исторического развития Беларуси и отражение их в общественно-политической мысли.

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии.

Философия и развитие национального самосознания в ХХв.

 

 

План

 

1. Основные этапы и особенности развития философской мысли Беларуси.

2. Социально-философские и гуманистические идеи белорусской философии.

3. Тема национального возрождения в философской мысли Беларуси ХХв.

 

11.1 Основные этапы и особенности развития философской мысли Беларуси

 

На всем протяжении своего развития белорусская философия была связана с философией России, Литвы и Польши. В Беларуси долгое время не было профессиональных философов, и их роль выполняли представители искусства, науки и религии. Существенной чертой белорусской мысли является то, что она всегда живо реагировала на ключевые события, происходившие в жизни общества, поэтому в ней представлена вся культурно-политическая история Беларуси.

Начало философской мысли Беларуси своими корнями уходит в глубокое прошлое(VI—IХвв.), что нашло свое отражение в фольклоре и различных памятниках письменности. В фольклоре были представлены не только нравственные убеждения народа, но и его предфилософия. Фольклорная афористика (пословицы и поговорки) — это квинтэссенция народной мудрости, являющаяся непреходящей мировоззренческой ценностью. Большое значение в развитии философской мысли имело принятие христианства, способствовавшего становлению свободомыслия в творчестве Ефросиньи Полоцкой, Климента Смолятича и Кирилла Туровского. С этими именами связан собственно первый период философской мысли в Беларуси. Их интересовали вопросы: что такое мир и человек в нем как творенье Бога? Откуда в мире зло и как его преодолеть? Какое значение при этом имеет вера и человеческий разум? Главный объект познания — человек — с этого момента становится интегрирующим фактором и своеобразным стержнем всей философской мысли Беларуси. Пробуждение оригинальной философской мысли в Беларуси связано с эпохой Возрождения, представителем которой был Ф. Скорина, в своих трудах отстаиваивающий идеи гуманизма. Необходимо отметить, что гуманистический потенциал белорусской философии является ее главной особенностью и достоинством. В эпоху Возрождения формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566 года белорусский язык был официально узаконен как государственный язык ВКЛ. Достоянием белорусов наряду с традиционными произведениями религиозно-морального содержания становятся труды, посвященные вопросам истории, географии, права, медицины. Этот период связан с таким общественно-политическим явлением как Реформация, которая вызвала к обсуждению новые проблемы: прав человека, войны и мира, патриотизма, общественного согласия как условия процветания человека и общества. Особой темой становится рассмотрение права как важнейшего регулятора общественных отношений в государстве. Выразителями этих идей являются М. Литвин, А. Волан, Л. Сапега и др. В истории философии Беларуси получили освящение такие политические события как Люблинская уния, Брестская церковная уния и др., реакцией на которые было отстаивание права народа на веру предков, на развитие своего родного языка и культуры (Г. Конисский, С. Полоцкий). В эпоху Нового времени и Просвещения появились новые темы, связанные с национально-освободительным движением. Выразителями этих идей стали тайные студенческие общества филоматов, филоретов, «променистых», целью которых было преобразование общества на основах разума и образования (Я. Чечет, Ф. Зан, А. Мицкевич и др.). Новейшая история поставила вопросы национального самоопределения, которые пытались решить В. Самойла и И. Абдиралович, не принявшие большевистскую идеологию, увидев в ней опасность для развития Беларуси и высказавшие оптимистическую уверенность в ее будущности. В дальнейшем получила распространение марксистско-ленинская философия, которая на долгие годы сузила круг философских исследований. Современный период характеризуется переходом к философскому плюрализму и изучению на этой основе всех проблем, которые характерны для современной Беларуси.

 

 

11.2 Социально-философские и гуманистические идеи белорусской философии

 

Выдающимся мыслителем Киевской Руси был белорусский религиозный деятель Кирилл Туровский (ок. 1130—1182). Его наследие содержит самые разнообразные философские размышления. В теологии он рассматривал вопросы о взаимосвязи души и тела, о природе Бога. Душа у него бессмертна, нетленна и свободна. Вместе с тем, она нуждается в помощи тела, также как и тело нуждается в поддержке души. Он придерживался точки зрения, согласно которой Христос имел исключительно божественную природу. По его мнению, рассказ о сотворении Богом человека «по образу и подобию своему» явился причиной представления Бога как человека. На самом деле Бог не имеет меры и качества и не может быть представлен в пространстве и во времени.

Высшей ценностью человеческой жизни К. Туровский считал разум. Он призывал к просвещению и «книжному почитанию», приводящему человека к душевному равновесию и счастью. Постоянное чтение формирует навыки последовательного изложения мысли. Сам К. Туровский был блестящим оратором, доставлявшим удовольствие слушавшим его, за  что и был назван «белорусским Златоустом».

В эпоху Возрождения первое место, как гуманисту, по праву принадлежит Ф. Скорине (прим. 1486—1551). Он первый понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности. Этот путь определялся реформационной идеей Евангелия как прямой взаимосвязи человека и Бога посредством Слова. Он вселял уверенность в собственные силы человека, указывал земные цели, нравственное выполнение которых позволяло надеяться не только на спасение, но и на приобщение к божественному совершенству. Он утверждал самоценность человеческой жизни. Главное предназначение человека состоит в совершенной человеческой жизни,
т. е. интеллектуально-насыщенной, нравственной и общественно-полезной. Его главной этической идеей была уверенность в возможность постоянного совершенствования человеческой природы. Мораль  Скорины имеет двойственную основу индивидуальный разум и Божественное Откровение. Естественный закон «написан в сердце каждого человека». Он дан Богом вместе с разумом и свободной волей, благодаря чему человек имеет возможность сделать свой нравственный выбор. По мнению Скорины, счастье человека заключается в том, чтобы делать добрые дела для ближних, «познавать мудрость» и истину», заниматься науками. И в этом взгляды Скорины совпадают со взглядами наиболее видных гуманистов Европы.

Преемником традиций Ф. Скорины является Сымон Будный (1530—1593). Его заслугой, как просветителя и писателя, является после-довательная борьба за интеллектуальную свободу, право на «инакомыслие». В своих взглядах на мир Будный исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир, а выражал веру в человеческий разум, что характеризовало его как антитринитария. Антитринитаризм (или унитаризм) — это движение, основанное на отрицании догмата о Святой Троице и утверждении единства божественного существа, свободном толковании Библии с позиций разума. Гуманистическая направленность его взглядов особенно ярко проявилась в учении о человеке. Человеческая личность, по мнению Будного, должна быть не только свободной, но и неприкосновенной. Свобода дает человеку возможность самоутвердиться и делает его поистине великим. В отличие от божественной предопределенности он допускает наличие свободной воли, что и позволило ему обосновать право неприкосновенности личности. В рамках этой концепции он выступал против смертной казни. Понимая, что его взгляды отличаются радикализмом, С. Будный не рассчитывал, что они будут приняты его современниками, но надеялся, что они будут оценены потомками.

В истории развития социально-политических учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан (1530—1610). Во взглядах на общество и государство он придерживался теории общественного договора, согласно которой государство возникло вследствие появления угрозы естественным правам людей. В основе его учения о праве лежит «право натуры», т. е. естественное право. Сущностью права он считал справедливость «никому не делать обиды, каждому отдать то, что ему принадлежит». Право должно стать стражем всеобщей свободы и справедливости. Гуманизм Волана проявился в учении о врожденных свойствах «человеческой натуры», важнейшими из которых он считал стремление к свободе и равенству. Волан пришел к выводу, что свободными можно назвать жителей только такого государства, где право служит в равной степени всем.

Эти идеи получили развитие у выдающегося политического деятеля, канцлера ВКЛ Льва Сапеги (1557—1633). Сапега выразил несогласие с концепцией естественного права, будто человек от природы наделен вечными и неизменными правами. Он считал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Основное назначение права, по его мнению, гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности, а также в пресечении действий потенциальных преступников и применении наказания для совершивших преступления. Но самое главное право должно обеспечивать людям свободу. Сапега был сторонником юридического просвещения граждан. Он говорил, что стыдно не знать тех прав, которые написаны на своем языке.

В середине XVIIв. на Беларуси происходит переориентация в области идеологии. Католическая церковь перешла в наступление на идеи Реформации. Это движение возглавил Орден иезуитов. Людям прихо-дилось менять свое мировоззрение, переходить в другую церковь. Это создавало почву для возникновения свободомыслия. Ярким представителем атеистических воззрений был Казимир Лыщинский (1634—1689). Им был написан трактат «О несуществовании Бога», в котором изложены следующие идеи: Бог является выдумкой людей; сами церковники не верующие, но используют Бога для господства над верующими; религия это сознательный обман людей; хотя Бог является выдумкой людей, но эта выдумка не безвредная, поскольку препятствует развитию свободомыслия и образования. За эти взгляды К. Лыщинский был казнен.

Большое значение развитию просвещения и научных знаний уделял в своем творчестве Симеон Полоцкий (1629—1680). Философия, по его мнению, оказывает большое влияние на нравственное становление человека. Она помогает ему определить смысл жизни, учит сосредотачиваться на главном, смиренно переносить невзгоды, жить в мире с людьми. Не смотря на то, что он был глубоко верующим человеком, философию он ставил выше религии. Во взглядах на мир
С. Полоцкий был деистом, и как все деисты, придерживался концепции двух истин: божественной и природной, которые, в свою очередь, соответствовали двум книгам Священному Писанию и Природе, созданной Богом. Наука, по его мнению, должна изучать природу, естественные процессы, которые развиваются по законам, в которые Бог не вмешивается. Познавая природу, мы познаем и Бога. Но это косвенное познание, истинное же дается путем веры и откровения. Таким образом, Полоцкий разводит науку и религию: наука не должна вмешиваться в духовную сферу, а религия в сферу знаний. Как все представители гуманистически-просветительской мысли, он рассматривал человека во взаимосвязи с социальной общностью (семьей, обществом, государством), вне которой стать личностью невозможно. Человек должен вести активный, общественно-полезный образ жизни, смело вмешиваться в ход событий, стараться изменить их, и оставить после себя благие дела. Неоднократно он подчеркивал роль самовоспитания. Только через усердие, постоянное чтение ум становится острым, хотя от рождения таковым не был. Как гуманист, С. Полоцкий чтил человека не за его богатство, а за нравственные добродетели, мудрость и просвещенность.

Вместе с тем к концу XVIIв. в связи с особенностями исторического развития  Беларуси начинается новый период упадка как всеобщей культуры, так и философской мысли. В значительной степени этому содействовал отказ от употребления белорусского языка в государственных органах управления. Спустя более 150 лет, Беларусь, находящаяся уже в составе Российской империи, с середины XIXв. переживает второе специфически национальное Возрождение, связанное с расцветом белорусского языка и литературы. Этому содействовало творчество таких выдающихся деятелей литературы, как Я. Чечета, Я. Борщевского, В. Сырокомли, В. Дунина-Марцинкевича, белорусского народничества, революционного демократизма К. Калиновского, Ф. Бо-гушевича и их последователей.

11.3 Тема национального возрождения в философской мысли Беларуси ХХв.

 

В конце XIX—ХХв. на Беларуси сложилась неблагоприятная для стабильного развития духовной культуры ситуация. Назревание револю-ионных тенденций, подготовка и начало Первой мировой войны обусловили утрату философией своей теоретической формы и способствовали переходу на уровень публицистики и идеологической борьбы. Приоритетными стали проблемы духовности и социокультурного самоопределения белорусского народа. На этой основе выделились три направления: религиозно-идеалистическое, марксистское и национально-возрожденческое. Предста-ители первого направления Я. Окунь и Д. Скрынченко, отвергая револю-ионные средства преобразования, считали, что обновление общества и человека возможно лишь на религиозной христианской основе. Они признавали религию базовой ценностью в жизни общества и видели усиление ее регулятивной функции в слиянии с этикой. Историческая перспектива белорусского народа, который они причисляли к греко-павославной культур-ной традиции, к восточнославянским принципам самодержавия, виделась ими в освобождении от навязанного Польшей западноевропейского влияния и вхождения в русскую культуру в качестве ее наиболее древней части.

Противоположных взглядов придерживались И. Абдиралович, В. Са-мойла, В. Ластовский, А. Цвикевич, развивавшие тему национального возрождения, которая стала реальной в связи с провозглашением в марте 1918 года Белорусской Народной республики. Абдиралович и Самойла создали философские программы национального возрождения Беларуси. Основную опасность они видели в полонизации ее Западной части Польшей и в ее разделе. В отличие от них, Цвикевич в книге «Западно-русизм» указывал на опасность русификации. В целом для философии национального возрождения были характерны ярко выраженные этнографические акценты, идеализация крестьянского сельского быта.
В последующем из этой философии выделились две идейно-политические основы: либерального национализма и революционного радикализма. Последний представлен в политическом плане партией большевиков.

Начиная с 20-х годов XXв. в Беларуси развивается преимущественно марксистская философия, которая на протяжении почти семи-есятилетнего существования в качестве официальной постепенно эволюционировала от ортодоксального марксизма к пониманию философии как самоценности, как особого феномена культуры. Это объясняется, прежде всего, тем, что белорусское общество нуждается в ответе на ряд поставленных вопросов: какими путями может быть осуществлено национальное возрождение белорусского этноса? Каково будущее славянских народов на пути единения, а также интегрирования в СНГ? Как жить в условиях постчернобыльского синдрома? Как «вписаться» Беларуси в европейскую и мировую цивилизацию? Почему рыночная экономика является одной из фундаментальных опор демократии? Какие ценности остаются непреходящими в условиях пре-оразования общества? Эти и другие проблемы нуждаются в методологической разработке, глубоком анализе и определении путей их решения. Именно  поэтому философия в настоящее время оказалась особенно востребованной, так как, решая эти проблемы, она выполняет свое предназначение.

 

 






Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте периоды развития философской мысли Беларуси.

2. Проанализируйте основные идеи философов периода Киевской Руси (Е. Полоцкая, К. Смолятич, К. Туровский).

3. Чем был вызван расцвет философской мысли периода ВКЛ? Охарак-еризуйте основные идеи Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного.

4. В каких условиях развивалась духовная жизнь белорусского этноса в период Речи Посполитой? Как она повлияла на философские взгляды П. Скарги, М. Смотрицкого, К. Лыщинского, С. Полоцкого, Г. Кониского, К. Нарбута и др.?

5. Используя знания по истории Беларуси, проанализируйте философскую значимость деятельности физиократов, филоматов, филоретов, «променистых».

6. Кто является представителем философии периода национального возрождения начала XXв.? Почему данное время называется национальным возрождением?

7. Какие задачи стоят перед философией и философами Беларуси в постсоветский период?

 

 

Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Мыслитель, с которым связано становление самобытной философской мысли Беларуси:

а) Е. Полоцкая;

б) К. Туровский;

в) Ф. Скорина;

г) Л. Сапега.

2. Какая идея связана с именем канцлера Великого княжества Литовского Л. Сапеги?

а) Идея правового государства;

б) идея дуализма;

в) идея материализма и атеизма.

 

3. Философский подвиг, напоминающий нам подвиг Дж. Бруно, совершил:

а) А. Волан;

б) К. Лыщинский;

в) С. Полоцкий.

 

4. Автор произведения «Оправдание грешного человека перед Богом»:

а) Ф. Скорина;

б) С. Будный;

в) Л. Сапега.

5. Развитие культуры Беларуси с середины XVIIв.:

а) замедляется;

б) отрывается от фольклорных традиций;

в) определяется процессом секуляризации;

г) отмечается творческим подъемом.

 

6. Основные носители белорусской культуры ХІХв.:

а) горожане;

б) представители духовенства;

в) сельское население;

г) представители шляхты.

 

7. Период жизни и творчества Ф. Скорины:

а) XIIв.;

б) первая половина XIVв.;

в) XVIIв.;

г) первая половина XVIв.

 

8. Отличительная особенность религиозно-философских взглядов С. Будного, жившего во второй половине XVIв.:

а) идеализм;

б) антитринитаризм;

в) агностицизм.

 

9. Позиция белорусского философа XVIIв. К. Лещинского:

а) дуализм;

б) агностицизм;

в) материализм и атеизм.

 

10. Цивилизационное развитие Беларуси определяется ее:

а) геополитическим положением;

б) территорией;

в) политической культурой;

г) ментальностью.

 

11. Основные правила и манеры белорусского национального этикета:

а) пунктуальность, нарочитость, принципиальность, коммуникабельность;

б) щепетильность, высокомерие, такт, церемониальность;

в) приветливость, добродушие, гостеприимство, терпимость;

г) уважительность, заботливость, конформизм, предупредительность.

 

12. Внутренние факторы развития национальной культуры:

а) уникальное геополитическое положение Беларуси;

б) взаимодействие с национальными культурами других стран;

в) диалог религий и конфессий, распространенных на территории Беларуси;

г) синтез духовного наследия и самоопределения этнокультурного своеобразия.

 

13. Основатель первого в России учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии — белорусский деятель культуры, учитель Петра I:

а) Ф. Скорина;

б) С. Полоцкий;

в) Л. Сапега;

г) С. Будный.

Тематика рефератов

1. Скорина как мыслитель и философ.

2. Философское обоснование идеи патриотизма во взглядах Ф. Скорины и Н. Гусовского.

3. С. Будный в белорусской культуре и философии.

4. Художественная литература как способ обоснования философского видения мира (Я. Купала, Я. Колас).

5. Развитие идеи национального самосознания в истории философской мысли Беларуси.

6. Ф. Богушевич — «духовный отец белорусского возрождения».

7. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.