Антропологический материализм Л. Фейербаха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первым философом, который выступил с критикой Гегелевской идеалистической системы был Людвиг Фейербах (1804—1872). Свою философскую систему он называл «новой философией» и «философией будущего». Предметом новой философии, по его мнению, должен стать человек, а сама философия — учением о человеке, или антропологией. Он считал человека действительным продуктом и частью природы, которая обладает способностью мышления. Для него человек есть «единственный, универсальный и высший предмет философии». И пока философия не поймет сущности человека, она не сможет избавиться ни от мистики, ни от религиозно-идеалистических спекуляций. Человек познает природу с помощью чувств, на них основывается мышление. Только союз мышления и чувств дает возможность отразить вещи и явления такими, какими они являются на самом деле. Границы познания постоянно расширяются и то, что мы еще не познали, познают наши потомки. Таков оптимистический взгляд философа на познавательные возможности отдельного человека и человечества в целом.

Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии. Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций антропологического материализма. По мнению Фейербаха, не только страх, стремления, надежды, идеалы, а в целом весь эмоциональный мир человека способствует порождению религиозных верований. Место рождения богов — в сердце человека, которое в отличие от холодного рассудка, стремиться любить и верить. И человек верит в блаженное существо, потому что сам хочет быть блаженным. Он верит в совершенное существо, так как сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо, потому что сам не желает умирать. Если религия рождается в сердце человека, то она так же неистребима как и человеческие эмоции. Исчезнуть она сможет только тогда, по мнению Фейербаха, когда любовь человека к человеку станет религиозным чувством и заменит собой традиционную религию. И тогда человек добьется на земле того, что религия обещает на небе.

Фейербахом написаны работы «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства» и другие.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие проблемы решались И. Кантом в докритическом периоде его деятельности?

2. Какую проблематику изучал Кант в критическом периоде своей деятельности? Почему так называют этот период?

3. В каких известных сочинениях изложены Кантом учение о познании, этические взгляды, эстетика и теология?

4. В чем выражается агностицизм Канта?

5. Как трактуется Кантом трансцендентальное?

6. К какому виду знаний относит Кант пространство и время?

7. Какие познавательные способности человека рассматривает Кант?

8. Какие, по мнению Канта, идеи может образовать разум?

9. Что такое «антиномии чистого разума» в философии И. Канта, и почему они возникают?

10. Как понимает Кант нравственный закон?

11. Какие известные работы Гегеля Вы можете назвать?

12. Что является исходным пунктом, основой философской системы Гегеля?

13. Какие логические ступени развития, по мнению Гегеля, проходит абсолютная идея?

14. Как Вы понимаете принцип триады Гегеля?

15. Какие законы диалектики были открыты Гегелем?

16. Объясните, на каком основании философскую систему И. Канта называют «субъективным идеализмом», а Гегеля — «объективным идеализмом»?

17. Как характеризуется философская доктрина Фейербаха?

18. Каково отношение Фейербаха к религии?

19. Что Фейербах предлагает в качестве «новой религии?

Тестовые задани я

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Какие проблемы волнуют И. Канта в докритический период его деятельности?

а) этические;

б) антропологические;

в) социальные;

г) метафизические;

д) философии природы.

 

2. Для теории познания И. Канта характерен:

а) скептицизм;

б) догматизм;

в) критический подход;

г) релятивизм.

д) агностицизм.

 

3. Всякое знание по Канту начинается с:

а) разума;

б) истины;

в) чувств;

г) опыта;

д) эмоций.

 

4. Априорные формы в философии познания И. Канта — это:

а) врожденные идеи;

б) силлогизмы;

в) продукты разума;

г) доопытное знание;

д) чувственные восприятия.

 

5. И. Кант отрицает возможность познания:

а) человека;

б) мира явлений;

в) природы;

г) общества;

д) «вещей в себе».

 

6. Категорический императив И. Канта — это:

а) причинно-следственная связь;

б) моральный закон;

в) закон природы;

г) субъективный взгляд человека;

д) эстетическое восприятие мира.

 

7. Диалектический метод Гегель применяет к:

а) объективно существующему миру;

б) абсолютной идее;

в) природе;

г) философии религии;

д) философии истории.

 


8. Философский метод Гегеля является:

а) метафизическим;

б) догматическим;

в) скептическим;

г) диалектическим;

д) феноменологическим.

 

9. Философская система Гегеля является:

а) дуалистической;

б) метафизической;

в) монистической;

г) диалектической;

д) идеалистической.

 

10. Гегелем разработаны основные законы:

а) механики;

б) метафизики;

в) диалектики;

г) антропологии;

д) религии;

 

11. Какой характер носит материализм Л. Фейербаха?

а) Диалектический;

б) феноменологический;

в) антропологический;

г) скептический;

д) вульгарный.

 

12. Религия Л. Фейербаха основана на признании:

а) Бога, как сущности, вынесенной за пределы человека;

б) Бога, растворенного в природе;

в) Бога в самом человеке.

 

 


Тематика рефератов

1. Натурфилософия Фр. Шеллинга.

2. Кантовская трансцендентальная философия.

3. Философия государства и права Гегеля.

4. Логический метод Гегеля.

5. Кант — философ XVIIIв. Основные идеи «Критики чистого разума».

 

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 372.