1. Асветнікі зямлі Беларускай: Х — пач. ХХст. : энцыкл. даведнік / рэд.
Г. П. Пашкоў [і інш.]. — Мн : Бел Эн, 2001. — 492 с.
2. Абдз i ралович I . Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага светапогляду. Мн.: Навука и тэхника, 1993. — 43 с.
3. Бирало, А. А. Философская и общественно-политическая мысль в Беларуссии и Литве в конце XVII — середине XVIIIв. / А. А. Бирало. — Минск : изд-во БГУ, 1971. — 180 с.
4. Козел, А. А. Философская мысль Беларуси / А. А. Козел. — Мн. : Амалфея, 2004. — 352 с.
5. Короткая, Т. П. Религиозная философия в Беларуси начала ХХв. /
Т. П. Короткая. — Минск : [б. и.], 1983. — 108 с.
6. Майхрович, А. С. Поиск истинного бытия человека: Из истории философии и культуры Беларуси. / А. С. Майхрович. — Мн. : Наука и техника, 1992. — 247 с.
7. Очерк истории философской и социологической мысли Беларуси. Мн.: Наука и техника, 1973. — 557 с.
8. Падокшын, С. А. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі /
С. А. Падокшын. — Мн. : [б. и.], 1990. — 285 с.
9. Памятники философской мысли Белоруссии XVII первой половины XVIIIв. / В. В. Дубровский [и др.]. — Минск : Навука и тэхніка, 1991. — 319 с.
10. Шалькевіч,В. Філасофская думка ў Беларусі / В. Шалькевіч. Мн. : [б. и.], 1976. — 238 с.
ТЕМА 12
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ
Цель: дать знание о том, что каждая категория онтологии есть отражение наиболее общих, существенных свойств и отношений объективной действительности.
Задачи:
1) определить онтологическую, методологическую и практическую значимость основных категорий онтологии и метафизики;
2) раскрыть эволюцию представлений о них;
3) показать практическую значимость категорий онтологии.
Онтология как философское учение о бытии. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии. Уровни и формы бытия.
Категория материи. Эволюция понятия материи. Определение материи и ее методологическое значение. Движение и развитие как атрибуты материи. Современные научные и философские представления о движении.
Пространственно-временная структура бытия.
Субстанциональная и реляционная концепции пространства-времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социального пространства и времени.
План
1. Понятие бытия. Бытие природы и бытие человека.
2. Категория материи и ее методологическое значение.
3. Движение и развитие как атрибут материи.
4. Пространственно-временная структура бытия.
12.1 Понятие бытия. Бытие природы и бытие человека
Составной частью философии является онтология — наука о бытии (от греч. оntos — сущее, logos — учение).
В философском осмыслении мира категория «бытие» является исходной Она выступает в качестве системообразующего принципа философской картины мира. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Отдельные процессы и явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Это понятие впервые ввел Парменид (V—IVвв. до н. э.) как реакцию на запрос эпохи. Во времена Парменида люди начали терять веру в богов, мифы стали рассматриваться как вымысел. Рушились привычные основы мира, где реальностью были боги и традиции. Для преодоления отчаяния людям нужна была вера в новую силу и Парменид ее провозгласил: это сила Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос и обеспечивает миру стабильность и подчинение какому-то порядку. За вещами предметно-чувственного мира находится то, что выполняет роль гаранта существования этого мира. Введя понятие «бытие» он констатировал: быть — значит существовать в наличии. Все конкретные вещи не вечны, они возникают и исчезают в «небытие». Для философов встал вопрос, насколько реально действительное бытие в соотношение с небытием. Парменид считал реальным только бытие, а небытие иллюзорным. Последующее развитие философии породило многочисленные и разнообразные трактовки бытия, все многообразие которых сводится к трем главным концепциям: материалистической, объективно-идеали-стической и субъективно-идеалистической.
Суть первой состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, обладающая свойством воздействовать на наши органы чувств. С точки зрения материализма бытием обладает все то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии, т. е. бытие есть совокупность движущейся материи во всем многообразии ее свойств.
В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи (Платон, Гегель).
В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта (Беркли, Юм).
В современной философии адекватно представлены все три концепции.
Таким образом, с помощью категории бытия интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная, непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их существование есть предпосылка единства мира; 3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Философская категория бытия, следовательно, заключает в себе достаточно сложное ее комплексное содержание.
Ее историческими формами являются:
1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;
2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
3. Духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;
4. Бытие общества или социальное бытие.
Каждый из этих уровней имеет свою специфику.
Природное бытие есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.
Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» — это предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам «второй природы» относится и бытие техники, которая представляет собой совокупность вещей, созданных человеком. Человек и техника находятся в противоречивом единстве. Используя технику, человек изменяется физически и духовно, возрастает сила его интеллекта, однако, есть и отрицательные последствия, они состоят в ослаблении человека, его зависимости от техники.
Во взаимоотношении между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, как основе создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения «первого» бытия, что делает физическое существование человека невозможным.
В рамках природного бытия выделяют человеческое бытие. В нем пересекаются: 1) бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи; 2) бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду Homo sapiens; 3) бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.
Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяет его существование.
Духовный мир человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное (интуиции, откровения).
Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика.
Исследование бытия — только предпосылка осмысления единства мира. Подлинное понимание единства мира возможно лишь на основе анализа следующей важнейшей категории философии — категории материи.
12.2 Категория материи и ее методологическое значение
В истории философии появление понятия материи связывают с первыми попытками объяснения единства мира. В период античности философы стремились найти устойчивую и неизменную основу всех вещей и явлений — субстанцию. Отождествляя ее с веществом, они искали первоматерию, из которой образуются все остальные вещи. В качестве такого начала выступала та или иная стихия: у Фалеса — вода, Анаксимена — воздух, Гераклита — огонь и др. Любое из начал казалось одинаково правомерным, но в то же время ни одно из них не было достаточным для объяснения всего существующего.
В поисках адекватного объяснения мира следующее поколение греческих философов приходит к признанию множественности начал. Эмпедокл говорил, что только сочетание всех четырех элементов (огонь, вода, земля, воздух) в состоянии дать имеемое разнообразие. Анаксагор усилил эту позицию. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос.
Новой попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые ввели идею множественности, объявив в качестве первоначала предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу они устанавили предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Отсюда происходит название частицы atomos (греч.) — неделимый. Атомистическая концепция, кроме этой, содержала еще другую важную идею — общности свойств и физического строения материи.
Второй этап становления категории материи связан с эпохой Нового времени, когда зарождается классическая наука, цель которой дать истинную картину природы путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бытия. Объекты природы в рамках складывающейся науки представляли собой своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характе-ризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т. е. координаты и силы, действующие на тело).
Наука Нового времени углубила представление о материи, наделив ее атрибутивными свойствами — массы, протяженности, непроницаемости и т. д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества («начало», «элементы», «корпускулы», «атомы» и т. п.). В этот период было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса (Галилей, Ньютон).
Новую трактовку категории материя дает марксистско-ленинское учение. Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл.
В марксистском изложении материя наделяется двумя существенными свойствами: а) существовать вне и независимо от сознания; б) воздей-ствовать на органы чувств, вызывая ощущения. Данная характеристика получила концентрированное выражение в диалектико-материали-стическом определении, сформулированным В. И. Лениным: « Материя есть философская категория, служащая для определения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Здесь материя трактуется уже как философская абстракция, которая обозначает единственное всеобщее свойство вещей и явлений — быть объективной реальностью.
В рамках современной философии проблема материи уходит на второй план; лишь некоторые философы и, в большей степени, естествоиспытатели продолжают использовать в своей деятельности понимание материи как субстрактной первоосновы вещей, т. е. вещества. Современная философия ориентирована на построение принципиально новых онтологий.
Важнейшими свойствами материи являются структурность и неисчерпаемость. Объективный мир представляет собой взаимосвязь бесконечного числа качественно разнообразных структур. Структурой называют определенную устойчивую взаимосвязь элементов создающую некоторую целостность. Объекты, объединенные общими структурными признаками относятся к одному типу структур — системам. Таких систем в мире бесконечное множество, но им присуща и закономерная общность, поэтому они могут быть сформированы в некоторые классы (формы) сущего, например, физическая, химическая, биологическая и социальной реальность. Действительность можно представить в виде иерархии различных типов структур, основными уровнями которых выступают неживая материя, живая материя и социально-организованная материя. Неживая материя представлена объектами неорганической природы, которые реализуются, с точки зрения естествоиспытателя, на таких уровнях, как: вакуум — элементарные частицы — молекулы — макротела — планеты — звезды — галактики — Метагалактики, а с точки зрения философа — это Универсум, мир в целом. Живая материя; включает в себя все объекты способные к самоорганизации и самовоспроизводству, это такие структурные уровни как ДНК — клетка — семья — общество.
Рассмотрение проблемы структурности материи показывает, что философия и наука на каждом этапе своего развития задают определенное видение мира, мира, который изучен ими к данному моменту времени. Это означает, что любая научная картина мира является относительным знанием, и по мере развития науки она может уточняться и изменяться.
Для современного этапа характерно видение мира как развивающейся системы.
Другой важнейшей характеристикой материи является неисчер-паемость, под которой понимается не бесконечность мира как кладовой материальных ресурсов, а бесконечность свойств материи, которые мы не прекращаем открывать, познавая ее. Появление новых элементов возможно благодаря бесконечности процесса познания мира.
12.3 Движение и развитие как атрибут материи
Любое конкретное явление, материальное или духовное, объективно подвержено непрерывным изменениям, которое получает свое обоснование при помощи таких категорий как движение, развитие и покой.
На протяжении всей истории философской мысли разрабатывались учения о движении. Философов волновали вопросы: что такое движение? Каковы его источники? Как передать движение в понятиях? Они являются актуальными и сегодня.
На начальных этапах развития философской мысли движение понималось как возникновение одного и уничтожение другого. Такое понимание движения характерно для первых древнегреческих философов (Фалес, Гераклит, Демокрит), которые рассматривали первоначала вещей — воду, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном движении и изменении. Элеаты (Парменид, Зенон Элейский), наоборот, отрицали движение как таковое. Парменид утверждал, что бытие неподвижно поскольку оно совершенно. В последующие периоды, прежде всего в XVIIIв., формируется представление о движении как о форме существования материи (Толанд, Гольбах). Под движением понимается перемещение тел в пространстве, их взаимодействие. Этот подход был упрощенным, т. к. фактически сводил все формы движения к одной — механической, упускаяиз виду изменения, происходящие в живых организмах, обществе и т. д.
В настоящее время движение понимается, как изменение вообще, а категория движения введена для обозначения любых изменений. Движение представляет собой единство противоположностей — измен-чивости и устойчивости. Причем, устойчивость, покой — относительны, поскольку любой объект покоится лишь относительно некоторой системы отсчета, а движение и изменчивость — абсолютны.
С точки зрения современной науки, в частности синергетики (науки о сложных самоорганизующихся системах), развитие отсутствуют там, где царит покой, равновесие и стабильность. В равновесных системах случайные отклонения от величин, характеризующих системы, от их среднего значения (флуктуации) ослабляются и подавляются, а в неравновесных системах, наоборот усиливаются и тем самым «расшатывают» прежний порядок и основанную на них структуру. В результате этого возникает неустойчивость, и появляются особая точка перехода, которую называют точкой бифуркации или разветвления. Какую из возможных структур в этой точке «выберет» система, зависит от случайных факторов, и заранее этого предсказать нельзя. Появляется новый порядок или динамический режим с соответствующей структурой, который приходит на смену старой неустойчивости. Таким образом, процесс самоорганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от устойчивости к неустойчивости, от покоя к движению, от «порядка к хаосу».
Основные формы движения материи. По своим проявлениям движение многообразно, оно существует в различных формах. Однако, имеются по крайней мере три формы движения материи: в неорганической природе, в живой природе и в социальной жизни. Задача выделения различных форм движения материи решалась первоначально стихийно самим естествознанием в процессе становления различных наук. Однако к
60-м годам XIXв., когда происходит становления дисцип-линарного естествознания, появляется необходимость в философском обобщении результатов исследования различных срезов материального мира, отдельных форм движения материи. Ф.Энгельс в своей работе «Диалектика природы» выделил пять форм движения материи, в соответствии с развитием науки того времени. В основе этой классификации лежат следующие принципы: соответствие выделенным формам движения определенных материальных носителей, существование генетической связи между этими формами и их специфичностью, не сводимости высших форм к низшим. В эти пять форм движения материи входили: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.
Материальными носителями этих форм были соответственно: массы, молекулы, белки, человек и общество.
С точки зрения современной науки, проблема соотношения механического и физического движения трактуется по-новому. Механическое движение не рассматривается как основа всех физических процессов, оно не связанно с каким-то отдельно взятым уровнем организации материи, как это представлялось во второй половине XIXв. Современная наука рассматривает механическое движение как одну из сторон более сложных форм движения. К тому же различается квантово-механическое движение на уровне элементарных частиц и атомов и макромеханическое движение на уровне макротел.
Структурность материи, наличие в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, состояний, отношений. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира.
12.4 Пространственно-временная структура бытия
Пространство и время являются всеобщими объективными формами координации материальных систем и их состояний. Пространство как философская категория выражает протяженность материальных объектов, а также порядок их расположения относительно друг друга, а время — продолжительность существования объектов, а также процессы смены их друг другом.
В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени — субстанциональная и релятивистская (от лат. relativus — относительный).
Согласно первой, пространство представляет собой особую, самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещейможны и другие миры, с другими характризующими базисные физические взаимодействияслабых взаимодействий, управляющих превращен. Оно — что-то вроде огромного вместилища для вещей, которое останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет. Время при этом понимается как чистая длительность, которая течет независимо от чего-либо и все поглощает в себя. Истоки этой концепции восходят к античной философии. У Демокрита в роли «чистого», абсолютного пространства выступает «пустота», в которой существуют атомы.
Реляционная концепция трактует пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений между взаимо-действующими объектами. Вне этой системы пространство и время не обладают самостоятельным существованием, они являются лишь особой характеристикой материальных явлений. В этой концепции исчезновение мира вещей привело бы и к исчезновению пространства и времени. Ее истоки также лежат в античной философии. Аристотель предложил концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам.
В Новое время преимущество было на стороне реляционной концепции, поскольку она служила основанием ньютоновской механики, принимавшейся тогда за образец точной науки. В электродинамике подтверждением данной концепции служила гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наиболее сильным аргументом в пользу реляционной концепции была геометрия Евклида, единственная геометрия, которая описывала реальные свойства физического пространства и времени. Это подтверждало вывод субстанциальной концепции о том, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия систем.
В начале XXв. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциального подхода. Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО) и общую (ОТО). СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, на самом деле являются релятивными.
В специальной теории относительности утратили свой абсолютный характер такие характеристики пространства и времени как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов. Общая теория относительности также подтвердила релятивный характер пространства — времени. Она обнаружила, что вблизи тяжелых объектов, геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени начинает замедляться. Философское значение теории относительности в том, что она исключала из науки понятия абсолютного пространства и времени как самостоятельных; показывала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем; подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи. Сам Эйнштейн о сути своей теории сказал так: «Раньше считали, что если бы материя каким-то образом исчезла, то пространство и время бы остались, теперь ясно, что вместе с вещами исчезло бы пространство и время».
Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристики, как основных форм существования материи. К свойствам пространства относятся: протяженность, однородность, изотропность и трехмерность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений. Время характеризуется длительностью, одномерностью, необратимостью и однородностью. Длительность времени и протяженность пространства совпадают с самой сущностью пространства и времени. Наиболее характерным свойством пространства является его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время — одномерно, для его фиксации достаточно одной величины и однородно, т. к. все его моменты равноправны. Характерным свойством времени является его необратимость: время течет от прошлого через настоящее в будущее. Обратное течение времени невозможно.
Однако помимо реального физического пространства — времени существует реальное биологическое и социальное пространство — время.
Особенности биологического пространства — времени также зависят от материальных процессов, происходящих в живых системах. Но, если в объектах неживой природы вещество структурируется симметрично, то молекулы живых организмов и сами организмы — ассиметрично. Например, мозг человека представляет асимметрию двух полушарий. Молекулы живых систем имеют исключительно «левостороннюю» группировку. В строении живых организмов сочетаются симметрия и асимметрия.
В. И. Вернадский, отмечая эту особенность пространственной организации живого, подчеркивал принципиально неевклидовый характер пространствен-ной асимметрии, свойственной живым организмам. Он выдвигал гипотезу, согласно которой биосферу следует рассматривать как сложную композицию различных неевклидовых пространств живых организмов и евклидовых пространств живой природы, с которыми взаимодействуют живые организмы.
Живая природа имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Биологическое время определяется характе-ром и последовательностью биохимических и физиологических процессов, происходящих в живых организмах на разных уровнях. Во внутреннем времени организма, в ритмах его биологических часов время как бы спрессовано, впоследствии происходит перенос этих часов на будущее; живое как бы предвосхищает события, запускает такие реакции, которые обеспечивают приспособление к изменениям внешней среды.
Социальное пространство и время также имеют свои особенности. Оно вписано в пространство биосферы и неживой природы, но не сводится ни к одному из них. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.
Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующую, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в себя в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет своей деятельностью, самого человека и его отношение к другим людям, состояние человеческого сознания, регулирующее его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей: мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса.
Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, государства, общественно-экономической формации, можно выделить время индивидуального бытия человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Сравните следующие высказывания древнегреческих философов, основоположников онтологии «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид); «Бытие означает, что нечто истинно, а небытие — не истинно, ложно» (Аристотель). Согласны ли Вы с ними?
2. Можно ли поставить знак равенства между понятиями: «материя», «природа», «вещество»?
3. Какой смысл Вы вкладываете в понятия: «движение», «развитие», «прогресс»?
4. Объясните, какое высказывание более точное:
а)движение и покой не связаны между собой;
б) всякое движение стремится к покою и заканчивается им;
в) движение всегда абсолютно, покой только относителен;
г)всякое движение относительно;
д) покой есть момент всякого движения.
5. Дайте философскую характеристику следующим высказываниям:
а) пространство, время и материя есть три самостоятельные сущности, независимые друг от друга;
б) пространство и время находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи;
в) время есть лишь субъективное условие нашего созерцания и само по себе, вне субъекта, есть ничто.
6. Почему время необратимо? Что такое объективное и субъективное время?
7. Н. А. Бердяев, характеризуя философию экзистенциализма, писал что «для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы»*. Проанализируйте отрывок из работы Бердяева и определите собственную позицию по этому вопросу.
8. Почему в современном естествознании, гуманитарных науках и философии проблема времени приобрела особую актуальность?
Тестовые задания
Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.
1. Онтология изучает:
а) природу;
б) материю;
в) бытие;
г) реальность.
2. Философ, который сделал первую попытку постановки проблемы бытия в европейской философии:
а) Фалес;
б) Демокрит;
в) Ф. Аквинский;
г) Парменид;
д) К. Маркс.
3. Категория, которая может быть названа парной по отношению к категории «бытие»:
а) небытие;
б) дух;
в) материя;
г) сознание;
д) трансцендентное.
4. Основные формы бытия — это бытие:
а) вещей;
б) процессов;
в) природы;
г) сознания;
д) человека.
5. Философская категория, которой соразмерно понятие «реальность»:
а) материя;
б) дух;
в) сознание;
г) бытие;
д) бессознательное.
6. Философское направление, отвергающее существование объективной реальности:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) вульгарный материализм;
д) объективный идеализм.
7. Философская школа, отрицающая существование идеальной реальности:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) вульгарный материализм;
д) объективный идеализм.
8. Философская позиция автора следующего высказывания «Наиболее фундаментальное из моих интеллектуальных убеждений заключается в том, что представление, будто мир есть нечто единое целое — вздор. Я полагаю, что Вселенную составляют всевозможные пятна и скачки, без единства и без непрерывности, без согласованности или упорядоченности или каких-либо других качеств, которые нравятся гувернанткам»:
а) монизм;
б) дуализм;
в) плюрализм.
9. Форма бытия, которая считается основополагающей в экзистенциальной философии — это бытие:
а) природы;
б) человека;
в) духовное;
г) социальное.
10. Философии постмодерна в трактовке проблемы бытия основная идея:
а) становление;
б) устойчивая совокупность иерархических структур;
в) абсолютное и предельное основание мироздания;
г) Бог.
11. В современной материалистической философии понятие «бытие — это:
а) природа и общество;
б) материя;
в) природа; то, что существовало в прошлом и существует сейчас;
г) все, что существует объективно;
д) все существующее, т. е. материя и сознание.
е)
12. Философская позиция, лежащая в основе следующего высказывания: «Мы должны утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи… Пространство и время суть не реальности мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи» — это:
а) вульгарный материализм;
б) субъективный идеализм;
в) объективный идеализм;
г) диалектический материализм.
13. Какая модель времени описана в следующих строчках Л. Каром: «Так же и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что в веках совершилось, что происходит теперь и что воспоследствует позже. Неизбежно признать, что никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса»?
а) Релятивистская;
б) субстанциональная.
14. О каком времени идет речь в стихотворении С. Я. Маршака: «Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым Вы наполняете его»?
а) Реальном;
б) перцептуальном;
в) концептуальном.
Тематика рефератов
1. Онтологические проблемы в классической и современной философии.
2. Поиск метафизических оснований бытия в различных философских системах.
3. Бытие как предмет философско-категориального анализа.
4. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
5. Представление о материи в философии и современном научном знании.
6. Космологические модели мира и их философский смысл.
7. Динамическая организация бытия. Движение и развитие.
8. Пространство и время как категории философии и культуры. Эволюция представлений о пространстве и времени в истории философии и науке.
9. Системно-структурная организация Универсума.
10. Концепция глобального эволюционизма.
11. Бытие человека и время.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 309.