Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Асветнікі зямлі Беларускай: Х — пач. ХХст. : энцыкл. даведнік / рэд.
Г. П. Пашкоў [і інш.]. — Мн : Бел Эн, 2001. — 492 с.

2. Абдз i ралович I . Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага светапогляду. Мн.: Навука и тэхника, 1993. — 43 с.

3. Бирало, А. А. Философская и общественно-политическая мысль в Беларуссии и Литве в конце XVII — середине XVIIIв. / А. А. Бирало. — Минск : изд-во БГУ, 1971. — 180 с.

4. Козел, А. А. Философская мысль Беларуси / А. А. Козел. — Мн. : Амалфея, 2004. — 352 с.

5. Короткая, Т. П. Религиозная философия в Беларуси начала ХХв. /
Т. П. Короткая. — Минск : [б. и.], 1983. — 108 с.

6. Майхрович, А. С. Поиск истинного бытия человека: Из истории философии и культуры Беларуси. / А. С. Майхрович. — Мн. : Наука и техника, 1992. — 247 с.

7. Очерк истории философской и социологической мысли Беларуси. Мн.: Наука и техника, 1973. — 557 с.

8. Падокшын, С. А. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі /
С. А. Падокшын. — Мн. : [б. и.], 1990. — 285 с.

9. Памятники философской мысли Белоруссии XVII первой половины XVIIIв. / В. В. Дубровский [и др.]. — Минск : Навука и тэхніка, 1991. — 319 с.

10.  Шалькевіч,В. Філасофская думка ў Беларусі / В. Шалькевіч. Мн. : [б. и.], 1976. — 238 с.

 

 

ТЕМА 12

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ

 

Цель: дать знание о том, что каждая категория онтологии есть отражение наиболее общих, существенных свойств и отношений объективной действительности.

Задачи:

1) определить онтологическую, методологическую и практическую значимость основных категорий онтологии и метафизики;

2) раскрыть эволюцию представлений о них;

3) показать практическую значимость категорий онтологии.

 

Онтология как философское учение о бытии. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии. Уровни и формы бытия.

Категория материи. Эволюция понятия материи. Определение материи и ее методологическое значение. Движение и развитие как атрибуты материи. Современные научные и философские представления о движении.

Пространственно-временная структура бытия.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства-времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социального пространства и времени.

План

 

1. Понятие бытия. Бытие природы и бытие человека.

2. Категория материи и ее методологическое значение.

3. Движение и развитие как атрибут материи.

4. Пространственно-временная структура бытия.

 

 

12.1 Понятие бытия. Бытие природы и бытие человека

 

Составной частью философии является онтология — наука о бытии (от греч. оntos — сущее, logos — учение).

В философском осмыслении мира категория «бытие» является исходной Она выступает в качестве системообразующего принципа философской картины мира. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Отдельные процессы и явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Это понятие впервые ввел Парменид (V—IVвв. до н. э.) как реакцию на запрос эпохи. Во времена Парменида люди начали терять веру в богов, мифы стали рассматриваться как вымысел. Рушились привычные основы мира, где реальностью были боги и традиции. Для преодоления отчаяния людям нужна была вера в новую силу и Парменид ее провозгласил: это сила Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос и обеспечивает миру стабильность и подчинение какому-то порядку. За вещами предметно-чувственного мира находится то, что выполняет роль гаранта существования этого мира. Введя понятие «бытие» он констатировал: быть значит существовать в наличии. Все конкретные вещи не вечны, они возникают и исчезают в «небытие». Для философов встал вопрос, насколько реально действительное бытие в соотношение с небытием. Парменид считал реальным только бытие, а небытие иллюзорным. Последующее развитие философии породило многочисленные и разнообразные трактовки бытия, все многообразие которых сводится к трем главным концепциям: материалистической, объективно-идеали-стической и субъективно-идеалистической.

Суть первой состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, обладающая свойством воздействовать на наши органы чувств. С точки зрения материализма бытием обладает все то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии, т. е. бытие есть совокупность движущейся материи во всем многообразии ее свойств.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи (Платон, Гегель).

В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта (Беркли, Юм).

В современной философии адекватно представлены все три концепции.

Таким образом, с помощью категории бытия интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная, непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их существование есть предпосылка единства мира; 3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Философская категория бытия, следовательно, заключает в себе достаточно сложное ее комплексное содержание.

Ее историческими формами являются:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

3. Духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

4. Бытие общества или социальное бытие.

Каждый из этих уровней имеет свою специфику.

Природное бытие есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.

Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» — это предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам «второй природы» относится и бытие техники, которая представляет собой совокупность вещей, созданных человеком. Человек и техника находятся в противоречивом единстве. Используя технику, человек изменяется физически и духовно, возрастает сила его интеллекта, однако, есть и отрицательные последствия, они состоят в ослаблении человека, его зависимости от техники.

Во взаимоотношении между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, как основе создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения «первого» бытия, что делает физическое существование человека невозможным.

В рамках природного бытия выделяют человеческое бытие. В нем пересекаются: 1) бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи; 2) бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду Homo sapiens; 3) бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяет его существование.

Духовный мир человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное (интуиции, откровения).

Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика.

Исследование бытия — только предпосылка осмысления единства мира. Подлинное понимание единства мира возможно лишь на основе анализа следующей важнейшей категории философии — категории материи.

 

 

12.2 Категория материи и ее методологическое значение

 

В истории философии появление понятия материи связывают с первыми попытками объяснения единства мира. В период античности философы стремились найти устойчивую и неизменную основу всех вещей и явлений — субстанцию. Отождествляя ее с веществом, они искали первоматерию, из которой образуются все остальные вещи. В качестве такого начала выступала та или иная стихия: у Фалеса — вода, Анаксимена — воздух, Гераклита — огонь и др. Любое из начал казалось одинаково правомерным, но в то же время ни одно из них не было достаточным для объяснения всего существующего.

В поисках адекватного объяснения мира следующее поколение греческих философов приходит к признанию множественности начал. Эмпедокл говорил, что только сочетание всех четырех элементов (огонь, вода, земля, воздух) в состоянии дать имеемое разнообразие. Анаксагор усилил эту позицию. Мно­гообразие тел в природе он сводит к различным неиз­менным, неисчислимо многим и бесконечно малым эле­ментам действительного мира («семена вещей», кото­рые вначале были в беспорядке смешаны и образовыва­ли хаос.

Новой попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые ввели идею множественности, объявив в качестве первоначала предельно мел­кие материальные частицы, которые нельзя непосред­ственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу они устанавили предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Отсюда про­исходит название частицы atomos (греч.) — неделимый. Атомистическая концепция, кроме этой, содержала еще другую важную идею — общности свойств и физического строения материи.

Второй этап становления категории материи связан с эпохой Но­вого времени, когда зарождается классическая на­ука, цель которой дать истинную картину природы путем выявления очевид­ных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бы­тия. Объекты природы в рамках складывающейся науки представляли собой своеобразные механические устройства. Такие систе­мы состояли из относительно небольшого количества элементов и характе-ризовались силовыми взаимодей­ствиями и жестко детерминированными связями. В ре­зультате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предска­зать, зная его начальные условия (т. е. координаты и си­лы, действующие на тело).

Наука Ново­го времени углу­била представление о материи, наделив ее атрибутив­ными свойствами — массы, протяженности, непроницаемости и т. д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества («начало», «эле­менты», «корпускулы», «атомы» и т. п.). В этот период было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса (Галилей, Ньюто­н).

Новую трактовку категории материя дает марксистско-ленинское учение. Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не фи­лософский смысл.
В марксистском изложении материя наделяется двумя существенными свойствами: а) существовать вне и независимо от сознания; б) воздей-ствовать на органы чувств, вызывая ощущения. Данная характеристика получила концентрированное выражение в диалектико-материали-стическом определении, сформулированным В. И. Лениным: « Материя есть философская категория, служащая для определения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Здесь  материя трактуется уже как философская абстракция, которая обозначает единственное всеобщее свойство вещей и явлений — быть объективной реаль­ностью.

В рамках современной философии проблема материи уходит на второй план; лишь некоторые философы и, в большей степени, естествоиспытатели продолжают ис­пользовать в своей деятельности понимание материи как субстрактной первоосновы вещей, т. е. вещества. Современ­ная философия ориентирована на построение принци­пиально новых онтологий.

Важнейшими свойствами материи являются структурность и неисчерпаемость. Объективный мир представляет собой взаимосвязь бесконечного числа качественно разнообразных структур. Структурой называют определенную устойчивую взаимосвязь элементов создающую некоторую целостность. Объекты, объединенные общими структурными признаками относятся к одному типу структур — системам. Таких систем в мире бесконечное множество, но им присуща и закономерная общность, поэтому они могут быть сформированы в некоторые классы (формы) сущего, например, физическая, химическая, биологическая и социальной реальность. Действительность можно представить в виде иерархии различных типов структур, основными уровнями которых выступают неживая материя, живая материя и социально-организованная материя. Неживая материя представлена объектами неорганической природы, которые реализуются, с точки зрения естествоиспытателя, на таких уровнях, как: вакуум — элементарные частицы — молекулы — макротела — планеты — звезды — галактики — Метагалактики, а с точки зрения философа — это Универсум, мир в целом. Живая материя; включает в себя все объекты способные к самоорганизации и самовоспроизводству, это такие структурные уровни как ДНК — клетка — семья — общество.

Рассмотрение проблемы структурности материи показывает, что философия и наука на каждом этапе своего развития задают определенное видение мира, мира, который изучен ими к данному моменту времени. Это означает, что любая научная картина мира является относительным знанием, и по мере развития науки она может уточняться и изменяться.

Для современного этапа характерно видение мира как развивающейся системы.

Другой важнейшей характеристикой материи является неисчер-паемость, под которой понимается не бесконечность мира как кладовой материальных ресурсов, а бесконечность свойств материи, которые мы не прекращаем открывать, познавая ее. Появление новых элементов возможно благодаря бесконечности процесса познания мира.

 

 

12.3 Движение и развитие как атрибут материи

 

Любое конкретное явление, материальное или духовное, объективно подвержено непрерывным изменениям, которое получает свое обоснование при помощи таких категорий как движение, развитие и покой.

На протяжении всей истории философской мысли разрабатывались учения о движении. Философов волновали вопросы: что такое движение? Каковы его источники? Как передать движение в понятиях? Они являются актуальными и сегодня.

На начальных этапах развития философской мысли движение понималось как возникновение одного и уничтожение другого. Такое понимание движения характерно для первых древнегреческих философов (Фалес, Гераклит, Демокрит), которые рассматривали первоначала вещей — воду, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном движении и изменении. Элеаты (Парменид, Зенон Элейский), наоборот, отрицали движение как таковое. Парменид утверждал, что бытие неподвижно поскольку оно совершенно. В последующие периоды, прежде всего в XVIIIв., формируется представление о движении как о форме существования материи (Толанд, Гольбах). Под движением понимается перемещение тел в пространстве, их взаимодействие. Этот подход был упрощенным, т. к. фактически сводил все формы движения к одной — механической, упускаяиз виду изменения, происходящие в живых организмах, обществе и т. д.

В настоящее время движение понимается, как изменение вообще, а категория движения введена для обозначения любых изменений. Движение представляет собой единство противоположностей — измен-чивости и устойчивости. Причем, устойчивость, покой — относительны, поскольку любой объект покоится лишь относительно некоторой системы отсчета, а движение и изменчивость — абсолютны.

С точки зрения современной науки, в частности синергетики (науки о сложных самоорганизующихся системах), развитие отсутствуют там, где царит покой, равновесие и стабильность. В равновесных системах случайные отклонения от величин, характеризующих системы, от их среднего значения (флуктуации) ослабляются и подавляются, а в неравновесных системах, наоборот усиливаются и тем самым «расшатывают» прежний порядок и основанную на них структуру. В результате этого возникает неустойчивость, и появляются особая точка перехода, которую называют точкой бифуркации или разветвления. Какую из возможных структур в этой точке «выберет» система, зависит от случайных факторов, и заранее этого предсказать нельзя. Появляется новый порядок или динамический режим с соответствующей структурой, который приходит на смену старой неустойчивости. Таким образом, процесс самоорганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от устойчивости к неустойчивости, от покоя к движению, от «порядка к хаосу».

Основные формы движения материи. По своим проявлениям движение многообразно, оно существует в различных формах. Однако, имеются по крайней мере три формы движения материи: в неорганической природе, в живой природе и в социальной жизни. Задача выделения различных форм движения материи решалась первоначально стихийно самим естествознанием в процессе становления различных наук. Однако к
60-м годам XIXв., когда происходит становления дисцип-линарного естествознания, появляется необходимость в философском обобщении результатов исследования различных срезов материального мира, отдельных форм движения материи. Ф.Энгельс в своей работе «Диалектика природы» выделил пять форм движения материи, в соответствии с развитием науки того времени. В основе этой классификации лежат следующие принципы: соответствие выделенным формам движения определенных материальных носителей, существование генетической связи между этими формами и их специфичностью, не сводимости высших форм к низшим. В эти пять форм движения материи входили: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

Материальными носителями этих форм были соответственно: массы, молекулы, белки, человек и общество.

С точки зрения современной науки, проблема соотношения механического и физического движения трактуется по-новому. Механическое движение не рассматривается как основа всех физических процессов, оно не связанно с каким-то отдельно взятым уровнем организации материи, как это представлялось во второй половине XIXв. Современная наука рассматривает механическое движение как одну из сторон более сложных форм движения. К тому же различается квантово-механическое движение на уровне элементарных частиц и атомов и макромеханическое движение на уровне макротел.

Структурность материи, наличие в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, состояний, отношений. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира.

 

 

12.4 Пространственно-временная структура бытия

 

Пространство и время являются всеобщими объективными формами координации материальных систем и их состояний. Пространство как философская категория выражает протяженность материальных объектов, а также порядок их расположения относительно друг друга, а время — продолжительность существования объектов, а также процессы смены их друг другом.

В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени — субстанциональная и релятивистская (от лат. relativus — относительный).

Согласно первой, пространство представляет собой особую, самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещейможны и другие миры, с другими характризующими базисные физические взаимодействияслабых взаимодействий, управляющих превращен. Оно — что-то вроде огромного вместилища для вещей, которое останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет. Время при этом понимается как чистая длительность, которая течет независимо от чего-либо и все поглощает в себя. Истоки этой концепции восходят к античной философии. У Демокрита в роли «чистого», абсолютного пространства выступает «пустота», в которой существуют атомы.

Реляционная концепция трактует пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений между взаимо-действующими объектами. Вне этой системы пространство и время не обладают самостоятельным существованием, они являются лишь особой характеристикой материальных явлений. В этой концепции исчезновение мира вещей привело бы и к исчезновению пространства и времени. Ее истоки также лежат в античной философии. Аристотель предложил концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам.

В Новое время преимущество было на стороне реляционной концепции, поскольку она служила основанием ньютоновской механики, принимавшейся тогда за образец точной науки. В электродинамике подтверждением данной концепции служила гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наиболее сильным аргументом в пользу реляционной концепции была геометрия Евклида, единственная геометрия, которая описывала реальные свойства физического пространства и времени. Это подтверждало вывод субстанциальной концепции о том, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия систем.

В начале XXв. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциального подхода. Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО) и общую (ОТО). СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, на самом деле являются релятивными.
В специальной теории относительности утратили свой абсолютный характер такие характеристики пространства и времени как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов. Общая теория относительности также подтвердила релятивный характер пространства — времени. Она обнаружила, что вблизи тяжелых объектов, геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени начинает замедляться. Философское значение теории относительности в том, что она исключала из науки понятия абсолютного пространства и времени как самостоятельных; показывала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем; подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи. Сам Эйнштейн о сути своей теории сказал так: «Раньше считали, что если бы материя каким-то образом исчезла, то пространство и время бы остались, теперь ясно, что вместе с вещами исчезло бы пространство и время».

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристики, как основных форм существования материи. К свойствам пространства относятся: протяженность, однородность, изотропность и трехмерность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений. Время характеризуется длительностью, одномерностью, необратимостью и однородностью. Длительность времени и протяженность пространства совпадают с самой сущностью пространства и времени. Наиболее характерным свойством пространства является его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время — одномерно, для его фиксации достаточно одной величины и однородно, т. к. все его моменты равноправны. Характерным свойством времени является его необратимость: время течет от прошлого через настоящее в будущее. Обратное течение времени невозможно.

Однако помимо реального физического пространства — времени существует реальное биологическое и социальное пространство — время.

Особенности биологического пространства — времени также зависят от материальных процессов, происходящих в живых системах. Но, если в объектах неживой природы вещество структурируется симметрично, то молекулы живых организмов и сами организмы — ассиметрично. Например, мозг человека представляет асимметрию двух полушарий. Молекулы живых систем имеют исключительно «левостороннюю» группировку. В строении живых организмов сочетаются симметрия и асимметрия.

В. И. Вернадский, отмечая эту особенность пространственной организации живого, подчеркивал принципиально неевклидовый характер пространствен-ной асимметрии, свойственной живым организмам. Он выдвигал гипотезу, согласно которой биосферу следует рассматривать как сложную композицию различных неевклидовых пространств живых организмов и евклидовых пространств живой природы, с которыми взаимодействуют живые организмы.

Живая природа имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Биологическое время определяется характе-ром и последовательностью биохимических и физиологических процессов, происходящих в живых организмах на разных уровнях. Во внутреннем времени организма, в ритмах его биологических часов время как бы спрессовано, впоследствии происходит перенос этих часов на будущее; живое как бы предвосхищает события, запускает такие реакции, которые обеспечивают приспособление к изменениям внешней среды.

Социальное пространство и время также имеют свои особенности. Оно вписано в пространство биосферы и неживой природы, но не сводится ни к одному из них. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующую, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в себя в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет своей деятельностью, самого человека и его отношение к другим людям, состояние человеческого сознания, регулирующее его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей: мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, государства, общественно-экономической формации, можно выделить время индивидуального бытия человека.

 

 







Вопросы для самоконтроля

1. Сравните следующие высказывания древнегреческих философов, основоположников онтологии «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид); «Бытие означает, что нечто истинно, а небытие — не истинно, ложно» (Аристотель). Согласны ли Вы с ними?

2. Можно ли поставить знак равенства между понятиями: «материя», «природа», «вещество»?

3. Какой смысл Вы вкладываете в понятия: «движение», «развитие», «прогресс»?

4. Объясните, какое высказывание более точное:

а)движение и покой не связаны между собой;

б) всякое движение стремится к покою и заканчивается им;

в) движение всегда абсолютно, покой только относителен;

г)всякое движение относительно;

д) покой есть момент всякого движения.

5. Дайте философскую характеристику следующим высказываниям:

а) пространство, время и материя есть три самостоятельные сущности, независимые друг от друга;

б) пространство и время находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи;

в) время есть лишь субъективное условие нашего созерцания и само по себе, вне субъекта, есть ничто.

6. Почему время необратимо? Что такое объективное и субъективное время?

7. Н. А. Бердяев, характеризуя философию экзистенциализма, писал что «для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы»*. Проанализируйте отрывок из работы Бердяева и определите собственную позицию по этому вопросу.

8. Почему в современном естествознании, гуманитарных науках и философии проблема времени приобрела особую актуальность?

 

 

Тестовые задания

 

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Онтология изучает:

а) природу;

б) материю;

в) бытие; 

г) реальность.

 

2. Философ, который сделал первую попытку постановки проблемы бытия в европейской философии:

а) Фалес;

б) Демокрит;

в) Ф. Аквинский;

г) Парменид;

д) К. Маркс.

 

3. Категория, которая может быть названа парной по отношению к категории «бытие»:

а) небытие;

б) дух;

в) материя;

г) сознание;

д) трансцендентное.

 

4. Основные формы бытия — это бытие:

а) вещей;

б) процессов;

в) природы;

г) сознания;

д) человека.

 

5. Философская категория, которой соразмерно понятие «реальность»:

а) материя;

б) дух;         

в) сознание;             

г) бытие;     

д) бессознательное.

6. Философское направление, отвергающее существование объективной реальности:

а) метафизический материализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) вульгарный материализм;

д) объективный идеализм.

 

7. Философская школа, отрицающая существование идеальной реальности:

а) метафизический материализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) вульгарный материализм;

д) объективный идеализм.

 

8. Философская позиция автора следующего высказывания «Наиболее фундаментальное из моих интеллектуальных убеждений заключается в том, что представление, будто мир есть нечто единое целое — вздор. Я полагаю, что Вселенную составляют всевозможные пятна и скачки, без единства и без непрерывности, без согласованности или упорядоченности или каких-либо других качеств, которые нравятся гувернанткам»:

а) монизм;              

б) дуализм;                                      

в) плюрализм.

9. Форма бытия, которая считается основополагающей в экзистенциальной философии — это бытие:

а) природы;

б) человека;

в) духовное;

г) социальное.

 

10. Философии постмодерна в трактовке проблемы бытия основная идея:

а) становление;

б) устойчивая совокупность иерархических структур;

в) абсолютное и предельное основание мироздания;

г) Бог.

 

11. В современной материалистической философии понятие «бытие — это:

а) природа и общество;

б) материя;

в) природа; то, что существовало в прошлом и существует сейчас;

г) все, что существует объективно;

д) все существующее, т. е. материя и сознание.

е)

12. Философская позиция, лежащая в основе следующего высказывания: «Мы должны утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи… Пространство и время суть не реальности мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи» — это:

а) вульгарный материализм;

б) субъективный идеализм;

в) объективный идеализм;

г) диалектический материализм.

 

13. Какая модель времени описана в следующих строчках Л. Каром: «Так же и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что в веках совершилось, что происходит теперь и что воспоследствует позже. Неизбежно признать, что никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса»?

а) Релятивистская;

б) субстанциональная.

 

14. О каком времени идет речь в стихотворении С. Я. Маршака: «Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым Вы наполняете его»?

а) Реальном;  

б) перцептуальном; 

в) концептуальном.

Тематика рефератов

1. Онтологические проблемы в классической и современной философии.

2. Поиск метафизических оснований бытия в различных философских системах.

3. Бытие как предмет философско-категориального анализа.

4. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

5. Представление о материи в философии и современном научном знании.

6. Космологические модели мира и их философский смысл.

7. Динамическая организация бытия. Движение и развитие.

8. Пространство и время как категории философии и культуры. Эволюция представлений о пространстве и времени в истории философии и науке.

9. Системно-структурная организация Универсума.

10. Концепция глобального эволюционизма.

11. Бытие человека и время.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 309.