Бакалавр
Форма обучения
Очная
Челябинск, 2017 г.
Рабочая программа дисциплины согласована:
Ученым советом биологического факультета
Протокол заседания № ____ от «____»__________ 20__г.
Председатель Ученого совета
биологического факультета _________________________А.Л. Бурмистрова
Секретарь Ученого совета
биологического факультета ________________________ Н.Е. Самышкина
Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована
кафедрой философии
Протокол заседания № __ от «__» ___________2017 г.
И.о. зав.кафедрой философии __________________________ О.А. Брильц
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 – «Биология» (приказ № 944 от 07.08.2014)
Автор (составитель):
Доцент кафедры философии___________________________ С.А. Денискин
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»
Начальник управления
образовательной политики _________________ С.П. Еремеева
«____»__________ 2017 г.
Содержание
1. Вводная часть ……………………………………………………..…… | 4 |
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... | 4 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………… | 4 |
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. | 5 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… | 6 |
2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся … | 6 |
2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………… | 7 |
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю). | 12 |
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) …………...… | 25 |
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)…………………… | 36 |
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)… | 38 |
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)………………………………………………… | 39 |
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………. | 49 |
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………. | 49 |
10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа …………………………. | 51 |
Вводная часть
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целью курса является развитие у студентов интереса к философскому осмыслению действительности, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни.
Курс ограничен введением в философскую проблематику. Основная задача - заложить основы целостного системного представления о мире, о человеке и месте человека в мире, основы философского представления о закономерностях формирования и развития личности. Студенты должны приобрести знания, умения, навыки, необходимые для анализа философско-мировоззренческих, гносеологических, логико-методологических вопросов, возникающих в их профессиональной деятельности.
Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса:
1) создать условия для формирования у студентов интереса к философскому осмыслению фактов действительности, исторических событий, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни, науки;
2) определить предмет философии и основные исторические вехи ее развития;
3) сформировать основы целостного представления об отношении целостного человека с целостным миром;
4) выделить важнейшие этапы исторического развития философии, опираясь на классические произведения наиболее значимых философов;
5) рассмотреть основные проблемы сформировавшихся философских дисциплин, сделав акцент на тех, которые остаются актуальными в современном обществе.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Философия» (Б1.Б1) входит в базовую часть модуля Б1 и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 06.03.01 «Биология».
Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В первой части студент знакомится с историческим становлением философской проблематики и историческими формами философствования. Во втором разделе студент изучает в систематической форме фундаментальные проблемы философии.
Курс «Философия» во взаимодействии с другими гуманитарными, общепрофессиональными и политологическими дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих бакалавров, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.
Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения ОП обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1. Результаты освоения ОП
Коды компетенции (по ФГОС)
Общекультурные компетенции
ОК-1
способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-2
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Номер раздела
Наименование разделов дисциплины
Семестр
Формы контроля успеваемости
Итого
Таблица 4. Темы лекций, их содержание, трудоемкость
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание | Кол-во часов |
Содержание лекционного курса | |||
Раздел I. Понятие философии. | |||
1 | Понятие, предмет и структура философского знания | Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Универсалии культуры. Философия – теоретическое рефлексивное мировоззрение. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания. «Наивное» философствование детства. Естествознание – теоретическое познание фрагмента мира (физических объектов и процессов). Научная картина мира. Место и роль философии в культуре. | 2 |
Раздел II. История философских учений | |||
2 | Философия Античности: становление, классический и поздний периоды | Особенности древнегреческой культуры и ее влияние на философию. Общая характеристика философии досократиков. Особенности философии софистов. Сократ и его учение, его значение для философии и культуры. Платон: содержание и значение его учения. Философия Аристотеля, ее компоненты. Философия поздней Античности: общая характеристика основных школ и направлений. | 3 |
3 | Философия Древнего Востока | Специфика древневосточной культуры, ее характеристика: Гегель, Маркс, Ясперс, Петров. Особенности философского мышления на Древнем Востоке. Древний Китай: учения Конфуция и Лао-цзы, общая характеристика. Философия Древней Индии: периодизация, основные направления. | 3 |
4 | Средневековая философия. | Особенности средневековой культуры. Общая характеристика средневековой философии, ее периодизация. Отношение христианской теологии к античной культурной и философской традиции. Патристика, учение Августина Блаженного, его значения для европейской и мировой культуры. Схоластика, общая характеристика. Учение Фомы Аквинского: исходный и современный варианты. | 2 |
5 | Философия Нового времени | Общая характеристика и основные темы философии Нового времени. Становление науки как социального института европейской культуры. Учение о методе научного познания. «Новый Органон» Ф. Бэкона, дуалистическая система Р. Декарта. Философский монизм Б. Спинозы. Разработка проблем научного познания в философских учениях английского эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм). | 2 |
6 | Немецкая классическая философия | Предпосылки и общая характеристика немецкой классической философии. Учение И. Канта: этика и теория познания. Философская система Гегеля: общая характеристика и ее значения для философии и культуры. Диалектика Гегеля и ее влияние на философское и научное познание. | 2 |
7 | Философия марксизма | Марксизм как философское и политическое учение, его философское и общекультурная роль. Учение К. Маркса о практике и человеке. Философия истории марксизма, формационный подход в исторической науке. Исторические судьбы марксизма. | 1 |
8 | Русская философия | Особенности русской философии, ее основные направления и периоды исторического развития. Славянофилы, западники, еврозийство - сопоставление их учений. Философское учение Л.Н. Толстого. Философия Ф. М. Достоевского. Русская философия Серебряного века (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский и др. ). | 2 |
9 | Основные направления современной философии | Основные проблемы философии ХХ века. Ведущие философские направления современности и их влияние на культуру: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, философии науки. Перспективы философского познания в современности | 2 |
Раздел III. Основные проблемы современной философии | |||
10 | Основы философской онтологии | Учение о бытии в истории философии. Понятия материального и идеального, детерминизма и индетерминизма, сущности, субстанции. Основные варианты учения о развитии, ведущие философские направления. Человек и природа. Понятия субъекта и объекта. Пространство и время. Динамические и статистические закономерности. | 3 |
11 | Современная картина мира | Понятие картины мира. Основные типы картин мира в истории культуры. Научная картина мира. Наука и философия. Особенности современной картины мира. Феномен русского космизма. | 2 |
12 | Проблема человека в современной философии | Человек, общество, культура. Природа человека и уникальность человеческого существа. Свобода и ответственность как условие существования человека и человечества. Нравственные ценности как регулятивы межчеловеческих отношений. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Светские и религиозные ценности и свобода совести. | 2 |
13 | Человек как личность | Основные философско-психологические характеристика человека. Условия и этапы формирования личности. Проблема смысла жизни в истории культуры и философии: основные варианты ответа на вопрос о смысле жизни. Экзистенциальный вакуум и антропологический кризис современности, факторы их преодоления. | 2 |
14 | Общество и проблемы социальной жизни | Философские концепции природы общества. Статика и динамика общественной жизни. Общество и его структура. Общество как целостная система. Основные сферы общественной жизни. Человек в системе социальных связей. Личность и массы. Гражданское общество и государство. | 2 |
15 | Человеческое общество в историческом измерении | Философия истории: основные версии. Человек в историческом процессе. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития: основные варианты и конкретные учения (Гегель, К. Маркс, М. Вебер, А. Тойнби, А. Шпенглер, Л. Гумилев и др.). | 2 |
16 | Научное познание в свете философии | Проблема познания в истории философии. Познание и практика. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Феномен науки, основные этапы развития научного познания. Проблема истины. Научное и вненаучное знание. Наука и техника. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. | 2 |
17 | Глобальные проблемы современности | Понятия «глобализм» и «глобализация». Особенности глобализации в текущих социокультурных и политических условиях. Цивилизация и культура. Общая характеристика глобальных кризисов современности. Россия в современном общецивилизационном контексте. Перспективы человека и человечества. | 2 |
Итого за семестр | 36 |
Таблица 5. Состав и объем практического занятия/семинара
Раздел I. Понятие философии | |||
1 | Предмет и структура философского знания | Человек в мире как философская проблема. Донаучные и научные формы познания. Мифологическое и религиозное мировосприятие как специфические способы познания и отношения к миру. Философия как теоретическое мировоззрение. | 2 |
Раздел II. История философских учений | |||
2 | Философия Античности: становление, классический и поздний периоды | Общая характеристика становления философского знания в Античности. Общая характеристика натурфилософии досократиков. Сократ и его учение, его значение для философии и культуры. Платон: содержание и значение его учения. Философия Аристотеля, ее компоненты, влияние на последующее развитие философии. | 2 |
3 | Средневековая философия и философия эпохи Возрождения. | Новые мировоззренческие компоненты, привнесённые христианством. Основные философские проблемы. Учения А. Блаженного, Ф. Аквинского, Н. Кузанского. Связь Возрождения с античной и средневековой философской традицией. Философские учения Н. Кузанского и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения. | 2 |
4 | Философия эпохи Просвещения | Общая характеристика эпохи в общекультурном и философском отношении. Учение Вольтера, философия Руссо, их влияние на культуру и политику. Материализм французских просветителей: учения Дидро и Ламетри. | 2 |
5 | Европейский иррационализм 19 века. | Понятия классической и неклассической эпох в философии. Возникновение неклассической философии. Скептицизм А. Шопенгауэра. Антропологическое и религиозное содержание философии С. Кьеркегора. Учение Ф. Ницше, его основные компоненты, смысл и влияние на философию и культуру | 2 |
Раздел III. Основные проблемы современной философии | |||
6 | Философская онтология и философия природы | Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Структура бытия. Понятие природы. Субстанция и субстрат. Материя как форма всеобщности природного бытия. Пространство и время. Движение и развитие. | 2 |
7 | Социальная философия | Основные этапы философского и научного познания общества. Позитивистский и метафизический взгляды на общество и его развитие. Вико, Гегель, Маркс: сравнительная характеристика. Структурно-функциональный и типологический подходы к пониманию общества и его развития. | 2 |
8 | Возможности научного познания | Феномен науки в историческом освещении. Наука как социальный институт. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Мышление, логика и язык. | 2 |
9 | Проблема человека в современной философии | Природа человека и уникальность человеческого существа. Свобода и ответственность как условие существования человека и человечества. Нравственные ценности как регулятивы межчеловеческих отношений. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Светские и религиозные ценности и свобода совести. | 2 |
Итого за семестр: | 18 |
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
3.1. Формы организации самостоятельной работы обучающихся.
Таблица 6
Номер раздела | Тема СРС | Количество часов | Литература Осн-Доп | |
1 | Понятие философии. | 3 | Осн.: 1,5. Доп.: 2, 7, 8, 9, 10, 13, 15,17, 18, 19, 20. | Подготовка выступлений на семинаре |
2 | История философских учений | 12 | Осн.: 1, 2, 4, 5. Доп.: 1, 3, 4, 6, 11, 12,13, 17, 18, 19. | Подготовка выступлений на семинаре, контрольная работа, тестирование. |
3 | Основные проблемы современной философии | 12 | Осн.: 1, 3, 5. Доп.: 5, 16, 18, 19. | Подготовка выступлений на семинаре, тестирование, экзамен. |
ИТОГО: 27 часов |
3.2. Вопросы для самоконтроля.
1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.
2. Философия - наука или мировоззрение?
3. Философия как самосознание эпохи.
4. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?
5. Философские аспекты буддизма.
6. Социальный космос Древнего Китая.
7. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).
8. Становление образа Античного Космоса: от Пифагора к Платону
9. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.
10. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
11. Античная и средневековая философии: общее и особенное.
12. Философские идеи Библии и Корана.
13. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
14. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.
15. Черты средневековой философии, сохраняющие свою актуальность до настоящего времени.
16. Философские идеи Дж. Бруно.
17. Проявления секуляризации в философии Возрождения.
18. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
19. Что значит “знать” (полемика эмпириков и рационалистов).
20. Б. Паскаль: “Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени”
21. Философские последствия научной революции ХVII века.
22. Философские идеалы эпохи Просвещения.
23. Философское значение открытий И. Ньютона.
24. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.
25. И. Кант о различие между рассудком и разумом.
26. Смысл и значение гегелевского тезиса о “хитрости Мирового Разума”.
27. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.
28. Аполлоновское и дионисиевское начала в философской концепции Ницше.
29. Смысл и значение тезиса Ж.-П.Сартра “Экзистенциализм - это гуманизм”.
30. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм - преемственность и различия.
31. Причины повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка.
32. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.
33. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
34. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.
35. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.
36. Место русской философии в мировой культуре.
37. Основные направления развития отечественной философии после 1917 г.
38. Творческие способности человека, их пределы и условия.
39. Разум как измерение человека.
40. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного” бытия.
41. Право человек на собственную жизнь и собственную смерть.
42. Сущность и структура духовных потребностей человека.
43. Развитие и регресс.
44. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
45. Диалектические законы Гегеля.
46. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.
47. Природа мифов о сотворении мира.
48. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.
49. Социальное пространство и социальное время.
50. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.
51. Понятие “природы” и особенности его формирования и эволюции.
52. Ценностная ориентация религиозной личности.
53. Общечеловеческие ценности и их иерархия.
54. Пробуждение духовности как современная проблема.
55. Целостность персональной идентичности человека.
56. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
57. Факторы, определяющие уровень развития общества.
58. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
59. Проблема существования общества без власти и без государства.
60. Проблеме направления в развитии общества.
61. Общество и цивилизация.
62. Правда и правдоподобие в искусстве.
63. Факторы, определяющие смену ценностей в истории человечества.
64. А.А. Ибн-Сина о природе сознания.
65. Проблема языка животных.
66. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.
67. Сознание и бессознательное.
68. Структурно-генетический подход к становлению сознания.
69. Проблема предела познаваемости мира.
70. Проблема социальной опасности искажения истины.
71. Знание и вера: общее и особенное.
72. Познание и интуиция.
73. Проблема единственности и универсальности критерия истинности знания.
74. Причины доверия к научным выводам.
75. Предположение и гипотеза.
76. Проблема возможности “социального эксперимента”.
77. Проблема достижимости истины ненаучными способами.
78. Наука и основные стадии её исторического развития.
79. Причины глобализации современных противоречий между обществом, природой и человеком.
80. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.
81. Современные глобальные проблемы как выражение единства и разобщенности человечества.
82. Проблема научности сценариев будущего человечества.
83. Проблема классификации глобальных проблем современности.
Тесты для промежуточного и итогового контроля (для самостоятельного выполнения)
1. В чем наибольшей мере проявляется специфика философии?
а) философия - это наука, теория;
б) философия - это способ получения знании;
в) философия - это вид жизнедеятельности человека;
г) философия - это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем;
д) философия - это псевдонаука.
2. Какая функция не присуща философии?
а) онто - гносеологическая;
б) мировоззренческая;
в) иллюзорно-компенсаторная;
г) методологическая;
д) прогностическая.
3. Какая философия утверждает, что основная задача философии изучать логику и язык естественных, гуманитарных наук, а не все общие проблемы
бытия человека?
а) экзистенциализм;
б) феноменология;
в) неопозитивизм;
г) неотомизм.
4. Что такое сознание?
а) сознание - это продукт любой материи;
б) сознание - это психика человека;
в) сознание - способность высокоорганизованной материи отражать действительность в форме образе
г) сознание - идеальный продукт мозга.
5. Что такое антропосоциогенез?
а) это переход от первобытного человека к современному типу;
б) это процесс происхождения человека как единства биологического и социального;
в) -это переход от обезьяноподобного существа к антроподобному.
6. В чем в наибольшей мере проявляется специфика философии?
а) философия - это наука;
б) философия - это способ получения знании;
в) философия - это вид жизнедеятельности человека;
г) философия - это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем;
д) философия - это псёвдонаука.
7. Кто из философов и в какой работе считает главным вопросом философии
вопросы: "Что есть человек?", "Что он может знать?", "Что он может делать? "На что он может надеяться?".
а) Платон "Государство";
б) Августин "О граде божьем".
в) И.Кант "Критика чистого разума";
г) К.Маркс "Тезисы о Фейербахе";
д) В.И.Ленин "Материализм и эмпириокритицизм".
8. Укажите материалистическое понимание истины.
а). Субъективное представление или идея, в которую верит человек;
б) такое суждение, которое самоочевидно;
в) такой идеальный образ, который соответствует объективной действительности (реальности);
г) все то, что существует на самом деле, т.е. сама объективная реальность.
9. С древнегреческого слово "философия" переводится как:
а) знание как таковое;
б) любовь к мудрости;
в) любовь к "знанию;
г) знание причин.
10. Учение об идеальном государстве создал:
а) Анаксимандр;
б) Эпикур;
в) Фалес;-
г) Платон.
11. Учение Ф.Бэкона относится к :
а) интуитивизму;
б) иррационализму;
в) априоризму;
г) эмпиризму.
12. Понятие "вещь-в-себе" принадлежит философии:
а) Шлегеля;
б) Канта;
в) Шопенгауэра;
г) Шлейермахера;
13. Основоположником психоанализа был:
а) Фрейд;
б) Маркс;
в) Хайдеггер.
14. Философия зародилась в:
а) Древней Индии;
б) Древнем Китае;
в) Древней Греции;
г) трех указанных.
15. Разнообразие явлений, по Демокриту, обусловлено:
а) отсутствием закономерностей в природе;
б) особенностями пространства;
в) божественным предопределением;
г) формой атомов.
16. Признание мировой воли первоначалом принадлежит философии:
а) Шопенгауэра;
б) Камю
в) Кьеркегора.
17. По Гераклиту субстанцией является:
а) железо;
б) дерево;
в) четыре элемента;
г) огонь.
18. Автором "Утопии" был:
а)Фичино;
б) Альберти;
в) Коперник;
г)ТомасМор.
19. В вопросе о субстанции Декарт был:
а) монистом;
б) пантеистом;
в) дуалистом;
г) плюралистом..
20. Основная идея философии Владимира Соловьева - это:
а) абсолютная идея;
б) идея развития;
в) ни одна из указанных;
г) идея всеединства..
21. Школы иррационализма характеризуются:
а) приверженностью к законам логики:
б) объективностью подхода к действительности;
в) выделением внеразумных сторон человека и мира.
22. Основное произведение Спинозы называлось:
а) "Левиафан";
б) "Новый Органон";
в) "Этика";
г) "Утопия".
23. Что, с точки зрения Руссо, является причиной неравенства:
а) частная собственность;
б) плохие законы;
в) произвол властей;
г) физиологические различия.
24. Сущность человека по Марксу - это:
а) стремление к смерти;
б) совокупность всех общественных отношений;
в) проявления любви;
г) божественное предназначение.
25. Одной из важнейших характеристик русской души по мнению Бердяева является:
а) любовь к законам;
б) атеистичность сознания;.
в) индивидуализм;
г) поляризованность и противоречивость.
26. По мнению экзистенциализма человек:
а) не определяется никакой сущностью;
б) формируется в обществе;
в) сотворен Богом.
27. Основным социологическим законом по Марксу является:
а) закон определяющей роли способа производства;
б) закон развития Абсолютной Идеи;
в) закон возвышения потребностей.
28. Что такое философия?
а) Форма общественного сознания; наука о здоровом образе жизни;
б) Форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания;
29. Мировоззрение - это:
а) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации;
б) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний;
в) система представлений о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные таковыми основные жизненные позиции, ценностные ориентации и установки людей;
г) все ответы неправильные.
30. Что такое диалектика?
а) учение о материальности мира, о первичности материи и вторичности сознания и о принципиальной познаваемости мира;
б) учение о целесообразности в природе, исходящее из идей креационизма;
в) учение об изменчивости всего сущего, понимающее действительность как процесс, в котором всякое свойство способно переходить в свою противоположность;
г) учение о мире, человеке и месте человека в этом мире.
31. Как называется христианское богословие 1-8 вв., создавшее основу средневековой философии?
а) патристика;
б) праксиология;
в) провиденциализм;
г) все ответы неправильные.
32. Основной принцип философии Фомы Аквинского.
а) христианское учение о морали;
б) гармония веры и разума;
в) "верую, ибо абсурдно";
г) дуализм.
33. Гуманизм эпохи Возрождения-это:
а) религиозно-политическое правозащитное движение эпохи Ренессанса, идеологами которого были протестантские лидеры;
б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление к созданию благоприятных для личности условий социального существования;
в) потребность доброго отношения к окружающим, свойственное последователям христианского учения;
г) все ответы правильные.
34. Каким методом пользовался Г.В.Ф. Гегель, создавая свою философскую систему?
а) дедуктивным методом;
б) диалектическим методом;
в) метафизическим методом;
г) математическим методом..
35. "Категорический императив" И.Канта предписывает человеку:
а) "поступать только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";
б) "поступать по отношению к другим согласно библейскому принципу "око за око, зуб за зуб";
в) "не думай о нравственных законах, ибо все во власти бога";
г) "поступать по отношению к другим, руководствуясь принципом красоты".
36. Метод научного познания, разработанный Р.Декартом, включал следующие правила:
а) начинать с простого и очевидного; путем дедукции получать более сложные высказывания; действовать так, чтобы не пропустить ни одного звена в умозаключении;
б) исходить из опыта; рассуждение начинать с простого; использовать индукцию;
в) исходить следует из чувственных данных; в основе познавательных операций должен быть анализ и синтез;
г) использовать мистические формы познания.
37. Философский дуализм - это:
а) учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи;
б) учение о первичности духовного начала и вторичности материального;
в) учение о наличии двух божеств, управляющих земными процессами;
г) все ответы правильные.
38. Агностицизм - это:
а) учение о том, что мир предельно удален от бога и есть его антипод;
б) философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания мира;
в) познание человеком своего внутреннего "Я", доступное лишь избранным;
г) учение о мистическом познании мироздания.
39. Как называется в марксизме исторически определенный тип общества, в основе которого лежит основной способ производства, формирующий экономический базис и идеологическую надстройку?
а) общественно-экономическая формация;
б) цивилизация;
в) историческая эпоха;
г) политическая система.
40. Позиция западников в споре о будущем России -
а) Россия должна повторить развитие западно-европейского общества, точно следуя этапам его становления;
б) Российское общество должно вернуться к дохристианским истокам;
в) Россия должна отыскать свой самобытный путь развития;
г) Россия должна строго следовать положениям марксистской теории.
41. Кого из перечисленных русских мыслителей можно отнести к славянофилам?
а) М.П. Новиков, А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов;
б) А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков;
в) А.И. Герцен, Г.Н. Грановский, Н.П. Огарев;
г) Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.О. Лосский.
42. Что понимается под бессознательным в классическом психоанализе?
а) сфера неосознаваемых психосексуальных влечений, содержащая как творческие созидательные, так и разрушительные тенденции;
б) состояние человека при временной потере сознания;
в) автоматические действия человека, не требующие дополнительного продумывания;
г) раскрытие природных задатков человека.
43. Что такое философская антропология?
а) проблема происхождения человека в современной науке;
б) неоднородное философское течение, претендующее на теоретическое осмысление современного знания о человеке, и на достижение нового философского понимания природы человека;
в) философское осмысление биологической эволюции предков современного человека;
г) все ответы правильные.
44. Представители экзистенциальной философии:
а) А.Н. Уайтхед, К. Леви-Стросс, Б. Рассел;
б) Ж.-П.Сартр, Г.Марсель, К.Ясперс;
в) К. Берталанфи, Э. Кассирер, Ж. Маритен;
г) В. Райх, К. Юнг, П. Фейерабенд.
45. Как называется направление в философии, основанное на способе философствования, ядром которого является истолкование и понимание текста?
а) герметизм;
б) герменевтика;
в) гностицизм;
г) графология.
46. Иррационализм - это:
а) философские течения, исходящие из идеи о всемогуществе и совершенстве разума;
б) учение о принципиальной невозможности объективного познания мира;
в) философские течения, ограничивающие (или отрицающие) возможности разума в процессе познания, исходящие из идеи об изначальной алогичности и неразумности бытия;
г) субъективная позиция человека при определении жизненно важных поступков.
47. Материя - есть философская категория для обозначения:
а) атомов;
б) вещества;
в) объективной реальности;
г) субстанции.
48. Какой из основных законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме "скачка"?
а) закон перехода количественных изменений в качественные;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон отрицания отрицания;
г) ни один из перечисленных законов.
49. Как называется учение о ценностях?
а) гносеология
б) аксиология;
в) агностицизм;
г) догматизм.
50. Выберите наиболее полную трактовку культуры. Культура - это
а) духовная жизнь общества;
б) знания, интеллектуальное развитие человека;
в) определенный уровень цивилизации;
г) совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Критерии
Уровень знаний и умений
Отметка «отлично» ставится в том случае, если по четырём из пяти критериев ответ оценивается «отлично» и по одному – на «хорошо».
Отметка «хорошо» – если по четырём критериям – не ниже «хорошо» и по одному «удовлетворительно».
Отметка «удовлетворительно» – если по четырём критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно».
Отметка «неудовлетворительно» – если по двум и более критериям «неудовлетворительно».
Критерии оценивания теста
Оценка | Неудовлетво-рительно | Удовлетво-рительно | Хорошо | Отлично |
Набранная сумма баллов (% выполненных заданий) (мах – 100) | Менее 60 | 60-75 | 76-95 | 86-100 |
Оценка | Не зачтено | Зачтено | ||
Набранная сумма баллов (% выполненных заданий) (мах – 100) | Менее 60 | 60-100 |
Критерии оценки экзамена
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Челябинск, 2017 г.
Рабочая программа дисциплины согласована:
Ученым советом биологического факультета
Протокол заседания № ____ от «____»__________ 20__г.
Председатель Ученого совета
биологического факультета _________________________А.Л. Бурмистрова
Секретарь Ученого совета
биологического факультета ________________________ Н.Е. Самышкина
Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована
кафедрой философии
Протокол заседания № __ от «__» ___________2017 г.
И.о. зав.кафедрой философии __________________________ О.А. Брильц
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 – «Биология» (приказ № 944 от 07.08.2014)
Автор (составитель):
Доцент кафедры философии___________________________ С.А. Денискин
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»
Начальник управления
образовательной политики _________________ С.П. Еремеева
«____»__________ 2017 г.
Содержание
1. Вводная часть ……………………………………………………..…… | 4 |
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... | 4 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………… | 4 |
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. | 5 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… | 6 |
2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся … | 6 |
2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………… | 7 |
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю). | 12 |
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) …………...… | 25 |
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)…………………… | 36 |
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)… | 38 |
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)………………………………………………… | 39 |
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………. | 49 |
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………. | 49 |
10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа …………………………. | 51 |
Вводная часть
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целью курса является развитие у студентов интереса к философскому осмыслению действительности, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни.
Курс ограничен введением в философскую проблематику. Основная задача - заложить основы целостного системного представления о мире, о человеке и месте человека в мире, основы философского представления о закономерностях формирования и развития личности. Студенты должны приобрести знания, умения, навыки, необходимые для анализа философско-мировоззренческих, гносеологических, логико-методологических вопросов, возникающих в их профессиональной деятельности.
Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса:
1) создать условия для формирования у студентов интереса к философскому осмыслению фактов действительности, исторических событий, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни, науки;
2) определить предмет философии и основные исторические вехи ее развития;
3) сформировать основы целостного представления об отношении целостного человека с целостным миром;
4) выделить важнейшие этапы исторического развития философии, опираясь на классические произведения наиболее значимых философов;
5) рассмотреть основные проблемы сформировавшихся философских дисциплин, сделав акцент на тех, которые остаются актуальными в современном обществе.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Философия» (Б1.Б1) входит в базовую часть модуля Б1 и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 06.03.01 «Биология».
Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В первой части студент знакомится с историческим становлением философской проблематики и историческими формами философствования. Во втором разделе студент изучает в систематической форме фундаментальные проблемы философии.
Курс «Философия» во взаимодействии с другими гуманитарными, общепрофессиональными и политологическими дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих бакалавров, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.
Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения ОП обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1. Результаты освоения ОП
Коды компетенции (по ФГОС)
Общекультурные компетенции
ОК-1
способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-2
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-8
способность обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владеть современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе:
Таблица 2. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий
Объём дисциплины | Всего |
Общая трудоемкость дисциплины (часы) | 108 |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | 54 |
Аудиторная работа по учебному плану (всего): | 54 |
в том числе: | |
Лекции | 36 |
Практические занятия | 18 |
Лабораторные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 27 |
Форма контроля — экзамен | 27 |
Семестр обучения | 4 |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Таблица 3 – Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля
Номер раздела | Наименование разделов дисциплины |
Семестр | Дата: 2018-12-21, просмотров: 242. |