1. Богомолов , А. С. Диалектический логос: становление античной диа-лектики / А. С. Богомолов. — М. : [б. и.], 1982. — 376 с.
2. Глобальный эволюционизм. — М. : [б. и.], 1994. — 247 с.
3. История диалектики XIV—XVIIIвв. — М. : [б. и.], 1974. — 537 с.
4. История диалектики. Немецкая классическая философия. — М. : [б. и.], 1978. — 435 с.
5. Категории диалектики, их развитие и функции / Отв. Ред. В. П. Иванов. — Киiв: Навукова думка, 1980 — 263 с.
6. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. — М. : [б. и.], 1985. — 246 с.
7. Мир философии : хрестоматия : в 2 ч. — М. : [б. и.], 1991. — Ч.1. —
С. 310—313, 317—326, 339—362, 387—393, 363—366, 372—383, 395—411.
8. Шептулин А. П . Диалектический метод познания. — М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
9. Энгельс , Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. — М. : Политиздат, 1982. — 359с.
ТЕМА 14
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
Цель: дать знания о социокультурной природе сознания.
Задачи:
1) раскрыть сущность и структуру сознания;
2) объяснить генезис и развитие сознания;
3) показать связь сознания и мозга;
4) объяснить зависимость сознания от социокультурного развития.
Понятие сознания в науке и философии. Современные программы анализа сознания.
Генезис сознания. Основные предпосылки возникновения сознания. Сознание и отражение. Сознание и мозг.
Социокультурная природа сознания. Коммуникация и культура как условие становления развитых форм сознания.
План
1. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный и экзистенциально-феноменологический.
2. Генезис сознания. Основные причины возникновения сознания.
3. Структура сознания. Сознание и мозг. Сознание и язык.
4. Уровни сознания. Сознательное и бессознательное.
5. Социокультурная природа сознания. Коммуникация и культура как условие становления развитых форм сознания.
14.1 Проблема сознания и основные подходы к ее
философскому анализу:
субстанциональный, функциональный
и экзистенциально-феноменологический.
Проблема сознания. Сознание является одним из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, кибернетики и других наук. Благодаря сознанию человек вырабатывает обобщенное знание об окружающем мире, ставит цели и разрабатывает планы, регулирует и контролирует эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определяет ценностные ориентиры своей жизни и творчески изменяет условия своего существования.
Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспри-нимаются органами чувств и принципиально не могут быть объектами предметно-практической деятельности человека.
В философии проблема сознания изучается в онтологии (проблема первичности материального и идеального), гносеологии (проблема соотношения объективного и субъективного моментов в структуре познавательного процесса), социальной философии (проблема взаимо-связи общественного и индивидуального сознания).
В онтологии понятие «сознание» укоренено в структуру бытия: что отсутствует в нашем сознании, то отсутствует и в нашем бытии. Сознание — это то, что очерчивает круг бытия, обнаруживает и раскрывает его, оформляет, проектирует и обозначивает бытие и, тем самым, отделяет бытие от небытия. С другой стороны, внешнее бытие составляет неизменное основание, почву для бытия сознания, поставляет содержание и материал для работы сознания. Следовательно, можно сделать вывод, что бытие является главным условием существования сознания. Но то, как человек воспринимает объективную действительность, что он вкладывает в процесс понимания окружающего мира, не исчерпывается наличной данностью последнего. Идеальные смыслы, значения и понятия более значимы для человека, чем существующие предметы и протекающие явления. Данная взаимозависимость бытия и сознания приводит в философии к постановке вопроса о первичности материального и идеального.
В гносеологии исходным выступает оппозиция субъекта и объекта, местом встречи которых, является сознание, трактующееся как субъективная реальность. Именно благодаря деятельности сознания познающий субъект может нечто знать об объекте, устанавливать существенные связи и закономерности объективной действительности. Однако сознание всякий раз преломляет мир со своей позиции, согласно своим желаниям, интересам и, естественно, своим возможностям. Отсюда возникает проблема истины как соответствие содержания сознания познаваемому объекту. Также в процессе познания сознание не только отражает окружающий человека мир, но принимает активное участие в его творческом преобразовании, выдвигая цели деятельности, выбирая средства их реализации, предугадывая ожидаемый результат.
В социальной философии проблема сознания исследуется в рамках соотношения общественного и личного в опыте сознания. Возникает вопрос: сознание — это индивидуальный, творческий акт или содержание духовного опыта, зависящее от положения человека в структуре общественных отношений? С одной стороны, сознание всегда связано с неповторимым внутренним миром человека. Оно существует только там, где индивид сам решает все жизненные вопросы, сам делает выбор, сам оценивает свое место в жизни и т. д. Но, с другой стороны, существуют и надиндивидуальные (всеобщие) формы восприятия мира, ценностные установки, которые служат ориентиром для индивидуального сознания.
При несомненной самоочевидности сознания для каждого человека, оно является одной из спорных категорий в философии. Главная трудность заключается в том, что сознание ненаблюдаемо, его практически невозможно зафиксировать в чистом виде. Поэтому в истории философии сложились два направления анализа и изучения сознания. Первое заключается в описании способов, с помощью которых вещи даны в сознании и существуют в нем. Это описание феномена сознания. Второе — имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяснить сам феномен
Подходы исследования сознания. Выделяют три основных подхода изучения сознания в философии: субстанциональный, функциональный и экзистенциально — феноменологический.
1. Согласно субстанциональному, сознание трактуется как суще-ствующее реально (т. е. происходит онтологизация сознания) и признается первичным по отношению к объективной действительности. Основными историческими формами этого подхода являются античный космологизм, теологическая трактовка сознания в эпоху Средних веков, рационализм новоевропейской философии, трансцендентализм Немецкой классической философии, где сознание описывается с помощью следующих понятий: логос, эйдос, душа, дух, когито, трансцен-дентальный субъект и т. д.
Все внимание античного грека было направлено на окружающий мир, космос, на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макро- и микрокосмоса. Таким началом выступал Логос Гераклита, мир идей Платона, нематериальный и неподвижный перводвигатель Аристотеля. Ценность человеческого разума, сознания определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка.
Средневековая философия рассматривала сознание как проявление в человеке искры надмирного божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Наряду с сознанием в структуре души был открыт слой, лежащий за пределами знания и неподвластный знанию. Признавалась спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям.
В философии Нового времени формируется представление о сознании как о замкнутом в себе внутреннем мире. Сознание предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта, сознание — мыслящая субстанция, существующая на ряду с материальной. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады — неделимые перво-элементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в сознании индивида.
В Немецкой классической философии была выявлена взаимосвязь индивидуальной и надындивидуальной форм сознания. Согласно
И. Канту, в сознании каждого человека присутствует способность воспринимать любой объект как нечто целостное, в единстве всех его чувственно воспринимаемых характеристик. В сознании каждого человека есть знание о том, что мир пространственен и временен, причинно обусловлен и т. п. Помимо личностного опыта содержание сознания каждого индивида обладает одинаковыми условиями определения и понимания человеком мира и самого себя.
2. Наряду с субстанциональным подходом в философии Нового времени формируется функциональный подход к объяснению сознания. Он начинает рассматриваться Ф. Ламетри, Кабанисом, Гольбахом и др. в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга видится в том, что благодаря сознанию человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Историческими формами функционального подхода к анализу феномена сознания являются механистический, вульгарный, диалектический и научный материализм.
Согласно механистическому материализму (Ламетри, Гольбах), мозг и нервная система функционируют по аналогии с механизмом. Вульгарный материализм (Кабанис, Фогт, Бюхнер) утверждал, что мышление — такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Согласно Фогту, мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится к печени. Бюхнер попытался смягчить резкость высказываний своего единомышленника, заметив, что мысль не является продуктом выделения, и предложил смотреть на мышление как на особую форму всеобщего естественного движения, наподобие движения света или магнетизма.
Диалектический материализм (Анохин, Леонтьев) выявил, что к нейропсихологическим процессам сознания подключены социокуль-турные факторы, включающие материальные компоненты, определяющие идеальные. Научный материализм (Армстронг, Марголис, Рорти) характеризуется следующими положениями: явления психики и сознания должны сводиться к определенному подклассу телесных, т. е. физиологических явлений или объясняться исходя их физико-химических процессов центральной нервной системы. Таким образом, психические явления рассматриваются здесь как эпифеномены физико-химических процессов.
3. В современной западной философии складывается экзистенциально -феноменологический подход к проблеме сознания. Сознание рассматривается как специфический вид бытия, который нельзя описать в традиционном для гносеологии ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку «Я» не может наблюдать самое себя со стороны. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Согласно феноменологии Гуссерля, сознание всегда направлено на предмет, всегда есть сознание о чем-то, а не замкнутая в себе субъективность (в восприятии всегда нечто воспринимают, в суждении о чем-то судят, при ненависти — нечто ненавидят). Субъект и объект, таким образом, сливаются друг с другом и не существуют друг без друга. Следовательно, любой воспринимаемый предмет зависит от сознания, т. к. предмет есть то, что обнаруживается лишь в акте сознания. Сознание высвечивает, конструирует бытие предмета, наделяет его смыслом и значением. Поэтому Гуссерль ставит перед собой задачу понять, что же такое сознание, описать, как оно работает, выявить в его чистоте, непосредственности, наличности.
Представитель экзистенциального направления французский философ Ж.-П. Сартр анализирует «абсолютное сознание», которое является сферой свободы и условием существования человека. Основными составляя-ющими сознания являются воображение и эмоции, благодаря которым сознание способно отрываться от данного мира и проектировать то, чего в нем нет. Мир, по Сартру, уже на дорефлексивном уровне структурирован сознанием. В мире сознание себя обнаруживает и пытается реализовать свои возможности. В мире человек осознает себя как самопричинность.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.