Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функций, которые в социальной работе выполняет деонтологи-ческая регуляция. Она гарантирует:
—высокий профессионально-квалификационный уровень как один из основных факторов высокого качества работы, ее конечного результата и удовлетворения потребности общества в конечном результате социальной работы. Ответственность за порученное дело и стремление выполнить свой долг обусловливают необходимость для специалиста овладевать тонкостями профессионального мастерства, быть в курсе всего нового и прогрессивного;
—четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение, поскольку дисциплина является одним из основных условий успешной деятельности. Это необходимое условие для получения оптимального результата деятельности;
- профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы, обусловливающей легитимность социальной работы как вида профессиональной деятельности, так как знание и соблюдение законов и иных нормативных актов гарантирует соблюдение интересов общества;
- формирование глубокой убежденности специалиста в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента. Осознание специалистом своего долга становится таким образом основным гарантом повышения значимости социальной работы в общественном бытии и общественном сознании;
- сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента. Креативность специалиста может до некоторой степени компенсировать недостаток ресурсов социальной работы, несовершенство законодательства и прочие недостатки;
- заинтересованность специалиста в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы на основе идентификации им социальной работы как основной сферы деятельности и области жизненно важных интересов;
- высокую организованность и сознательную дисциплину, формирование привычки к должному поведению. Привычка всегда поступать должным образом может не только обеспечить достижение значимых результатов деятельности, но и может содействовать адекватному восприятию специалистом целого ряда обязанностей;
- превращение чувства долга в ведущий мотиватор деятельности, обеспечивающий преимущественно должное поведение. Должное поведение становится в этой связи одной из главных характеристик личности специалиста;
- формирование волевых качеств социального работника, необходимых для выполнения своего профессионального долга Сила воли помогает специалисту преодолевать разнообразные препятствия, возникающие в ходе профессиональной деятельности, преодолевать собственные негативные чувства и состояния и выполнять свой долг;
- стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности, что в конечном итоге становится залогом успешной профессиональной деятельности специалиста.
Таким образом, убежденность в необходимости выполнения своего долга, о содержании долга и должного поведения, осознание своей ответственности, сформированные специалистом, могут существенным образом повлиять на эффективность и качество социальной работы, на удовлетворение потребностей клиента и общества в результатах социальной работы, а на этом основании — на благополучие общества в целом.
Однако не все суждения о должном и долге, будучи опредме-ченными, дают позитивный результат, поскольку научные знания и суждения, основанные на обыденном опыте, — не одно и то же. Профессиональные научно обоснованные знания, как известно, формируются в процессе профессионального образования и практики, имеют под собой научную основу и верифицируются, уточняются и углубляются в процессе профессиональной практики. Они имеют объективный характер, системны и достаточно глубоки. В отличие от научных обыденные знания могут не быть объективным, могут отражать случайный обыденный опыт или вообще не быть основанными на опыте. Они могут быть результатом отражения специалистом не столько объективной реальности, сколько его желаний. Они могут представлять собой и заблуждения. В этом случае это будут уже не знания, а мнения, которые специалист экспонирует как знания. Но, к сожалению, такое явление нередко имеет место и в обыденной, и даже в профессиональной сфере. В этом случае суждения специалиста о должном могут носить профессионально и социально ошибочный и негативный характер.
Поэтому следует различать деонтологию — учение о должном, которое формируется на основе научных философских и социальных знаний, знаний о социальной работе и ее специфике, и деонтические представления личности или группы, которые формируются ими в процессе профессиональной деятельности и жизнедеятельности и могут носить как верный, так и явно ошибочный характер. В отличие от деонтологических деонтические представления могут формироваться случайным образом, быть субъективными и не обоснованными с точки зрения науки1.
Более того, содержание долга, с точки зрения деонтологии включающее в себя объективную необходимость совершения определенных действий, может в деонтических представлениях подменяться субъективными желаниями личности (группы), формулирующей содержание «долга» для кого-либо и требующей выполнения субъективно желаемых для себя действий как объективно необходимых, а потому декларируемых как должные.
Это не означает, однако, что в общем случае деонтологические и деонтические суждения о содержании долга должны обязательно противоречить друг другу — они могут совпадать, поскольку эвристически или путем логических размышлений личность может найти верное решение, правильно сформулировать содержание своего (или внешнего по отношению к ней) долга и пределы ответственности и осуществить поступок, безупречный с точки зрения деонтологии.
Но в связи с тем, что деонтологические и деонтические представления все же могут противоречить друг- другу, например в тех случаях, когда речь идет о разрешении деонтологического или ценностного конфликта, необходимо разъяснение специалистам сущности и содержания профессионального долга перед обществом и государством, перед клиентами, коллегами, профессией и перед самим собой.
Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и формальные, и неформальные профессиональные требования, установленные для него обществом и профессиональной группой, и вырабатывает на этой основе суждение о содержании своего морального долга или формирует представление о нем на основе изучения соответствующих изданий. Он предвидит реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга и отчасти ориентируется на нее. Вместе с тем выполняя свой долг, он поступает:
—свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является догматической; она меняется в соответствии с изменением условий жизнедеятельности людей. Из всего многообразия норм, которые функционируют в обществе — от групповых до общественных, специалист может выбирать те, которые в большей степени отвечают его внутренним устремлениям и профессиональным знаниям о добре и благе, сформированным на основе знания профессионально-этической системы социальной работы;
—осознанно, так как решение совершить тот или иной поступок принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом. Это решение принято в силу обоснованной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений, ведущих к объективно позитивному результату деятельности и осмысления, анализа и оценки каждого из них;
—добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и приоритетным и преимущественным мотиватором профессиональной деятельности, и именно это обстоятельство побуждает его к активным действиям вне зависимости от наличия или отсутствия субъектного внешнего принуждения.
При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника, и привычка к должному поведению не противоречат друг другу — напротив, они дополняют друг друга. Взаимодополнение сознательного и подсознательного в должном поведении специалиста оправданно, поскольку, наряду с простыми, часто повторяющимися ситуациями, которые в основном не требуют глубоких размышлений и вполне могут быть реализованы с помощью профессиональных стереотипов и деонтологических моделей, в социальной работе встречаются нестандартные ситуации, требующие умения осуществлять этико-аксиологический анализ и знания основ профессиональной деонтологии. Таким образом, специалист, достигший высокого уровня профессиональной и личностной зрелости, поступает должным образом как сознательно (в нестандартных ситуациях), так и привычно, используя деонтологическую модель (в наиболее простых, стандартных ситуациях).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.