Специалисты в области этики и ее истории отмечают, что в ее развитии прослеживаются определенные закономерности, сходные с закономерностями развития других отраслей научного знания. Начальным этапом развития каждой науки можно условно считать период ее выделения и оформления в относительно самостоятельную отрасль научного знания, хотя само такое выделение свидетельствует как о том, что определенная сумма знаний о данном объекте уже имела место, так и о том, что произошло научное осмысление специфичности и относительной самостоятельности предметной области исследований.
Знаковым событием в развитии любой науки является переход от исследования проблемы феномена в целом к углубленному изучению его отдельных, но взаимосвязанных элементов, выявлению их особенностей и общих черт, установлению внутренних взаимосвязей между ними. В настоящее время выделены и исследованы такие существенные элементы философской этики, как ее объект и предмет, функции, принципы, система ценностей и идеалов, норм, правил и требований, изучена их эволюция и основные тенденции развития.
Если на первых этапах своего развития этика как философская наука представляла собой целостное, но довольно общее учение о добре и зле в контексте жизнедеятельности человека и общества вообще, причем, как правило, связанное с именем и деятельностью определенного философа (например: этика Аристотеля, этика Платона, этика Спинозы, этика Канта и т.п.) и отражала основы его представлений о данном объекте, то в настоящее время этика, связанная, как правило, не с именем ученого, а с сущностью взглядов его самого и его последователей (например, гуманистическая этика), приобрела более всеобщий характер, в то же время включая в себя в качестве подвидов этические учения о моральных основах различных сторон человеческой жизнедеятельности (профессиональная этика), структурных элементах самой этической системы (например: аксиология, деонтология).
Значительное место в системе философской этики занимает профессиональная этика, изучающая профессиональную мораль специалистов, их поведение, действия и отношения в процессе их профессиональной деятельности с точки зрения специфических этических норм и принципов. Это является вполне закономерным, поскольку среди различных видов деятельности человека трудовая деятельность занимает ведущее место и представляет собой наиболее типичный и социально значимый вид деятельности.
Большое значение имеют исследования в области философии, этики и аксиологии социальной работы. Анализ показывает, что в период с 1991 года достигнуты значительные результаты. Аналогично тому, как происходит специализация и интеграция различных областей научного знания, может произойти и частичная специализация профессионально-этического учения социальной работы в связи многоплановостью, многоуровневостью социальной работы, наличием в ней различных форм, областей и видов деятельности. В зависимости от форм и видов, приоритетов деятельности профессионально-этическая система может трансформироваться.
Это учение не может быть в полной мере ориентировано и на реальные нравы, царящие в обществе, хотя, несомненно, будет учитывать их, поскольку этическое учение, включая анализ сущего, предлагает в качестве альтернативы образцы должного. В его основу может быть положено гуманистическое учение и соответствующие гуманистические принципы: уважения чести и достоинства человека, справедливости, свободы и защищенности. Однако оно должно будет учитывать и зависимость благополучия человека от состояния среды его жизнеоби-тания. Это учение может стать одним из значимых средств и условий формирования общественной морали и общественного сознания в целом, а значит, может рассматриваться как существенный фактор формирования позитивной трансформации всего общества.
Исследования в области развития философской этики и этики социальной работы приводят к заключению, что одной из важнейших тенденций является ее дальнейшее совершенствование в части детальной проработки структурных элементов. Так, например, не вызывает сомнения, что принципы этики социальной работы в дальнейшем подвергнутся более подробному анализу с целью исследования их смысла применительно к различным направлениям и формам социальной работы.
Неизбежно произойдет и специализация этики социальной работы в связи с многоплановостью, многоуровневостью социальной работы, наличием в ней различных форм и видов деятельности. Очевидно, что в области исследований, управления или процесса непосредственной практической работы с клиентом ранжирование принципов, их иерархия будет меняться. В зависимости от форм и видов, направленности деятельности социальной службы, этическая система должна быть трансформирована на основании учета специфических целей и задач каждой конкретной службы или органа социальной защиты. Так, например, в случае если преимущественно имеет место деятельность по оказанию психологической помощи населению, целесообразными представляются исследования с последующей разработкой специфического этического кодекса, учитывающего особенности как социальной работы, так и практической психологии, в то время как при оказании правовых услуг следует учитывать особенности социальной работы и юриспруденции; соответствующий кодекс должен учитывать этические нормы и принципы, сложившиеся как в той, так и в другой сфере деятельности. Аналогичная ситуация может возникнуть при оказании социально-медицинских, социально-педагогических и других видов услуг, поэтому целесообразным представляется в рамках указанной тенденции в развитии этики — ее детализации и специализации — предпринять исследования в области этических основ смежных с социальной работой сфер деятельности, с тем чтобы этические кодексы социального работника максимально учитывали специфику деятельности каждой конкретной социальной службы.
В качестве еще одной тенденции в развитии этики социальной работы следует признать стремление специалистов видеть в ней не только руководство по должному поведению, но и систему санкций за отступления от должного поведения, нарушение норм и принципов профессиональной этики. Любая этическая система, как известно, предлагает определенную систему санкций за отступление от этических норм и принципов, причем санкции могут носить как чисто моральный (остракизм), так и административный (временное или постоянное отстранение от должности) характер. Такая система санкций считается одной из важнейших функций этики. Без системы санкций этическая система может восприниматься как перечень благих пожеланий, которые никого ни к чему не обязывают и, самое главное, существенно снижают влияние и влиятельность этической системы, а следовательно, и социальной работы в целом. Поэтому введение системы санкций в этическую систему и этический кодекс социального работника представляется насущной необходимостью с точки зрения повышения эффективности профессиональной социальной работы и авторитета ее самой и ее этической системы.
Деонтология — относительно молодая область этического знания. Однако уже в настоящее время можно видеть, что она занимает центральное место в этическом учении. Это можно сказать и в отношении профессиональной деонтологии как раздела профессионально-этического учения. Однако к сожалению, профессиональная деонтология в меньшей степени является объектом исследований, нежели деонтология вообще. Детальную проработку отдельных элементов получила в основном медицинская деонтология, которая, как ни странно, зачастую отождествляется с собственно деонтологией. На этом основании порой делается ошибочный вывод о том, что деонтология в профессионально-этических учениях других видов профессиональной деятельности может быть не представлена. Другая распространенная ошибка заключается в том, что деонтология порой рассматривается в отрыве от профессиональной этики.
К сожалению, можно отметить и еще одну ошибку, суть которой состоит в том, что термином «деонтология» обозначают всю вообще нормативную регламентацию вида профессиональной деятельности, в том числе правовую. Поэтому одна из серьезных научных проблем заключается в том, чтобы четко ограничить предметное поле деонтологии исследованиями в области моральных аспектов долга, должного поведения, должных отношений. После решения этой проблемы деонтология приобретет четкие контуры как часть этического учения. Аналогичные проблемы, связанные с определением и уточнением предметного поля, «пережила» ранее и этика.
Таким образом, есть основания полагать, что деонтология социальной работы в своем развитии повторит основные пути и этапы развития и становления общей этики — осознание, осмысление и утверждение ее как центрального раздела этического учения, оформление в виде системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности. Предстоит обоснование и проработка отдельных структурных элементов, специализация и детализация в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалистов. Вместе с тем необходимы исследования онтологических и теоретико-методологических основ деонтологии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.