Генезис сознания. Основные причины возникновения сознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По вопросу возникновения сознания существует две точки зрения.

Согласно первой, сознание — результат развития природы, которая существует вечно. В ней действует закон энтропии, согласно которому все сложное со временем становится простым. Предполагается, что в этом мире идут процессы самоорганизации. На необъятных просторах Вселенной на определенном этапе развития физическая материя усложняется настолько, что порождает жизнь, а жизнь, борясь за себя, вырабатывает сознание, как орган приспособления. К этой идее подводит дарвиновская теория эволюции, материалистическая философия и естественнонаучный позитивизм. Сознание — следствие тех процессов, которые идут в бессознательной природе. Примерно 20 миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека.

Согласно второй точке зрения, сознание является первичной основой действительности. Оно существовало изначально, и помогло физическому миру возникнуть. Именно мудрым вселенским планом сознания предусмотрено целесообразное устройство нашего мира. Человеческое сознание является частью вселенского сознания. Существует научная гипотеза, подтверждающая этот взгляд. Она основывается на наличии в нашем мироздании информационных полей, носителем которых выступает разновидность физического вакуума. Известный российский ученый Налимов назвал их «полем смысла». За длительной срок, превосходящий возраст нашей Вселенной, в «поле смысла» накопился огромный объем информации о разнообразных связях между явлениями, о прошлом, будущем и настоящем, и все это существует в нем синхронно. Такое поле, работая как сверхъкомпьютер, способно формулировать сложнейшие задачи, связанные с развитием космических процессов, и рассчитывать пути их решения. При определенных условиях информация способна воздействовать на материальные объекты, поэтому не исключено, что наша Вселенная сначала была спроектирована Мировым разумом, а затем и реализована им. Прорывами в мировой разум можно объяснить такие феномены, как интуитивное озарение, видение внутренним взором событий, происходящих на значительных расстояниях, неограниченная память, способность в уме производить сложнейшие математические расчеты и др. Не смотря на привлекательность данной концепции, она все же остается на уровне гипотезы. Наиболее исследованной является первая, связанная с естественнонаучным объяснением происхождения сознания как отражения.

Сознание и отражение, его виды. Отражение — это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Отражение происходит в результате взаимодействия различных систем реального мира, при котором происходит обмен информацией между этими системами. На различных уровнях организации материи характер отражения и содержание отражаемой информации имеют свою специфику. В неживой природе взаимодействие материальных систем ведет к механической деформации. Происходит передача информации о колебаниях температуры, направлении и силе света, изменениях электромагнитных и звуковых волн, других химических и физических сигналов.

В живой природе выделяется три уровня отражения, которые зависят от сложности объектов и их взаимодействий со средой: раздражимость, возбудимость и чувствительность, психика.

Раздражимость — свойство организма отражать воздействия внешней среды, находясь в непосредственном контакте с нею и реагируя как целое. Раздражимость выступает регулятором приспособительного поведения и имеется уже у простейших организмов типа амебы.

Возбудимость и чувствительность — способность организма избирательно реагировать на биологические раздражения различными органами чувств. На этом уровне, характерном для многоклеточных организмов, отражаются не только негативные, но и позитивные сигналы, начинают формироваться эмоциональные реакции.

Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению центральной нервной системы, и ее высшего отдела — головного мозга. Появление такого типа отражения называют информационным. Изучение информационных процессов позволило создать искусственный интеллект. У высших животных способность к отражению с течением времени достигла такого уровня, что исследователи стали говорить о психическом отражении. Его особенностью является способность оперировать чув-ственными представлениями, благодаря чему развивается опережающее представление. Процесс формирования психики животного связан с формами поведения более высокого уровня, при этом в поведении большую роль играют инстинкт, навык, подражание и обучение. Данные уровни отражения есть и у человека, однако его психика существенно отличается от психики животного. Ее характеризует прежде всего наличие сознания, появление которого было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание человеком предметов культуры, возникновение речи и самое главное — совместная, продуктивная, опосредованная речью орудийная деятель-ность людей.

 

 

14.3 Структура сознания. Сознание и мозг. Сознание
и язык

 

Под структурой сознания понимают совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объективное отношение, а также возможность целеполагающей деятельности. Среди современных философских концепций сознания наибольший интерес представляют две:
А. Г. Спиркина «Сознание и самосознание» и А. В. Иванова «Сознание и мышление», разработанных в течение последних 20 лет XX столетия.

Сознание, по Спиркину, — это способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Однако это не простое психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, которая состоит в адекватном, целенаправленном отражении внешнего мира с помощью речи, творческой деятельности, с выделением себя из окружающей среды и противопоставлением себя как субъекта объективной действительности. Сознание включает в себя эмоциональную оценку всего происходящего. Оно обеспечивает целеполагающую деятельность, т. е. мысленное построение мотивированных действий, предусмотрение их последствий, полный отчет в том, что происходит в окружающем мире и в собственном духовном мире. Сознание — это идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Таким образом, сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно — творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

В. А. Иванов представил сознание в виде круга, разделенного на четыре сегмента:

– первый представлен сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем теле и его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человека;

– второй сегмент является логико-понятийным компонентом сознания. Это сфера общих понятий, аналитических, синтетических и логических мыслительных операций. Главной целью этой сферы является истина;

– третий сегмент представляет эмоциональный компонент сознания. К нему относятся личностные переживания, воспоминания, предчувствия, гнев, раздражение, страх, восторг, любовь, ненависть и т. п. Главной целью этой сферы является удовольствие;

– четвертый сегмент является ценностно-мотивационным. Здесь содержатся мотивы деятельности, духовные идеалы личности, способности к их формированию, творческое начало виде фантазии, интуиции, продуктивного воображения. Целью является правда, красота и справедливость.

Первый и второй сегменты (левая половина) образуют внешне-познавательную способность сознания, а третий и четвертый (правая половина) — ценностно-эмоциональную (гуманитарную) способность нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают наши «я», другие «я», а также продукты их творческой самореализации в виде художественных, религиозных, музыкальных произведений, живописи, архитектуры и др.

Иванов полагает, что наше «я» — это словесно-психический способ фиксации восхождения нашей подлинной духовно-космической самости по вертикали сознания. Рождаясь из тьмы и молчания бессознательного (нижняя часть круга), наша духовная самость, проходя через ряд ситуаций эволюции, способна достигнуть уровня космического сверхсознания.

Большое значение для понимания структуры мозга имеет открытие, сделанное американским ученым Р. Сперри: функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическим рассуждениями, т. е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.

Сознание и мозг. Сознание неразрывно связано с мозгом. В науке сложилось несколько подходов их взаимосвязи.

1. Нейропсихологический — изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается функционирование мозга, в силу тех или иных заболеваний, то и в сознании тоже происходят изменения. Например, когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений, целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями, счет в уме и анализ некоторых грамматических конструкций.

2. Нейрохимический — изучает как определенное настроение, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, что оказывает непосредственное влияние на сознание. Так, для депрессии характерно увеличение в крови уровня серотонина.

3. Нейрокибернетический — рассматривает сознание и мозг как информационные системы, сложные запрограммированные машины, доказывает тождественность устройства и функционирования мозга и существующих ЭВМ, показывает, что работа мозга определяется определенными алгоритмами, программами и т. д

Сознание и язык. Сознание формировалось в процессе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия в процессе общения. Средством общения служит слово. Язык связан с мышлением, но они не тождественны. Мышление — это отражение реальности, а язык — способ выражения мысли и средство передачи мысли другим людям. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно только тогда, когда оно облекается в языковую форму, т. е. в определенной системе средств общения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать про себя). Язык выступает не только средством воплощения мысли, но и средством оформления мысли. Если человек не говорит, все равно его мысли облекаются в форму слов.

Основными функциями языка являются: экспрессивная (человек выражает мысли посредством языка); когнитивная ( язык служит важнейшим средством познания); коммуникативная ( язык является средством общения между людьми); кумулятивная (язык обеспечивает накопление и сохранение знаний); информативная (передача информации осуществляется посредством языка); прагматическая (при помощи языка происходит управление поведением людей).

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание выявляется и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям. Однако единство сознания и языка не означает их тождества. Сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает ее в форме мысли.

 

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 305.