Для позитивистов характерно также и то, что они сводили философию к науке о мышлении. Такие положения имеются у многих названных и других исследователей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О. Конт – основоположник позитивизма. Но не только Конт является автором этого подхода. Позитивизм – проявление главной тенденции развития философии с древнегреческих философов. Аналогична и прагматическая сущность философии. Ведь уже древние греки разрабатывали философию как инструмент познания. И с тех пор философия, так или иначе, трактовалась большинством ее исследователей как канон или органон и т.п.

Основные типы философии. Как и все сущее, философия развивается. Этот ее факт осознан в должной мере многими современными философами. Многие философы исходили из необходимости создания новой философии. В частности, это позиция Ф. Бэкона при разработке им “Нового органона”. Писали об этом Р. Декарт, Г.В. Лейбниц. И. Кант вообще считал, что философию надо еще создать, а поэтому писал только введение в нее - пролегомены. Многие современные философы разделяют эту идею. В частности, «Следовательно, задача создания новой формы философии, предполагающей разработку современной картины мира, новых обобщающих понятий и теорий, существенное обновление философской методологии во многом еще не решена и ждет «своего часа»» [245].

Конкретизация функций философии позволяет уточнить содержание программы по восстановлению прагматизма философии. Исходная функция философии - совершенствовать технологию мышления и ее основание – теорию интеллекта (интеллектику). Она призвана также совершенствовать объяснение самой науки, обобщая имеющиеся в обществе идеи по данному вопросу. Философия обеспечивает также универсальную онтологию. И философия ответственна за разработку дидактики обучения философствованию, т.е. умению применять философию в качестве практического инструмента жизни. Философы должны учить философствовать представителей наук и критически оценивать достигнутый ими уровень философствования, как высшей формы исследования.

Главная историческая тенденция развития науки и философии, как и современная ее структура, и перспектива, может быть кратко показана ретроспективно [см. 47]. Исходя из замысла И. Канта, можно выделить следующие основные формы философии:

       ┌─ метанаука = будущая, теоретическая философия

  ┌─┴─ метафизика= «первая философия»

 ┌─┴─── натурфилософия = наука

Системная трактовка форм философии учитывает историю их становления. Она предполагает упорядочение всех существующих форм философии на основе историзма. Иными словами необходимо использовать принцип единства исторического и логического. Такую возможность дает ретроспектива - восстановление прошлого на основе настоящего. Как писал историк Х IХ века Болтин: «Современность - музей прошлого». На основе современности можно представить прошлое, что и отличает ретроспективу от истории. История - продукт «копания» в ее пыли, а ретроспектива - взгляд на прошлое на основе современности.

                          «Философия»

     ┌──────────────┼────────────────┐

       наука ® общая наука  ® основание науки

 (натурфилософия) (метафизика)   (метанаука)

Можно предложить две гипотезы:

Первая:

                       «Философия»

         ┌──────────┼─────────────┐

Натурфилософия ® филодоксия ®философия

                     ┌────────────┼───────────────┐

             «первая философия» ® метафизика ® метанаука

                       ┌──────────┼───────────┐

                                      логика + онтология + теология

Вторая:

                 философия

             ┌─────┼───────┐

филодоксия ® натурфилософия ®наука о науке

                              ┌─────┼───┐

                     просто® «первая» ® метафизика

                                         ┌─────┼───┐

                                     просто® Вольфа ®метанаука

                                                    ┌─────┼──────┐

                                           диамат® эпистемология® теоретическая

                                                                       ┌─────┼────┐

                                                                       1 ® 2 ® 3

Филодоксия не наука. Ее можно назвать и диалектикой, как порой делал Аристотель [12.1.123]. Затем философией назвали науку, поскольку ее считали мудростью, разумом и т.п. [там же, с. 102 136 и др.]. Впоследствии философией стали называть не любую науку, а только науку об основаниях науки [там же, с. 125]. У Сократа и Платона она свелась к методологии познания – науке о мышлении, диалектическом методе. В форме «первой философии» Аристотеля она уже включала все рациональные основания науки, в том числе и математику, и логику (диалектику) и онтологию. Но все это было в единстве (синкретически). «Мудрость есть наука о началах» [там же, с. 272]. Начала математики должна исследовать первая философия [там же, с. 278]. Так как наука философа исследует сущее как таковое [там же, с. 276]. В последующем ее стали называть метафизикой в широком смысле слова и относили к ней логику, онтологию, психологию и др. Высшей формы такая метафизика достигла у Вольфа. Ее неадекватность потребностям науки привела к ее отрицанию Кантом и требованию разработки новой ее формы, которую назовем метанаукой. На этой основе возник диамат как форма метанауки, а сейчас такую функцию отчасти выполняет эпистемология (синергетика). И общепринятое мнение – нужно нечто новое, что назовем теоретической философией или метанаукой. Она также не может не быть динамичной и многообразной. Уже существуют ее гипотезы и данная работа – одна из них.

Натурфилософия фактически не была философией. Так называли науку с древних греков до Х IХ века [330.389]. Она представляла собой множество конкретных наук в форме учений. Это была совокупность частных, разнохарактерных наук [181.21.316]. Образно это можно показать так:

                               

 



Эта концепция исходит из отождествления философии и науки. Науку считали философией, и философия была наукой. Затем обособилась философия как особая наука. И философия все более становилась основанием науки. И хотя этому процессу 2500 лет, но он не завершен.

Пережитки натурфилософии сохраняются по настоящее время в форме частных форм философии: философия истории, философия техники, философия хозяйства, философия экономики, философия денег и т.п. Специальные исследования философии техники, философии экономики убедили в том, что нет ничего специфичного в этих формах философии. Их рациональные зерна составляют содержание общих теорий данных объектов.

 Название философией какого-либо конкретного исследования представляет собой простую подмену понятий.

Филодоксия. Данное понятие известно с древних греков. Имеются категоричные суждения по ее поводу у Канта, но современные философы не «наступают на эту свою мозоль».

Любомудрие первоначально сводилось к умению говорить, чему учила риторика. Овладев приемами красноречия, риторы (ораторы) не становились философами. Они оказывались филодоксами – любителями мнений. Филодоксия состоит в высказывании необоснованных положений, т.е. мнений. Философия – поиск путей к истине. Философия спрашивает: «Что есть истина?» [181.1.101].

И. Кант   отмечал фактическое превращение философии в филодоксию [123.3.35]. «Виртуоз ума или, как его называет Сократ, – филодокс …» [123.8.279]. Об этом пишут и современные философы: «Платон нашел и имя для любителя «Мнения»: философу он противопоставляет филодокса» [305.181].

Перефразируя Канта, философы остаются «виртуозами ума» [там же, с. 298] или «болтунами» [там же, с. 292] вместо того, чтобы быть законодателями теоретической науки при познании объектов. Для этого они сами должны осмыслить «достоинство философии» или «ее абсолютную ценность» [там же, с. 291].

Филодоксы стремятся, по И. Канту, только к тому, чтобы вообще сбросить оковы науки и превратить труд в игру, достоверность – в мнение, а философию – в филодоксию [см. 123.3.35].

Дата: 2018-11-18, просмотров: 245.