Общество является наиболее сложной из всех известных науке систем. Человеческий разум с древних пор пытается разгадать суть явлений общественной жизни, их связь с природой и отдельным человеком. Но эти исследования сопровождаются значительными трудностями, поскольку общественная жизнь динамична, для разных народов имеет свои специфические особенности, неповторимую историю, а исследователи в своих изысканиях опираются на различные мировоззренческие системы, используют неодинаковые подходы и методы.
Как социальный способ бытия человека общество представляет определенную совокупность людей, связанных многообразными отношениями. Различные аспекты общественной жизни изучаются разными науками. Например, история исследует процесс развития материальной и духовной жизни общества в различные эпохи, выясняет причины исторических событий и их значение. Социологию в основном интересует социальная структура, то есть способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Экономическая теория исследует законы, управляющие производством и распределением материальных благ. То есть задача науки – исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, аспекты, тенденции, закономерности, что позволяет иметь общую картину исторического процесса, анализировать различные варианты его развития, пытаться влиять на историческую перспективу (что, как показывает опыт, не всегда оказывается удачным).
В отличие от конкретных наук, философия призвана исследовать всеобщее в историческом процессе. Она акцентирует внимание на таких понятиях как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса, создает методологические основания научных исследований, в том числе общественных наук, предлагает мировоззренческие установки, а также разработку категориального аппарата. Философия призвана выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы.
Чтобы понять сущность общества (с. 10 ) рассмотрим кратко теории общественной жизни. Историю философии отличает большое разнообразие школ и направлений, изучавших общество. Так, философы античности (Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций и др.), исследуя проблемы бытия, выделяли общественную жизнь и пытались осмыслить ее природу. Например, Платон, пытаясь решить проблему социально-политического устройства общества, на основе своих мировоззренческих убеждений, пришел к своеобразной модели идеального государства, которое, по аналогии с тем, как в Космосе управляет всемогущий Разум, должно быть управляемо философами-мудрецами, а всем остальным членам общества предписывалось добросовестно выполнять свои трудовые, семейные и прочие обязанности. К сожалению, эта модель общества до сих пор не реализовалась, то ли в силу отсутствия мудрых правителей, то ли – добросовестных членов общества.
В эпоху средневековья главной исторической силой считалось божественное провидение. Такое понимание сущности общества было свойственно Августину Блаженному (с. 68 ) (IV-V вв.), Фоме Аквинскому (с. 79 ) (XIII в.) и другим мыслителям. Впоследствии оно нашло свое развитие в религиозно-философских системах, в наиболее значительной степени – в русской религиозной философии XIX – начала XX столетия (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.) и в философии неотомизма (конец XIX-ХХ вв. – Э. Жильсон, Ж. Маритон и др.).
Важной особенностью эпохи Возрождения является то, что общественное развитие начинает рассматриваться как гражданская история вне влияния религии. Т. Мор и Т. Кампанелла (с. 72 ) создали образцы, идеалы справедливого, совершенного общества, которые, согласно их представлениям, могут существовать где-то на Земле.
В эпоху Нового времени крупным представителем социально-философской мысли был И.Г. Гердер (с. 70 ), рассматривавший общественное развитие как непосредственное продолжение истории природы и считавший, что законы общественного развития носят естественный характер. По его мнению, природа и общество есть единое органичное целое, а человек – частица этого целого. Отводя важную роль общественным отношениям, как условию формирования человеческой культуры, Гердер приходит к выводу, что движущей силой истории являются живые человеческие силы, которые реализуются в деятельности людей, вызванной их потребностями. Критерием общественных отношений он считал принцип гуманности.
Решающий вклад в обоснования теории общественного развития принадлежит Ж.-Ж. Руссо. Он создал теоретическую разработку путей перехода к разумно и справедливо устроенной общественной жизни. По представлениям Руссо, в истории все происходит согласно естественному порядку, в том числе и смена прогрессивных и регрессивных тенденций развития. Социальное неравенство порождает деградацию общественных нравов, поэтому строй, основанный на насилии и неравенстве, от насилия же и погибает. Определяющими в развитии общества Руссо считал духовную жизнь, просвещение, ум, сознание. Он настаивал на необходимости замены общественного неравенства новым состоянием равенства, отличным от прежнего. Политическим идеалом Руссо была демократия, осуществленная на основе общественного договора, суть которого состоит в том, что «каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли и мы все вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого» (Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3-х ТТ. – М.: 1961. –Т.1. -С.60).
Разработке договорной теории общественного развития посвящали также свои исследования Т. Гоббс и Дж. Локк (с. 74 ), которые считали, что заключение общественного договора явится основной причиной возникновения цивилизованного общества.
Французские философы Ж. де Ламетри (с. 73 ), К. Гельвеций, Д. Дидро (с. 72 ), П. Гольбах (с. 71 ) в своих исследованиях природы человека, общества, государства исходили из принципа причинной обусловленности всех человеческих действий, при этом решающую роль в развитии общества они отводили человеческому разуму и просвещению. Поэтому основным средством в прогрессивном развитии человечества, по их мнению, является правильное воспитание. Они рассуждали, что поскольку человек является продуктом определенной социальной среды, ее законодательства, идейных мотивов людей, организаторских способностей правителей, то важно, чтобы в обществе были хорошие законы и чтобы у власти стояли просвещенные правителей. Это и является залогом хорошего общества.
Выдающийся вклад в развитии социально-философской мысли был сделан великим немецким философом Г. Гегелем. Гегель рассматривал историю как прогресс абсолютного духа, Мирового Разума, который реализуется через дух отдельных народов, выполняющих в этом процессе свою особую миссию. Вся история, по существу, есть история мысли, саморазвития Разума. Она носит разумный характер, определяемый объективными закономерностями, а индивидуальные страсти и желания людей являются результатом «хитрости мирового разума» и используются им для своих целей.
Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Таким образом, всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющей собой великое шествие мирового духа по своеобразным ступеням (в процессе развития исторических культур народов) непрерывного исторического процесса. Причем следует отметить, что Гегель, являясь представителем объективно- идеалистической философии, тем не менее отводит важную роль труду в процессе становления человека и общества, считая, что лишь трудом человек создает средства для удовлетворения своих потребностей, способствует прогрессивному развитию общества.
Опираясь на достижения предыдущих мыслителей, К. Маркс (с. 75 ) и Ф. Энгельс (с. 82 ) создали свою оригинальную концепцию общественного развития. В ее основе лежит материалистическое понимание общественного развития, в соответствии с которым именно материальные условия жизни людей в обществе, общественное бытие определяет общественное сознание. В марксизме вводится понятие общественно-экономической формации, которое обозначает тип общества, формирующийся на общей экономической основе, представляющей собой определенный уровень развития производительных сил в соответствующих им производственных отношений. Смена общественно-экономических формаций рассматривается при этом как закономерный естественноисторический процесс, обусловленный изменениями, происходящими в производительных силах и производственных отношениях. По мере развития производительных сил общественные отношения перестают им соответствовать и начинают тормозить их рост, что и является поводом для разрушения старых общественных отношений и создания новых. Это и знаменует собой создание новой общественно-экономической формации.
Движущую силу общественных преобразований Маркс, видел в потребностях и интересах людей и классов. Согласно представлениям Маркса, в процессе исторического развития человечество должно прийти к совершенному типу общества, основанному на равенстве и справедливости.
Интерес к явлениям общественной жизни был свойствен русской религиозной философии. Например, согласно представлениям В. Соловьева (с. 77 ), в основе исторического процесса лежит духовное общение и очищение людей, которое должно базироваться на триединой формуле: истина – добро - красота (знания, нравственность, искусство). Высшей целью исторического процесса В. Соловьев считал Церковь, под которой понимал всеобщую целостность, всеохватность бытия, всеединство.
Для других русских религиозных философов также свойственно связывать будущее общественное устройство с нравственно-совершенной личностью. Например, П.А. Флоренский (с. 79 ) хаосу бытия противопоставляет ценности человеческого духа – веру, культуру, культ. Д.С. Мережковский (с. 75 ) рассматривает религию как главный источник развития и совершенствования общества. Н.А. Бердяев (с. 68 ) с позиции философии свободы говорит об обществе, которое не подавляло бы творческие склонности в человеке.
Что касается концепций общества в философской мысли Запада ХХ века, то общим для многих из них является системный подход к обществу и структурно-функциональный анализ. Так, согласно Э. Дюркгейму (с. 72 ) в основе существования общества лежит воздействующая на человека идея общественной солидарности, базирующаяся на разделении труда. Как он считает, разделение труда порождает функциональную взаимозависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде. Идею преодоления кризиса в западном обществе Дюркгейм связывал с совершенствованием морали.
В своих взглядах на общество М. Вебер (с. 69 ) опирался на идеи Риккерта (с. 77 ), согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Таким образом, по Веберу, необходимо соотносить анализируемый материал с экономическими, эстетическими, религиозными и моральными ценностями. Для объяснения реальности Вебер сформировал понятие социального действия и его мотивации, а также понятие «идеального типа» для реконструкции социальных и экономических явлений исторического прошлого на основе современного состояния общества.
Подводя некоторый итог сказанному, можно отметить, что в истории философской мысли существовали различные подходы к пониманию общества. Одни философы рассматривали общество с идеалистических позиций, например, у Гегеля как результат саморазвития Мирового духа. А также в мировых религиях (христианство, ислам, буддизм) и национальных религиозных учениях (иудаизм, индуизм, конфуцианство) описываются свои модели божественного устройства общества и государства, обеспечивающие человеку условия для достойной встречи с Богом в будущей жизни. Другие философы подходили к объяснению феноменов общества и человека исходя из натуралистических позиций, т.е. как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Третьи рассматривают общество с позиции технологического детерминизма, т.е. в зависимости от уровня и развития науки и технологии и т.д.
Важное место в социальной философии отводится проблеме соотношения природы и общества (с. 10 ). По мнению многих философов – это вечная и всегда актуальная проблема. Как соотносится общество, человечество с, так называемой, живой и неживой сферой планеты, как они могут далее сосуществовать и развиваться?
Согласно философским представлениям, природа – это и вся Вселенная или «мир Божий», но и то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Если природа является естественным условием существования людей, то общество может пониматься как обособившаяся часть природы, выделившаяся из нее в результате определенной активной деятельности людей. Причем здесь возникла парадоксальная ситуация. Общество, выделившись из природы, стало оказывать свое специфическое воздействие на нее, на окружающую действительность своей безмерной эксплуатацией ее, нарушая естественное закономерное течение происходящих в ней процессов, внося дисбаланс в существующее равновесие природных сил.
Еще в XIX веке французский ученый Э. Реклю ввел понятие «биосфера» для обозначения «живой» оболочки Земли, слоя живых и растений. В 20-е годы ХХ века отечественный ученый В.И. Вернадский (с. 69 ) разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие «ноосферы» (с. 9 ) или сферы разума, преобразующего планету. Суть ее в том, что человечество не может произвольно и безнаказанно вторгаться в закономерности биосферы и природы в целом, не может вести себя волюнтаристски. Человеку следует отказаться от взглядов на природу как на простой источник сырья для развития его материального производства. Также следует осознать, что, по сути, планета с живущими на ней людьми – это единая система, находящаяся в тесной связи с Солнцем и циклами его активности, с другими космическими явлениями и процессами, поэтому прежде чем предпринимать что-либо кардинальное, важно подумать о последствиях.
В данной ситуации, пожалуй, даже уместно говорить о введении принципа сотрудничества с природой, предполагающего полную гармонизацию деятельности человека с законами природы. Нарушение же этих условий сосуществования природы общества, установка на «покорение» природы породили глобальные проблемы человечества, которые невозможно решить на локальном, региональном уровне, а только всем вместе и сразу.
Говоря о развитии общества важно разобраться в вопросе о факторах, влияющих на этот процесс. В этой связи могут быть выделены субъективные и объективные факторы.
Обычно под объективными факторами понимают такие условия развития общества, которые не зависят от сознания и воли человека, но оказывают свое решительное влияние на характер их деятельности. К объективным, в первую очередь, обычно относят природно-климатические факторы, но сюда же должны быть отнесены и законы природы. Также не менее важную роль в развитии общества играют социальные законы или законы общественного развития. Если законы природы находят свое заметное проявление, в первую очередь, на уровне биологических, физиологических процессов жизнедеятельности общества, климатические – на образе и специфике жизни (например, отличия в жизни жителей Севера и Юга, жителей среди полосы и т.д.), то социальные законы или законы общественного развития в определяющей степени связаны с общественным производством жизни, характером и способом производственной деятельности людей, формами социальной активности.
Каждое поколение людей, вступая в жизнь, в своей деятельности опирается на достижения предыдущих поколений, на определенный уровень развития общества, который могут характеризовать:
1) совокупность материально-технических условий: орудия и средства труда, производственные технологии, навыки общественного производства, т.е. то, что обычно характеризуется как уровень развития материального производства,
2) общественные отношения, в которых проявляется специфика взаимосвязей между людьми и социальными группами в сфере экономики, политики, морали, религии и т.д.
Эти обстоятельства объективны по отношению к человеку, поколению людей. Они ставят человека, социальные группы, классы во вполне конкретные социально-исторические условия, тенденции развития, которые приходится в своей жизни так или иначе учитывать. Так могут быть представлены объективные факторы развития общества.
Что же может характеризовать субъективный фактор развития общества? – Человек, люди, попадая в определенные социальные условия, как правило, не просто им подчиняются, но пытаются реализовать свои многообразные потребности и интересы, осуществляют свои собственные жизненные цели, тем самым вносят определенные коррективы в жизненный процесс и выступают субъективным фактором общественного развития. Таким образом, субъективный фактор – это целеустремленная деятельность отдельных людей, классов, политических партий, направленная на реализацию своих потребностей, интересов, тем самым вносящая изменения в процесс общественного развития. Иными словами, труд, знания, умения, нравственные силы людей – факторы, способные вносить коррективы в развитие общества.
По своей направленности субъективный фактор может проявлять себя как прогрессивный, консервативный и реакционный. То есть субъективный фактор так или иначе вступает во взаимодействие с объективными законами создает определенный путь развития общества. Чем глубже осознаются людьми стоящие перед ними задачи и пути их решения с учетом объективных обстоятельств, тем плодотворнее может оказаться их практическая деятельность.
Таким образом, реальный путь развития общества складывается из взаимодействия двух факторов – субъективного и объективного.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.