Техника (от греческого «техне» — искусство, мастерство, умение) — система искусственных органов деятельности человека, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника представляет собой систему замещения человека в природе, опосредование его бытия в естественном мире. Однако для понимания техники этого определения недостаточно. Необходимо дать функционально-предметное определение техники.
Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером).
Однако все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки. Если техника живет по законам первой природы, использующей практической деятельности (техническое устройство, с одной стороны, есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой, в нем реализуются определенные природные процессы), то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать и т.д.) и семиотической деятельности (их используют для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании и т.д.). И хотя любое техническое сооружение в культуре означено, как-то описано в языке, сама техника не является языком.
Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т.д.), так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации).
С другой стороны, техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. С техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Техника представляет собой специфический инженерный способ использования сил и энергий природы. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основа инженерной деятельности – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональности.
Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. Технология в широком современном понимании – это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.
Не менее значим вопрос о дилемме понимания техники как самостоятельного мира и как аспекта человеческой деятельности и культуры. Эта дилемма вполне отражает реальные особенности техники: техника, действительно, является самостоятельной реальностью и тем не менее существенно определяется устройством человеческой деятельности и культуры. Как самостоятельная реальность техника дается сознанию в форме событий существования техники, человека и культуры, которые переживаются так или иначе, например, как благо или, напротив, как несвобода, риск, угроза существованию. «Нет никакого демонизма техники, – пишет Хайдеггер, – но есть тайна ее сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск». Философское и феноменологическое осмысление этих событий и переживаний является необходимым условием как адекватного анализа техники в других дисциплинах (теории деятельности, культурологии, методологии и т.д.), так и формулирования новых проблем философии техники. В этом случае техника понимается явление культуры, аспект деятельности человека. Два этих аспекта неотделимы друг от друга.
Во второй половине XX столетия современная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни – науке, технике, культуре, – столкнулась с глобальными проблемами, что называется, лицом к лицу. Их круг достаточно хорошо известен, хотя у разных авторов приоритеты расставлены по-своему. Это военно-политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные проблемы, которые проявляются, в частности, через кризисы в области здравоохранения, образования, культуры, растущую преступность. Впервые глобальные проблемы начали рассматриваться как особый род проблем в рамках деятельности так называемого Римского клуба, в 1968 г. объединившего исследования ряда аналитиков нескольких стран мира, хотя сама проблематика формулируется несколько ранее.
В рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы глобальных проблем. К первой относятся проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и другие). Ко второй – проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства и другие). К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и другие).
Ни одна из вышерассмотренных проблем не может быть решена в отдельности. Это означает, что, скорее всего, правы сторонники второй точки зрения на глобальные проблемы как таковые, которые постулируют начало нового этапа в процессе развития всего человечества, а не только европейской цивилизационной модели технократического мира.
Темы рефератов:
1. Техника и технология как социально-исторические явления.
2. История инженерной философии техники (Э. Капп, П.К. Энгельмейер и др.).
3. Гуманитарная философия техники.
4. Историко-философский анализ проблемы создания искусственного интеллекта.
Литература:
1. Волчек, Е. З. Философия : Учеб. пособие / Е. З. Волчек. - Мн. : Интерпрессервис, 2003. - 544с.
2. Зотов А. Ф. Современная западная философия : Учебник / А. Ф. Зотов. - 2-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2005. - 781с.
3. Канке В. А. Философия для технических специальностей: учебник / В. А. Канке. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010.
4. Кулик С. П. История философии : Учеб. пособие для вузов / С. П. Кулик, Н. У. Тиханович ; Под ред. С. П. Кулика. - Мн. : Вышэйш. шк., 2007. - 316с.
5. Степин В. С. (и др.) Философия. / В. С. Степин. - Мн.: РИВШ, 2006.- 624 с.
6. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия / Ред.-сост. Л. А. Микешина. - М. : Флинта, 2005. - 992с.
7. Философия: Учебник / Под ред. Зотова А. Ф. и др. - М. : Мир ; : Академический Проект, 2005. - 688с.
8. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.-544c.
9. Хрусталев Ю. М. Философия: учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: Академия, 2011. - 320с.
10. История философии: Учебник / Под ред. Васильева В. В. - М. : Академический Проект, 2005. - 680с.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 258.