Этика науки и социальная ответственность ученого
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При всей своей современности и актуальности проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические кони. На протяжении веков, со времени зарождения научного познания, вера в силу разума сопровождалась сомнениями: как будут использованы его творения? Является ли знание силой, служащей человеку и не обернется ли оно против него? Широко известны слова библейского проповедника Екклизиаста: «…во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь».

Сократ исследовал связь между знанием и добродетелью. Он учил, что по природе человек стремится к лучшему, если же он совершает зло, то только из-за того, что не всегда умеет отличить добро от зла. Сократ утверждал достоинство и суверенность разума.

Истории известны и противоположные взгляды на науку. Так,
Ж.-Ж. Руссо, предостерегая от излишнего оптимизма, связанного с бурным ростом научных знаний, полагал, что развитие науки не ведет к повышению нравственности в обществе. Ф. Шатобриан вполне определенно заявил, что идея разрушения является характерной особенностью науки.

Беспокойство об использовании результатов научных исследований и этическая позиция ученых по этой проблеме небеспочвенны. Ученым, больше чем кому-либо, известны те возможности, которые присущи науке, как для созидания, так и для разрушения.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этические оценки его деятельности, особое место занимают ядерная физика, генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.

Известно, например, что после того, как возможность ядерной реакции была обоснована теоретически, крупнейшие ученые мира, начиная с Эйнштейна (1879—1955), глубоко осознали трагические последствия, к которым могла бы привести практическая реализация этого открытия. Но, даже осознавая возможность гибельного исхода и, в принципе, выступая против нее, они, тем не менее, благословили президента США на создание атомной бомбы. По существу, впервые в истории с помощью науки было создано орудие, которое может уничтожить не только человечество, но и среду его обитания.

А между тем, наука во второй половине ХХв. сделала такие открытия в области генной инженерии, биотехнологии, функционирования организма на клеточном уровне, что возникла угроза изменения генного кода человека, перспективы психотропного воздействия на Homo sapiens. Если сказать более простым языком, то с помощью направленного воздействия на гены и нервные структуры человека, можно превратить его в биоробота и заставить действовать в соответствии с задаваемой программой. Это может положить конец длительному эволюционному этапу развития и привести к исчезновению нынешнего человека и биосферы. Такого рода опасения и заставили ученых пойти на столь беспрецедентный шаг, как установление добровольного моратория. Дискуссии вокруг этических проблем генной инженерии отнюдь не утихли. Человек, как отмечают некоторые их участники, может сконструировать новую форму жизни, резко отличную от всего нам известного, но он не может вернуть ее назад в небытие… «Имеем ли мы право, — спрашивал один из творцов новой генетики, американский биолог, лауреат нобелевской премии Э. Чаргафф, — необратимо противодействовать эволюционной мудрости миллионов лет ради того, чтобы удовлетворить амбиции и любопытство нескольких ученых? Этот мир дан нам взаймы. Мы приходим и уходим; и с течением времени мы оставляем землю, воздух и воду тем, кто приходит после нас».

Современным людям приходится более пристально всматриваться в самих себя, чтобы понять, чего они хотят, к чему стремятся и что считают неприемлемым. И здесь использование средств философского анализа, обращение к многовековому опыту философских размышлений становится не просто желательным, а существенно необходимым для поиска и обоснования разумных и, вместе с тем, подлинно гуманных позиций при столкновении с этими проблемами в сегодняшнем мире.

 

 


Вопросы для самоконтроля

1. Сопоставьте понятия «объект познания» и «объективная реальность».

2. Какой смысл заключен в афоризме «Знание — сила» и в противоположном высказывании Дж. Бруэлла «Незнание — сила»?

3. Какое свойство истины выражено в словах Паскаля: «Истина так нужна, что, чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»?

4. Сравните процессы познания и творчества по работе П. Лаврова «Что такое философия в творчестве?»

5. «Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире», — писал Н. Бердяев. Как Вы это понимаете? Дайте ответ, опираясь на отрывок из его работы «О назначении человека».

6. А. С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» утверждал: «Гений и злодейство — две вещи несовместимые». Согласны ли Вы с этим? Используйте при ответе тот же отрывок из работы Н. Бердяева.

7. Ф. Бэкон считал, что достижению истины препятствуют «четыре вида идеалов, которые осаждают умы людей». Что это за идолы и как они проявляются в познании современного человека?

8. Знаменитый афоризм Сократа гласит: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Был ли Сократ агностиком?

9. «Мышление является страданием», — говорил Аристотель. Почему?

10. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании?

11. В какой мере ученый несет ответственность за свое открытие?

12. «Он остановил Солнце и сдвинул Землю!» гласит надпись на памятнике Н. Копернику. Почему современники так оценили открытие Коперника?

13. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери). Что Вы думаете о роли скептицизма в научном познании?

14. Обоснуйте свою точку зрения о времени возникновения науки, руководствуясь высказыванием В. В. Ильина: «Для уразумения того, где начинается наука, следует знать, что она такое, но выяснить, что такое наука невозможно, не опираясь на твердое предварительное понятие о начале науки».

 

 

Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Раздел философии, изучающий теорию познания:

а) аксиология;

б) гносеология;

в) антология;

г) антропология.

 

2. Познание — это:

а) обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование;

б) совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее виденье, понимание мира, места в нем человека, и, вместе с тем, жизненные события, программы поведения, действия людей;

в) способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях.

 

3. Познание осуществляется в двух основных формах:

а) эмпирическая, теоретическая;

б) чувственная, рациональная;

в) научная, жизненно-практическая.

 

4. Формы чувственного познания:

а) ощущение, восприятие, представление;

б) ощущение, представление, мышление;

в) ощущение, умозаключения, суждение;

г) суждение, понятие, мышление.

 

5. К формам мышления относятся:

а) суждение, понятие, ощущение;

б) суждение, представление, умозаключения;

в) понятие, суждение, умозаключение;

г) понятие, суждение, восприятие.

 

6. Истина может быть:

а) объективной;

б) абсолютной;

в) индуктивной;

г) относительной.

 

7. Знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним называется:

а) истиной;  

б) ошибкой;          

в) заблуждением;

г) познавательной деятельностью.

 

8. Наука включает в себя:

а) субъект;  

б) задачу;    

в) объект;    

г) систему методов и приемов;

д) язык.

 

9. Научные знания обладают следующими характеристиками:

а) истинностью;

б) обоснованностью;

в) неосознанность;

г) системностью.

 

10. Основные функции науки в современном обществе:

а) функция быть особой социальной силой в обществе;

б) социально-критическая функция;

в) культурно-мировоззренческая функция;

г) логическая функция;

д) функция быть производительной силой.

 

11. Установите соответствие, позволяющее определить время возникновения различных отраслей научного знания:

а) Становление технознания; 1) IIIв. до н. э.;
б) возникновение математики; 2) XXв.;
в) формирование социальных наук; 3) XIXв.;
г) появление естествознания. 4) XVII—XVIIIвв.;
  5) XIIв.

 

12. Установите соответствие, позволяющее определить хронологию основных этапов развития науки:

а) XV—XIXвв.; 1) Классическая наука;
б) XVII — нач. XXвв.; 2) неклассическая наук;
в) XIXв.; 3) постклассическая наука.
г) первая половина XXв.;  
д) конец XXв.;  
е) Vв. до н. э. — Iв. н. э.  


Тематика рефератов

1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятия познания и знания.

2. Творчество и интуиция в познавательном процессе.

3. Роль фантазии в научном и художественном творчестве.

4. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном мире.

5. Генезис науки и ее историческое значение. Особенности классической, неклассической и постклассической науки.

6. «Человек познающий»: статус и деятельность.

7. От заблуждения к истине, от истины к правде.

8. Современная наука: зло или благо?

9. Наука и миф в культуре XXв.

10. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

11. Знание и вера в структуре познавательного процесса.

12. Истина и ценность в современной науке.

13. Наука и социальные технологии в современном обществе.

14. Наука и вненаучное знание. Феномен антинауки и становление паранаучной культуры.

15. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

16. Будущее науки как философская проблема.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 433.