Место и роль деонтологии в этике социальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды профессиональной деятельности по своей социальной значимости, по характеру социальных последствий неравнозначны, вследствие чего и деонтологическая регуляция в них может быть представлена большей или меньшей долей в этической регуляции вообще. Можно отметить, что, как и этическая регуляция вообще, деонтологическая регуляция поведения, отношений и действий спе­циалиста в наибольшей степени необходима в видах профессиональ­ной деятельности, обладающих определенными признаками:

—от результатов деятельности существенно зависят судьбы че­ловека и общества, т.е. велика социальная значимость результатов деятельности;

—взаимодействие производителя и потребителя конечного резуль­тата деятельности (например, услуг) происходит непосредственно, т.е. деятельность осуществляется в системе «человек —человек»;

— специалист обладает значительной степенью автономности, и процесс его деятельности невозможно или крайне затруднительно проконтролировать с помощью формальных методов.

Этими признаками в первую очередь обладают виды профес­сиональной деятельности, связанные с поддержанием безопасных условий бытия и деятельности общества, обеспечением социального и индивидуального благополучия личности. К их числу относится социальная работа.

Практически каждая профессия, сформировавшая и кодифициро­вавшая собственную профессионально-этическую систему, изучает и формулирует одновременно с этим и содержание профессионального долга специалиста. Поэтому в целом ряде профессий известным и привычным для специалистов является словосочетание «профес­сиональная деонтология». Но чаще всего при этом изучение не за­трагивает места и роли деонтологии в профессионально-этическом учении, проблем соотнесения долга и обязанностей, поскольку это скорее вопрос теории, а не практики профессиональной этики. Эта проблема — места и роли деонтологии в профессионально-этическом учении — все же должна быть решена в профессиональной этике, поскольку содержанием результата определяется допустимая степень самостоятельности специалиста, способы контроля его деятельности, взаимное доверие специалистов и их клиентов и т. п., неформальные возможности профессиональной деятельности и в конечном итоге — ее эффективность.

Деонтология в каждом профессионально-этическом учении зани­мает центральное место, однако в зависимости от вида, содержания профессиональной деятельности и ее общественной значимости «доля» долженствования может быть различной. Очевидно, что чем большую социальную значимость имеют результаты профессиональ­ной деятельности и чем больше влияние профессиональной деятель­ности на судьбу, благополучие общества и конкретных индивидов и их групп, тем большая часть поведения, отношений и деятельности специалиста может и должна регулироваться с помощью не общих этических, а деонтологических принципов. На объемы индивиду­ального профессионального долженствования оказывает влияние отношение специалиста к своей профессии: если профессия в целом нравится, то значительная часть профессиональных функций будет выполняться специалистом на этом основании с удовольствием, и самопринуждение будет применяться лишь в отношении незначи­тельной части функций.

Вместе с тем вышесказанное не означает, что та часть деятель­ности или та деятельность, которые могут регулироваться на основе деонтологии, всегда противоречат интересам, склонностям личности специалиста. Они могут совпадать, и должное поведение может не только своими итогами, но и самим процессом доставлять личности удовольствие.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности также не свободна от деонтологической регуляции. Подобно пред­ставителям других профессиональных групп, специалист в области социальной работы может чувствовать индивидуальную несклон­ность к выполнению ряда профессиональных функций, он может находиться в негативном физическом и психоэмоциональном статусе. Однако это не должно оказывать влияния на общие результаты его работы. В каком бы состоянии не находился специалист, его клиент должен получить всю адекватную его ситуации помощь. Поэтому специалисту приходится порой принуждать себя к выполнению всех или некоторых профессиональных функций.

Вследствие этого деонтология социальной работы как учение о долге и должном поведении специалиста в области социальной работы является центром профессионально-этического учения, его «деонтологическим ядром». Деонтология как часть философской тео­рии морали, профессиональная деонтология и деонтология профес­сиональной социальной работы соотносятся как общее, особенное и специфическое. Этим соотношением обусловлено то, что основные деонтологические принципы, функции деонтологии социальной ра­боты представляют собой специализированную форму принципов и функций деонтологии профессиональной и деонтологии общей.

К сожалению, довольно распространенным среди специалистов разных профессий является мнение, что деонтология представляет собой одну из медицинских дисциплин («Медицинская этика и де­онтология»). Неверно уже то, что в названии этой учебной и научной дисциплины деонтология представлена как нечто, существующее отдельно от этики[6]. Неправильным также было бы: считать, что деонтология как учение о долге разрабатывается только в отно­шении медицинской практики и исследовательской деятельности. И, разумеется, неверно то, что долженствование присутствует только в медицине. Поэтому деонтология как учение о долге может и долж­на разрабатываться в рамках любого профессионально-этического учения, в том числе и в рамках профессионально-этического учения социальной работы.

Деонтология социальной работы изучает смысл и сущность дол­га и ответственности в социальной работе, основное содержание долга и ответственности специалиста, влияние долга и ответствен­ности на эффективность деятельности специалистов, сущность и содержание деонтологических конфликтов, содержание и значение деонтологического потенциала социальных служб и всей системы социальной работы и другие вопросы. Деонтология социальной работы включает в себя теоретико-методологический раздел, разъ­ясняющий действие механизма формирования должного поведения и ответственности специалиста и включающий в себя понятийно-категориальный аппарат, функции и принципы деонтологии, взаи­мосвязь долженствования и типа личности. Этот раздел не имеет существенных отличий от теоретико-методологического раздела общей деонтологии. Прикладной раздел деонтологии социальной работы раскрывает основное содержание долга и ответственности социального работника.

В целом содержательно деонтология социальной работы вклю­чает в себя систему смыслов, понятий, норм, установлений и пред­писаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами (профессиональной группой), клиента­ми и их окружением и перед самим собой. Однако деонтология как часть профессионально-этического учения не может быть сведена к системе предписаний и норм. Деонтология социальной работы — это учение о долге и должном поведении специалистов и их объединений, и предписания составляют только лишь ее прикладную часть.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности в этом отношении имеет определенное сходство с другими видами деятельности, особенно с теми, которые связаны с непосредствен­ным взаимодействием с людьми. Далеко не все профессиональные обязанности социального работника могут быть для него привлека­тельными. Специалист ситуативно может быть не склонен выпол­нять тот или иной вид работы, общаться с тем или иным клиентом или коллегой и т. п. Его склонностям может не соответствовать тот или иной вид действий из числа его повседневных обязанностей, и уже одно это порождает бесчисленные конфликты между «хочу» и «надо» — желанием уклониться от некоторых действий и объективной необходимостью их выполнить.

Вместе с тем имеется и определенная специфика. Социальный работник имеет дело с личностью, неблагополучной во многих отношениях, и в силу этого способной вызывать не только поло­жительные, но и отрицательные эмоции. Социальные работники в процессе профессиональной деятельности испытывают сочувствие, сострадание к своим клиентам, но также порой и отвращение, брезг­ливость и т. п. Исследования показывают, что наиболее негативное отношение к себе вызывают следующие типы клиентов:

—клиенты, сами ставшие виновниками собственной трудной жиз­ненной ситуации и при этом спровоцировавшие развитие трудных жизненных ситуаций членов своего окружения;

—клиенты, пренебрегающие нормами этики и этикета, культуры поведения и общения;

—клиенты, не способные или не желающие контролировать свои эмоции;

—клиенты, сознательно избравшие для себя асоциальный образ жизни и навязывающие его другим;

—клиенты, склонные обвинять в своих несчастьях кого угодно (в том числе и социального работника), только не себя;

— клиенты с явными паразитарными установками;

— клиенты, стремящиеся удовлетворить свои интересы любой ценой, в том числе за счет других людей и некоторые другие.

Такие клиенты, как правило, субъективно ощущают себя жертвами людей и обстоятельств, а общество и свое окружение рассматривают как врагов или, по крайней мере, предельно равнодушных к себе и своим бедам людей. Интересы общества для них не имеют никакого значения, в то время как их собственные интересы для них всегда приоритетны. Агрессией в отношении социального работника они пытаются, как правило, компенсировать свою социальную несо­стоятельность.

Несмотря на это, социальный работник должен со вниманием отнестись к каждому клиенту и в рамках действующего законодатель­ства каждому оказать ту помощь, в которой тот объективно нужда­ется. Негативные эмоции, испытываемые в отношении клиентов и их поступков не должны влиять на качество и эффективность дея­тельности. Это значит, что регулирование поведения и деятельности личности в профессиональной сфере должно быть более жестким и масштабным, нежели в сфере обыденной, и поэтому деонтология в профессиональной этике приобретает большее значение, нежели в обшей этике.

В этике социальной работы деонтология, как и в профессиональ­ной этике, и этике философской, также занимает центральное место. Именно в деонтологии социальной работы наиболее ярко отражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста, социальная значимость про­фессии.

Очевидно, что ни клиент, ни профессия, ни коллеги, ни обще­ство не должны зависеть от разного рода особенностей личности специалиста, его склонностей, состояния, настроения. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с каждым клиентом должно организовываться качественно и профессионально, быть максималь­но эффективным. Значит, в определенных ситуациях специалисту необходимо принуждать себя к деятельности или конкретным дей­ствиям, обращаясь к деонтологической регуляции.

Должная (деонтологическая или деонтическая) регуляция в со­циальной работе может иметь место не всегда, а лишь тогда, когда специалист находится в состоянии выбора между различными ва­риантами поведения, действий, отношений, поступков. Например, эмоции, склонности, интересы личности могут сделать более привле­кательным ненормативное поведение, сулящее большее удовольствие или меньшие индивидуально-эмоциональные переживания или, по крайней мере, некоторую эмоциональную разрядку, в то время как интересы дела настоятельно требуют, чтобы специалист подчинил­ся им во что бы то ни стало. В этом отношении долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание специалиста непосредственно в процесс выбора поступков и обусловливающий принятие такого решения, которое является оптимальным с точки зрения достижения социально и индивидуально значимых результатов социальной работы и не оставляет места негативной ненормативно­сти. Должное поведение в профессиональной деятельности в первую очередь призвано обеспечить достижение социально значимого и значительного результата и только во вторую — способствовать до­стижению специалистом чувства удовлетворенности своей деятель­ностью, собой, в целом своей жизнью.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.