Сушков Иван Митрофанович. 2002 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИЧНА

Наука в истинах дана,

И в философском рассуждении.

Страна будь ими спасена,

От тьмы невежд предубеждений.

Философия практична?

Да! Но если вся этична!

Кант был прав, сказав об этом.

Владей, Мораль, всем белым Светом!

Философия практична?

Да! Но если эстетична!

Гегель прав, сказав об этом.

Красота, владей всем Светом!

Знают все, знай и ты,

Человек мир свой строит

«И по законам красоты» (К. Маркс)

Бытие людей практично.

Познай его философично!

Придёт духовное прозрение –

Всегда практичное мировоззрение.

Известно – истина не лжет.

Следуй ей! – Быть достижениям!

Тот лишь с Будущим живет,

Кто из «партии движения» (А.И. Герцен)

Будь с наукой! Двигайся! Стремись!

Всегда вперед! И только ввысь!

Свет философии бесценен!

Живой стратегией богат.

Ты в жизни будешь самоценен,

Делам разумным только рад!

Свет философии извечен,

Благими мыслями объят.

Твори мир истин! Бесконечен!

Им кто привержен! Тот в народе будет свят!

 

 

Часть 2. ПРИЗНАКИ НАУКИ

 

СВОЙСТВА НАУКИ

Наука представляет один из элементов современного мира (действительности, бытия, реальности). Возрастание значения науки в общественном развитии ведет ко все большему ее познанию. Понимание науки служит основой предвидения ее развития и научно более обоснованного развития общества. Исходным пунктом для такого подхода к науке выступает познание самой науки, т.е. ее функций и свойств как объекта общественного развития.

Наука - один из наиболее развитых объектов общественного прогресса. Глубокое познание науки предполагает использование принципиально новых решений данного вопроса.  «Еще Джон Бернал обратил внимание на то, что научные исследования проводятся самым хаотическим образом: по его оценке, коэффициент полезного действия ученых составляет примерно 2%. Бернал считал, что повысить эту величину можно, только создав что-то радикально новое в самой науке» [301].

Поиск общего подхода к науке как наиболее развитого идеального отражения мира, представляет весьма сложное дело, особенно, если учитывать желательность избрания его на основе отстаиваемых положений о науке.

«Главная проблема, которая сейчас стоит перед наукой, – это проблема создания фундаментальных теорий, с помощью которых можно увидеть целостную картину существования предметов. В конечном итоге, эта проблема сводится к образованию единой науки о мире» [11. 4].

Науку определяют по-разному. Номенклатура современных ее определений насчитывает полторы сотни дефиниций [см. 201]. Их все можно считать адекватными действительности и в комплексе дающими достаточно полное понимание науки. В то же время их набор оказывается недостаточным для исследователей, и поэтому творчество новых дефиниций продолжается. В общем, такой подход малоэффективен. Поэтому здесь принят другой подход.

Наука характеризуется многими свойствами. Из них в настоящий момент наиболее важен ряд. Именно эти свойства и рассматриваем в данной работе.

Свойства – признаки – параметры.

Научное отражение любого объекта предполагает построение идеальных моделей (систем), которые никогда не адекватны отраженным объектам. Построение идеальных систем предполагает выявление совокупности свойств рассматриваемых явлений

                      Свойства

            ┌───────┴──────┐

          неизвестные ® известные

                   ┌───────┴──────┐

некаталогизированные ® каталогизированные

                          ┌───────┴──────┐

         неклассифицированные ® классифицированные

                    ┌───────┴──────┐

         несистематизированные ® систематизированные

Свойства любого объекта обнаруживают при его соотнесении с другими объектами. В зависимости от наличия общих свойств совокупность объектов образует ряд. Из всей совокупности объектов выделяют в виде родовой совокупности те объекты, которые имеют общее свойство. Одновременно каждый объект может быть отнесен к различным множествам.

Свойства науки многообразны, и их невозможно четко все перечислить. Поэтому предварительная группировка поможет исследовать их в целом с тем, чтобы в последующем полнее раскрыть. При объяснении следует изложить те свойства, которые достаточны для принятия данной концепции. Затем данного изложения может оказаться недостаточно вообще, либо оно покажется недостаточным некоторым исследователям, и в зависимости от этого следует показать и другие моменты объясняемого.

При объяснении не рассматривают более общих свойств явления также как и всех свойств явления, а только те из них, которые считают достаточными для понимания рассматриваемого явления. Множество объясняемых свойств объекта не может быть одинаковым для всех людей и во все времена. Разные исследователи ранжируют свойства объекта по-разному. Одновременно, изменение объекта ведет к изменению значимости их свойств для общества.

Первоначальное познание свойств науки предполагает ознакомление с основными ее свойствами. Свойства научного элемента действительности должны быть познаны в порядке уменьшения их общности и одновременно возрастания их значимости для понимания науки как элемента мира.

Общность свойств


            Значимость свойств

Субстанциональность. В соответствии с принятой здесь философской онтологией исходной категорией научного отражения всей действительности выступает субстанция. Термином «субстанция» обозначаем только лишь один момент всей действительности (в том числе и науки) - факт ее существования в нашем мозгу. Действительность может быть любой, в том числе вымышленной (виртуальной, вроде понятия демона и т.д.). Двумя основными формами субстанции выступают материя и идея, из них материя первична, идея - вторична. Последняя представляет свойство только для более развитой формы материи и не

есть абсолютный дух какого-либо вида. Ничего более конкретного о субстанциональности идеи (науки в частности, как и любого иного объекта мира) нельзя сказать. Тем самым, субстанциональность представляет самую «тощую» категорию всего научного понимания действительности и в то же время имеющую громадное значение в качестве исходного интегрирующего элемента всей науки о мире. Наука фактически существует, хотя и в качестве вторичного, идеального вида субстанции. Это ее свойство и служит основой ее познания.

Отражательность науки делает ее наиболее развитым видом многообразнейших явлений отражения в природе. Сущность этого свойства науки можно познать также только при системном подходе ко всем другим свойствам и, прежде всего, при ознакомлении с систематикой форм отражения и местом их в науке. Теория отражения дает достаточно основания для понимания этого свойства науки. Не представляется возможным кратко раскрыть данное свойство науки, в связи с этим, обращая на него внимание, следует помнить об этом его свойстве при изучении всего последующего и постоянно обращать на него внимание в самых различных планах.

Сигнальность науки также представляет одно из важнейших свойств общего плана. Не только наука и даже идея, но и многие другие менее развитые явления современного мира характеризуются этим свойством. Сигнальный характер отражения представляет атрибутивное свойство живой материи. Наука выступает наиболее развитым видом сигналов. Сущность данного свойства науки также не может быть понята обособленно и предполагает обращение внимания на эту сторону явлений.

Знаковость науки представляет еще более узкое свойство ее. Знаковость сигнальных систем выступает, вероятно, только свойством сигнальных систем на надорганизменном уровне жизни.

Идеальность науки представляет одно из атрибутивных ее свойств. Место этого свойства среди других свойств науки не вполне еще определено, что зависит от исходной гипотезы.

Эволюционность науки – ее динамизм, как и всего сущего.

Информационность науки – еще более узкое ее свойство, присущее ей только как виду идеального компонента общественного развития. Познание этого свойства в настоящий момент представляет злободневную проблему, обсуждаемую во всех видах печати, на конференциях и т.д.

Обоснованность науки вытекает из ее прагматической функции – быть основой принимаемых решений как фактора сознательной деятельности.

Системность представляет свойство высшей формы науки и в зависимости от исходной гипотезы может рассматриваться в разных местах метанауки. Если считать системность атрибутом материи (как это утверждают некоторые авторы), то тогда данное свойство должно быть рассмотрено после субстанциональности и диалектичности. Здесь исходим из того, что системность есть результат диалектического мышления. Наука достигает ее только переходом к теории. Теоретическая наука (теория) – системная трактовка объектов.

Формализованность науки. Наука - модель особого типа. Наиболее развитый тип моделирования может быть предложен на основе обобщения существующих способов схематизации, особенно кладограмм.

Количественность НКМ и меганауки приобретает все большее значение и без него далее наука не может успешно развиваться. Ее раскрывают наукометрией.

Интегративность науки сводится к тому, что каждый элемент действительности объясняется всей меганаукой, а поэтому весьма важно исследовать, когда и как обеспечивается ее единство.

Прагматизм, онтологизм, методологичность науки. Наука прагматична – служит средством обоснования деятельности людей. Происходит это различно. Онтология – позитивные знания объектов, которые важно учитывать в жизни людей. Методология – те знания, которые представляют собой отражение технологии деятельности людей.

Сложным моментом в изложении свойств науки выступает то, что каждое из них раскрывается на основе выводов не только предыдущих, но и последующих.

Рассматривая свойства науки, располагаем их в последовательности общности – от общих к частным. Каждый из них рассматриваем с учетом всех остальных.

 

 

  1. РЕАЛЬНОСТЬ НАУКИ

Свойство "реальности" условно в том плане, что с этой точки зрения рассматривается несколько нетождественных подходов к науке. Проблема этих различных подходов к науке проявляется в частом использовании в качестве синонимов таких терминов, как «субстанциональность», «реальность», «действительность», «бытие». Конечно, вполне возможно их употреблять в качестве только синонимов, но желательно придать им собственное значение вообще, в том числе применительно к науке. Гипотезу такого подхода и постараемся показать здесь.

Различие собственного содержания указанных терминов лежит в степени конкретности подхода к науке:

  субстанциональность ® реальность ® действительность ® бытие.

Намеченный подход различной конкретности к науке нуждается в специальной проработке на основе учета различных мнений и т.д. Такой подход может быть отражен и иной схемой.

Субстанциональность

┌───┴────┐

просто ® реальность

┌────┴────┐

  просто ® действительность

                  ┌───┴────┐

           просто ® бытие

Каждое последующее есть более частный подход к науке, более содержательный и т.д.

В соответствии с таким подходом исходным выступает признание субстанциональности науки. О субстанциональности любого объекта, в том числе и науки, ничего нельзя сказать более конкретного, кроме признания факта его существования. Науку можно рассматривать, только подходя к ней, как к нечто существующему.

Реальность науки представляет более конкретный подход к ней и должен учитывать тот факт, что наука по природе идеальна. Исследование науки как реальности утвердилось в общественном сознании. Б.С. Дынин показал некоторые аспекты философского исследования науки под общим названием "Реальность теоретического мира" [79.135-239].

Подход к науке как к реальности, вероятно, предполагает уточнение соотнесения таких явлений, как субъективное, объективное и общественное сознание. Это и является собственным содержанием рассмотрения реальности науки.

Субъективное сознание представляет все то, что каждый человек "знает" об окружающей его действительности и о самом себе. Объем и содержание субъективного сознания различны у отдельных людей. Оно возникает в детстве и постоянно развивается: на первоначальном этапе возрастает, а на завершающем уменьшается и отрицается вместе со смертью человека.

 

                                               Общественное сознание

                                                             Субъективное сознание

               

 


Каждое субъективное сознание возникает на основе восприятия общественного сознания. Общество учит индивидов. Субъективное сознание всегда меньше общественного. Причиной частичности отражения субъективным сознанием общественного можно считать недостаточную емкость субъективного сознания и недостаточную скорость восприятия людьми информации.

        Объективное                           Творческое

       Субъективное                          Объективное

 

 


«... Сознание с самого начала есть общественный продукт, и остается им, пока вообще существуют люди» [181.3.29].

Общественное сознание не представляет нечто существующее вне субъективного сознания. Оно проявляется в субъективном сознании. В то же время объективное сознание есть нечто особенное по сравнению с субъективным сознанием.

В жизни людей общественное сознание – объективное условие, определяющее их индивидуальное сознание. Человек воспринимает в той или иной мере общественное сознание. При этом общественное сознание неодинаково во всех частях мира, а различно в той или иной мере. Воспринимаемое людьми общественное сознание неодинаково, а отсюда неодинаковы сознания людей.

Субъективное сознание людей вторично по сравнению с общественным сознанием. Тем не менее, оно развивает общественное сознание. Общественное сознание более полно по сравнению с субъективным сознанием.

Общественное сознание с развитием различных материальных носителей информации обособилось от субъективного сознания и хранится частично в виде информационных систем. Это увеличивает объем общественного сознания. Специфика хранимого таким образом общественного сознания несомненна. Информационное бытие общественного сознания, обособленное от индивидов, требует специального рассмотрения.

Ранее субъективное сознание обогащалось, непосредственно контактируя с другим субъективным сознанием. С развитием информационного хранения идей обогащение субъективного сознания происходит, прежде всего, не от непосредственного соприкосновения с другим индивидуальным сознанием, а с субъективным сознанием, информационно выраженным на каком-то носителе информации и хранимом различными способами.

Субъективное сознание обычно гораздо меньше соответствует действительности, чем общественное сознание. Эти две формы сознания изоморфны структурами, хотя и имеют различия.

Объективное идеальное различно в каждый данный период времени. Субъективное сознание различно у разных людей и изменяется от полного нуля до высокого уровня на основе научного отражения действительности у гениев, опережающих общественное сознание по частной проблеме.

Субъективное идеальное у каждого человека возникает заново и вместе с ним исчезает. Объективное идеальное не зависит от познания его конкретными индивидами. Объективное идеальное пассивно и получает свою активность только через субъективное идеальное. Объективное идеальное прогрессирует на основе субъективного и существует в виде более или менее завершенной идеальной системы. Субъективное идеальное может обгонять объективное, в таком случае оно «аутсайдер» своего времени.

«Общество не обладает какой-либо особой психической деятельностью, отличной от психической деятельности отдельных людей. С этой точки зрения, общественное сознание неотделимо от индивидуального сознания. Оно связано с индивидуальным сознанием как общее и отдельное, не существует без индивидуального сознания, но и не охватывает его полностью, не включает в свое содержание результат отражения в сознании индивида личных условий его жизни, его индивидуального бытия, или, например, своеобразие индивидуальных чувств и переживаний. Общественное сознание – сущность индивидуального сознания. Одновременно общественное сознание связано с индивидуальным сознанием как целое и часть. Поэтому индивидуальное сознание не может охватить собой всего богатства содержания общественного сознания. Общественное же сознание, в свою очередь, нельзя свести к сознанию отдельного индивида. Носителем общественного сознания выступает не человек, а человечество» [115.42].

Степень овладения людьми идеальным зависит от способа бытия общественного сознания и степени его развития. Например, до выработки позиционной системы счисления овладение счетом требовало значительных усилий, и было уделом немногих. Внедрение позиционного счета облегчило овладение счетом, позволило обучать счету всех нормальных людей. В свою очередь, это стало основой качественного роста степени овладения научным отражением действительности индивидами. Общество стоит перед необходимостью такого же качественного роста степени овладения научным отражением действительности каждым человеком. Все это может произойти на основе распространения диалектического мышления, перестройки систем обучения и информации. Основой такому переходу может быть теоретизация науки, что нельзя обеспечить без разработки науки о науке. Наука о науке должна послужить основой для перестройки всей системы науки, выработке диалектического способа представления знаний, в т.ч. теории.

Развитие общественного сознания, придание ему новой формы послужит более эффективному и полному познанию им людьми, т.е. позволит сделать качественный скачок субъективного сознания к общественному, объективному, сознанию. При этом речь не идет о возможности их выравнивания.

Действительность науки представляет более конкретный подход к ней по сравнению с субстанциональностью и реальностью. Собственным содержанием такого подхода к науке, вероятно, выступает вычленение науки из других форм сознания. В таком случае сужается сфера рассмотрения и в большей мере ограничивается только научным элементом мира. Реализация этого подхода затруднена рядом обстоятельств. С одной стороны, необходимые для этого знания выступают содержанием скорее психологии, а с другой, последняя не дает достаточно оснований для диалектического их рассмотрения.

Говоря о структуре сознании, его составными элементами называют такие явления идеального как эмоции, мысли, воля, наука, искусство, мораль. Неоднозначность этих подходов и трудности единого рассмотрения свойств и составляет сложную проблему в познании действительности науки.                           

Науку невозможно познать адекватно без осознания субординации свойств форм сознания, т.е. выявления общих и особенных свойств их всех. Это дело специальных исследований. Здесь выскажем только гипотезу.

 

                       Психика

                                                      ┌────┴────┐

  подсознательная ®сознание

  ┌────┴───┐

инстинкты® интуиция

     Сознание – главный элемент жизни людей. Его строение можно представить в целом на основе схемы:

                 Сознание

         ┌────┴───┐

нравственность® менталитет

                   ┌────┴───┐

                 искусство ® наука

                              ┌────┴───┐

                              эрудиция ® интеллект

Все названные явления характеризуют личность человека. В то же время они показывают различные свойства личности. Эмоции скорее представляют физиологическое явление. Они рефлекторны, бессознательны. Сопоставление искусства и науки показывает меньшую сложность первого, т.е. его меньшую развитость. Наука возникнет после искусства и более сложна. В целом, сопоставляя науку, искусство и мораль, высказывают следующее мнение. «Проблема истины в прямом, узком смысле слова – центральная в научном познании; проблема художественного образа – в искусстве; проблема нормы с ее оценочным и императивными аспектами – в развитой морали» [195].

Основная трудность в субординации этих явлений и в определении места эмоций среди них. Решение этой проблемы, вероятно, может быть только сложным и предполагает выделение в эмоциях нескольких видов состояния.

                          Чувства

         ┌───────┴──────┐

индивидуальные  ® общественные (мораль)

             ┌───────┴──────┐

                       эмоции ® нравственность

Чувство – не социальное, а биологическое явление. Чувства представляют врожденные явления, функционируют на основе врожденных механизмов. Мораль представляет более сложное явление; она сложнее чувств и приобретается в процессе жизни. Чувства менее развиты по сравнению с мыслями (идеями) и предшествуют им. Они могут быть поняты вне зависимости от идей. Что касается морали, то она вторична по сравнению с идеями. Чувства поддаются регулированию человеком в меньшей мере, чем мораль. Нравственность есть более развитое явление, чем мораль. Нравственность есть общественная мораль. Развитая нравственность возникает на основе науки, она есть вторичное отражение.

Мораль и нравственность есть отражение отражения. Если идеи представляют просто отражение, то мораль и нравственность есть отражение отражения, т.е. вторичное отражение.

Бытие науки представляет более конкретный подход к ней. Наука не только идеальное явление в современный период. Наука во все большей мере становится идеологией – исходным фактором для преобразования природных явлений в ноосферные, и тем самым во многом наука материализуется в разнообразнейших материальных явлениях. Это материализованное состояние науки своеобразно, специфично. Поэтому наука выступает не только непосредственно в качестве развитого феномена, но и опосредовано в качестве материальных, в том числе вещных объектов общества.

 




Дата: 2018-11-18, просмотров: 208.