1. Общее понятие философии.
2. Философия и научная картина мира.
3. Основные философские проблемы и дисциплины.
4. Основные проблемы древнеиндийской философии.
5. Социально-нравственная проблематика древнекитайской философии.
6. Космоцентризм античной философии. Проблема бытия и небытия в античной философии.
7. Учения античных философов о первооснове мира и механизмах взаимосвязи явлений мира с первоосновой.
8. Атомистическое учение Демокрита.
9. Философское содержание принципа софистов: “Человек есть мера всех вещей”.
10. Философское учение Сократа: нравственная основа жизни человека и устройство общественной жизни.
11. Учение Парменида о бытии.
12. Мир идей Платона.
13. Идеальное государство Платона.
14. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
15. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
16. Теоцентризм средневековой философии. Соотношение философии и теологии в трактовке средневековых мыслителей.
17. Основные философские проблемы средневековой философии.
18. Номинализм и реализм в средневековой философии.
19. Патристика: учение о бытии и происхождении мира, о моральных основах, ценности и смысле человеческой жизни, о соотношении веры и знания.
20. Схоластика: учение о соотношении сущности и существовании, о познании Бога, о природе человеческой души.
21. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
22. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.
23. Философские основы научной революции ХVII века.
24. Философское учение Ф. Бэкона.
25. Дуалистическая философия Р. Декарта: основные проблемы.
26. Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.
27. Философские идеалы эпохи Просвещения.
28. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.
29. “Категорический императив” И. Канта.
30. Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
31. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.
32. Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.
33. Философская концепция К. Маркса.
34. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
35. Основные принципы философии прагматизма и его представители.
36. Герменевтика как философское направление.
37. Сциентизм и антисциентизм как разновидности философии науки.
38. Проблема человека в “философии жизни”.
39. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
40. Проблема свободы в экзистенциализме.
41. Особенности развития русской философии и ее периодизация.
42. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.
43. Философские аспекты дискуссии “западников” и “славянофилов”.
44. Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого и их влияние надуховную жизнь России.
45. Философская система Вл. Соловьева.
46. “Русский космизм” как философское направление.
47. Мировоззрение, знание, вера.
48. Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.
49. Понятия “мир”, “реальность” и “картина мира”. Условия формирования картины мира и ее изменения.
50. Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал.
51. Категория бытия в философии.
52. Идея развития и модификации ее философского воплощения.
53. Пространство и время как философские категории.
54. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
55. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
56. Сознание и бессознательное. Сознание и язык.
57. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.
58. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.
59. Основные этапы и формы процесса познания.
60. Истина и заблуждение. Достоверность знания. Критерии истинности.
61. Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.
62. Методы и формы научного познания.
63. Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования.
64. Понятия “общество” и “социальные отношения”. Система социальных отношений.
65. Проблема типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби).
66. Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.
67. Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.
68. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники.
69. Понятие “информация”. Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.
70. Глобальные проблемы, причины их возникновения. Классификация глобальных проблем.
4.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций:
По итогам освоения студентами содержания курса «Философия» в конце 3 семестра проводится экзамен.
Конечные требования к студенту по разделу « Понятие философии ».
Студент должен освоить содержание понятий «философия», «мировоззрение», «наука», изучить структуру философского знания, уметь сформулировать и объяснить основные функции философии.
Конечные требования к разделу « История философских учений».
Студенту необходимо знать главные этапы развития философской мысли с начала формирования философии и до наших дней, понимать социально-исторические условия возникновения и развития философии в различные исторические периоды. Студент должен уметь применять полученные знания для анализа становления онтологической, гносеологической, антропологической и социально-философской проблематики.
Конечные требования к разделу « Основные проблемы современной философии ».
Студент должен усвоить понятия «онтология», «гносеология», «методология», «картина мира» и др. Он должен уметь формулировать и раскрывать основные философские проблемы, знать основные философские концепции природы, общества, человека, этические понятия; уметь прилагать аксиологические критерии к обществу, другим людям и самому себе; владеть методами нравственной оценки ситуации. Студент должен знать основные положения теории саморазвития и сомообразования; применять положения теории развития для творческого самосовершенствования; владеть приемами и методами саморазвития.
Экзамен нацелен на то, чтобы проверить и оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их на практике, а также степень владения полученными знаниями в объеме требований учебной программы. Экзамен принимается лектором данного учебного курса. К экзамену допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.
В период подготовки к экзамену студенты повторяют пройденный материал, приводят в систему полученные знания, получают более полное представление об изучаемом предмете, что имеет важное значение для их дальнейшей профессиональной деятельности. В ходе подготовки к экзамену вырабатываются собранность, целеустремленность, формируются психологическая устойчивость, умение кратко, четко и ясно излагать свои мысли, оперировать примерами и доказательствами. В этом и состоит учебно-воспитательное значение экзамена.
Во время экзамена преподаватель должен выявить, насколько обучающийся глубоко понимает и умеет обосновать те или иные положения изучаемой дисциплины, делать из них необходимые выводы, то есть, умеет ли он применять полученные знания на практике.
Успешность экзаменационного испытания определяется систематическим, планомерным изучением учебного материала в течение всего периода обучения, а также своевременной и тщательной подготовкой к самому экзамену.
Экзамен выставляется соответственно критериям в п.4.2.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ЧелГУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю) может проводиться в несколько этапов. Допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Источники, отмеченные знаком «*», имеются в научной библиотеке ЧелГУ на бумажных носителях, в электронном виде (Электронный каталог Научной библиотеки ЧелГУ) или в электронно-библиотечных системах (ЭБС): «Университетская библиотека онлайн» и «ЛАНЬ» и др., к которым имеется подписка на текущий учебный год.
а) Основная литература
1. *Алексеев, П. В. Философия [Электронный ресурс] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2015. - 588 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251998 (30.09.2016).
2. *Гриненко, Г. В. История философии [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2014. — 706 с.
3. *Липкин, А. И. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: курс лекций / А. И. Липкин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. Науки о неживом (физика, химия, синергетика). - 151 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272963 (30.09.2016).
4. *Лишаев, С. А. История русской философии [Электронный ресурс] : курс лекций : учебное пособие / С. А. Лишаев. - 2-е изд., испр. - Москва : Директ-Медиа, 2013. - Ч. I. С древнейших времен до середины XIX века. - 275 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214405 (30.09.2016).
5. История философии: Запад-Россия-Восток [Электронный ресурс] : учебник / Н. В. Мотрошилова, В. П. Гайденко, М. Н. Громов и др. ; под ред. Н.В. Мотрошилова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Академический проект, 2012. - Кн. 1. Философия древности и Средневековья. - 448 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137742 (30.09.2016).
б) Дополнительная литература:
1. *Антология мировой философии / под ред. В.В. Соколов. - Москва : Мысль, 1970. - Т. 2. - 776 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52262 (30.08.2016).
2. *Антология мировой философии / под ред. В.В. Соколов. - Москва : Мысль, 1969. - Т. 1. - Ч. 2. - 361 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52261 (30.08.2016).
3. *Антология мировой философии / под ред. В.В. Соколов. - Москва : Мысль, 1969. - Т. 1. - Ч. 1. - 576 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52260 (30.08.2016).
4. *Антология мировой философии [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Богатов, Ш.Ф. Мамедов. - Москва : Мысль, 1972. - Т. 4. - 712 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52264 (30.08.2016).
5. *Антология мировой философии [Электронный ресурс]/ под ред. И.С. Нарский. - Москва : Мысль, 1971. - Т. 3. - 760 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52263 (30.08.2016).
6. *История русской философии [Текст] : учебник для вузов / Б. В. Емельянов [и др.]. — Москва ; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2005. — 735 с.
7. *История человечества [Текст] : в 7-ми т. / Русскояз. версия под общ. ред. А. Н. Сахарова, отв. ред. Э. А. Манушин. — Москва : UNESCO: Магистр-Пресс, 2003-2005.
8. *Козлов, A. А. Очерки из истории философии / A. А. Козлов. — Москва : Директ-Медиа, 2011. — 185 с. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83861 (30.08.2016).
9. *Козлов, А. А. Очерки из истории философии. Понятия философии и истории философии / А. А. Козлов. — Москва: Лань, 2013. — URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44005 (30.08.2016).
10. *Мамардашвили, М. Лекции по античной философии [Текст] / под ред. Ю. П. Сенокосова. — Москва : Аграф, 1998. — 320 с.
11. *Никольский, С. А. Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело. Поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия [Электронный ресурс] / С. А. Никольский, В. П. Филимонов. - Москва : Прогресс-Традиция, 2009. - 541 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103075 (30.08.2016).
12. *Никольский, С. А. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии ХVIII – середины XIX столетия [Электронный ресурс] / С.А. Никольский, В.П. Филимонов. - Москва : Прогресс-Традиция, 2008. - 416 с. -. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=45114 (30.08.2016).
13. *Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. - М., 2000-2001.
14. *Рыбин, В. А. Идея университета XXI века [Текст] : опыт исследования / В. А. Рыбин. — Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2012. — 209 с.
15. *Сидонский, Ф. Ф. Введение в науку Философии / Ф. Ф. Сидонский. — Москва : Директ-Медиа, 2011. — 375 с. — URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83911 (30.08.2016).
16. *Суханов, К. Н. Онтология, эпистемология и логика науки [Текст] : монография / К. Н. Суханов. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2011. — 219 с.
17. *Философия [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В. В. Миронов, А. В. Разин, В. В. Васильев. - Москва : Академический проект, 2011. - 650 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236512 (30.08.2016).
18. *Философская энциклопедия [Мультимедиа] : 4300 статей, 20400 страниц. — Москва: DirectMedia, 2006. — 1 CD.
19. *Философский словарь [Текст] / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 564 с.
20. *Чанышев, А. Н. Начало философии [Электронный ресурс] / А. Н. Чанышев. — Москва : Издательство Московского университета, 1982. — 182 с. — URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52325 (30.08.2016).
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Научная библиотека Челябинского государственного университета [Электронный ресурс] : [сайт] / Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, [2001 –]. – Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/, свободный (дата обращения: 16.08.2016).
2. eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] : научная электронная библиотека [научной периодики на русском языке]. –– Москва, [1999 – ]. – Доступ к полным текстам после регистрации из сети ЧелГУ. – URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения: 16.08.2016).
3. Moodle [Электронный ресурс]: система управления обучением : [база данных] / Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, [б.г.]. – Доступ из сети ЧелГУ или, после регистрации из сети ун-та, из любой точки, имеющей доступ в интернет. – URL: http://moodle.uio.csu.ru/login/index.php (Дата обращения: 16.08.2016).
4. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс] : научная электронная библиотека. - Доступ свободный. - URL: http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s10/a001094.shtml (Дата обращения: 16.08.2016).
5. Библиотека Гумер – философия [Электронный ресурс] : научная электронная библиотека. - Доступ свободный. - URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/770.php (Дата обращения: 16.08.2016).
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основные формы обучения: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.
Интерактивные формы обучения: проблемная лекция, лекция-диалог, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, анализ понятий и текстов, дискуссия, развернутая беседа, обсуждение аргументированных эссе, реферат.
Изучение дисциплины следует начинать с ознакомления с программой курса и тематическими планами.
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
– логичность, четкость и ясность в изложении материала;
– возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации учебной деятельности магистров;
– опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
– тесная связь теоретических положений и выводов с будущей профессиональной деятельностью студентов.
Обозначая тему лекции как познавательную проблему и привлекая студентов к поэтапному её разрешению, возможно провести проблемную лекцию. Опираясь на знания студентов о человеке и особенностях его развития, а также на их жизненный опыт, целесообразно активизировать мыслительную деятельность студентов с помощью специально поставленных по ходу лекции вопросов, организуя беглый обмен мнениями (лекция-дискуссия). При изучении материала с выраженной практической направленностью, желательно, предупредив об этом студентов вначале, оставить время для ответов на их вопросы (лекция консультация).
Необходимо не только ознакомить студентов с основными понятиями современной философии, занимающейся проблемами культуры, и теоретическими знаниями, составляющими концептуально-теоретический аппарат создаваемой теории культуры, но и показать, как эти знания следует конкретно применять, а тем самым дать студентам возможность осознать себя субъектами образовательной деятельности и специалистами, способными к самостоятельной организации своей профессиональной деятельности во всех её компонентах, прежде всего связанных с наукой.
В связи с этим чтение лекций рекомендуется сопровождать яркими наглядными примерами из жизни, которые демонстрируют практическую значимость изучаемых теоретических положений.
Семинары по учебной дисциплине проводятся по узловым вопросам (темам, разделам) учебной программы. Семинары не должны дублировать лекционный материал. Они должны быть построены на содержании материала по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность семинара – не только наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами, но и стимуляция студентов к выражению собственного взгляда на изучаемую проблематику, отработка критически-рефлексивного мышления.
При подготовке семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
– формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;
– определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия
– выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
– подбор литературы для преподавателя и студентов;
– при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
– составление плана семинара из 3-4 вопросов;
– предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;
– рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);
в) подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
– полнота и конкретность ответа;
– последовательность и логика изложения;
– связь теоретических положений с практикой;
– обоснованность и доказательность излагаемых положений;
– наличие качественных и количественных показателей;
– наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
– уровень культуры речи;
– использование наглядных пособий и т.п.
г) в конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
– качество подготовки;
– степень усвоения знаний;
– активность;
– положительные стороны в работе студентов;
– ценные и конструктивные предложения;
– недостатки в работе студентов;
– задачи и пути устранения недостатков.
В семинарские занятия рекомендуется включать психологические задания, направленные на самодиагностику, выполнение которых помогает студентам, во-первых, осознать роль теоретических знаний, которые они освоили на лекции и в процессе самостоятельной подготовки дома, а, во-вторых, использовать эти знания для выбора оптимальной стратегии и тактики образовательной собственной деятельности.
Основные задачи управления самостоятельной работой студентов
Самостоятельная работа должна носить системный характер, быть интересной и привлекательной для студента. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). Формы контроля: тестирование, экспресс-опрос на семинарских занятиях, заслушивание выполненных реферативных работ, проверка письменных работ и т.д.
Самостоятельная работа предполагает следующее.
1. Углубление и расширение знаний студентов по изучаемым вопросам дисциплины.
2. Развитие у студентов умений самостоятельного изучения философской и учебной литературы, прежде всего по первоисточникам, с обязательным сопоставлением теоретических положений с реалиями жизни и выработкой взвешенной оценочной позиции.
3. Развитие у студентов практических умений реферативного обзора первоисточников
4. Развитие у студентов умений написания научных работ аналитического плана.
5. Развитие у студентов умения использовать теоретические знания при разработке системных моделей эволюции и логики культуры.
Цель работы студентов в учебном процессе - научиться оформлять полученные знания в рефлексивную позицию, позволяющую оценить достижения философии и всех гуманитарных знаний с критической позиции, выработать понимание наиболее важных, фундаментальных закономерностей развития культуры и логики ее внутренней структуры.
-Основной материал для изучения - первоисточники и учебные материалы по теме курса.
-Изучение следует начинать с ознакомления с текстами лекций, затем надо использовать справочники и энциклопедические издания, после чего - переходить к изучению учебников и первоисточников.
-Содержание изученного материала требуется конспектировать, по возможности содержательно, излагая суть либо сжато, либо более подробно, в зависимости от важности материала.
-Темы, выделенные для самостоятельной работы, необходимо изучать соответственно последовательности тех главных тематических разделов, содержание которых рассматривается на лекциях и семинарских занятиях; при этом изучать материал рекомендуется, опираясь в основном на первоисточники.
Создавая условия для развития у Вас самостоятельного мышления, преподавателем могут быть заданы вопросы, побуждающие Вас к критическому восприятию информации. При ответах на них от Вас часто требуется проявить свою позицию, высказать свое мнение. Не бойтесь сказать что-то не так. Можем ли мы хоть о ком-то сказать, что он изрекает истину в последней инстанции? Смело вступайте в диалог – он поможет Вашей мысли станет точнее и содержательнее.
Самостоятельность Вашего мышления развивают также вопросы, посредством которых создаются «ситуации затруднений». Чтобы задать подобный вопрос преподаватель может предложить вашему вниманию следующее:
- две-три противоречащих друг другу формулировки, или определений содержания одного понятия, из которых Вам необходимо будет отобрать наиболее точно и полно характеризующую познаваемый предмет и обосновать свой выбор;
- высказывание какого-либо автора (без указания его фамилии) для анализа и определения его концептуальной позиции и фамилии.
Активное участие в лекционном занятии обеспечивается также применением с Вашей стороны такого метода активного слушания как уточнение, которое выражается в просьбе к преподавателю уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. Уточнение позволит Вам сэкономить время самостоятельной подготовки.
Опираясь на программу курса, сформулируйте, запишите и передайте преподавателю вопросы, ответы на которые Вы хотели бы получить в лекции по определенной теме. Если ответ на Ваш вопрос преподаватель все-таки не смог включить в лекцию, или если его ответ был недостаточным, то поиск ответа на Ваш вопрос определите как цель своей самостоятельной работы. Включите поставленную цель в задание по подготовке к семинару.
Как правило, на лекциях излагается материал, который содержит наиболее важные характеристики познаваемой вами сферы действительности. Эти характеристики должны служить для Вас отправной точкой, основанием для анализа при самостоятельном освоении знаний по рассматриваемой теме.
Содержание лекций раскрывает Вам основные аспекты рассматриваемой проблемы, которые обязательно должны быть освещены в том материале, который самостоятельно подбирается Вами. Если подготовленный Вами материал отражает позицию, отличную от позиции преподавателя, постарайтесь, чтобы это было Вами и осознано и аргументировано.
Особое внимание следует уделить содержанию понятий. Все новые понятия должны выделяться в тексте, чтобы их легко можно было отыскать и запомнить. Кроме этого Вами должен быть создан словарь основных понятий.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа по освоению содержания программы курса должна обеспечить формирование компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.
Продуктом вашей самостоятельной работы является:
- подготовленность к участию в семинарах (дискуссиях, диспутах, семинарах-конференциях, развернутых беседах и т.п.);
- подготовленность к тестированию и выполнению контрольной работы;
- реферат;
- словарь основных понятий по курсу.
-
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное освоение содержания учебной дисциплины, а точнее самостоятельное познание её предмета, осуществляется вами при подготовке к семинарским занятиям. Семинарское занятие является формой развернутого диалога, как с преподавателем, так и друг с другом.
Задачей каждого семинарского занятия является освоение как содержания учебной дисциплины по определенной теме, так и компетенций, отражающих вашу готовность к определенному виду деятельности. Это определяет формы и методы проведения семинарских занятий, предшествующие им виды самостоятельной работы, а также критерии и показатели оценивание результатов вашей деятельности.
Внимательно ознакомьтесь с вопросами, которые предусматривают самостоятельное изучение, и настройтесь на то, чтобы ваши ответы содержали только ту информацию, которая по обсуждаемому вопросу является наиболее важной.
Затем Вам следует найти источники информации по соответствующему вопросу, используя предложенный преподавателем список обязательной и дополнительной литературы.
Если Вы готовитесь к семинару, проведению которого предшествовала лекция преподавателя, посвященная той же проблеме, то текст лекции должен стать для Вас базовым источников информации, позволяющим представить полноту и структуру содержания ваших выступлений. В то же время ваше выступление на семинаре де должно быть повторением содержания лекции. Оно должно включать в себя как содержание рекомендуемых преподавателем учебников, так и содержание дополнительной литературы.
Если Вы готовитесь к семинару по проблеме, не освещенной предварительно на лекции, то базовым источником информации является учебник или учебное пособие. Как правило, в них изложены основные моменты осваиваемого Вами содержания, которые дают направление для вашей самостоятельной работы. Содержание учебника по структуре не всегда совпадает с вопросами плана семинарского занятия. Ваша задача обобрать только то, что дает ответ на поставленный вопрос. Лишняя информация не приветствуется – её наличие считается серьезным недостатком ваших ответов.
При подготовке к семинарским занятиям по философской антропологии наиболее важную информацию Вы можете получить только при изучении первоисточников, т.е. трудов философов. Знакомство с философскими работами - обязательное требование к студентам, обучающихся по специальности «философия». Познакомиться с философскими трудами можно как в полном объеме, так и через обращение к хрестоматиям, в которых содержатся наиболее значимые отрывки из авторских текстов.
При подготовке к семинарам иногда требуется знакомство с объемными трудами нескольких философов. В этом случае студенты, как правило, вообще отказываются от чтения работ, ссылаясь на недостаток времени. Прочитайте хоть одну работу, выберите из неё то, что непосредственно касается вопроса семинара. Вами должно быть отобрано из авторского текста то, что предлагается автором как способ решения обсуждаемой проблемы. В реферативной форме опишите этот способ, используя терминологию автора и авторское определение основных, используемых им понятий. Обязательно разберитесь, поймите логику автора, найдите расшифровку незнакомых терминов. По вопросам, которые вызывают трудности при изучении, можно получить индивидуальную или групповую консультацию у преподавателя.
К прочитанному вами текста вам, возможно, придется обратиться еще не раз, поэтому целесообразно составить краткую характеристику философского текста. В неё вы можете внести аннотацию работы, включающую перечень тех философских проблем, которые решаются автором, а также определения базовых понятий. Всю эту информацию вы можете хранить в электронной форме, создав личный информационный банк.
Во время чтения целесообразно осуществлять теоретический анализ текста: выделять главные мысли, находить аргументы, подтверждающие основные тезисы, а также иллюстрирующие их примеры и т.д. После этого можно приступать к выполнению задания (составление конспекта, заполнение таблицы, подготовка сообщения на семинарском занятии и др.). При этом важно помнить, что выполненное задание во всех случаях должно отражать основные выводы, к которым Вы пришли в процессе самостоятельной учебной деятельности.
Особое внимание следует уделять работе над содержанием понятий. Их нельзя зазубривать бездумно. Содержание понятия отражает существенные характеристики того объекта или явления, которое обозначается соответствующим словом.
Обязательно внесите найденные вами определения понятий в словарь основных понятий.
Подготовка к дискуссии в своей основе заключается в вашей подготовке к вопросам плана семинара. В то же время дискуссия предлагает критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем, поиск истины посредством сопоставления и столкновения различных точек зрения. Поэтому Вам необходимо тщательная подготовка, которая заключается, прежде всего, в том, чтобы четко сформулировать отстаиваемую Вами идею, точку зрения (т.е. сформулировать тезисы) и подобрать аргументы в её защиту, обоснование. При этом необходимо помнить, что выступление каждого из оппонентов не должно превышать 2 минут. Ориентируетесь на это время при подготовке вашего выступления.
Кроме этого, вам необходимо предварительно ознакомиться с другими точками зрения на рассматриваемую проблему. Возможно ваш оппонент будет отстаивать именно их. Продумайте контраргументы.
Правила подготовки к дискуссии содержит много общего с правилами написания аргументированного эссе. Так же важно сформулировать защищаемые вами тезисы четко и ясно, так же важно сохранять тезис неизменным в процессе дискуссии. Кроме того, что написано по этому поводу в рекомендациях по написанию аргументированного эссе, можно упомянуть о характерных способах потери тезиса во время проведения дискуссии.
Часто во время дискуссии происходит полная подмена тезиса. Выдвинув определенное положение, Вы начинаете доказывать нечто другое, близкое или сходное по значению, т. е. подменяете основную мысль другой.
Подмена тезиса возникает в результате неряшливости в рассуждениях, когда мы предварительно не формулируем четко и определенно свою основную мысль, а подправляем и уточняем ее на протяжении всего доказательства.
Тезис подменяется и тогда, когда в дискуссии вместо ясного ответа на поставленный вопрос мы уклоняемся в сторону, либо начинаем ходить «вокруг да около», прямо не отвечая на него.
Разновидностью подмены тезиса является уловка, когда при обсуждении конкретных действий определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению персональных качеств этого человека, т. е., как говорится, «переходят на личность» и начинают вспоминать его прежние грехи, не связанные с обсуждаемым вопросом.
Другой разновидностью подмены тезиса является ошибка, которую называют «логическая диверсия». Чувствуя невозможность доказать или опровергнуть выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание на обсуждение другого, возможно и очень важного утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом. Вопрос об истинности тезиса при этом остается открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему.
Также в дискуссии часто происходит частичная подмена тезиса, когда в ходе разговора мы пытаемся видоизменить собственный тезис, сужая или смягчая свое первоначальное слишком общее, преувеличенное или излишне резкое утверждение.
Если в одних случаях под влиянием контраргументов мы стремимся смягчить свою очень резкую оценку, ибо в таком случае ее легче защищать, то в других случаях наблюдается обратная картина. Так, тезис оппонента нередко стараются видоизменить в сторону его усиления или расширения, поскольку в таком виде его легче опровергнуть.
В дискуссии к аргументам, предъявляются те же требования, которые подробно были описаны выше в рекомендациях к написанию аргументированного эссе:
1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;
2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;
3) аргументы должны быть непротиворечивы;
4) аргументы должны быть достаточны.
Здесь обращаю ваше внимание еще на некоторые ошибки, которые допускаются в способах доказательства при участии в дискуссии. Такие ошибки еще называют «ошибки в демонстрации». Это ошибки, связанные с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.
Часто случается, что человек приводит многочисленные факты, цитирует солидные документы, ссылается на авторитетные мнения. Создается впечатление, что его речь достаточно аргументирована. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что концы с концами не сходятся. Исходные положения — аргументы — логически «не склеиваются» с конечным выводом — тезисом. В общем виде отсутствие логической связи между аргументами и тезисом называют ошибкой «мнимого следования».
Одна из форм такого несоответствия — неоправданный логический переход от узкой к более широкой области. В аргументах, например, описывают свойства особенной группы объектов или явлений, а в тезисе необоснованно утверждают о свойствах данных объектов или явлений в целом, независимо от их особенностей.
Другая форма несоответствия — переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Например, когда используются аргументы, справедливые лишь при определенных условиях, в определенное время или в определенном месте, а их считают верными при любых обстоятельствах.
Наряду с указанными ошибками «мнимого следования» недобросовестные люди применяю логические уловки, когда для обоснования своего тезиса они приводят логически не связанные с обсуждаемым вопросом аргументы. Такими уловками являются следующие:
- «Аргумент к невежеству» — использование неосведомленности, непросвещенности или просто малоопытное собеседника и навязывание ему мнений, которые не находят объективного подтверждения.
- «Аргумент к выгоде» — вместо логического обоснования обоюдной общей пользы агитируют за принятие решения, исходя только из сиюминутной выгоды, не заботясь о последствиях.
- «Аргумент к так называемому « здравому смыслу». Часто используется как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования, хотя известно, что понятие «здравого смысла» весьма относительно. Нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.
- «Аргумент к силе» — вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению — экономическому, политическому, административному, физическому и другим видам воздействия.
- «Аргумент к авторитету» - ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет вместо обоснования конкретного тезиса.
- «Аргумент к состраданию» проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка или действия прибегают к таким чувствам, как жалость, сострадание, права человека и т.п.
- «Аргумент к верности» — вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности или уважения к определенному научному сообществу.
В освоении дисциплины (модуля) лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету является важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю):
· система дистанционного обучения Moodle (http://moodle.uio.csu.ru).
· сетевая электронная картотека книгообеспеченности.
· использование на занятиях электронных изданий (чтение лекций с использованием слайд-презентаций,
· электронного курса лекций,
· видео- аудио- материалов (через Интернет),
· информационных (справочных) систем, баз данных,
· организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты.
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Для успешного освоения дисциплины в распоряжении студентов и преподавателей имеются оборудованные аудитории с возможностью использования мультимедийной техники, компьютерные классы для проведения тестирования. В научной библиотеке ЧелГУ есть возможность выхода в Интернет, услуги копирования, сканирования, доступа к электронным базам данных. Имеются:
- аудитории для проведения лекционных и практических занятий 1-го, 4-го и лабораторного корпусов ЧелГУ с возможностью использования стационарного и переносного мультимедийного оборудования (экран, ноутбук, проектор, колонки);
- компьютерные классы для самостоятельной работы и проведения тестирования в программе Moodle 2 учебного корпуса.
Освоение дисциплины (модуля) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения:
– лекционная аудитория – мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха); источники питания для индивидуальных технических средств;
– учебная аудитория для практических занятий (семинаров) – мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха);
– учебная аудитория для самостоятельной работы – стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения.
В каждой аудитории, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, должно быть предусмотрено соответствующее количество мест для обучающихся с учетом ограничений их здоровья.
В учебные аудитории должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень специальных технических средств обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющихся в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования ЧелГУ:
– Тифлотехническая аудитория: тифлотехнические средства: брайлевский компьютер с дисплеем и принтером, тифлокомплекс «Читающая машина», телевизионное увеличивающее устройство, тифломагнитолы кассетные и цифровые диктофоны; специальное программное обеспечение: программа речевой навигации JAWS, речевые синтезаторы («говорящая мышь»), экранные лупы.
– Сурдотехническая аудитория: радиокласс “Сонет-Р”, программируемые слуховые аппараты индивидуального пользования с устройством задания режима работы на компьютере, интерактивная доска ActiveBoard с системой голосования, акустический усилитель и колонки, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.
Все указанное методическое и техническое обеспечение учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляется Региональным учебно-научным центром инклюзивного образования ЧелГУ.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.