В процессе жизнедеятельности каждый человек так или иначе (рормирует собственную мировоззренческую позицию в отношении долженствования и реализует ее в практической деятельности. В основу этой позиции личностью могут быть положены как научные данные, так и практический жизненный и профессиональный опыт. Выделяют несколько различных типов мировоззрения, различающихся пониманием идеи морального долга человека и его истоков.
Социоцентризм (группоцентризм). В соответствии с этим типом мировоззрения, моральный долг и ответственность личности распространяются на всех членов группы, в которую она включена, независимо от положения в ней. В группе, как правило, эмпирически вырабатываются собственные этические нормы и идеи о должном, соблюдение которых контролируется всеми членами группы. Со-циоцентрический тип мировоззрения с точки зрения уровня развития морального сознания представляет одну из низших ступеней, поскольку предполагает деление всех людей на «своих» и «чужих» (а более точно — на «низших» и «высших», поскольку члены группы признаются «высшими», «избранными» и для них делается то, в чем отказывается посторонним) и становится основой для дискриминации большинства (общества) в интересах меньшинства (группы).
Патоцентризм (греч. pathos — страдания) как тип мировоззрения признает необходимость выполнения долга перед всеми живыми существами. На основе этого мировоззрения формируется один из типов экологической этики, согласно которому запрет мучения животных является долгом по отношению к самим животным. В основе данного подхода лежит убеждение, что все природные существа, которые могут страдать, имеют собственную ценность. Патоцентризм ставит моральную ценность животных в зависимость от интенсивности боли и страданий, которые возникают у существ, способных чувствовать, в ответ на их уничтожение. Поэтому с позиций пато-центризма растения имеют меньшую ценность, чем животные, следовательно, долг перед животными имеет приоритет. Патоцентризм в некоторых концепциях рассматривается как одно из направлений биоцентризма.
Биоцентризм (лат. bios — жизнь) как тип мировоззрения признает наличие нравственного долга человека перед всеми живыми существами на земле. Основная его идея — безусловная ценность всех форм жизни и жизни как таковой (благоговение перед жизнью, по А.Швейцеру). На этом основании человек обязан бережно относиться ко всему живому на планете и по возможности не лишать жизни живые существа. С позиций биоцентризма вегетарианство предпочтительнее традиционного питания, одежда и обувь из синтетических материалов предпочтительнее, чем изготовленные из натуральных материалов. Используя природные ресурсы (в первую очередь живые существа — животных, птиц, растения и т.д.) в своих интересах, человек, реализуя свой долг перед ними, обязан принять меры к восстановлению их количества и качества. Носители этого мировоззрения не рассматривают проблему долга перед другими природными объектами (например, минералами), поскольку они не наделены жизнью и неспособны страдать.
Антропоцентризм (греч. antropos — человек) ставит в центр внимания человека и его потребности. Разумность человека выводит его из ряда живых существ и ставит над ними. С позиций антропоцентризма только человек может быть признан высшей ценностью, а следовательно, нравственный долг человек может выполнять только перед людьми. Только перед человеком он несет ответственность. Кроме того, только человек в состоянии осознать долг и ответственность. Поэтому человек имеет право использовать объекты окружающего мира, в том числе живых существ, в своих целях. Сущность этого мировоззрения удачно передает выражение: «Все для человека».
Теоцентризм (греч. theos — бог) — философская концепция, в основе которой лежит понимание бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности и долженствования служит почитание и служение богу, а подражание и уподобление ему считается высшей целью человеческой жизни. Долженствование в рамках этого мировоззрения функционирует как форма служения богу. Долг перед богом первичен, долг перед людьми выполняется в рамках долженствования перед богом.
Сравнительный анализ указанных типов мировоззрения позволяет выделить позитивные и негативные качества каждого из них.
Наиболее распространенным с точки зрения исторической ретроспективы является антропоцентризм. Многие века он был доминирующим мировоззрением, провозглашая человека высшей ценностью, и это являлось несомненным достижением по сравнению с концепциями, рассматривавшими долженствование как характеристику отношений в группе. Главное в антропоцентризме то, что он не различает индивидов по каким-либо признакам, каждого из них считая высшей ценностью.
Ценность иных объектов, в том числе живых существ, рассматривается в антропоцентризме как низшая по сравнению с ценностью человека, что порождало и порождает потребительское, неразумное отношение к ним. Вульгарная, примитивная интерпретация идей антропоцентризма привела, в конце концов, к тому, что интересы человека стали оправданием унижения и уничтожения природных богатств, что, разумеется, не в интересах человека. Однако в настоящее время вульгарный антропоцентризм постепенно сдает свои позиции. Оправдывая потребительское отношение человека к окружающему миру и искажая статус человека в мире, он проявил свою несостоятельность и в науке, и в практике.
Одной из негативных, патологических модификаций этого мировоззрения является вещизм — признание приоритета ценности материального над нематериальным. Личность с вещистской ориентацией считает бесполезным все, что не имеет четкого материального выражения. Это относится и к долженствованию. Бескорыстные, не
влекущие за собой материальной выгоды, альтруистические поступки, а тем более самопожертвование признаются нецелесообразными, а значит, и крайне нежелательными. Если долженствование ведет к материальному ущербу, человек будет избегать по возможности должных поступков, что не может не отразиться и на поведении, и на структуре личности.
Социоцентризм (группоцентризм) неоднократно доказывал свою несостоятельность, поскольку значительная часть расовых теорий в большой степени опирается на аналогичные идеи, реализуясь в дискриминации индивидов по одному или нескольким признакам, наличествующих или отсутствующих у них по сравнению с группой лиц, чьи качества (признаки) приняты за эталон. Тем не менее социоцентризм не может быть изжит окончательно, поскольку сам факт наличия групп (семьи, трудового коллектива, профессиональной группы, группы по интересам и т.п.) является фактором формирования специфических отношений как внутри группы между ее членами, так и между членами группы и остальными людьми. Само по себе формирование особых отношений среди членов группы не может расцениваться отрицательно; отрицательным является лишь негативное представление о людях, не входящих в группу, как врагах, низших или хотя бы чужих, чуждых.
Опасным проявлением социоцентризма может считаться корпоративизм. Проявление корпоративизма ставит профессиональную группу в положение некой элиты, которая имеет право диктовать любые выгодные для себя условия потребителям ее материальной, духовной или интеллектуальной продукции. Индивиды, являющиеся потребителями результатов деятельности корпорации, рассматриваются как низшие, что служит оправданием потребительского к ним отношения, а порой и явного обмана.
Биоцентризм как один из довольно современных типов мировоззрения представляется наиболее перспективным, особенно если учесть, что в настоящее время человек полностью осознал конечность природных ресурсов и столкнулся с очень острой проблемой их возобновления. Биоцентризм не столько ограничивает использование природных ресурсов, сколько настаивает на осмотрительном, хозяйском пользовании ими. Человек на земле должен не хозяйничать, а именно хозяйствовать, понимая, что жизнь вообще — ценность; утрата любого из видов живых существ невосполнима. Человек несет ответственность за природопользование не только перед нынешними или будущими поколениями, но и перед «братьями меньшими». Переход на позиции биоцентризма можно рассматривать как доказательство расширения человеческого сознания и мира человека: в этот мир включен уже не только сам человек, но и мир природы, причем статус природы постоянно повышается.
Патоцентризм как тип мировоззрения менее позитивен, поскольку живые существа делятся на «высшие» и «низшие». Формально теоретическая основа данного подхода справедлива, так как растения в меньшей степени чувствительны к боли и страданиям, хотя исследования в области биологии растений показывают, что растениям доступны чувство боли и удовольствия, они в некоторой степени испытывают эмоции и способны реагировать на эмоции человека. Однако отсутствие долженствования перед «низшими» — растениями — может привести и уже привело к тому, что варварское их использование вызвало исчезновение многих видов. Это, несомненно, не может не отразиться и на человеке. Вместе с тем любое живое существо имеет право на жизнь вне зависимости от субъективного мнения об этом человека и его интересов.
С позиций теоцентризма долг перед богом имеет приоритет над долгом перед обществом, человеком и иными субъектами. Однако это не означает, что человек имеет право не выполнять свой долг перед людьми, поскольку долженствование и ответственность в отношении людей является частью долга перед богом. Выполняя свой долг в отношении человека и общества, личность тем самым выполняет свой долг перед богом и служит ему.
Но проблема выбора и реализации должного поведения обусловлена не только наличием различных типов мировоззрения. Она усложняется, помимо этого, тем, что в общественном сознании единого представления о содержании долга и долженствовании в целом не существует. Подобно содержанию морали, содержание долга зависит от условий жизнедеятельности людей. Вследствие этого содержание долга меняется от эпохи к эпохе и от общества к обществу. В истории этической мысли обосновано несколько моделей этического типа личности1, в котором долженствование занимает не последнее место. В целом этический тип личности — это устойчивое этическое мировоззрение, которое определяет отношение человека к себе, другим людям, обществу, природе, миру в целом. Вследствие этого этический тип личности можно в известной степени рассматривать и как социальный тип, поскольку им определяется положение человека в системе деятельности и общественных отношений.
Личность и долженствование
Смысл долженствования является базовым вопросом, на котором строится всякое учение, связанное с некоторыми предписаниями. Поэтому в настоящее время термин «деонтология» используется довольно широко как в этике, так и в профессиональной этике для обозначения учения о долге и должном поведении личности (и в частности, специалиста) в процессе выполнения им обязанностей (профессиональных обязанностей). Деонтология — это раздел этической теории, в котором рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости.
Место и роль деонтологии в любом этическом учении, в том числе и профессионально-этическом, могут быть определены исходя из сущности человека. Сущность человека, как известно, является одним из наиболее значительных предметов исследования в философии. За период от оформления философии как науки было разработано множество теорий, концепций, объясняющих, что такое человек и какова его природа. Тем не менее можно выделить три основных подхода к определению природы человека и на этом основании обосновать место и роль деонтологии в системе этики и профессиональной этики.
Первый подход основан на убеждении в сущностном добре человека. Если человек сущностно добр, духовно устремлен к добру, всегда стремится делать только добро, то значительная часть его поступков и действий будет нести благо и ему, и всему обществу. Однако далеко не всегда человек образован и духовно совершенен настолько, чтобы верно разграничить области добра и зла и встать на сторону добра. Поэтому не все поступки человека в конечном итоге служат добру; в мире, к сожалению, существует противное природе, человека «рукотворное» зло. Это значит, что добро и благо как результат деятельности человека не являются неизбежными в практике, хотя и наиболее вероятными в теории. В этом случае этическое учение может и должно выступать в роли своеобразного руководства, «путеводителя», источника этических знаний, разъясняющего человеку сущность добра и зла, их соотношения и путей, ведущих к ним. Человек, исходя из своей природной устремленности к добру, получит необходимые для жизни и деятельности этические знания, и этого будет вполне достаточно для обеспечения должного поведения в основном. Будучи этически компетентным, человек принесет благо и обществу, и себе.
Но могут быть случаи противоречивые и поэтому сложные для анализа (или ситуация не предоставляет времени для тщательного анализа), когда трудно предвидеть все, в том числе отдаленные, последствия поведения или отдельных поступков, а значит, обусловить верный выбор и этически безупречные действия личности. В этих случаях необходимо иметь четкое предписание (руководство), что именно должен сделать человек для достижения индивидуального и общественного блага и исключения ущерба. Эти предписания предлагает в рамках данного подхода деонтология, представляющая собой своего рода «сборник рецептов», «шпаргалку» для решения сложных этологических проблем. Интересы личности и общества, как видно из анализа, в данном подходе совпадают полностью (тождественны), что осознается и личностью, и обществом.
В данном контексте предполагается, что регулирующий потенциал этики носит преимущественно когнитивно-педагогический характер и заключается в транслировании знаний, обучении эти ко-аксиологическому анализу с опорой на безусловную моральность самой личности и гуманистическую ориентированность общества. Необходимость прибегнуть к деонтологии для детерминации подобающего поведения представляет собой крайне редкий случай, причем деонтология и долг выступают как нечто внешнее по отношению к личности, но, тем не менее, не противоречащее ей сущностно. В этом случае правомерно часто употребляемое в обыденной речи словосочетание «этика и деонтология», которое свидетельствует о различении одного от другого, отдельном их существовании и ситуативно обусловленном взаимодействии.
Деонтология не восполняет недостаток глубины знаний, опыта личности и не требует от нее понимания предстоящих действий (по крайней мере, в момент их свершения). Собственно, в таком контексте от деонтологии это и не требуется, поскольку она должна сыграть свою роль в ситуации, сравнимой с экстремальной, когда размышлять о добре и зле и анализировать существо ситуации может быть попросту некогда. Она дает непосредственные указания, императивно обеспечивая необходимые действия. Механизм формирования должного поведения в данном случае сходен с обычно-традиционным1, что является результатом упрощенного понимания деонтологии.
Второй подход основывается на том, что человек изначально устремлен ко злу, «греховен» и не способен с учетом своей злонамеренной природы на осознанные социально ценные действия, стремясь обеспечить лишь свое собственное благо любой ценой. Если он в действительности таков, то его эгоистические устремления только случайным образом могут привести к общественному благу и не причинить вреда и страданий окружающим. Такой человек представляет собой реальную угрозу окружающим и всему обществу. В этом случае регуляция его поведения должна бы быть иной, более императивной и, главное, более широкой, всеобъемлющей. Ни в коем случае нельзя полагаться на результаты самостоятельно проведенного личностью этико-аксиологического анализа ситуации и ее последствий: они в большинстве случаев заведомо не принесут обществу положительного результата, предусматривая лишь индивидуальное благо. Не даст положительного результата и обучение личности основам этики: ее знания не будут гарантировать нормативного поведения, оставаясь формальными и поверхностными. «Двойная мораль» в данном случае может стать наиболее вероятным результатом обучения.
В одной из ранних трактовок греческое «deon» означает «обычай». |
Наиболее целесообразным при реализации такого полхода является введение жестких, ограничений поведения личности, предписаний, гарантирующих общество от эгоистического произвола личности неспособной или не желающей различить истинное добро и зло и не желающей принимать во внимание общественное благо. Необходимы четко выверенные ориентиры и рамки, которые необходимо учитывать в повседневной деятельности и пренебрежение которыми безусловно наказуемо. В этом случае деонтология как бы поглощает этику, замещает ее и заставляет человека действовать вопреки собственным устремлениям, но на благо общества. Должна быть также предусмотрена система санкций, усиливающая эффективность деон-тологического регулирования. Видно, что в данном подходе интересы личности и общества противопоставляются, а механизм воздействия деонтологии и ее принципов на поведение личности сходен с тем, которым обладает законодательство.
Очевидно, что оба эти подхода являются крайностями. Человек не добр, и не зол от природы, а точнее, он и добр и зол одновременно (И. Кант). В некоторых случаях он может вполне квалифицированно различить добро и зло, в некоторых — может выработать ошибочную точку зрения. Ситуативные интересы личности и общества, в зависимости от различных причин, могут совпадать, но могут быть и противоположными. Человек может совершать социально ценные поступки, руководствуясь собственными соображениями или этическими регулятивами и не насилуя при этом своей собственной природы. В то же время он способен, руководствуясь собственными эгоистическими соображениями, поступать аморально, вопреки общественной пользе, имея в виду получить выгоду лично для себя любой ценой. Более того, в отдельных случаях человек способен не только случайно причинять страдания окружающим и приносить ущерб обществу, но и осознанно ставить себе подобные цели.
В каждом обществе представлено максимальное количество человеческих типов. В нем всегда присутствует некоторое количество альтруистов и эгоистов, людей, устремленных к добру или, наоборот, ко злу. Кроме того, каждый человек как личность сформирован в определенном обществе, получив при этом относительно устойчивые представления о добре и зле и усвоив и присвоив определенные поведенческие стереотипы. Принадлежность к определенной социальной группе также оказывает влияние на формирование мировоззрения. Стереотипы и ценности группы, которая оказывала наибольшее влияние на процесс формирования личности, могут существенно отличаться от позитивных и социально приемлемых. Изменение ситуации, переход в иную группу может вызвать дезориентацию личности, подвергнуть сомнению верность выбранных моральных ориентиров и вызвать их вынужденную или добровольную смену.
В обществе в качестве регулятора человеческого поведения функционирует не только общественная, групповая и индивидуальная мораль — есть законодательство, религиозные нормы, обычаи и традиции, общественное мнение и др. системы регуляции поведения человека. Часть из них может в определенном смысле противоречить друг другу и конкретным интересам личности, вызывая ее сомнения в правильности и незыблемости существующей нормативной регуляции вообще. Например, религиозная мораль, основываясь на Нагорной проповеди Христа, требует безусловного соблюдения заповеди «не убий». Но каждое общество и государство обязаны защищать себя, и с этой целью они содержат армии и тратят средства на нее и на военную промышленность и науку. Наиболее ортодоксально настроенные христиане, ссылаясь на упомянутую заповедь, отказываются служить в армии и брать в руки оружие, показывая тем самым, что требования гражданского долга для них имеют ценность низшую, нежели долг перед богом, требующий безусловного выполнения христианских заповедей.
Противоречивость норм, функционирующих в нестабильном обществе, в свою очередь, может спровоцировать нигилистическое отношение к общественной морали, общественному делгу и т.п., приводя к аномии, а порой и провоцируя активные действия, направленные на смену регулирующей системы. В таких обстоятельствах возможным становится замещение общественной морали моралью отдельной социальной группы, соответствующим образом произойдут изменения в отношении долга и ответственности.
Ситуативно интересы личности и общества могут выглядеть и восприниматься личностью как противоположные, заставляя человека рассматривать общество и окружающих как враждебную, подавляющую силу, стремящуюся обеспечить удовлетворение только своих сомнительных интересов, никак не связанных с благом данной конкретной личности. Но на самом деле сущностные интересы личности и общества не могут не совпадать в главном, поскольку человек и общество неотделимы друг от друга и составляют нерасторжимое единство.
Таким образом, в любой момент времени в обществе можно наблюдать как высокоморальные, гак и аморальные поступки, приносящие обществу и человеку добро или зло. Эти поступки могут совершать как различные члены общества, так и один и тот же человек. Направленность же совокупного «вектора», представляющего ориентированность общества на добро или зло, положительные или отрицательные ценности, зависит от множества факторов, характеризующих ту или иную конкретно-историческую ситуацию в обществе. Вместе с тем выбор поступка осуществляется непосредственно человеком, вследствие чего не только и не столько общество, в условиях которого он был сформирован как личность, сколько он сам, как существо свободное и разумное, несет ответственность за свои поступки и действия.
Несомненно, что в условиях сложного и противоречивого бытия в переломные моменты развития общества выбор личностью поступков многократно усложняется. Личность не может быть полностью предоставлена самой себе, оставлена без нормативной регуляции, нравственных ориентиров, нормативных «подсказок» и указаний и т.п.
С учетом двойственности и противоречивости природы человека для регуляции его поведения необходимо использовать все возможные механизмы формирования его поведения, в том числе этические. Необходимо давать человеку основы знаний в области этики, полагаясь на его разумность и способность к самостоятельному выбору между добром и злом. Но в то же время для формирования нормативного поведения необходимо задействовать императивы, понуждающие человека поступать должным образом в случае, если интересы личности в конкретной ситуации представляются противоречащими интересам общества и их реализация принесет вред.
П. А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Нельзя не согласиться с тем, что долженствование действительно является функцией общественных отношений. Будучи «ядром» этического учения, деонтология неразрывно связана с этикой, и это понятно, так как долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле — этические категории. Поэтому невозможно радикально разделять этику и деонтологию, рассматривая их в качестве самостоятельных систем регуляции поведения человека и соответствующих учений. Также неверным было бы сливать их воедино и считать тождественными, а термины, их обозначающие, — синонимами. Соответствие поведения человека представлениям о позитивном, социально одобряемом определяется на основании его анализа и сравнения с критериями общественного блага, причем вне зависимости от того, противоречит ли это общественное благо индивидуальному или совпадает с ним. Видимо, чем большую социальную значимость может иметь поведение и деятельность человека, тем более надежной должна быть гарантия нормативного поведения. Чем больше вероятность противоречия между ситуативными интересами личности и сущностными интересами ее самой и общества, тем жестче, императивнее должна быть регуляция ее поведения, тем, соответственно, больше должна быть «доля» деонтологии в этике, важнее ее роль. Поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к личности объективных требований общества или группы независимо от того, одобрены ли эти требования индивидуальной моралью личности, совпадают ли они с ее ситуативными интересами, можно заключить, что деонтология — это центральная часть, ядро любого этического учения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.