Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни ХІХ столетия /
В. Виндельбанд. — М. : [б. и.], 1993. — 456 с.

2. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. — М. : [б. и.], Мысль, 1986. — 334 с.

3. Кузнецов, В. П. Немецкая классическая философия второй половины
XVIII — начала ХІХвв. / В. П. Кузнецов. — М. : [б. и.], 1989. — 478 с.

4. Мир философии : кн. для чтения : [в 2 ч.]. — М. : Политиздат, 1991. — Ч 1: Исходные философские проблемы, понятия, принципы. — 672 с.

5. Мотрошилова, Н. М. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. М. Мотрошилова. — М. : [б. и.], 1990. — 304 с.

 

 

ТЕМА 7
ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ ХIХВ (А. ШОПЕГАУЭР,
Ф. НИЦШЕ, С. КЪЕРКЕГОР)

Цель: изучить сущности различия рационалистической и иррационали-стической традиции в философии.  

Задачи:

1) проанализировать содержание классического и неклассического типов философствования;

2) изучить особенности иррационалистической философии.

 

Классика и современность: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Основные черты классического и неклассического типов фило-софствования. Рационалистическая и иррационалистическая ориентация в современной философии. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.  

 

План

 

1. Классика и современность: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Основные черты классического и неклассического типов фило-софствования.

2. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора.


7.1 Классика и современность: две эпохи в развитии
западноевропейской философии. Основные черты
классического и неклассического типов философствования

 

Классика и современность: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Начиная с середины ХІХв., в философских исследованиях появились существенные новации, давшие основание, в противовес классической философии, ввести понятие неклассической философии. Европейскому рационализму XVI—XIXвв. был противопоставлен европейский иррационализм ХІХв. Система европейского рационализма складывалась на основе изучения мышления и определения его законов.
Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк и другие искали законы разума, очищенного от заблуждений, способного изменить жизнь людей. Считалось, что принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы и т. д., что на этих принципах можно построить совершенное государство. «Все действительное — разумно, все разумное — действительно», — говорил Гегель. Поскольку разум имеет законы, и они доступны для познания человека, то разумом можно управлять на основе знания его же законов. Однако этой вере был нанесен тяжелый удар французской революцией 1779 г. Общество, провозгласившее разум божеством и официально положившее учение гениев Просвещения в основу политики, на проверку оказалось неразумным, нечеловечным. Террор и ранее невиданные зверства правительства заставили задуматься над действительными возможностями науки и разума. Оказалось, что наука и просвещение не всегда смягчают нравы и устанавливают гармонию.

Процесс добывания истины доступен не всем. История наполнена скорее мифами и стереотипами, чем разумом. И главное — люди не столько нуждаются в научной истине, сколько в устраивающих их мифах, внутри которых легче жить. Развитие науки и техники может не только облегчить жизнь общества, но при известных обстоятельствах уничтожить саму жизнь. Так началось переосмысление рационализма.

Классические философские построения перестали удовлетворять многих философов ввиду потери в них человека, специфичность и многообразие субъективных проявлений которого, по их мнению, не может быть объяснена методами разума, науки. В связи с этим стала развиваться неклассическая философия, в которой в качестве первичной реальности стали выступать жизнь (философия жизни), существование человека (экзистенциализм) и др.

Основные черты классической философии и неклассической философии. Классическая философия характеризуется целостностью, завершенностью, стрем-лением объяснить закономерности объективной и субъективной действительности. Абсолютной ценностью является разум, который рассматривается и как познавательная способность, не сводимая к опыту, и как средство объяснения мира и человека и их усовершенствования. Она безгранично верит в науку, прогресс, в возможность переустройства мира на началах разума. Этому соответствует и стиль изложения, отличающийся строгостью, логичностью, доказательностью. Неклассическая философия пересматривает статус разума и обращается к внерациональным формам духовного проявления: воле, интуиции, бес-сознательному. В результате рациональность начинают рассматривать лишь как одну из разновидностей множества типов рациональности — вненаучной, религиозной, мистической, художественной и др. Центральной философской программой становится антропологическая, где человек рассматривается и как существо познающее, и как переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. Главное, что волнует неклассическую философию, — это понимание того, что происходит с человеком, его свободой, от которой ему иногда хочется бежать из-за бремени ответственности. И как остаться человеком в этом жестоком мире нужды? В связи с этим возникает и новый тип философствования, построенный на диалоге, когда философ видит в читателях произведений соавторов, надеясь на их понимание. Философский язык становится более гибким, художественным, релевантным, т. е. допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

В неклассической философии выделяют несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1) иррационалистическая программа (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
С. Кьеркегор);

2) социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменение социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);

3) критико-аналитическая программа, направленная на перео-смысление научно-рационалистических приоритетов и ценностей (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);

4) экзистенционально-антрополого-психологическая программа перео-смысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

 

 

7.2 Становление иррационалистической традиции
в неклассической философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора

 

Начало новому типу философствования положил Артур Шопенгауэр (1788—1860). Свои взгляды он изложил в работе «Мир как воля и представление». Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума.
В мире вообще нет разума; в мире есть воля. Волю надо понимать широко: не как качество человеческой души, а как «порыв» существующей в природе и обществе. В мире животных «порыв» — это стремление к сохранению жизни, в природе — тяготение, магнетизм, в обществе — воля государств, рас, народов, отдельных людей. Воля «разлита» в природе и обществе. Но она «слепа», не имея разумной цели, иррациональна. Воля порождает все процессы и явления в природе, но сама она безосновна и беспричинна. Воля выступает как бесцельная потребность сохраниться. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мстительность, любовь полов и т. д. Если в основе мира лежит «неразумная воля», то и мир тоже неразумен. Он не стал лучше из-за развития науки и техники. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии мы пытаемся победить время через концепцию бессмертия души, но это — иллюзия. Пространство враждебно человеку, оно разделяет людей. Причинность отбрасывает людей к разным состояниям: кого — к богатству, кого — к бедности. Жизнь людей — это безнадежное, длительное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании, что жизнь — это скорбь. Человек может придать своей жизни смысл, когда избавится от «воли к жизни». Если нет желаний, нет и воли, нет представлений, нет мира и нет страданий. На взгляды Шопенгауэра оказало влияние учение Будды о нирване.

Еще одна ветвь философии жизни представлена учением Ф. Ницше (1844—1900), который считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. Но вместо воли к жизни он вводит понятие «воля к власти» как тягу всего живого к самоутверждению Воля к власти — это некая сила, которая задает вектор жизненного потока. С чем бы она ни столкнулась, она может подтвердить собственное властвование: либо стать сильнее, могущественнее, либо подчиниться. К чему бы воля ни стремилась, она стремиться всегда к своему волению. Конечной целью человеческих стремлений, по Ницше, является жизнь, которую он понимает в виде потока, вечного и абсолютного становления, в котором нет ни конечной цели, ни логики, а лишь игра случайных сил. Становление недоступно познанию, оно есть результат соперничества между волями, каждая из которых стремится стать сильнее и «которые постоянно либо увеличивают свою власть, либо теряют ее». Таким образом, воля у Ницше не едина, она распадается на некоторые центры сил, мощь которых либо растет, либо уменьшается в зависимости от присущей им энергии и степени противоборства противостоящих центров. «Великая и малая борьба идет всегда за преобладание, за рост и расширение, за мощь воли к власти, которая и есть воля к жизни». Отсюда следует, что становление — это непрерывное усилие к возрастанию жизни и росту, как условию ее сохранения. Это усилие становления он назвал «жаждой жизни» и «волей к власти», являющейся «внутренней сущностью бытия». Ницше пытался проследить ее на всех этапах жизни, даже процесс питания он рассматривал в контексте «применения первоначальной воли сделаться сильнее». Жить, по Ницше, «значит постоянно отталкивать от себя нечто, что собирается умереть, быть жестоким и неумолимым ко всему, что слабо и старо в нас», а сама жизнь есть «инстинкт роста, устойчивости, накопления сил и власти: где недостает воли к власти, там упадок». В рамках данной концепции человек и человечество представляют сложную группировку центров природных сил, постоянно соперничающих между собой за рост «власти». Ницше описывает мир, как вечное становление, который находится в процессе постоянного изменения количественных сил, у которых нет ни цели, ни единства, ни истинного, ни ложного. На этом основании он провозглашает тезис о существовании только кажущегося мира, мира постоянных движений и перемещений количеств силы. Только этот мир и является единственно реальным.

Третьим представителем иррационалистического направления в философии является датский философ Серен Кьеркегор (1813—1855). Центральной темой его философствования становится переживание, экзистенция или существование, которые игнорировались прежней философией. Экзистенциональное мышление, связанное с внутренней жизнью человека, его переживаниями, только и может быть конкретным знанием, в то время как сложная, динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. Поэтому Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого существования, его обреченности на смерть, страх, сомнение, трепет, страдание и т. д.
К основам человеческого существования, по Кьеркегору, можно прикоснуться только в ситуациях критического выбора, в моменты «или-или». В такие моменты выбора, риска индивид встречается со своим «я». Личностный выбор определяет путь индивидуальной жизни. Эта способность к выбору и ответственность за него и определяет человека как свободного существа. Кьеркегор выделяет три стадии жизни человека: эстетическую, этическую и религиозную. На первой стадии человек живет, в основном, чувственными удовольствиями, не задумываясь о смысле существования. Он полностью отдается во власть влечений и страстей, стремится испытать все виды наслаждения от непосредственно-чувственного до интеллектуального. Однако человеческая природа не удовлетворяется только внешней жизнью. Человек постоянно испытывает страх перед чем-то. И это выдвигает требование — быть духовным. Путь ко второму уровню — этическому — лежит через напряжение всех сил души и проходит через отчаяние. Эта стадия добродетелей. Мотивацией поведения здесь становится не влечение, а выбор, обусловленный осознанным долгом. На этой стадии человек осознает различие между добром и злом, становясь личностью. Но и наличие этического отношения к жизни не удовлетворяет, т. к. оно лишь приближает к истинной духовности. Чтобы ее достичь, необходимо остаться наедине с Богом. Только на религиозном уровне человек вступает в прямое общение с Богом как подлинным Абсолютом, в котором вера, страдание, отречение от мира есть высшее благо. Истинная вера возникает не в результате усвоения религиозных догм и церковных предписаний, а в ситуациях экзистенциального отчаяния.

Таким образом, Кьеркегор, введя понятие «экзистенция», расширил понимание человеческого опыта, указывав на несводимость его к рациональному познавательному опыту. Он сделал радикальный шаг — «прыжок в веру», заменив диалектичекую логику на экзистенциальную.
И если разум приводит к отчаянию, то вера спасает, утешает и дает человеку надежу.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сопоставьте проявления философии иррационализма у А. Шопенгауэра,
С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

2. С каким древневосточным учением соотносится вывод А. Шопенгауэра о необходимости погасить в себе волю к жизни?

3. Каково отношение А. Шопенгауэра к возможности познания сущности мира?

4. У С. Кьеркегора есть парафраза декартовского вывода: «Я мыслю, следовательно, существую». Сопоставьте их между собой.

5. Как Вы понимаете учение Ф. Ницше о воле к власти, которое может быть истолковано двояко?

 

 

Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии?

а) протофилософия;

б) классика;

в) неоклассика;

г) неклассика;

д) постклассика.

 

2. Предпосылки кризиса классического философствования:

а) кризис рационалистического мировоззрения;

б) революция в естествознании;

в) фрагментация проблемного поля философии;

г) появление новых философских концепций.

 

3. Черты, отличающие постклассику от классической философии:

а) отрицание познаваемости мира;

б) критика объективизма предшествующей философии;

в) борьба материализма и идеализма;

г) лингвистический поворот в философии;

д) плюрализм философской мысли.

 

4. Черта философского знания, характерная как для философской классики, так и для постклассической философии:

а) логическая строгость выводов;

б) интерес к человеку;

в) рефлективность;

г) противостояние материализма и идеализма.

 

5. Новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже третьего тысячелетия:

а) философия науки;

б) философская герменевтика;

в) постпозитивизм;

г) постструктурализм;

д) философия права.

6. Философы классической эпохи:

а) А. Камю;

б) Парменид;

в) К. Ясперс;

г) Н. Кузанский;

д) Л. Фейербах.

 

7. Философы неклассической эпохи:

а) Э. Гуссерль;

б) Дж. Локк;

в) Л. Витгенштейн;

г) С. Кьеркегор;

д) Ф. Ницше.

 

8. Термин «иррационализм» — это:

а) отказ от познания мира;

б) отрицание возможности познания мира человеком;

в) отрицание познавательных возможностей разума;

г) сомнение в возможностях научного познания;

д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.

9. Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:

а) культ разума; 1) Классика;
б) обращение к иррационализму; 2) неклассическая философия.
в) вера в прогресс;  
г) тема индивидуального человеческого существования;  
д) противостояние материализма и идеализма;  
е) плюрализм направлений в философии.  

 

10. Философское обоснование категории «воля к жизни» получила в свое развитие в философии:

а) Ф. Ницше;

б) А. Шопенгауэра;

в) П. Наторпа;

г) Г. Риккерта.

 

11. Философское обоснование категории «воля к власти» принадлежит:

а) Ф. Ницше;

б) А. Шопенгауэру;

в) П. Наторпу;

г) Г. Риккерту.

 

12. Учение о «Сверхчеловеке» разработал:

а) И. Кант;

б) Платон;

в) Ф. Ницше;

г) В. Соловьев.

 

 

Тематика рефератов

 

1. Основные исследовательские стратегии в классической и неклассической философии.

2. Мировоззренческие ориентации в неклассическойкультуре.

3. Понимание человеческой морали Ф. Ницше.

4. О. Шопенгауэр — основатель европейского иррационализма.

5. Учение о стадиях жизни С. Кьеркегора.

 

 















Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.