Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В широком смысле слова наука есть особая сфера человеческой деятельности, функцией которой является построение и систематизация знаний о действительности, позволяющих описывать, объяснять и прогнозировать различные ее фрагменты. Для обозначения отдельных областей научного знания – физики, математики, биологии, истории, юриспруденции и т.д., термин «наука» используется в узком смысле этого слова.

       Наука может быть охарактеризована с точки зрения трех важнейших измерений: наука – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от обыденного, художественного и других видов деятельности; наука – это определенная система объективных, сущностных особым образом и в специальном языке организованных и обоснованных знаний; наука – это особый социальный институт, направленный на формирование специфических норм и идеалов организации научно-познавательной деятельности, обеспечение ее функционирования.

Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. видами, имеет свои специфические особен­ности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Именно с позиций деятельностного подхода и представляется возможность рассмотреть осо­бенности научного познания, как это делает в своих работах В.С. Степин. Всякая деятельность включает в себя такие компоненты, как субъект, объект, предмет, цель, средства, результат деятельности.

Специфика научного познания заключается в том, что эта такая форма познавательной деятельности, важнейшей целью и результатом (продуктом) которой является выра­ботка и совершенствование объективно-истинных знаний. Научное познание отличается не только своим результатом, но и особым характером исследуемых объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Научное познание, наука, не ограничивается познанием только тех объектов, которые могут быть освоены в рамках наличной, исторически сложившейся на данном этапе практики, но и та­кие, исследование закономерностей которых может найти применение только в будущем. Так, фундаментальные теоретические исследования в физике привели к открытию законов электромагнитного поля, законов деления атомов и т.п., которые заложили основу для будущих техниче­ски-прикладных исследований и внедрения в производство и практику радиоэлектронной аппаратуры, атомных электростанций и т.д. Для организации научного познания необходим и профессиональ­но подготовленный, обладающий специальными, научными знаниями субъект познания, который овладевает исторически сложившимися сред­ствами, приемами и методами научно-познавательной деятельности. Кроме того, субъект научного познания, ученый должен усвоить и определен­ную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат т.д. Науку поддерживает мораль, которая направляет поведение ученых, помогает дать правильные обще­ственные оценки деятельности ученых.

Научное познание, с одной стороны, безгранично, поскольку его объектами могут стать как фрагменты природной реальности, так и различные фрагменты социального и жизненно-субъективного мира че­ловека, его культуры, психики, исследуя которые ученый обязан выявить их объективные закономерности, существенные связи и свойства. С дру­гой стороны, научное познание имеет границы, оно не в состоянии ох­ватить все уникальные, в том числе и субъективные феномены человече­ского бытия.

       Темы рефератов:

1. История представлений о природе научной истины.

2. Рациональное и иррациональное в научном познании: история проблемы и современные дискуссии.

3. Объяснение, понимание, интерпретация как методы познания и аргументации (история и современность).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 219.