Философия как система научных знаний. Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Основные проблемы философии:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Вторая философская тема – проблема человека, смысла существования человека в мире. Третья важнейшая философская тема – проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассматривая человека в «мире людей» .

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная.

Мифогенная концепция, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское мировоззрение. Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда третируют мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.

У истоков формирования философии находились мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания.

В отличие от мифологии, которая строит общую картину на уровне эмоционально-чувственной ступени познания философия строит общую картину мира на уровне рациональной ступени познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира.

      

 Темы рефератов

 1 Философская и научная картина мира ХХ в. (единство и различие).

 2 Социальная роль и функции философии.

 

 3 Специфика и структура философского знания. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии

 Философия – особая форма духовной жизни, отличная от других. Философия есть учение об общих принципах бытия, а общее есть то, что присуще многообразным предметам и процессам мира, что объединяет их. Философия даёт целостное представление о мире, т.е. изучает мир как целое, во всей совокупности его свойств и отношений и в этом смысле представляет системное знание, стремится понять мир в его внутренних структурных связях и единстве. Философия есть теоретическое объяснение мира.

В рамках собственно философского знания оформились следующие разделы философского знания: онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования; гносеология – раздел философии в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности; аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой; праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагинии и действенности человека; антропология – философское учение о человеке в многомерных его ипостасях; социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 212.