Долг представляет собой нравственное обязательство личности относительно себя и других. Поэтому нравственный долг - это закон общественного и индивидуального бытия, им необходимо руководствоваться как в незначительных обыденных вопросах, так и в социальной и профессиональной деятельности. Моральный долг и ответственность являются внутренними мотиваторами, которые включают в себя как рационально-логические, так и эмоционально-чувственные компоненты. В отличие от долга общественного или гражданского, от морального долга и моральной ответственности человека никто не может освободить; единственным критерием долга и ответственности является совесть человека.
Любой человеческий поступок требует философской, идеологической и моральной мотивировки, поэтому человек вынужден всегда ее формировать. В этом смысле наиболее «доступной» является мотивировка моральная, так как сам факт ее возможности не зависит от образования и уровня развития личности. Моральная мотивировка вктючает в себя интеллектуальную и эмоциональную компоненты, т.е. не только рассуждения, но и переживания, вследствие чего используется зачастую без идентификации ее как собственно моральной. Долг и ответственность также не всегда обыденным сознанием рассматриваются как моральные категории, несмотря на уверенное ими оперирование. Такая обыденность долженствования, т.е. включенность его не только в экстремальные ситуации, но и в повседневность, вновь свидетельствует о его важности и объективной необходимости.
Долг и ответственность личности перед обществом или группой могут регулироваться и контролироваться извне, поскольку значительная часть человеческих поступков подконтрольна обществу или группе. Более того, достаточно часто в обыденной речи можно встретить прямые указания на выполнение долга: «Ты должен сделать...» — хотя содержание предписываемых действий не обязательно отвечает требованию объективной необходимости. Слова «ты должен...» могут относиться к содержанию действий, отражающих субъективное желание. Вместе с тем употребляя оборот «ты должен сделать» вместо «я хочу, чтобы ты сделал», человек рассчитывает на то, что его слова приобретут императивное значение благодаря исключенному личностному основанию, отраженному в формулировке «я хочу...».
Так, например, в обыденном сознании глаголы «должен» и «хочу» довольно часто и весьма произвольно применяются вместо друг друга, особенно если требования предъявляются не к себе, а к другому человеку, которому навязывается выполнение определенных действий. Интуитивно предполагая различную реакцию человека на смысл и содержание фразы в зависимости от используемого глагола, личность может сказать: «Ты должен это сделать» вместо: «Я хочу, чтобы ты это сделал», пытаясь собственные субъективные желания представить как объективные потребности и обусловить тем самым их удовлетворение.
Эта ситуация называется «деонтологической ловушкой». Попавший в нее человек, реагируя на слово «должен», выполняет действия, которые в действительности не являются объективно необходимыми и которые он, скорее всего, отказался бы выполнить, если бы они были представлены в речи как отражение субъективных желаний другой личности.
Данный пример демонстрирует то, что долженствование и долг уже на уровне знаков воспринимается подсознанием личности как нечто безусловное, категоричное, требующее обязательного выполнения. Поэтому, прежде чем начать выполнение действий, предваренных словосочетанием «ты должен», следует оценить содержание действий, экспонируемых как должные. Если в них в действительности содержится объективная необходимость, связанная с удовлетворением сущностных потребностей общества или группы, их следует выполнить. Если же в содержании предлагаемых к исполнению действий присутствует только субъективное желание внешнего субъекта получить некий ситуативно ценный для него результат, эти действия могут быть не выполнены без каких бы то ни было негативных социальных и индивидуальных последствий.
Долг и ответственность имеют место не только в общественных, но и в интимно-личностных отношениях, например между родителями и детьми. Родители должны обеспечить содержание, обслуживание, воспитание и образование своих детей в соответствии с принятыми в обществе позитивными нормами и с учетом своих возможностей. Дети, в свою очередь, должны выполнять позитивные требования своих родителей и, по мере взросления и становления самостоятельными в правовом и материальном отношении, проявлять всестороннюю заботу о родителях, которые, старея, нуждаются во все большем внимании со стороны своих детей. В отношениях между супругами основным содержанием долга и ответственности становится всесторонняя взаимная забота, уважительное отношение. Аналогичным образом формируется содержание долга и ответственности в дружеских отношениях.
Однако интимно-личностные отношения человека далеко не всегда могут стать объектом контроля и регулирования со стороны общества или группы. В отсутствие внешнего контроля и регулирования человек принимает решения и реализует их на основе собственного чувства долга. Поэтому столь важным является формирование морального сознания личности, которое в этой сфере становится основным регулятором должного поведения и отношений. Личность с развитым чувством долга и ответственности в гораздо меньшей степени нуждается в регулировании со стороны общества. Социально и морально развитая личность совершает поступки, ориентируясь не столько на общественное мнение или прямые указания о долге, сколько на внутреннюю потребность выполнить свой долг, в полной мере осознавая его содержание и значимость.
Развитые чувства долга и ответственности характеризуют социально зрелую личность. В детстве ребенок, вынужденный подчиняться норой против своей воли требованиям родителей, учителей и других взрослых, не понимая их объективности, часто чувствует себя обиженным, угнетенным и мечтает о том времени, когда сам станет взрослым и будет делать то, что хочется, не следуя ни чьим указаниям. Однако по мере взросления и духовного развития человек может понять, что требования, которым он подчинялся в детстве, в действительности объективны. Став социально зрелой личностью, он понимает, что «взрослость», т.е. социальная зрелость, предполагает в первую очередь долженствование и только во вторую — удовлетворение собственных желаний. Можно сказать, что взросление, т.е.
становление социально зрелой личностью, есть движение к приоритету долженствования над желаниями. В самом деле, социально зрелая личность «в долгах, как в шелках»: ее долженствование распространяется на общество, государство, социальную и профессиональную группу, друзей, родительскую и супружескую семью, соседей и т.п. Выполнение долга становится в случае социально зрелой личности основным содержанием ее жизнедеятельности.
Однако к сожалению, взрослость, т.е. формальная физическая зрелость, и социальная зрелость — не одно и то же. Развитие человека гетерохронно; еще киники отмечали, что можно состариться, но так и не повзрослеть, т.е. не стать социально зрелой личностью. Поэтому порой можно отметить инфантильную реакцию физически взрослого человека, свидетельствующую о том, что уровень его морального развития не соответствует уровню физического развития (я никому ничего не должен!).
Развитая моральная потребность личности исполнять свой долг при любых обстоятельствах является одним из факторов ее бытия. Однако к сожалению, долг далеко не всегда регулирует, да и не может регулировать всю практику человека, поскольку в его требованиях не всегда возможно усмотреть все возникающие в жизнедеятельности человека ситуации. Долженствование в целом не носит рецептурного характера, предлагая человеку лишь ориентиры поступков, отношений, действий, деятельности и жизнедеятельности в целом. В этом проявляется известная сложность деонтологической регуляции человеческого поведения: каждый человек, в соответствии со сложившейся ситуацией, должен самостоятельно интерпретировать содержание деонтологических предписаний, конкретизировать их применительно к ситуации и выполнить. К сожалению, не всегда человеку удается в ситуации выбора принять правильное решение, поэтому порой общественное мнение, которое отчасти играет роль носителя человеческого опыта, может сыграть положительную роль. Это объясняет необходимость социального контроля даже в случае морально компетентной личности.
Для большинства людей долженствование не является чем-то особенным, поскольку в некотором смысле долженствование и ответственность у человека «в крови». Целые поколения людей были воспитаны в представлении о приоритете общественного над частным, долженствования над желанием, «надо» над «хочу». Генетическая память (коллективное бессознательное) формирует особое отношение, повышенную чувствительность личности к словам «долг», «ответственность», «обязанность», обеспечивая их приоритетность и значимость в сознании. В обыденном общении и взаимодействии человек различает должное и желаемое, по-разному реагируя на них. Поэтому зачастую в решении личностью проблем долженствования срабатывает деонтико-психологический стереотип: «надо — значит надо». В общественном и индивидуальном сознании обыденные слова — долг, ответственность — приобретают характер императивных, а значит, не требующих дополнительной аргументации, самодостаточных в качестве оснований для поступков и действий.
Именно долженствованием человек часто оправдывает свои поступки после их совершения, убеждая себя и других, что «так было надо». Такой формулировкой он подчеркивает, что действовал определенным образом отнюдь не потому, что ему так хотелось, а потому, что того требовала ситуация, объективные обстоятельства, внешние объективные интересы. Тот факт, что необходимостью выполнения долга («так надо») человек оправдывает свои поступки, доказывает, что долг и ответственность действительно являются одними из наиболее значимых в жизнедеятельности человека факторов, способных оказывать на него прямое и опосредованное влияние в любой социальной и профессиональной ситуации.
Можно констатировать, что способность и готовность человека выполнить свой долг по отношению к другим людям или обществу становится одним из основных условий существования человека и общества.
Социальные функции долга
Вышесказанное позволяет обосновать и сформулировать основные социальные функции долга.
Представление о должном содержании (поступка, действия, состояния) одновременно есть представление об идеальном его содержании, т.е. таком, которое в максимальной степени соответствует потребностям общества (сообщества). Теоретико-методологическая функция долга позволяет сформировать представления о должном, т.е. идеальном, состоянии объекта: процесса, явления, поступка, вида деятельности, жизнедеятельности в целом — и определить основные параметры ее теоретического конструкта.
Выполнение личностью своего долга не считается общественным сознанием чем-то необычным. Напротив, среди различных возможных вариантов поведения должное поведение считается наиболее приемлемым, ожидаемым. Содержание долга можно считать интуитивно известным; интуитивно понятным является для общественного сознания и требование приоритета долга перед другими мотиваторами. Вследствие этого личность, демонстрирующая должное поведение, становится понятной, прогнозируемой. Следовательно, можно отметить, что долг выполняет прогностическую и когнитивную функции.
Совместная деятельность, участники которой проявляют должное отношение к порученному делу, способствует формированию чувства общности, сопричастности, взаимной приязни между ее участниками. Можно обоснованно предположить, что в этом случае деятельность
будет более эффективной, так как количество и качество конечного результата повысятся. Это означает, что долг выполняет функцию формирования и стабилизации общественных отношений, повышения эффективности общественного производства.
Одновременно долг выполняет защитную функцию, предотвращая распад общества и общественных отношений, который был бы неизбежен, если бы каждый индивид в совместном бытии и деятельности руководствовался бы только собственными ситуативными интересами, не принимая в расчет ни общих объективных интересов всех членов сообщества, ни интересов отдельных индивидов.
Долг может рассматриваться как своего рода механизм, обеспечивающий приспособление человека к жизни и деятельности в составе группы, общества. Человек, выполняющий свой долг, всегда пользуется уважением и авторитетом в обществе. Адаптивная функция долга заключается в содействии индивиду в приспособлении к функционированию в качестве полноправного и полноценного члена группы, общества.Представления о должном, наличествующие в общественном и индивидуальном сознании, дают возможность сравнивать реальные поступки, действия, отношения, высказывания и т. п. с теми, которые должны быть, и дать им оценку. Выступая в качестве эталона, образца поведения, отношений, действий, содержание долга позволяет не только дать оценку отдельным проявлениям человека, но и выявить его отдельные характеристики, в том числе личностные качества. Таким образом, долг выполняет оценочно-сравнительную функцию.
При этом долг, содержание которого представляет собой эталон поступка, отношения действия, деятельности, жизнедеятельности в целом, позволяет личности составить понятие о социально предпочтительном и ценном поступке и т.п. Ориентируя личность на социально одобряемый образец поведения, долг выполняет ориентирующую функцию.
Выполнение личностью своего долга способствует удовлетворению потребностей общества в результатах деятельности. Организация личностью собственной деятельности на основе приоритета объективных интересов общества, формирование всей человеческой общественной практики на основе долга и ответственности свидетельствует о выполнении долгом деятельностно-практической функции.
Личность, действующая привычно в соответствии с велениями долга, пользуется уважением в обществе, поскольку на такую личность можно положиться. Вследствие этого она является предпочтительным участником совместной деятельности и отношений. Поэтому целесообразно выделить функцию формирования социального статуса личности.
Таким образом, можно видеть, что долг и долженствование играют решающую роль в бытии и развитии человека и общества.
Благодаря пониманию и выполнению человеком своего долга и ответственности становится возможной совместная деятельность людей, функционируют и развиваются общественные отношения. Неспособность человека к должному и ответственному отношению к своей деятельности делает невозможным общественное бытие и развитие. Поэтому, несмотря на субъективное отношение личности к долженствованию вообще, собственному долгу и ответственности в частности, оно (долженствование) выполняет свои функции в индивидуальном и общественном бытии и способствует тем самым не только нормальному функционированию общества, но и социальному прогрессу.
Глава 5
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.