Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Бердяев, Н. О назначении человека / Н. Бердяев. — М. : [б. и.], 1993. — 234 с.

2. Демидов, А. Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. — Минск : [б. и.], 1997. — 86 с.

3. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие / Н. В. Ми-халковича [и др.]; под ред. Н.В. Михалковича.  — Мн.: Тесей, 2006. — 400 с.

4. Коган Л. Н. Человек и его судьба. — М. : Мысль, 1988. — 283 с.

5. Мир философии. Хрестоматия : в 2 ч. — М. : [б. и.], 1991. — Ч. 2. —
С. 252—271, 276—283.

6. Феномен человека — вчера и завтра / В. С. Поликарпов [и др.]. — Ростов н /Д. : Феникс, 1996. — 576 с.

7. Проблема человека в западной философии : сб. пер. с англ., нем., фр. / сост. П. С. Гуревич. — М. : Прогресс, 1988. — 547 с.

8. Тарасов К. Е., Кельнер М. С. «Фрейдо-марксизм» о человеке. — М. : Мысль, 1989. — 211 с.

9. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. — М. : Политиздат, 1989. —559 с.

10. Фролов, И. Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека /
И. Т. Фролов. — М. : Знание, 1985. — 64 с.

11. Фролов И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. — 2-е изд, перераб. И доп. — М.: Политиздат, 1983. —350 с.

12. Фромм, Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу /
Э. Фромм // Философ. науки. — 1990. — № 8—9.

13. Хамитов, Н. В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии: Научное издание. / Н. В. Хамитов. — Киев: Ника — Центр; Москва: Институт общественных исследований, 2002. —334 с.

14. Хомич И. И. Человек — живая система: естественнонауч. и философ. анализ. — Минск : Беларусь, 1989. —271 с.

15. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др., состав. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991. —462 с.

16. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии — XIXв. — М. : Республика, 1995. — 528 с.

17. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии. — XXв. — М. : Республика, 1991. — 463 с.

18. Юдин, Б. Г. О человеке, его природе и его будущем / Б. Г. Юдин //
Вопросы философии. — 2004. — № 2. — С. 16—28.

 

 

ТЕМА 16

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

Цель: дать знания о сущности, структуре и динамике познавательной деятельности.

Задача:

1) раскрыть сущность, содержание, структуру и направленность познания;

2) объяснить специфику различных видов познавательной деятельности;

3) выяснить сущность и особенности, социальную роль науки;

4) раскрыть понятие метода и методологии.

Специфика познавательного отношения человека к миру.

Проблема познаваемости мира. Виды агностицизма.

Проблема субъекта и объекта познания. Познание как деятельность.

Структура и основные закономерности познавательного процесса. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании. Познание, интуиция, творчество.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной гносеологии.








План

1. Познание как деятельность. Проблема субъекта и объекта в познании.

2. Познание и творчество. Роль интуиции в познавательном процессе.

3. Познание как постижение истины.

4. Понятие науки и ее эволюция. Возможности и границы науки.

5. Этика науки и социальная ответственность ученого.

 

 

16.1 Познание как деятельность. Проблема субъекта и
объекта в познании

Познание — это определенная социально-организованная форма духовно-творческой деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на развитие знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В философии познания выделяют три основных компонента:

1. Познание выступает как предметное отражение социальной и природной реальности.

2. Познание это деятельность, в ходе которой человек ставит и достигает определенные цели.

3. Познание является не просто деятельностью, но креативной деятельностью, творчеством, которое предполагает созидание, построение и целей, и средств, и продукта этой деятельности.

Деятельность — это целенаправленное преобразование человеком внешней действительности и самого себя. Главная задача деятельности — уравновесить природный мир миром человеческим. Ее важнейшая особенность определяется освоением и преобразованием окружающего мира в интересах людей. Существуют многообразные виды деятельности, среди них можно выделить практическую и духовную. Практическая деятельность — это материальное, чувственно-предметное освоение и преобразование природы или общества. Духовная деятельность связана с освоением и преобразованием внешнего мира лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять только на основе анализа практической деятельности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны, — как результат развития последней. Практическая и духовная деятельность носят общественно-исторический характер и основываются на совокупном опыте человечества.

Рассматривая структуру деятельности, можно выделить следующие ее составные элементы:

1. Субъект деятельности. Так как мы говорим о познании, то субъектом здесь является носитель человеческой творческой активности, направленной на объективное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знания. В роли субъекта познания выступает индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, НИИ), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей), а также человечество (совокупность ныне живущих людей и живших ранее поколений, чьи знания используются в настоящее время).

2. Объект деятельности. Объект познания — это любой фрагмент природной, социальной и духовной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта и что противостоит человеку как непознанное и непонятное.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания, где под предметом понимаются конкретные характеристики объекта, закономерности, на которые направлено познание. Например, человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них изучает человека под своим углом зрения: предметом психологии является душевный мир человека, предметом медицины — недуги и способы их лечения и т. д.

В качестве объектов познания может выступать природный мир, изучаемый естественными науками, и социальный мир (история, общество, духовный мир человека), являющийся объектом исследования социально-гуманитарных дисциплин. Объектом познания в субъект-объектных отношениях могут стать навыки, умения, знания субъекта. Но объект в силу своей специфики может влиять на средства, методы и программы, которые применяются субъектом для его изучения. В социально-историческом познании объектом изучения может быть и сам субъект, так как в социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом.

Субъект и объект взаимосвязаны, между ними нет четкой границы: субъект может превращаться в объект познания и наоборот. Объект не является чем-то пассивным, он в состоянии влиять на процесс познания,  в свою очередь, и субъект принимает активную роль в конструировании объекта, наполняя его смыслом.

3. Цель познания — знания, умения, навыки, которые субъект предполагает получить в результате предпринимаемых действий.

4. Употребляемые средства включают в себя, с одной стороны, методы деятельности — нормы, принципы оперирования с объектом, а с другой стороны, инструменты деятельности, увеличивающие природные силы человека, выступающие продолжением его органов чувств. Правильный метод — залог успеха познания. Но как метод, так и инструменты, должны соответствовать характерным особенностям объекта.

5. Продукт деятельности или результат — реализованная цель. Результат способствует реальному удовлетворению потребностей, зависит от поставленных целей и применяемых средств, дает оценку их адекватности (соответствию) друг-другу, а также позволяет выработать новые цели и средства.

На современном этапе развития науки в понятие объекта познания включается не только сам изучаемый объект, но и средства и операции познавательной деятельности, а также ценности и цели познающего субъекта.

Однако познание — это не только форма духовной деятельности. Познание неразрывно связано и с материально-практической деятель-ностью, практикой. Практика — это активная, чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Важнейшие виды практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие — преобразование общественного бытия, изучение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т. п.); научный, лабораторно-технический эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом потребностями практики. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы и т. д.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца, так как познание обуславливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Практика обеспечивает познание техническими средствами, приброрами, оборудованием, без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того чтобы направлять и регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и использовать полученные знания для его преобразования, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Результаты практики показывают, насколько истинными, т. е. адекватными реальности были знания, полученные в процессе познания.

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту всегда находилась в центре внимания и во временем претерпела сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт) до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности.

 




Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.