Сократ и сократические школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сократ (469—399 гг. до н. э.) совершил антропологический переворот в философии, впервые объявивший ее центральной проблемой  — человека как морального существа. Его интересовала природа нравственности, добра и зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляло суть души человека. Принципом своих философских размышлений и задачей философии Сократ сделал надпись на храме Дельфийского оракула «Познай себя сам». Это и был поворот в философии. Отныне ее назначение состояло не в познании природы, а в познании человека. В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Это преимущество состоит в том, что, впервые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается — познание самого себя и своих дел, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Философия, с точки зрения Сократа, и  есть подлинный способ познания добра и зла. Это познание он осуществлял в процессе своих бесед. В них Сократ исходил из фактов частной жизни. Сравнивая отдельные моральные поступки и выделяя в них общие элементы, он анализировал их с целью обнаружения противоречивых моментов предшествующего анализа и, в конечном счете, сводил их к высшему единству на основе вычленения существенных признаков. Таким путем он достигал общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т. д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.

Сократ учил, что философия — любовь к мудрости, к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность только в том случае, если знание само по себе есть добро. Он верил, что если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то  никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание является  источником нравственного совершенства. По Сократу, знание того, что хорошо и полезно человеку, способствует его блаженству, его жизненному счастью. Он называл три основных человеческих добродетели: умеренность (знание как обуздывать страсть), храбрость (знание как преодолевать опасности) и справедливость (знание как соблюдать божественные и человеческие законы). Таким образом, Сократ пытался найти в сознании и мышлении твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства

Особое место в теории познания Сократа занимает его метод в форме диалога, вопросов и ответов. Он был убежден, что именно в споре рождается истина. Задавая вопросы, взвешивая ответы, и вновь задавая новые вопросы, он помогал истине родиться в душе своего собеседника. Такой метод в философии получил название сократической иронии, сам же Сократ называл его в шутку майевтикой, сравнивая с повивальным искусством (его мать была повитухой).

Сократические школыфилософские направления, возникшие на основе учения Сократа. Среди них наибольшую известность получили:

1) киники (Антисфен, Диоген Синопский). Есть две версии происхождения слова «киники». Первая — от слова «гимнасий» — место, где велись философские беседы, называлось «киносарг» — «зоркий пес». Вторая — от слова «кюникос» — собака. Киники проповедовали аскетизм, жестко ограничивая свои потребности, Местом их ночлега могло быть любое место, заставшее их в пути. Антисфен учил, что жить нужно подобно собаке. Какое бы объяснение не было правильным, киники соглашались с прозвищем «собаки», считая его своим символом. Занимались киники в основном этическими проблемами. Смыслом жизни они считали достижение добродетели, под которой понимали сокращение потребностей и независимость от общества и государства. Важным в их учении было то, что человек сам, а не общество и государство ответственен за свои поступки, в которых человек руководствуется своим, и только своим, разумом. Киники отвергали многие общественные ценности своего времени, мешающие, по их мнению, добродетельной жизни. Богатство, популярность и власть ведут, по их мнению, к уничтожению разума, превращая человека в нечто искусственное. И, наоборот, плохая слава, бедность полезны, ибо ведут человека назад к природе, к естественности. Они призывали к отмене собственности и различий в общественном положении.

2) киренаики (Аристипп, его дочь Арета с сыном, Феодор, Анникерид). Аскетизму киников они противопоставили гедонизм (наслаждение жизнью). Основателем школы был Аристипп, родом из Кирены. Он учил, что ощущения ничего не говорят о предметах внешнего мира, а соответствуют только нашим душевным движениям и потому всегда истинны. А поскольку нет внешнего критерия для оценки душевных движений или чувствований, то место центрального понятия в их этике занимает удовольствие вместо блага их учителя Сократа. В связи с этим цель человеческой жизни состоит в удовольствии.

3) мегарская школа (Эвклид, Евбулид, Диодор, Крон,). Мегары — это место, где жил основатель школы Эвклид. В центре внимания мегариков стояла проблема единичного и общего в познании — в пользу общего. Уже Евклидом формулируется тезис о том, что реально только общее, единичного же не существует. Это приводит мегарскую школу к отождествлению бытия, блага и истины. Существует только одно абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, — Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. Бытие в своей действительности содержит все возможности и каждая из них фактически уже действительна. Помимо философских теоретических изысканий мегарцы занимались практической деятельностью, защищали, отстаивали нуждающихся в помощи, за что получили прозвище «спорщики». Представители мегарской школы, в частности Евбулид, стали авторами известных апорий, с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество. Например, апория «Лысый»: «если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?» Философия мегарской школы внесла значительный вклад в развитие логики как теоретической дисциплины.

2.3 Философия Платона и Аристотеля — «высокая
классика» в античной философской культуре

Вершиной философской мысли античного мира является философия Платона и Аристотеля.

Платон (428—347 гг. до н. э. настоящее имя — Аристокл) получил имя от Сократа за ширину груди и лба (platus  в переводе с греч. — полный, широкоплечий).

Учение Платона представляет собой исторически и логически высокоразвитую форму объективного идеализма, согласно которому мир идей, понятий, мыслей признается в качестве первичного по отношению к миру вещей. Мир идей — постоянный, совершенный, вечный, истинный и разумный, и наоборот, мир чувственных вещей — преходящий, релятивный, ложный, зависимый и потому неистинный. Исходя из этого, Платон пытается объяснить мироздание, физический мир и космос. Но поскольку идеи вечны и не объясняют многообразие, причину изменчивости, то он вводит понятие материи, обозначив ее как «хора» в диалоге «Тимей». Хора — это некое пространство, она тождественна самой себе, пластична и способна принимать различные формы, становясь материей. Хора является источником множественности, единичности, материальности, изменчивости, смертности, рождаемости, зла и несвободы. Для придания материи динамичности Платон вводит понятие «мировая душа», наделяя ее атрибутами  движения, одушевленности, сознания и познания. Именно она связывает мир идей и мир вещей, заставляя вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Мир, таким образом, предстает как всеобъемлющий космос, целостный, завершенный, гармоничный, оформленный, в котором отведено место и общественной жизни людей и каждому человеческому существу.

Человеческая душа, по Платону, бессмертна. До рождения она пребывала в запредельном мире и наблюдала мир вечных идей, поэтому в земной жизни происходит припоминание о виденном прежде. Теория познания, таким образом, построена на вспоминании, однако руководящим началом при этом выступает разум. Разумное постижение идей обеспечивает человеку добродетельную жизнь. Если же в человеке преобладает яростная, вожделеющая душа, то ему закрыт доступ к человеческому удовлетворению жизнью.

Платон создал утопическую теорию государства. Все свободные граждане у него разделены на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определенные общественные функции. Власть должна принадлежать философам, охрана установленного порядка — воинам, а производство продуктов и предметов жизненного обеспечения — ремесленникам, земледельцам и купцам. Чтобы философов и воинов ничто не отвлекало от выполнения их долга перед обществом, Платон предложил упразднить для них всякую собственность. Они не должны были иметь ни домов, ни земли, никакого другого имущества. Это же касалось и сферы личной жизни: упразднялся индивидуальный брак и вводилась общность жен, функция воспитания детей отводилась государству. Известно, что Платон трижды пытался реализовать свой политический проект на практике, однако он не увенчался успехом. В результате он пришел к выводу, что найти философа — правителя в этом мире практически невозможно. В дальнейшем учение Платона было трансформировано Аристотелем, который внес новые принципы в истолкование мира, человека и государства.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) свои взгляды сконцентрировал вокруг идей Платона. Он попытался преодолеть разрыв между идеей и чувственно-воспринимаемыми вещами, создав учение о форме. Аристотель исходил из того, что каждый предмет есть соединение формы и материи. Главный аргумент Аристотеля состоит в том, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи. Он выделил четыре вида причин, благодаря которым вещи существуют: во-первых, это материя, из чего возникают вещи, например, глина для горшка. Во-вторых, форма, которая придает определенность материи и делает вещь именно данной вещью. В-третьих, движущая причина, что оформляет материю, например, движущей причиной ребенка является отец. В-четвертых, целевая причина, то, ради чего происходит изменение, например, здоровье как цель прогулки. Благодаря совокупному действию четырех причин и существуют вещи. Из четырех причин Аристотель большее значение придавал форме. Материя — лишь возможное бытие, форма же придает вещам их действительное бытие. Рассуждая подобным образом, Аристотель оставался в рамках философии Платона, однако впоследствии он отошел от его концепции. Аристотель считал, что вне чувств восприятие предметов не существует; таким образом, он отклонял мир идеальных сущностей Платона. Кроме того, утверждал, что познание сущности вещи начинается с опыта. Без опыта не может начаться ни один акт человеческого познания. Обобщая и исследуя чувственные впечатления о предметах, человеческий разум находит то общее, что является сущностью природных процессов, которые наблюдает человек. Аристотель считал, что при объяснении явлений природы истинное знание должно основываться на доказательствах и единстве научных знаний. Выявив эти главные черты, философ занялся анализом природы доказательств, рассматривая законы формальной логики, общие категории, через которые формируется научное познание. Исторической заслугой Аристотеля является создание формальной логики. Логика — это органон, человеческое изобретение. Она отлична от природы, но не противоречит ей и обеспечивает познавательную активность человека.

Великим открытием Аристотеля было осознание отличия общественного бытия от природного и понимания человека как существа общественного. Общественная жизнь получает у него государственное оформление естественно, по природе. Соотношение государства, общества и человека он рассматривает как соотношение целого и части. Любой индивид есть подлинный человек только в качестве гражданина полиса, сообщества свободных граждан. Ему принадлежит выражение, ставшее классическим — «человек — это политическое животное».

Аристотель обладал энциклопедическими познаниями. В его произведениях охвачены все области знания того времени. Он предпринял попытку систематизировать научное познание, построив классификацию наук, так что впервые из философии как таковой были выделены специальные науки.


Философия эпохи эллинизма

Эллинистический период (338 г. до н. э. — 30 г. н. э.). Термин «эллинизм» ввел немецкий историк И. Г. Дрейзен, для обозначения трехсотлетнего периода в истории Восточного Среднеморья и прилегающих к нему континентальных областей в Азии и Африке, оказавшихся вследствие завоеваний Александра Македонского под военно-политической властью аристократии и под духовным влиянием греческой культуры.

Выделяют три главных философских течения раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Стоицизм (Зенон Китийский, Клеанф и Христип — ранние, Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий — поздние). Стоики считали, что законы бытия не подвластны человеку, человек подвержен  судьбе, от которой не уйдешь, поэтому действительность надо принять такой, какая она есть со всей ее текучестью, изменчивостью и многообразием.

Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Основной этический принцип эпикурейцев — удовольствие. Для них главным является чувственный мир, это и есть, по их мнению, настоящая реальность. Он необычайно изменчив, множественен, однако есть и предельные формы чувств — чувственные атомы, которые наделяются «свободой волей». Их много, они могут отклоняться в любую сторону. Это подрывает утверждение стоиков о роке, судьбе. Эпикуреец обладает свободной волей, он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя. Он не боится смерти: «пока мы существуем, смерти нет, когда смерть есть, нас уже не будет». Жизнь — вот главное наслаждение с ее началом и даже концом. Учение, центром которого является удовольствие, получило название гедонизма.

Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик). Скептики отвергали позна-ваемость мира. Их теория сводилась к следующему:

1) мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;

2) всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание; всякое «да» есть вместе с тем и «нет». Подлинная философия скептицизма — молчание;

3) следуй «миру явлений», сохраняя внутренний покой. Воздер-живаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Скептицизм по-своему довел до предела философские попытки справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание — это и своеобразный конец философскому поиску и указание на то, что необходимы новые усилия.

Неоплатонизм (235—284) относится к позднему эллинизму. Его основные положения были разработаны Плотином, жившим в зрелом возрасте в Риме. На него оказали влияние учения Платона и Аристотеля. Плотин довел до крайности платоновское презрение к телесному чувственному миру, к обыденной жизни, сближаясь в этом с христианской религией. Для христианства и платонизма единым является теория о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет над низшим. Неоплатонизм — это учение о потусторонности, сверхразумности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Взгляды Плотина хорошо отражают социальную иерархию Римской империи и предвосхищают феодальную. Особенность системы Плотина состоит в том, что он строит свою вселенную не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. Высшее место в иерархии принадлежит Благу. Единое благо — это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Единое благо достигается не рациональным путем, а путем сверхразумного экстаза, в результате такого экстаза субъект уходит от различного рода земных трудностей. Единое существует посредством Мирового Ума, который является первообразом всех вещей. Эманация Ума приводит к Мировой Душе. Она — выражение всего одушевленного, производящая все живые существа. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она косна, но обладает способностью принимать различные формы и смысл. Задача человека — глубоко продумать и осознать свое место в структурной иерархии бытия. Добро идет сверху от Единого, зло — снизу от материи. Человек сможет избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице Душа — Ум — Единое, которой соответствует чувство — мысль — экстаз.

 

 

2.5 Характерные черты античной философии

 

1. Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела, — основа всего сущего; он вечен, абсолютен; нет ничего кроме него. Космос един, совершенен, одухотворен, его можно видеть, слышать, осязать.

2. Многие античные философы пытались найти первооснову мира (вода — у Фалеса, огонь — у Гераклита, воздух — у Анаксимена, земля —
у Эмпедокла, число — у Пифагора, апейрон — у Анаксимандра, атом —
у Демокрита и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия;

4. Были заложены основы диалектики, состоявшие в том, что природа постоянно изменяется, а источником развития являются единство и борьба противоположностей (Гераклит, Зенон);

5. Раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются таковыми, их область лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель);

6. Разработана концепция действующего человека, согласно которой человек — центр культуры, ее творец (софисты). Его цель — творить добро (Сократ).

7. Особое внимание уделяется нравственности, источником которой является природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. Разработано учение об идеальном государстве. Идеальным типом государства считалась аристократическая республика, которой управляют философы, производят материальные блага ремесленники, охраняют воины. Богатство и бедность как две крайности приводят к социальным возмущениям.

В целом для античной философии характерны космоцентризм, синкретичность, пантеизм. Она призвана помогать людям в их жизни.





Вопросы для самоконтроля

1. Из каких периодов состоит история античной философии?

2. Что такое проблема «архэ» и как она возникла?

3. Что общего во взглядах представителей Милетской школы Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена?

4. Что означает образное выражение Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?

5. Чем отличается знание от мнения в учении элеатов?

6. Что такое пантеизм и учение какого представителя Элейской школы оценивается как пантеистическое?

7. Что такое апория, кто из древнегреческих философов является автором знаменитых апорий?

8. Какое условие, по мнению Левкиппа и Демокрита, необходимо для движения атомов?

9. Что такое детерминизм и в чем он выражается в учении Демокрита?

10. Почему считают учение Сократа фундаментальным поворотом в философии античного времени?

11. Как называется метод исследования Сократа?

12. Что такое реальное бытие у Платона?

13. Как трактуется проблема познания в учении Платона?

14. Почему критиковал Аристотель своего учителя Платона?

15. Как трактуется форма и материя в учении Аристотеля?

16. Какие причины связи вещей и явлений выделял Аристотель?

 

 

Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Кто из древнегреческих философов определил человека как «общественное животное»?

а) Демокрит;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель;

д) Эпикур.

 

2. Ядром теории познания является учение о припоминании у:

а) Демокрита;

б) Гераклита;

в) Сократа;

г) Платона;

д) Аристотеля.

 

3. Что считал Аристотель основой всех состояний бытия?

а) Материю;

б) первоматерию;

в) атомы;

г) форму;

д) идею.

 

4. Материя и форма выступают как два совечных начала у:

а) Гераклита;

б) Демокрита;

в) Платона;

г) Аристотеля;

д) Анаксагора.

 

5. Кто из древнегреческих философов прославился выявлением противоречий между разумом и чувствами?

а) Анаксимандр;

б) Гераклит;

в) Зенон;

г) Анаксимен;

д) Пифагор.

 

6. Кто из представителей древнегреческой философии поставил в центр своей системы нравственное отношение человека к обществу, закону, богу?

а) Анаксимен;

б) Гераклит;

в) Анаксагор;

г) Сократ;

д) Демокрит.

 

7. Кто из древнегреческих мыслителей первым употребил слово «философ»?

а) Гераклит;

б) Фалес;

в) Пифагор;

г) Демокрит;

д) Платон.

 

8. Выделите основные положения философии Платона:

а) наилучшая форма правления — это демократия;

б) идеи являются сущностью вещей;

в) есть бытие, небытия нет;

г) управлять обществом должны философы;

д) мировая душа — источник движения космоса.

 

9. Кто из древнегреческих философов утверждал, что основой всего сущего является вещественный и беспредельный апейрон?

а) Анаксимен;

б) Анаксимандр;

в) Гераклит;

г) Фалес;

д) Демокрит.

 

10. Кто из древнегреческих мыслителей был автором знаменитых апорий?

а) Пифагор;

б) Фалес;

в) Перманид;

г) Зенон;

д) Сократ.

 

11. Кто из древнегреческих философов говорил: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые»?

а) Фалес;

б) Анаксимандр;

в) Парменид;

г) Гераклит;

д) Анаксагор.

 

12. Кто из античных философов является автором атомистической трактовки бытия?

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Демокрит;

г) Сократ;

д) Эмпедокл.

 

13. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считаются первыми древнегреческими философами. Выберите причину, почему они удостоились этого звания:

а) первыми обстоятельно изучили геометрию;

б) первыми пытались ответить на вопрос о происхождении человека;

в) первыми за многообразием мира увидели единое, целое начало;

г) были астрономами.

 

14. Кто из античных философов предпринял первую попытку систематизировать умозаключения?

а) Пифагор;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Сократ;

д) Аристотель.

 

15. Кто из перечисленных философов является представителем объективного идеализма?

а) Фалес;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Сократ.

16. Какой античный философ сравнивал свой метод исследования — рождение — истины с майевтикой?

а) Пифагор;

б) Фалес;

в) Платон;

г) Сократ;

д) Аристотель.

 

17. Какое из древнегреческих философских учений является исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания?

а) Милетская школа;

б) Элейская школа;

в) пифагореизм;

г) аристотелизм;

д) эпикуреизм.

 

18. Каково значение категории «апория»?

а) Опыт;

б) доопытное знание;

в) неразрешимое противоречие;

г) исходная посылка.

 

 

Тематика рефератов

1. Социокультурные особенности античной философии.

2. Натурфилософский космологизм милетской школы.

3. Философия Гераклита Эфеского.

4. Пифагор и пифагорейцы.

5. Элейская школа.

6. Атомизм Демокрита.

7. Сократический поворот в философии.

8. Классическая философия античности: основные проблемы и представители.

9. Идеальное государство Платона.

10. Аристотель как систематизатор древнегреческой философии.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 683.