ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (18 ч)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и этики

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Семинарские занятия

Группы 321ФКо

 

Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.

 

Сыктывкар 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                  Стр.

Введение………………………………………………………………………. …3

Рекомендованная литература ……………………………………………………5

Темы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы …....….7

Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества……………7

Тема 2.Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли………………………………………………………………………15

Тема 3. Основные темы и представители античной философии………18

Тема 4. Средневековая философия: основные проблемы и представители……………………………………………………………24

Тема 5. Основные идеи философии Нового времени…………………27

Тема 6. Немецкая классическая философия……………………………31

Тема 7. Современная философия Запада………………………………33

Тема 8. Специфика русской философии………………………………..42

Словарь основных понятий и терминов ……………………………………….46

 

\

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».

Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.

Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (ОК-1):

· способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области философских наук;

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

· способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

· способности следовать этическим и правовым нормам;

· толерантность;

· способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Канке, В. С. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2004.

2. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Велби : Проспект, 2008. – 592 с.

3. Бессонов, Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – Москва : Юрайт, 2010. – 278 с.

4. Габидулин, Р. С. Философия : учеб. пособие / Р. С. Габидулин. – М. ; Архангельск : МИУ, 2003. – 652 с.

5. Ильин, В. В. Философия : в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов / В. В. Ильин, А. В. Машенцев. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2010. – 303 с.

6. История философии : учебник для вузов / ред. А. С. Колесников. – М. ; С-Пб. ; Ниж. Новгород : Питер, 2010. – 650 с.

7. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

8. Кузнецов, В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М. : Инфра- М, 2008. – 517 с.

9. Липский, Б. И. Философия : учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва : Юрайт, 2012. – 495 с.

10. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

11. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

12. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.

13. Спиркин, А. Г. Философия : учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 828 с.

14. Философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 711 с.

15. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.

16. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

17. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

18. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

19. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

 

 

Литература

1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5. /

2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16.

3. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6. .

4.  Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. 2009. № 1. С.5-10.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002.

6. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.

 

ПРАКТИКУМ

1. Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений философов разных эпох. Как каждый из философ отвечал на следующие вопросы: что есть философия? Каков предмет философии? В чем заключается специфика философского знания. Запишите свои ответы. Поразмышляйте и сформулируйте свое мнение о предмете и специфики философии.

Литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980.

2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С.5-34, 43-44.

3. Древнекитайская философия. М., 1994. Т.1. С.114-174.

4. Духовная культура Китая. Энциклопедия. /Под ред. М.П. Титаренко. М., 2005. Том «Философия».

5. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 8-65.

6. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

7. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С.11-35.

8. Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае. // Вопросы философии. 2007. № 5.

9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.

ПРАКТИКУМ

Прочитайте отрывок из произведения «Лунь юй», выполните задание.

Учитель сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве это не благородный муж?».

    Ю-цзы сказал: «Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия».

Учитель сказал: «У людей с красивыми словами и притворными манерами мало человеколюбия».

 Цзэн-цзы сказал: «Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?».

Учитель сказал: «Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время».

 Учитель сказал: «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его — уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг».

Цзы-ся сказал: «Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком».

Учитель сказал: «Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее исправить».

    Цзэн-цзы сказал: «Если должным образом относиться к похоронам родителей и чтить память предков, то мораль в народе будет все более укрепляться».

 Цзы-цинь спросил Цзы-гуна: «Когда учитель прибывал в какое-нибудь царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется. Он сам спрашивал об этом или же ему рассказывали?».

Цзы-гун ответил: «Учитель был мягок, доброжелателен, учтив, бережлив, уступчив и благодаря этому узнавал [об управлении]. Он добивался этого не так, как другие».

Учитель сказал: «Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью».

Учитель сказал: В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры. Не печалься о своем несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

Учитель сказал: Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

   Учитель сказал: Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

    Учитель сказал: Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Учитель сказал: Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.

Кто-то сказал: Юн человечен, но лишен красноречивости.                  

Учитель ответил: Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?[5]

Как вы думаете, какие из высказываний Конфуция в приведенном выше отрывке актуальны для современного человека? Подумайте, какие аналоги этим высказываниям можно найти в русских пословицах и поговорках? Ответ запишите в таблице (не меньше 5 высказываний).

Высказывание Конфуция Пословица/поговорка
   

Литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

4. Платон. Диалоги. СПб., 2000.

5. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

ПРАКТИКУМ

Прочитайте текст.

«Афиняне разозлились на Сократа за то, что он находил их недостатки, призывал к справедливости, обращался к их совести. На не­го подали в суд, обвинивши его в том, что он совращает молодежь и не признает Бога. И суд приговорил Сократа к смерти. В конце концов, если Сократ откажется от своих убеждений, перестанет будить у людей со­весть и искать в их душах правду, и будет молчать, тогда его оставят в живых. Но Сократ не соглашается: без этого жизнь для него - не жизнь. И Сократ должен умереть. Его друзья и ученики в замешательстве, они предлагают ему организовать побег. Но мудрец отказывается от этой возможности остаться в живых. Убежать - это значит отказаться от то­го, чему он учил всю жизнь, вести себя боязливо, криводушно, неспра­ведливо - это значит предать самого себя. Сократ спокойно выпивает чашу с отравленным соком и уми­рает».[6]

 

Подумайте, почему можно считать моральную позицию Сократа со­ответствующей его философскому учению? Напишите небольшое эссе (10 предложений).

2. Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений философов эллинистического периода античной философии. Как каждый из философ отвечал на следующие вопросы: что есть счастье? Как достичь счастья? Представьте ситуацию: вы едете в автобусе, на остановке заходит пожилая женщина, Вы уступаете ей место. Объясните, почему вы должны быть счастливы, поступив подобным образом, согласно Эпикуру? согласно Сенеке? Поразмышляйте и сформулируйте свое представление о счастье.

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

3. Левин Г.Д. Проблема универсалий. Современный взгляд. М., 2005.

4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

6. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

ПРАКТИКУМ

1. Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопросы.

Литература

1. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. М., 1998. Т. 3.

2. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.

3. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1984.

4. Соколов В.В. Европейская философия XV –XVII вв. М., 1984.

ПРАКТИКУМ

1. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога». 

Выделите новые мысли о природе и сущности человека.

Каков идеал ренессансного человека?

 

2. Высшим критерием нравственной жизни Джордано Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».

 В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской? 

Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя? 

Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно

 

Литература

1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. М., 1989.

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

4. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности. // Вопросы философии. 2006. № 11.

5. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования). М., 2008.

ПРАКТИКУМ

    1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

ИММАНУИЛ КАНТ. МОРАЛЬ

Только разумное существо имеет волю, или способность по­ступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принци­пам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум.

Практическим императивом, таким образом, будет следую­щий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. Каждое разумное существо должно поступать так, как если бы оно благодаря своим максимам всегда было законодательст­вующим членом во всеобщем царстве целей.

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Следовательно, в соединении чистого спекулятивного разума с чистым практическим в одно познание чистый практиче­ский разум обладает первенством, если предположить, что это соединение не случайное и произвольное, а основанное а priori на самом разуме, стало быть, необходимое.

Отсюда само собой напрашивается вывод, что в ряду це­лей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может бить названо святым. Ведь этот моральный закон основы­вается на автономии его воли как свободной воли, которая по своим общим законам необходимо должна также согласо­ваться с той волей, которой ей следует подчиняться.

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более силь­ным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжитель­нее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.[11]

 

Подчеркните в тексте формулировку категорического императива И. Канта. Подумайте, почему нравственный человек не может быть счастливым.

Как соотносятся у И.Канта свобода и долг?

 

Литература

1. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы "второго пришествия". //Вопросы философии. 2000. №10.

2. Кантор В.К. Фрейд-Достоевский. //Вопросы философии.2000. №10.

3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

5. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

6. Андреев Л. Ж.-П.Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

7. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

ПРАКТИКУМ

Прочитайте приведенный ниже текст. Ответьте на вопросы.

КАРЛ ЯСПЕРС. Об образовании.

В образовании как форме жизни его стержень — дисциплина в качестве умения мыслить. А среда — образованность в качест­ве знаний. Его материалом являются созерцание образов про­шлого, познание как необходимо значимые воззрения, знание вещей и владение языками.

Образованность и античность. На Западе образованность широких слоев, в отличие от массы, вплоть до настоящего времени осуществлялась только посредством гума­нистических знаний, тогда как для отдельных индивидов были возможны и другие пути. Тот, кто в молодости изучал грече­ский и латинский, читал античных авторов, философов и исто­риков, кто освоил математику, ознакомился с Библией и не­многими великими поэтами своей нации, преисполнен миром, который в своей бесконечной подвижности и открытости дает прочное содержание и делает доступным все остальное. Однако такое воспитание в своем осуществлении уже есть отбор. Не все обретают в нем то, что важно, многие оказываются несо­стоятельными и способными воспринять лишь внешнее. Реша­ет здесь не специфическая способность к языкам, к математи­ческому мышлению или реалиям, а готовность к духовному по­стижению. Гуманистическое образование — всегда образование единичного человека, который посредством своего бытия в ста­новлении совершает вместе с ним выбор. Поэтому лишь это воспитание обладает тем чудесным свойством, что и плохие учи­теля могут достигнуть успеха. Тот, кто в ученические годы, читая «Антигону», слышит лишь о грамматике и метрике и противит­ся такому образованию, может быть все-таки взволнован самим текстом.

На вопрос, почему же именно этот путь обладает таким пре­имуществом, ответ может быть дан только исторически, а не исходя из какой-либо рационально понятой целесообразности. Античность дала фактическое обоснование тому, чем мы на За­паде можем быть в качестве людей. В Греции идея образован­ности была впервые осуществлена и постигнута так, как она с тех пор применяется каждым, кто ее понимает. Все великие взлеты человеческого бытия происходили на Западе посредст­вом соприкосновения и размежевания с античностью. Там, где о ней забывали, наступало варварство. Оторвавшемуся от своей почвы суждено колебаться, будучи лишенным опоры, и именно таково будет наше состояние, если мы утратим связь с античностью. Античность — наша почва, хотя она постоянно меня­ется, и лишь во вторую очередь и без автономной силы образо­вания — прошлое своего народа. Мы — европейцы в своей при­надлежности народности, которая посредством специфическо­го заимствования стала таковой. Это образование теперь в луч­шем случае допускается волей масс. Число людей, для которых оно что-то значит, становится все меньше.

Нивелированное образование и специ­альная подготовка.' В существовании массового порядка всеобщее образование приближается к требованиям сред­него человека. Духовность гибнет, распространяясь в массе, ра­ционализация, доведенная до грубой моментальной доступно­сти рассудку, привносит в каждую область знания процесс обед­нения. С нивелирующим массовым порядком исчезает тот об­разованный слой, который на основе постоянного обучения обрел дисциплину мыслей и чувств и способен откликаться на духов­ные творения. У человека массы мало времени, он не живет жизнью целого, избегает подготовки и напряжения без конк­ретной цели, преобразующей их в пользу; он не хочет ждать и допускать созерцание; все должно сразу же дать удовлетворение в настоящем; духовное стало сиюминутным удовольствием. По­этому эссе стало наиболее подходящей литературной формой, газета вытеснила книгу, а все время меняющееся чтение — со­путствующие на протяжении всей жизни творения. Читают быст­ро. Нужна краткость, но не та, которая может стать предметом воспоминания в медитации, а та, которая быстро сообщает то, что хотят знать и что затем сразу же забывают. Собственно го­воря, подлинное чтение в духовном единении с содержанием стало невозможным,

Теперь образованность означает нечто, никогда не получающее формы, а стремящееся в чрезвычайной интенсивности выйти из пустоты, к которой постоянно возвращаются. Появляются ти­пичные оценки. Люди пресыщены уже тем, что они только что услышали; поэтому они все время ищут нового, привлекающе­го их уже самой новизной. В нем приветствуют изначальное, которого ждут, и вскоре отворачиваются от него, ибо оно нуж­но только как сенсация. В сознании того, что наступила эпоха, формирующаяся как новый мир, где прошлого уже недостаточ­но, люди охотно дают наименование нового тому, что хотят сделать значимым: новое мышление, новое ощущение жизни, новая культура тела, новая деловитость, новое хозяйствование и т.д. Утверждение «нечто новое является позитивной оценкой, не новопренебрежительной. Даже если сказать нечего, есть ведь рас­судок, который можно занять решением сложных задач как объектом преодоления; утверждение, что человек интеллиген­тен становится оценкой, которая теперь заменяет духовное бы­тие возможной экзистенции. Нет человеческой близости, нет любви, есть только польза; товарищи и друзья выступают в аб­страктной теории или служат сиюминутным целям существова­ния; отдельный человек ценится в качестве интересного, не в качестве самого себя, а как раздражитель; раздражение прекра­щается, как только он больше не удивляет. Образованным назы­вается тот, кто обладает способностью ко всему этому, являет себя новым, интеллигентным и интересным. Сфера этой обра­зованности — дискуссия, которая сегодня стала массовым явле­нием. Однако дискуссия могла бы вместо удовольствия, упомя­нутого выше в трех оценках, дать подлинное удовлетворение лишь в том случае, если она служит подлинной коммуникации в качестве выражения борьбы верований или сообщения опыта и знания, принадлежащих совместно конституированному миру.

Массовое распространение знания и его выражения ведет к изнашиванию слов и фраз. В хаосе образованности можно ска­зать все, но так, что, собственно говоря, ничего не имеется в виду. Неопределенность смысла слов, более того, даже отказ от отвлеченности, которая только и соединяет дух с духом, делает существенное понимание невозможным. Когда внимание к подлинному содержанию не утрачено, в конце концов созна­тельно обращаются к языку как языку, и он становится предме­том намерения. Если я смотрю на местность через стекло и это стекло становится мутным, то я все еще вижу, но если я встав­ляю стекло в глаз, я не вижу больше ничего. Сегодня избегают воспринимать через язык бытие, более того, бытие подменяет­ся языком. Считая, что бытие «изначально», избегают всех при­вычных слов, которые имели и могли иметь содержание. Не­привычное слово и непривычное расположение слов должны симулировать изначальную истину, способность быть новым в словах, глубину. Дух как будто пребывает в новых наименова­ниях. На мгновение поразительное свойство языка приковыва­ет внимание, но вскоре и оно теряет значение или оказывается личиной. Сведение к языку кажется судорожным усилием най­ти в хаосе образования форму. Таким образом, сегодня прояв­ление образованности, которая заменяет действительность, либо расплывчатые высказывания любыми словами, либо разговор­чивость становятся манерой речи. Центральное значение языка для человеческого бытия стало вследствие искажения направ­ленности внимания фантомом.

В этом неудержимом разложении усиливаются возможно­сти образования, обнаруживаются пути к подъему: там, где речь идет о профессиональном знании, точная специализация стала само собой разумеющейся. Распространилась специа­лизация; необходимое для этого знание может быть достиг­нуто усвоением методов и сведено к простейшей форме в своих результатах. В хаосе повсюду разбросаны оазисы, где люди, обладая профессиональным знанием, к чему-либо спо­собны. Но это знание разбросано; отдельный человек может выполнять лишь отдельные функции, и это его умение часто подобно ограниченной сфере, которой он только обладает, но не приводит к единству со своей сущностью и с целост­ностью образованного сознания.

Историческое усвоение, возникла враждеб­ность к образованию, которая сводит содержание духовной деятельности к техническому умению и выражению мини­мума голого существования. Эта позиция — коррелят к про­цессу технизации планеты и жизни индивида, который ведет к превращению исторической традиции у всех народов, что­бы поставить собственное существование на новую основу: существовать может лишь то, что входит в новый, создан­ный Западом, но по своему смыслу и воздействию общезна­чимый мир технической рациональности. Этот акт обуслов­ливает доходящее до корней человеческого бытия потрясе­ние. Это наиболее глубокий надлом, когда-либо известный Западу; однако, поскольку он создан самим Западом в его духовном развитии, здесь он находится в континууме мира, к которому принадлежит. Ко всем другим культурам этот над­лом приходит извне как катастрофа. Ничто не может больше сохраняться в прежнем виде. Один и тот же основной воп­рос стоит перед великими культурными народами Индии и Восточной Азии, так же как перед нами. В мире технической цивилизации им надлежит либо преобразовать социальные условия и следствия, либо погибнуть. Когда враждебность к образованию самонадеянно уничтожает все прошлое, будто мир начинается сначала, духовная субстанция может быть сохранена в этом преобразовании только посредством исто­рического воспоминания, которое в качестве такового есть не просто знание о прошлом, а сила жизни в настоящем-. Без него человек стал бы варваром. Радикальность кризиса на­шей эпохи бледнеет перед вечной субстанцией, часть бытия которой, бессмертного, способного всегда быть, составляет воспоминание.

Поэтому враждебность к прошлому относится к родовым му­кам нового содержания историчности. Она оборачивается про­тив историзма как ложной историчности, поскольку он стал неподлинным суррогатом образования. Ибо воспоминание просто как знание о прошлом лишь собирает бесконечные антикварные сведения; воспоминание как понимающее созерца­ние воспроизводит картины и образы как необязательное противостояние; лишь воспоминание как усвоение создает дей­ствительность самобытия человека в настоящем, сначала в почтении, затем в масштабе его собственного чувствования и деятельности и, наконец, в участии в вечном бытии. Проблема характера воспоминания — это проблема еще возможного теперь образования.

Знанию о прошлом служат распространенные повсюду инс­титуты; объем, в котором современный мир интересуется прошлым, свидетельствует о наличии глубокого инстинкта, стре­мящегося к тому, чтобы, несмотря на разрушение, сохранилась бы по крайней мере возможность исторического континуума. В музеях, библиотеках, архивах хранятся творения прошлого с сознанием того, что таким образом сберегается нечто незаме­нимое по своему значению, даже если оно в данный момент еще не понято. В этом единодушны все партии, мировоззрения и государства, и верность в деле сохранения творений прошло­го еще никогда не была столь всеобщей и само собой разумею­щейся по своей надежности. Исторические реликвии пользу­ются во всех местах, где о них помнят, защитой и уходом. То, что некогда обладало величием, продолжает жить как истори­ческая мумия данной местности и становится целью путешест­вий. Места, обладавшие некогда мировым значением и отра­жавшие гордость республиканской независимости, живут теперь на средства, поступающие от туризма. Европа становится чем-то вроде большого музея истории западного человека. В склон­ности отмечать исторические даты основания государств, горо­дов, университетов, театров, годы рождения и смерти знамени­тых людей воспоминание служит, хотя еще и без должного на­полнения содержанием, симптомом воли к сохранению.

Лишь у немногих знаемое воспоминание переходит в пони­мающее созерцание. Человек как будто уходит из настоящего и живет в прошлом. То, что уже достигло своего конца, продолжает жить как элемент содержания образованности. Панорам! тысячелетий подобна пространству душевного созерцания. XIX в. довел это понимание до никогда ранее не достигнутого уровня и объективности: страсть к созерцанию освобождала от ничтожности настоящего, знакомя с наивысшим, на что спо­собны были люди. Конституировался мир образованности, ко­торый перешел в традицию жизни в книгах и свидетельствах прошлого. Бледные эпигоны первых созерцателей знакомили с тем, что было увидено. То, что некогда было изначальным ви­дением образов, эпигоны эпигонов сохраняют еще под властью обаяния, воспринятого в понимании мира по крайней мере в слове и учении.

Однако антикварное знание и созерцательное понимание сохраняют свое право в конечном счете только как идеал возможного в настоящем осуществлении. Историческое ус­ваивается не только как знание чего-то; не как лучшее, ко­торое может быть восстановлено, поскольку оно не должно было умереть. Усвоение состоит только в преобразующем про­шлое возрождении человеческого бытия посредством вступ­ления в духовную сферу, в которой я, исходя из собственных истоков, становлюсь самим собой. Образование как усвое­ние прошлого служит не тому, чтобы уничтожить настоящее как неполноценное, чтобы подло бежать от него, но тому, чтобы, взирая на вершины, не утратить то, что на пути к высотам доступной мне действительности я могу искать в настоящем.

То, что берется в новое владение, заново порождается для другого настоящего. Неистинная историчность лишь пони­мания в образованности есть воля к повторению, истинная же — готовность найти источник, питающий каждую жизнь, а поэтому и жизнь в настоящем. Тогда возникает без опреде­ленного намерения и плана подлинное усвоение; невозмож­но предвидеть, какая осуществляющая сила живет в воспоми­нании. Сегодняшняя ситуация, когда возникла угроза разрыва в истории, требует сознательно обратиться к возможности этого воспоминания. Ибо, уничтожив ее, человек уничтожил бы и себя. Сегодня, когда в машинный мир массового суще­ствования вступают новые поколения, они обнаруживают в качестве средств воспоминания книги, архитектурные памят­ники и разного рода произведения, вплоть до бытовых осо­бенностей прошлого, наряду с сообщением фактов их собст­венного происхождения, никогда ранее не бывшими доступ­ными в такой степени всеобщности. Спрашивается, как ис­пользует это экзистенция в ее историчности, обнаруживая себя в ней.

Соблазняет двоякая возможность просто противопоставить себя миру. Однако действительно пойти на это может лишь тот, кто сам приговаривает себя к крушению всякого существова­ния. Если же он пытается, используя благополучную экономи­ческую ситуацию, обособиться от мира и сохранить полную не­зависимость, то погрузится в пустоту, в которой все-таки оста­нется в плену у мира; он теряет истину в бегстве из мира, от которого он, порицая его, уходит, чтобы в своем отношении все-таки остаться бытием.

Действительность мира невозможно игнорировать. Ощутить суровость действительности — единственный путь, который ведет к себе. Быть действительным в мире, даже если поставленной цели достигнуть невозможно, остается условием собственного существования. Поэтому этос заключается в том, чтобы жить вместе с другими внутри аппарата власти, не давая ему погло­тить себя. Значение предприятия, при ограниченности необхо­димым, состоит в том, чтобы, обеспечивая жизнь всех, одно­временно служить сферой деятельности отдельного человека; он делает то, что делают все, и это создает для каждого возмож­ность существования. Однако этос такой работы включает в се­бя страх перед самобытием.

Деградация сферы труда в нечто относительное как будто убивает желание приложить свою силу, однако экзистенция че­ловека в том, чтобы суметь выдержать это отрезвление, не теряя воли к деятельности. Ибо самобытие возможно лишь в напря­жении, которое, вместо того чтобы просто сопоставить две сферы жизни, пытается исходя из одной выразить другую, не утверж­дая возможность общезначимого образа единения в качестве единственной возможности правильной жизни для всех. Это — как бы жизнь на крутой вершине, с которой я сорвусь либо в сферу предприятия, либо в лишенное действительности суще­ствование вблизи от него. Смысл вступления в мир становится содержанием философст­вования. Философия не является средством, еще менее того — волшебным средством, она — сознание в осуществлении. Фи­лософствование — это мышление, посредством которого или в качестве которого я деятелен в качестве самого себя. Оно явля­ет собой не объективную значимость сознания, а сознание бы­тия в мире.[12]

Какие негативные тенденции современного образования увидел К.Ясперс? Почему он считал эти тенденции негативными?

Каким, по мнению философа, должна быть цель образования?

Согласны ли вы с позицией философа? А каким, по вашему мнению, должно быть современное образование?

Литература

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.27-64.

2. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. //Вопросы философии. 1994.№4.

3. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.

4. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб, 2006.

5. Чаадаев П.Я. Философские письма. // http://www.e-reading.by/bookreader.php/62937/Chaadaev_-_Filosoficheskie_pisma.html

ПРАКТИКУМ

Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопросы.

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и этики

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Семинарские занятия

Группы 321ФКо

 

Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.

 

Сыктывкар 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                  Стр.

Введение………………………………………………………………………. …3

Рекомендованная литература ……………………………………………………5

Темы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы …....….7

Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества……………7

Тема 2.Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли………………………………………………………………………15

Тема 3. Основные темы и представители античной философии………18

Тема 4. Средневековая философия: основные проблемы и представители……………………………………………………………24

Тема 5. Основные идеи философии Нового времени…………………27

Тема 6. Немецкая классическая философия……………………………31

Тема 7. Современная философия Запада………………………………33

Тема 8. Специфика русской философии………………………………..42

Словарь основных понятий и терминов ……………………………………….46

 

\

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».

Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.

Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (ОК-1):

· способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области философских наук;

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

· способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

· способности следовать этическим и правовым нормам;

· толерантность;

· способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Канке, В. С. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2004.

2. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Велби : Проспект, 2008. – 592 с.

3. Бессонов, Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – Москва : Юрайт, 2010. – 278 с.

4. Габидулин, Р. С. Философия : учеб. пособие / Р. С. Габидулин. – М. ; Архангельск : МИУ, 2003. – 652 с.

5. Ильин, В. В. Философия : в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов / В. В. Ильин, А. В. Машенцев. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2010. – 303 с.

6. История философии : учебник для вузов / ред. А. С. Колесников. – М. ; С-Пб. ; Ниж. Новгород : Питер, 2010. – 650 с.

7. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

8. Кузнецов, В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М. : Инфра- М, 2008. – 517 с.

9. Липский, Б. И. Философия : учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва : Юрайт, 2012. – 495 с.

10. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

11. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

12. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.

13. Спиркин, А. Г. Философия : учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 828 с.

14. Философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 711 с.

15. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.

16. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

17. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

18. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

19. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

 

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (18 ч)

Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.