Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. — М. : [б. и.], 1993. — 242 с.

2. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии /
М. К. Мамардашвили [и др.] // Философия в современном мире. Философия и наука / М. К. Мамардашвили. — М. : [б. и.], 1972. — 456 с.

3. Ницше,Ф. Воля к власти. Посмертные афоризмы : сборник : пер. с англ. /
Ф. Ницше. — Минск : Поппури, 1999. — 463с.

4. Ойзерман, Т. И. Рациональное и иррациональное / Т. И. Ойзерман. —
М. : Знание, 1984. — 64 с.

5. Философия Ф. Ницше.— М. : Знание, 1991. — 64 с.

6. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : в 5 т. / А. Шопенгауэр. — М. : [б. и.], 1992. — Т. 1. — 423 с.

 

 

ТЕМА 8

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Цель: изучить социальную философию марксизма.

Задачи:

1) объяснить суть революционного переворота в философии, совершенного марксизмом;

2) раскрыть содержание марксистской диалектики и материалистического понимания истории.

Материалистическое понимание истории. Марксистская концепция диалектики. Социальная философия марксизма. Исторические судьбы марксистской философии.

 

 




План

1. Возникновение марксизма и его значение.

2. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма.

3. Марксистская концепция диалектики.

4. Исторические судьбы марксизма: неомарксизм, постмарксизм.

 

 

8.1 Возникновение марксизма и его значение

Философия марксизма возникла и пережила процесс становления в середине XIXв. Ее разработчиками являются К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1875). Это была эпоха активного развития капита-лизма, сопровождавшегося определенными достижениями и на фоне их обострившимися социальными противоречиями, проявившимися в открытой классовой борьбе. К. Маркс и Ф. Энгельс стали идеологами униженных и обездоленных и, прежде всего, пролетариата.

Философия марксизма вырастала не на пустом месте. Выделяют следующие предпосылки этой эпохи:

1) социально-экономические:

– образование единого мирового рынка в силу развития капитализма;

– очевидность решающей роли материального производства в жизни общества в результате промышленной революции, вытеснявшей идеализм из понимания исторического процесса;

– превращение буржуазии и пролетариата после победы буржуазных революций в скрытых врагов;

– порочность лозунгов буржуазии, которые она выдвигала в период буржуазных революций («Свобода», «Равенство», «Братство»). Идеологи буржуазии XVII—XVIIIвв. изображали будущее человечества как царство свободы, разума, равенства и справедливости, но капиталистическая реальность XIXв. опровергла эти социальные иллюзии;

2) естественно-научные:

В 30—50-е годы XIXв. были сделаны три великих открытия, сыгравших огромную роль в формировании диалектического материализма и в борьбе против метафизического взгляда на природу:

во 1-х, в 30-е гг. XIXв. было завершено создание клеточной теории строения растений и животных. Эта теория способствовала генетическому и морфологическому единству в развитии животного и растительного миров;

во 2-х, в 1842—1845 гг. физики Р. Майер, Гров, Джоуль, Ленц открыли закон сохранения и превращения энергии, который устанавливал естественную связь и взаимосвязь различных форм движения материи и отрицал их изолированность. Нет возникновения и исчезновения энергии, а есть непрерывное ее превращение из одной формы в другую. Энгельс назвал этот процесс абсолютным законом природы, который стал естественно-научным основанием диалектического взгляда на мир;

в 3-х, в 1859 г. Ч. Дарвин в книге «Происхождение видов путем естественного отбора…» сделал вывод о приспособленности видов к окружающей среде.

Таким образом, успехи естествознания в середине XIXв. помогли вскрыть диалектическую взаимосвязь, изменение, развитие, качественные превращения в различных областях природы;

3) теоретические предпосылки:

Развитие марксистской философии в значительной степени определилось предшествующим развитием общественной мысли, выступившей в форме научно-теоретических предпосылок. К ним относятся:

– классическая немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах);

– английская политическая экономия (Смит, Рикардо);

– французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

То, что в середине XIXв. сформировалась марксистская философия, еще раз подтверждает, что жизнь не стоит на месте.

Основные исходные принципы своей философии К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали в 40-е гг. XIXв. В последствии на протяжении полувека в борьбе с идеализмом и метафизикой они развивали основные направления созданной ими философии в «Капитале», «Нищете философии», «Святом семействе» и др.

В 70—80-е гг. Ф. Энгельсом были написаны труды, в которых обобщены достижения в естествознании и обществоведении XIXв. («Анти Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).

К. Маркс и Ф. Энгельс всесторонне разработали проблемы диа-лектического материализма и социальной философии, истории философии, философии естествознания, этики, эстетики, научного атеизма.

 

 

8.2 Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма

До Маркса все философы во взглядах на общество были идеалистами. Они считали, что в обществе первичным является либо сознание человеческого субъекта (субъективный идеализм), либо первичными являются Абсолютная идея или Бог (объективный идеализм). Маркс доказал, что первичным является общественное бытие, а вторичным — общественное сознание.

Эти идеи разрабатывались Марксом и Энгельсом на протяжении
50 лет с середины 40-х по середину 90-х годов XIXв., наполняя их все новым содержанием. Вначале Маркс суть материалистической истории разъяснял так: «Люди сами творят историю, но при обстоятельствах от них независящих» (1846), а в 1847 г. — еще ярче: «Люди и авторы, и актеры собственной драмы». Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к «Критике политической экономики», вводя целый ряд философско-социологических понятий: производ-ственные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная революция и др. Маркс считал, что способ производства материальных благ — фундамент всей общественной жизни.

Способ производства материальных благ состоит из производ-ственных сил и производственных отношений. Производственные силы включают в себя средства производства и человека, который обладает трудовыми навыками. Человек является главной производительной силой общества. Средства производства, в свою очередь, состоят из предметов труда, орудий труда и инфраструктуры. Предметы труда — то, на что направлен труд человека. Орудия труда — то, что использует человек для воздействия на предмет труда. Инфраструктура — дороги, транспорт, складские помещения, т. е. все то, что помогает процессу труда.

Предметы труда и орудия труда — составляют средства труда.

Производственные отношения — отношения, в которые вступает человек в процессе производства. Главное в них — отношения собственности к средствам производства.

Маркс открывает закон соответствия производительных сил и производственных отношений, суть которого заключается в том, что производственные отношения соответствуют характеру и уровню развития производительных сил. При каменном топоре — одни производственные отношения, а при компьютерных технологиях — другие.

Производительные силы всегда развиваются быстрее. Производственные отношения очень долго могут не меняться. Производительные силы убегают далеко вперед и производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил. Начинаются спады в экономике, возникают кризисы, именно в этот период и происходят революции. В результате революций меняются производственные отношения, они становятся другими, и возникает новый способ производства материальных благ, и вновь начинается тот же процесс.

Чтобы лучше обосновать материалистическое понимание истории, Маркс вводит понятие «базис» и «надстройка».

Базис — производственные отношения или отношения собственности к средствам производства. Это экономический скелет, строй общества. Над базисом возвышается надстройка — государство, право, мораль, наука, религия, философия. Базис первичен по отношению к надстройке, но надстройка активно влияет на базис. Энгельс считал, что надстройка может влиять на базис в трех вариантах:

1) решения, которые принимаются на уровне надстройки, соответствуют потребностям развития базиса, т. е. логика политических решений соответствует логике экономического развития. В этом случае экономика начинает развиваться, растет благосостояние;

2) логика надстроечных решений не соответствует логике развития экономики. В этом случае экономику начинает лихорадить, возникают кризисы, упадок, и такая надстройка обязательно будет ликвидирована;

3) на уровне надстройки одни решения могут приниматься в русле логики экономического развития, а другие — противоречить этой логике. Это состояние может продолжаться довольно долго, но рано или поздно оно придет либо к первому, либо ко второму варианту.

Маркс создал учение об общественно-экономических формациях.

Общественно-экономическая формация — исторический тип социально-экономического развития общества на основе определенного способа производства материальных благ. В общественно-экономическую формацию входят производительные силы, производственные отношения (базис) и все надстроечные отношения. История человечества — это смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Они закономерно сменяют друг друга, потому что меняется способ производства материальных благ, как проявление действия закона соответствия уровня развития производительных сил характеру произ-водственных отношений.

 

 

8.3 Марксистская концепция диалектики

Второй заслугой Маркса и Энгельса является разработка новой формы диалектики — материалистической. Опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, они переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось новое философское направление — материалистическая диалектика.

Маркс упрекал Фейербаха в непонимании конкретно — общественной природы человека и роли практики как критерия истины. Это стало исходным пунктом учения Маркса. Так же как и Гегель, он строит свою философию по строго научному методу, переходя от абстрактного к конкретному, но в отличие от него, Маркс — материалист. Он говорил о том, что важно обращаться к самой действительности, а не к идее. Для него идеальное — это «материальное, переосмысленное в человеческой голове и преобразованное в ней». В науке идеальное — это понятие в форме мысли. Перед Марксом встал вопрос, как получить такое понятие? И он находит выход в практике, как наиболее часто встречающемся отношении. В связи с этим Маркс строит свою политэкономическую теорию товарного производства, начиная с категории товара, поскольку товар является сердцевиной товарного производства. Вопрос о практике как критерии истины был глубоко продуман диалектическими материалистами. Уже в ранних работах Маркс заметил не только объяснительную, но и преобразовательную роль теории, в том числе и философии, и в последующих трудах высказал мысль, что теория служит практике, а практика определяет теорию. Основными видами практики для Маркса были: «обработка природы людьми», т. е. материально-производственная деятельность, и «обработка людей людьми», т. е. социально-преобразующая деятельность. Всю общественную жизнь людей Маркс называет практической, потому что в основе общественной жизни лежит трудовая деятельность людей.

Что касается гегелевской диалектики, то она переносится непосред-ственно в сферу материального производства без каких-либо изменений. По Энгельсу, диалектика — это «наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления». Развитие происходит по законам, сформулированным Энгельсом — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Маркс и Энгельс утверждали, что это законы Гегеля, хотя на самом деле Гегель нигде не говорил о законах диалектики. Концепция марксистских законов — это интерпретация идей Гегеля. Кроме этих основных законов в марксистской диалектике рассматриваются различные философские понятия — категории, которые получили статус категорий диалектики. Это материя и движение, пространство и время, возможность и действительность, сущность и явление, случайность и необходимость, причина и следствие и др.

Вся глубина разработки материалистической диалектики раскры-вается в «Капитале», в котором используются два подхода к диалектике: первый — как к теории и второй — как к методике познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Маркс исследует изменение явлений, их развитие, переход из одной формы в другую, рассматривает закономерные связи, учитывает их специфику, опре-деляемую конкретными условиями. Так, рассматривая развитие явлений через противоречия, он приходит к уяснению сущности явлений, к открытию экономических и других законов, например, анализ труда в единстве конкретного и абстрактного позволил ему определить стоимость товара и т. п.

Особое внимание Маркс уделял специфике познания общественных явлений и роли в их познании таких диалектических методов как метод восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному,  метода единства исторического и логического и др.

В целом, марксизм — это такая система взглядов, которая опирается на практику человечества и ее осмысление. Это позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию, но и пониманию ее как учения о наиболее общих принципах бытия и познания, исследовать эти принципы как законы природы, общества и человеческого мышления.

 

 

8.4 Исторические судьбы марксизма

Марксистское учение нашло своих последователей во всем мире. Наиболее полно оно было реализовано в России (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Г. В. Пле-ханов (1856—1918). Он был народовольцем, но в 1883 г. порвал с идеологией и практикой народничества и создал марксистскую группу «Освобождение труда». Плеханов стал первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. В своих работах он много внимания уделял вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектики взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывал на ее противоположность материалистической диалектике, которую он считал аналогом объективного мира, отражением его законов в сознании человека. В понимании истории Плеханов разделял взгляды Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения, развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творцом истории для Плеханова являются народные массы. Однако, по его мнению, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает естественные законы истории.

Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах В. И. Ле-нина (1870—1924), основателя партии большевиков и руководителя Октябрьской социалистической революции 1917 г. Теоретическая разработка Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства, революции, демократии и диктатуры пролетариата. После Великой Октябрьской социалистической революции ленинская интерпретация марксизма стала нормативной в философии и науке, а во второй половине 20-х годов XXв, с приходом к власти
И. В. Сталина, она постепенно преобразовалась в жесткую систему. Философия стала политизированной и определялась требованиями, изложенными Сталином в «Кратком очерке истории ВКП(б)». Представители русской философии, интересы которых выходили за рамки официальной идеологии, — Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. Н. Франк,
С. Н. Булгаков, Г. Г. Шпет, П. Флоренский — эмигрировали или подвергались репрессиям. Формой проверки на политическую лояльность выступали так называемые «дискуссии», широко освещаемые в печати, в ходе которых настойчиво проводилась канонизация марксизма, сводившегося к конкретной политической ситуации.

Со второй половины 50-х годов ситуация в философии начала изменяться и 60—90-е годы XXв. можно назвать творчески-инновационным этапом в развитии философской мысли. При сохранении методологической роли марксистской теории философия реализовала свой потенциал в различных направлениях: историко-философском, в рамках которого сформирована традиция изучения работ Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина и др.; социальной философии, которая развивалась на основе формационного подхода, предполагающего изучение структуры и динамики производи-тельных сил, взаимодействия человека и природы, духовной сферы; теории сознания, которая на основе ленинской теории отражения проанализировала биологические и социальные факторы происхождения сознания, отличие сознания человека от психики животного и др.

Одним из направлений современной философской мысли является отказ от основ марксизма. Представители этой теории оценивают марксизм как «утопическую теорию», которую в России на вооружение взяла партия большевиков. Другие философы считают марксизм «теорией, отжившей свой век» и ставшей в ряд с теориями прошлого. Третьи утверждают, что марксистская философия исследует классические философские вопросы, такие как отношение человека к миру, природе, другим людям. При этом многие идеалы Маркса были догматированы, марксизм исследовался частями, брались положения, которыми можно было «подтвердить» правильность социальной практики, осуществляемой теми или иными вождям.

Основными моделями марксистской философии сегодня являются:
1) модель аутентичного марксизма, т. е. подлинного Маркса, которую взяли на вооружение многие представители социал-демократических партий; 2) неомарксизм — развитие взглядов Маркса на основе идей экзистенцианализма, фрейдизма, М. Вебера и др.; 3) постмарксизм — творческое развитие марксизма под воздействием всей практики перестройки и критики философии Маркса.

Представители неомарксизма — Д. Лукач, А. Грамши, Ю. Хабермас, Райх, Маркузе, Мерло — Понти и др. опираются на доминирующую ценность классического марксизма — радикальный гуманизм. В нео-марксистской философии получила отражение социально-экономическая структура антагонистических обществ, разностороннее удовлетворение подлинных человеческих потребностей, признание свободного развития каждого и любого индивида как условия свободного развития всех. Одновременно в рамках неомарксизма принципиально неприемлемой признается социальная организация коммунистического типа как средства осуществления таких целей. Они ссылаются на то, что бесклассовая и безгосударственная социальная организации с ликвидацией частной собственности неоднократно в истории подтверждала свой утопизм и несостоятельность на уровне реальной практики. Сторонники неомарк-сизма рассматривают грядущую антикапиталистическую революцию как «конец истории», как глобальный катаклизм, призванный радикально пересмотреть предшествующее развитие социума.

Итальянский философ Антонио Грамши (1891—1937) ставил перед собой задачу «корректировки» марксизма, интерпретируемого им как «экономический детерменизм», с позиций культурной и исторической проблематики. Он выступал против деления марксизма на диалектический и исторический материализм, провозглашая их тождество. Философия, по его мнению, должна быть взята в ее конкретно — исторической обусловленности, она должна обеспечивать «катарсический синтез», т. е. способствовать высвобождению человека из-под власти экономического базиса, осознанию себя как деятеля, способного ставить задачи, меняя тем самым общественные отношения.

Становлению неомарксизма способствовали работы венгерского философа Дьердя Лукача (1886—1971), который ставил задачу освобождения марксизма от крайнего радикализма в политике и приданию ему вида классической философии. Им была  разработана теория овеществления, которую Мерло-Понти назвал «западным марксизмом». Теория овеществления явилась первой попыткой философского осмысления марксовой диалектики в XXв. В ней нашел отражение ряд принципиально важных характеристик современных общественных процессов: неспособность выработать осмысленное представление об эволюции социального целого и возрастающая рационализация мира, конструирующая мир «вещей, удобных для жизни». По мнению Лукача, «овеществление» основано на том, что товарообмен в индустриальном обществе действительно стал господствующей социальной формой — универсальной категорией бытия социума. Современный труд трансформируется из качественно определенного в количественный феномен, когда любая потребительская стоимость становится товаром. «Овеществление» составляет угрозу бытию человека, ибо вещами становятся самые интимные проявления духовной и душевной жизни людей. «Индивид встраивается в качестве механической части в механическую систему», личность «овеществляется» и «отоваривается». «Овеществленный» тип мышления представляет собой инструментарий господства над деятельностью человека, что в свою очередь вызывает стремление людей дистан-цироваться, самоустраняться от объекта порабощения, в данном случае, от результатов своего труда. По мнению Лукача, процесс «овеществления» унизителен. Применительно к историческим судьбам пролетариата («экзистенциально потерянной» общественной группировки) только его «революционный порыв», практика «рациональной гуманизации» сможет стать средством радикального преодоления отчуждения людей вообще. Детальное рассмотрение категорий и методологических возможностей классического марксизма способствовало созданию новой философской традиции. Она сложилась вокруг работ Д. Лукача в 20—60-е годы XXв. и реализовалась различных формах: франкфуртской школе, феноменологическом марксизме, фрей-домарксизме, будапештской школе, экзистенциальном марксизме, югославской группе «Праксис» и др.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основоположников и дату формирования марксистской теории.

2. Охарактеризуйте естественно-научные и социально-экономические пред-посылки марксизма.

3. Проанализируйте теоретические предпосылки марксистской теории.

4. Как Вы считаете, марксизм — это наука или идеология?

5. В марксизме соединились общегуманистическое начало, идущее от эпохи Просвещения, и классовое, идущее от политической культуры раннего капитализма. В чем Вы видите общегуманистические черты марксизма?

6. Аргументируйте определение философской позиции классиков марксизма как «диалектического и исторического материализма».

7. Объясните сущность понятия «отчуждение труда».

8. Докажите, что методология формационного анализа истории общества сохраняет актуальность в современной науке.

 

 

Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы)ответов.

 

1. Какие достижения общественной мысли и естественных наук оказали влияние на формирование марксизма?

а) Диалектика Гегеля;

б) теория общественного договора;

в) экономическое учение А. Смита;

г) эволюционное учение Ч. Дарвина;

 д) образование единого мирового рынка.

 

2. Марксизм как научная теория сформировался в (во):

а) первой трети XIXв.;

б) середине XIXв.;

в) второй половине XIXв.;

г) конце XIXв.

 

3. Расположите в правильной хронологической последовательности:

а) немецкая классическая философия;

б) новоевропейская философия;

в) философия средневековья;

г) философия марксизма.

 

4. Согласно марксизму, классы — это большие группы людей, которые различаются:

а) национальным самоопределением;

б) отношением к средствам производства;

в) иерархией власти;

г) ролью в общественной организации труда.

 

5. Согласно материалистическому объяснению истории, предложенному
К. Марксом, фундаментом социального здания являются:

а) частная собственность;

б) орудия труда и технологии;

в) способ производства материальных благ;

г) производственные отношения;

д) научно-технический прогресс.

 

6. В марксизме исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, называется:

а) цивилизацией;

б) общественно-экономической формацией;

в) надстройкой;

г) базисом.

 

7. Производственная сфера общества в теории марксизма включает в себя:

а) производственные силы;

б) трудовое законодательство;

в) базис и надстройку;

г) отношение собственности;

д) способ производства материальных благ.

 

8. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:

а) экономической структуры общества;

б) общественно-экономической формации;

в) культурно-исторического типа;

г) цивилизации.

 

9. Общественно-экономическая формация — это:

а) общество, находящееся на известной ступени развития, определяемой по господствующему способу производства;

б) общество с развитой самобытной культурой, противостоящее дикости и варварству;

в) устойчивое историческое сообщество людей, отличающееся общими этническими признаками и географическими рамками;

г) общество с высоким уровнем развития науки и техники.

10. Чем объясняется смена общественно-экономических формаций в марксистской концепции?

а) наличием антагонистических противоречий между новыми производи-тельными силами и устаревшими производственными отношениями;

б) воздействием духовного фактора в истории;

в) указанием особой роли революции;

г) наличием в обществе великих исторических личностей.

 

11. Формационный подход рассматривает исторический процесс как:

а) закономерный;

б) определяемый экономическими факторами;

в) универсальный;

г) объективный и закономерный.

 

12. Теория общественно-экономических формаций позволила:

а) увидеть, что способ производства является фактором, объединяющим социум в единое целое;

б) доказать, что характер общественного устройства определяют техника и технология;

в) найти социальные факторы, объединяющие людей в совместной жизни;

г) выделить для всех народов закономерности в движении по пути прогресса;

д) объяснить механизм смены общественных систем.

 

13. К. Марк рассматривал социальную деятельность как:

а) межличностное отношение или «интеракцию»;

б) индивидуальное человеческое усилие;

в) усилия людей ради достижения общественно значимых целей;

г) повседневные действия «живых личностей».

 

 

15. Характерные черты философии К. Маркса:

а) волюнтаризм;

б) антропоцентризм;

в) социоцентризм;

г) теоцентризм.

 

16. Основные достижения философии марксизма:

а) открытие материалистического понимания мира;

б) проблемы познания;

в) разработка диалектики как теории развития;

г) достижение единства материализма и диалектики;

д) лингвистический поворот в философии.

 

17. Установите соответствие: теоретические, социально-политические и естественно-научные предпосылки возникновения марксисткой философии:

а) открытие клетки; 1) Метафизический материализм;
б) учение Дарвина; 2) рациональная философия Декарта;
в) закон инерции; 3) немецкая классическая философия;
г) закон сохранения и превращения энергии; 4) промышленная революция.
д) возникновение пролетариата;  
е) научная революция.  

 

 

18. Укажите в хронологической последовательности исторические этапы эволю-ции философии марксизма:

а) неомарксистский;

б) ортодоксальный (классический);

в) постмарксистский;

г) ленинский.

 

19. Установите соответствие: осмысление наследия классической немецкой философии во второй половине XIXв. шло с разных позиций:

а) Ф. Ницше; б) К. Маркс; в) А. Шопенгауэр; г) Ф. Энгельс; д) С. Кьеркегор. 1) Рефлексия с позиций материализма; 2) рефлексия с позиций иррационализма.





Тематика рефератов

1. Теоретические и научные предпосылки возникновения марксизма.

2. Классовая борьба в философии марксизма: история и современность.

3. Марксизм как идеология в советской действительности.

4. Западный вариант развития марксизма.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.