Основные концепции социогенеза: креационистская, эволюционно-натуралистическая, игровая и другие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые свидетельствуют об их возникновении, развитии, сложном драматическом пути, пройденными многими поколениями людей. Тем не менее, полной картины происхождения человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет.

Согласно креационистской концепции, Бог сотворил мир из ничего. Суть религиозных концепций общества — в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечить человеку условия для достойной встречи с Богом в будущей жизни.

Попытки научного описания происхождения общества были предприняты в рамках марксистской орудийно-трудовой теории, в соответствии с которой труд, а затем и членораздельная речь создали человека и общество.

Социальному дарвинизму было свойственно сведение особенностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни.

В соответствии с игровой концепцией Й. Хейзинги, игра и игровая деятельность составляют фундаментальный принцип культуры, которая формирует человека и общество.

Согласно символической концепции Эрнста Кассирера (1875—1945), человек не обладал природными данными, которые обеспечивали бы ему выживание. Шанс на выживание был дан человеку в его способности видеть приспособительное поведение других животных и подражать им. В свою очередь подражательное поведение стало источником возникновения знаковой символики, а затем и речи.

Безусловно, возникновение общества совпадает с возникновением человека. Ученые предполагают, что человек возник в результате длительной эволюции, насчитывающей миллионы лет. Общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями.

Современная наука раскрывает особенности социальной динамики в терминах синергетики — науки о закономерностях самоорганизации сложных систем. Синергетика объясняет социальную динамику в понятиях «самоорганизации», «нелинейности», «открытости», «хаоса». Она показывает, как неравновесность социальных сил, наличие обратных связей между социальными структурами обуславливает генезис общества. Синергетика формирует представление о роли хаоса как конструктивного начала эволюции общества, фактора образования сложных социальных структур. Хаос создает предпосылки возникновения новых связей разных уровней общественной организации. Из хаоса могут возникать принципиально новые, неизвестные ранее сложные структурные образования в природе и обществе. Под хаосом можно понимать и множество разнонаправленных действий личностей, деятельность которых в совокупности обуславливает содержание и направленность общественных процессов.

 

 

17.2 Общество как система социальных отношений. Типы
социальных структур (классовая, этническая,
демографическая)

Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему, в которой представлена совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга. В качестве социальной системы может выступать отдельная личность и группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; социальные институты и учреждения, основанные на формальных и неформальных правилах, принципах, нормах и определяющие конкретные социальные роли индивидов; этнические или национальные общности; государства или группы государств; некоторые подсистемы общества — экономические, политические, правовые и т. д.

Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности.
В XIX—XXвв. проблема системности общества стала предметом специального исследования таких мыслителей, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XXв. идеи об обществе как едином, целостном организме, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в синергетике (Г. Хакен, И. Пригожин и др.), в рамках которой исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование (Г. Хакен).

С точки зрения наработанных в современной философии и науке подходов, общество характеризуется как сложноорганизованная, само-развивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самострукту-рирования и самовоспроизведения.

В структуре общества выделяют такие социально-этнические общности людей, как род, племя, семья, народность, нация, этнос, классы и др.

Социальная структура общества исторически изменяется. Все ее элементы находятся в постоянном движении, развитии, обусловленном необходимостью добывания, производства средств жизни. Так, если в первобытном обществе средствами существования являлись примитивные орудия труда, исключавшие получение прибавочного продукта, то и социальная организация людей была простейшей, а именно — родовой организацией. Род — кровнородственное объединение людей, являвшееся основной социальной, производительной и этнической ячейкой первобытного общества.

С развитием общественного производства и расширением общест-венных связей происходит объединение нескольких родов в племя, а затем в союзы племен. Племя имело общую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность.

Общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях, характеризуют как народность и нацию. Однако между ними имеются существенные различия. Предпосылкой становления народности являются союзы племен, миграция населения, близость языка. Важнейшим объединяющим началом выступает территория проживания племен, составляющих народность.

Нация (от лат. natio — племя, народ) — исторически сложившаяся полиэтническая, политическая и социокультурная общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и менталитета. Это динамическая общность людей, главное отличие которой от народности и других общностей состоит в обретении ею политической и государст-венной самостоятельности. Нация наследует общий для составляющих ее народностей язык; общность психического склада; специфические черты культуры, отличающие ее от культуры других народов; сформировавшийся устойчивый образ жизни; традиции; общность исторических судеб и развитое этническое самосознание.

Этнос — группа людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием. Решающую роль в динамике этносоциальных групп сыграли труд, производство материальных благ, развитие производи-тельных сил. На основе этих посылок была разработана классовая теория, которая структурирует все многообразие социальных групп по их роли в процессах общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Главный признак класса — экономический, так именно отношение к средствам производства, формы собственности определяют и формы классового деления.

Классы, по определению В. И. Ленина, это — «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Вопрос о классах и сегодня остается предметом споров и дискуссий. Одни исследователи утверждают, что классы исчезают уже в условиях капитализма, другие пытаются доказать, что классовая борьба — это естественное состояние общества, которое будет существовать вечно. Третьи отрицают существование классов, отмечая, что общество состоит из слоев, страт.

Если классы имеют прямое отношение средствам производства, то группы, имеющие опосредованное отношение к ним, называются прослойкой. Примером прослойки является интеллигенция — группа людей. Занимающихся умственным трудом, пополняющая свои ряды выходцами из различных классов. В обществах доиндустриального типа помимо классовой структуры присутствует и сословная структура. Для нее характерна иерархия нескольких сословий, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Сословия — это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаяе или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Например, сословия мещан, дворян, купечества, духовенства.

В условиях современной техногенной цивилизации наблюдается быстрая эволюция социальных групп. Так, например, возрастает доля высококвалифицированных рабочих — «белых воротничков», исчезает традиционное крестьянство, возрастает роль социальных прослоек, связанных со сферой услуг. В связи с этим разрабатывается теория социальной стратификации.

Страта — это интенсивно-мобильная группа, характеризующаяся определенным уровнем доходов, образования, спецификой трудовой деятельности, образа жизни, организации досуга, но главное — распределением профессионально-ролевых функций. В отличие от всех других социальных групп страта является самой открытой системой, поэтому устойчивость социального статуса индивида обеспечивается его собственными усилиями. Социальная структура при этом предстает как многоуровневая совокупность страт с нестрого очерченными границами.

Кроме социально-этнических факторов при структурировании общества выделяют демографические факторы.

Центральной категорией в осмыслении демографической структуры общества является понятие «народонаселение». Народонаселение — это непрерывно воспроизводящая себя общность людей. Население — предпосылка и субъект исторического процесса. От численности населения, плотности его расселения, темпов роста, половозрастной структуры, здоровья, миграционной подвижности зависит общественный прогресс. Проблемы народонаселения неразрывно связаны со всеми компонентами социального организма. Ускорение темпов экономического роста в значительной мере зависит от общей численности населения и качества работников. В связи с усложнением производства повышаются требования к здоровью работающих, так как именно оно определяет генофонд нации. Демографические характеристики влияют на облик общества в целом, обеспечивая его прогрессивное развитие, или вызывая его деградацию. Так, при снижении численности населения до критического минимума общество уже не способно воспроизвести социальные отношения во всей их полноте.

 

 

17.3 Проблема движущих сил социальной динамики.
Понятие социального субъекта. Роль личности
в истории

Обращаясь к социальному развитию, встает ряд вопросов: что движет им? Как конкретно могут быть представлены субъекты этого развития? Чьей деятельностью определяется развитие общества в целом?

В научной литературе движущие силы развития общества понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с социальным детерминизмом, то с объективными и субъективными факторами истории. Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов.

Под объективным фактором развития общества обычно понимаются такие условия, которые не зависят от сознания людей, воли и определяют характер их деятельности. Это, в первую очередь, природно-климати-ческие условия, влияющие на характер и уровень общественного производства. Развитие общества является естественно-историческим процессом, который совершается по объективным законам.

Изменение любой стороны общества, как и общества в целом, имеет свои объективные законы развития, определяющие характер, ритм, направленность, масштаб последующих изменений. В обществе, в материальной и духовной культуре, объективных законах развития воплощена программа человеческой деятельности в целом, которая и выступает как ее самая глубокая объективная основа.

В связи с вычленением деятельности людей в виде отдельного и специального ракурса общественной жизни, раскрывается проблематика движущих сил общества. Поскольку все в обществе осуществляет с деятельностью людей, следовательно, поле проявления движущих сил универсально.

Движущие силы общества часто связывают с определенной направленностью, с прогрессивными преобразованиями общества. Такой подход является односторонним, так как всякая деятельность людей есть движущая сила. И она является таковой не потому, что прогрессивна или регрессивна, стихийна или сознательна, а потому, что является человеческой общественной деятельностью.

Субъективные факторы развития общества представляют собой сознательную, целенаправленную деятельность людей. В истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается в конечном итоге независимо от этих целей. В большинстве случаев поставленные цели не осуществляются так, как они представлялись в сознании людей, однако происходящее не воздействует на ход истории.

Социальный субъект — это носитель целенаправленной активности, обладающий сознанием и волей, позволяющей ему воздействовать на объект деятельности.

В качестве одного из социальных субъектов, основной движущей силы истории выступает народ. Понятие «народ» часто употребляется в смысле населения данной страны или в значении нации. Народ — не арифметическая сумма человеческих единиц, а нечто единое целое, образующее конкретное общество.

Народ — творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, его опыт, знания, сознательность. Неуклонный рост влияния народа на жизнь общества, в свою очередь, обуславливает колоссальное ускорение темпов исторического развития.

Решающая роль народных масс, классов в истории не означает отрицания или принижения роли отдельных личностей. Разумеется, роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие ее на историческую сцену, и показывает, что она может сделать в истории, а что — не в ее силах. Историческую личность в общей форме можно определить как личность, вознесенную силой обстоятельств и личных качеств на пьедестал истории.

Выдвижение личности обуславливается и потребностями общества, и личными качествами людей. Историческую личность необходимо оценивать с точки зрения того, как она выполняет задачи, возложенные на нее историей. Прогрессивная личность ускоряет ход событий.

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека — случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время,чистая случайность. Но если мы его устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится. Зачастую, в силу исторических условий, весьма важную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным.

Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, то личность всегда зависит от народа, как дерево от почвы, на которой оно растет.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Вместе с тем, детерминированный характер событий и поведения личности оставляет большой простор для выявления ее индивидуальных особенностей. Своей проницательностью, организационными дарованиями и оперативностью лич-ность может помочь избежать, например, в войне лишних жертв.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменить лишь индивидуальную форму событий и некоторые их последствия. Они не могут изменить общее направление событий и, тем более, повернуть историю вспять — это выше сил отдельных личностей, как бы сильны они ни были.

17.4 Природа и функции социальных противоречий и
конфликтов. Концепция ненасилия в современной
социальной философии

Социальный конфликт — это один из видов социальных отношений, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. По своим содержательным характеристикам социальный конфликт противоположен таким явлениям, как социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, социальный порядок. В противоположность идеальным моделям бес-конфликтного гармоничного общества, реализуемого, с точки зрения их сторонников, в отдаленном будущем или в «граде Божьем», реалистические концепции представляют конфликт как неустранимый, постоянный элемент социальной жизни, проявляющийся в своих «слабых» формах в виде соревнования, состязательности, инициативности. В соответствии с этим выделяются различные формы социального конфликта, фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижения согласия.

При объяснении природы и причин социальных конфликтов сформировалось два подхода:

1) ресурсный подход, в основе которого решающая роль отводится материальным компонентам в целеполагающей деятельности конфликтующих субъектов (богатство, собственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам);

2) ценностный подход, настаивающий на решающие роли в противостоянии сторон ценностных ориентаций и установок, идеологических, нравственных ориентиров. В реальных ситуациях социального конфликта, как правило, переплетаются мотивы как ресурсного, так и ценностного характера.

Одни авторы (например, П. Сорокин) причины конфликтов видят в характере неудовлетворенных «базовых» потребностей в пище, жилье, одежде, свободе, связанных с инстинктами (самосохранение, самовыражение, способности, половой инстинкт). Другие — (М. Вебер) связывают конфликты с проблемой власти, рассматривая их в рамках отношений господства и подчинения.

Для европейского капиталистического общества XIXв. был характерен биополярный классовый конфликт между предпринимателем и рабочим. После второй мировой войны социальная жизнь стала более объемной, сложноорганизованной, не сводимой к промышленному производству в качестве основы. Для разрешения социальных конфликтов появились различного рода институты (парламентская демократия, судебные инстанции, различные комиссии), призванные находить механизмы согласования интересов различных социальных групп, предотвращения конфликтных ситуаций на основе принципов законности, признания интересов разных групп (этнических, гендерных, демографических).

Пути, способы и формы разрешения социальных конфликтов могут быть различными: так называемое «избегание», откладывание разрешения конфликта; сближение противоборствующих сторон через посредника, третейское разбирательство или арбитраж; переговоры конфликтующих сторон на основе баланса интересов различных социальных групп, партий и государств.

Концепция ненасилия — оппозиция насилию в любых его формах, представляющая собой и соответствующую идею, и образ жизни, и специфический тип умонастроения. В ее основе лежит особое отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, в противоположность насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии. В той или иной степени идеи ненасилия предлагаются всеми религиями и культурами мира. Концепция ненасилия развивалась Л. Толстым в форме идей непротивления злу насилием, который писал, что тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость. Для М. Ганди идея ненасилия представляла не только этическое учение, но и соответствующий ориентир общественно-политического движения. Основными методами воздействия для Ганди были убеждение, уступки, честность, сотрудничество, прощение вместо мести и кары. Этот путь — проявление величайшей мудрости и силы, он связан с лишениями, страданиями, даже смертью во имя справедливости.

Практическую сторону идеологии ненасилия разработал М. Л. Кинг, предложивший шесть принципов ненасилия: 1) ненасилие — метод борьбы, требующий особого мужества; 2) в борьбе нельзя унижать противника; 3) ненасилием боремся со злом, а не с теми, кто стал его жертвой; 4) вставший на путь ненасилия должен быть готовым принять страдание и не должен стремиться ответить ударом на удар; 5) духовное насилие также не допустимо, как и физическое; 6) справедливость — одно из вселенских начал, поэтому, содействуя справедливости через любовь и ненасилие, мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной.

Традиция ненасилия как оппозиция жесткой рациональности в западной философии представлена в: 1) «диалогической философии» (Бубер, Бахтин); 2) в этике товарищества по осуществлению (Гвардини);
3) в этике благоговения перед жизнью (Швейцер); 4) в экологической этике (Шепард); 5) в программах коммуникативной рациональности (Хабермас); 6) в религиозных концепциях «интегрального гуманизма» (Маритен).

17.5 Идея единства и многовариантности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпретации
социальной истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории
общества

Важной характеристикой общества является его история. которая вмещает в себя: перевороты в формах хозяйствования, политические интриги, войны, расцвет и гибель цивилизаций. Участниками истории, таким образом, являются люди, классы, государства, цивилизации. Вместе с тем все это многообразие сводится к одному, а именно — к деятельности людей. Выдающийся русский философ Л. П. Карсавин (1882—1952) определял историю как процесс непрерывного, взаимосвязанного социально-психологического развития человечества, предполагагающего включенность каждого человека в цепь сменяющих друг друга поколений. В учении К. Маркса — история есть деятельность людей, представляющих свои интересы.

Но человеческая деятельность — цели, планы, идеи, страсти представляют собой сугубо субъективную сферу. Казалось бы, здесь и речи не может быть о законах исторического развития общества. Однако, очевидно, что за мозаикой осознанных человеческих действий скрывается более глубокий пласт истории. Один человек ставит такие цели, другой — другие, третий — отличные от первого и второго, а в результате возникает четвертая величина — совсем иной исторический результат. Эти исторические результаты и встраиваются в определенную объективную логику истории, делают ее закономерной.

Своеобразную трактовку всемирная история получает в стадиально-формационных и цивилизационных концепциях, где ее отдельные этапы рассматриваются в качестве «периодов», «эпох», «формаций», «локальных культур», «культурно-исторических типов» и «цивилизаций».

Вопрос о необходимости вычленения конкретных ступеней развития общества рассматривался уже в античную эпоху. Так, римский философ Л. Кар в своей работе «О природе вещей» (Iв. до н. э.) писал о трех стадиях развития общества: 1) первобытной охотничье-собирательной; 2) скотоводческой; 3) земледельческой. А. Смит затем дополнил эти три стадии четвертой, которую назвал «коммерческой» или «торгово-промышленной». Сен-Симон позднее выделил античную, рабовла-дельческую и средневековую феодально-крепостическую исторические стадии. Данный подход наиболее глубоко был реализован в марксистском учении об общественных формациях, в котором вся история общества была представлена как естественный исторический процесс возникновения развития и смены общественных формаций. Формационный подход является образцом классической истории философии. Постепенный переход от классической историографии к новой исторической науке и философии истории, которая получила название неклассической, начался на рубеже XIX—XXвв. На смену представлению о всемирной истории как едином процессе приходит концепция своебразных, непохожих друг на друга «локальных цивилизаций». На этом основании данный методологический подход и называется цивилизационным. В разработке цивилизационного подхода приняли участие Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, представители философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей). Оригинальную интерпретацию цивилизационный подход получил в трудах французских историков школы «Анналы». Таким образом, формационный и цивилизационный подходы к истории явились синтезом многих идей, концепций и теорий, убедительно продемонстрировав свою эффективность. Опираясь на них, историки получили значительные результаты в исследовании своих проблем.

 

 











Вопросы для самоконтроля

1. Какие модели возникновения общества рассматривает социальная философия?

2. Какие факторы в развитии общества являются определяющими?

3. Какой критерий является основанием для формационного подхода к общественному развитию. Кто его автор?

5. Как Вы понимаете положение «В качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т. е. сам человек в его собственных отношениях»?

6. Всякая ли движущая сила исторического процесса является его субъектом? Дайте определение понятиям: народ, лидер, элита, масса, толпа.

7. В работе «Бегство от свободы» Э. Фромма ставит перед читателем ряд «мучительных» вопросов: что такое свобода в смысле человеческого переживания? Верно ли, что стремление к свободе органически присуще природе человека? Может ли свобода стать бременем… чем-то таким, от чего человек старается избавиться? Попытайтесь ответить на эти вопросы.

8. Какой образ духовности воссоздается философом-поэтом В. Соловьевым?

Смерть и время царят на Земле.

Ты Владыками их не зови:

Все, кружась, исчезнет во мгле.

Неподвижно лишь солнце любви.

 

 


Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Латинское слово «социо» означает:

а) объединять, затевать совместный труд;

б) государство;

в) народ;

г) весь, полный;

д) лежащий на дне.

 

2. Философские подходы в объяснении общества и общественных отношений:

а) натуралистический;

б) культурно-исторический;

в) диалектико-материалистический;

г) игровой;

д) трудовой;

е) психологический.

 

3. Понятие «социальная структура» — это:

а) социальная общность, объединенная общими признаками и интересами;

б) большие группы людей, объединенные определенными отношениями в структуре материального производства;

в) взаимосвязи между индивидами в обществе;

г) строение общества в целом, взаимосвязь его элементов.

 

4. Понятия «социальная страта» — это:

а) положение человека в социальной структуре общества;

б) форма научного познания;

в) элемент социальной структуры общества, выделяемый по ряду признаков (профессия, пол, возраст и т. д.);

г) один из слоев атмосферы.

 

5. Мыслитель XIXв., выделивший классы в качестве главного элемента социальной структуры общества:

а) М. Бакунин;

б) Ф. Ницше;

г) К. Маркс;

д) О. Конт.

 

6. Исторические формы этнической общности людей:

а) род;

б) народность;

в) государство;

г) нация;

д) сословие.

7. Кто и когда в европейской философии поставил проблему специфики исторического (гуманитарного, социально-философского) познания?

а) В. Виндельбанд и Г. Риккерт, в конце XIX — начале XXвв.;

б) И. Кант, в конце XVIIIв.;

в) Ф. Бэкон, в XVIIв.;

г) О. Конт, первая треть XIXв.

 

8. Черты, присущие обществу как социальной системе:

а) сверхсложность;

б) устойчивость в развитии;

в) рефлексивность;

г) иррациональность;

д) изменчивость.

9. Общество — это система:

а) саморазвивающаяся;

б) индивидов;

в) самоорганизующаяся ;

г) закрытая;

д) самодостаточная.

10. Социально-философская оценка истории человечества в высказывании
Н. Я. Данилевского: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы наших поступков…» — это:

а) европоцентризм;

б) евразийство;

в) социоцентризм.

11. Подход к оценке исторического развития, для которого свойственны неприятие европоцентристской линейной схемы общественного прогресса, утверждение множественности и локальности культур и цивилизаций, обращение к биологическим и антропологическим схемам объяснения истории — это:

а) культурологический;

б) формационный;

в) описательный;

г) цивилизационный.

 

12. Основные содержательные характеристики формационного подхода к пониманию развития общества:

а) признание многообразия исторического процесса;

б) европоцентризм;

в) констатация закономерности и единства истории;

г) прогрессизм;

д) признание диалогизма истории.

 

13. Концепция истории, которая с позиций современной социальной философии является наиболее адекватной нынешним цивилизационным изменениям — это концепция:

а) общественно-экономических формаций;

б) локальных культур;

в) постиндустриализма.

 

14. Для учения евразийства характерны идеи:

а) единства восточно-славянских народов, находящихся на «стыке» Европы и Азии, в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане;

б) слияния всех наций в единое человечество;

в) разрушительности западного пути развития для Евразии;

г) влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян;

д) цивилизационной бесперспективности России.

 

15. Образ направленного развития общества в высказывании «Развитие общества — “лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей”» — это:

а) спираль;           

б) синусоида;       

в) замкнутый круг.

 

16. Установите хронологическую последовательность появления этносоциальных групп ходе исторического развития общества:

а) нации;  

б) родоплеменные объединения;

в) народности.

 

17. Соотнесите основные модели членения исторического процесса и их авторов:

а) О. Шренглер; 1) Формационная;
б) А. Тойнби; 2) культурологическая;
в) К. Маркс. 3) цивилизационная.

 

18. Установите соответствие, помогающее выяснить смысл понятия «общество» в узком и широком смысле:

а) Народ; 1)Общество (в широком смысле);
б) обособившаяся от природы часть материального мира; 2) общество (в узком смысле).
в) исторический этап развития общества.  

 

19. Установите соответствие, помогающее определить позиции названных мыслителей в анализе проблемы направленности общественного развития:

а) Регрессизм; 1) К. Маркс;
б) эсхатологизм; 2) О. Шпенглер;
в) прогрессизм; 3) Лао-Цзы;
г) циклизм. 4) А. Блаженный.

Дополните фразу.

 

20. ... — наука, изучающая формы и способы взаимодействия людей в обществе, его функционирование и организацию.

 



Тематика рефератов

1. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

2. Концепция ненасилия в современной социальной философии.

3. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу общества.

4. Концепция цикличности цивилизаций в философии А. Тойнби.

5. Марксистская концепция общества.

6. Потребности, интересы и ценности как движущая сила развития общества.

7. Социально-этнические процессы в современном мире.

8. Проблема источника движущих сил социальной динамики.

9. Движущие силы истории и проблема выбора путей развития общества в условиях переходного периода.

10.  Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.

11. Роль личности в истории.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 430.