Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Асмус В. Ф. Античная философия : учеб. пособие. — 2-е изд., доп. /
В. Ф. Асмус. — М. : Высш. шк., 1976. — 543 с.

2. Кесседи, Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кесседи. — 2-е изд., доп. — М. : Мысль,
1998. — 221 с.

3. Курабцев, В. Л. Мудрейшие из людей (о философах античности: досократиках, Сократ и Платон, Аристотель, стоиках и киниках, Плотин) /
В. Л. Курабцев // Вопросы философии. — 2002. — № 11. — С. 184—195.

4. Льюис, Дж. Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа / Дж. Г. Льюис. — Минск : Галаксиас, 1997. — 208 с.

5. Платон. Диалоги / Платон.— М. : Мысль, 1986. — 607 с.

6. Чанышев, А. Н. Начало философии. — М. : Изд.-во Моск. ун-та, 1982. — 184 с.

7. Чанышев, А. Н. История философии Древнего мира : учеб. для вузов /
А. Н. Чанышев. — М. : Акад. Проект, 2005. — 608 с.

8. Чанышев, А. Н. Философия древнего мира : учеб. для вузов / А. Н. Ча-нышев. — М. : Высш. шк., 1999. — 703 с.

 

 

ТЕМА 3

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

 

Цель: дать необходимые знания по вопросам специфики становления и особенностям проблематики средневековой философии.

Задачи:

1) определить особенности средневековой философии и этапы ее становления;

2) проанализировать особенности школ;

3) объяснить методологическую значимость номинализма и реализма;

4) знать ведущих философов эпохи.

Становление религиозной картины мира и христианская традиция. Изменение социальных функций и роли философии. Основные этапы развития средневековой философии. Проблематика средневековой философии. Номинализм и реализм.

 

 





План

1. Становление религиозной картины мира и христианская традиция. Основные этапы развития средневековой философии.

2. Проблема соотношения веры и разума в апологетике, патристике и схоластике.

3. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

3.1 Становление религиозной картины мира
и христианская традиция. Основные этапы развития средневековой философии

Философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XVвв.). Выдающимися философами средневековья были Августин, Эриуген, Асельм Кентерберийский,Роджер Бэкон, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и многие другие. Однако период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I—IVвв. н. э. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурийцев, неоплатонистов, выросших на старой, языческой почве и сформировавших очаги новой веры и новой мысли, которые составили впоследствии основу средневековой теологии и философии.

Мировоззренческой основой философии средневековья явилось возникновение христианской религии, ставшей господствующей и подчинившей себе философию. Для средневекового мышления характерны следующие черты:

1) теоцентризм — утверждение о центральном положении Бога в мироздании. Он един (хотя и представлен в трех лицах), всемогущ и надмирен;

2) креационизм — идея творения мира Богом актом своей воли из ничего. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Исходя из этого, подлинным бытием обладает только Бог. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому. Отсюда изменчивость, непостоянство всего того, что мы встречаем в мире.

3) человек — раб Божий и венец творения. Человек подчинен Богу, с точки зрения верующих, но это не уничижает, а возвышает его, ибо человек создан по образу и подобию Божию;

4) спасение — вся жизнедеятельность человека должна быть ориентирована на спасение души. Иисус Христос — Спаситель мира, своей мученической смертью Он искупил на кресте грехи чело-вечества. Но каждый человек должен спастись сам, следуя учению Христа, соблюдая его заповеди, что и позволит ему, соединиться, в конечном итоге, с Богом;

5) откровение — для спасения людям нужны знания. Хотя христианский Бог и не доступен для познания, тем не менее, он открывает себя человеку. Его откровение явлено в священных книгах Ветхого и Нового завета, толкование которых и есть основной путь богопознания.

6) вера — чтобы понять откровение, нужна вера, т. е. желание и готовность принять откровение безоговорочно, без доказательств, в силу высшего авторитета Бога и церкви, которая интерпретирует божественные идеи;

7) любовь — бог есть любовь. Кто не любил, тот не познал Бога. Христос в Нагорной проповеди призывал возлюбить не только ближнего своего как самого себя, и даже врага своего. Полюбить того, кто тебя осуждал, оскорблял, это, значит, увидеть в нем того же Бога, который живет и в тебе. Это и есть истинная любовь.

8) равенство — все люди равны перед Богом. «Нет ни Эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем — Христос»;

9) воздаяние — все в этом мире получают по заслугам. Христос выделяет новые критерии избранничества: блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, милостивые, миротворцы, алчущие и жаждущие правды и изгнанные за правду. Именно их есть царство Божие. Что касается богатых, то скорее верблюд пролезет в игольное ухо, чем богатый — в царство Божие. И последние станут первыми, и первые — последними;

10) провиденциализм — мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию, провидению. Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией — учением о конце света, в котором праведники обретут царство Божие, а грешников ожидает Страшный суд.

Христианство во многом обусловило особенности европейской средневековой философии, ее религиозный характер, особое внимание к Библии и ее толкованию святыми отцами и другими церковными авторитетами, тесную связь с богословием, ее морализацию, назидательность, учительство. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика, а позднего — схоластика.

3.2 Проблема соотношения веры и разума в апологетике,
патристике и схоластике

Христианская апологетика (от греч. apologeomai — защищаю) буквально означает защиту христианства. Это были первые попытки обосновать христианское мировоззрение философии логическими средствами. Сочинения авторов этого периода носили характер апологий, целью которых было оправдать первых христиан в глазах имущего язычества и отвести от них обвинение в расшатывании устоев Римской империи. Апологетика имела следующие виды: 1) Греко-язычная (Юстин, Афинагор, Ипполит) разработала основные виды аргументации в пользу приоритета христианской мудрости над языческой: универсальность, простота, единство, авторитарность, древность; 2) Александрийская (Климент, Ориген) выполняла не только апологетическую, но и миссионерскую цель обращения в христианина образованного язычника. Дисциплиной, имевшей абсолютную ценность, для Климента являлась теология, философии он отводил роль служанки теологии, но при этом она оставалась госпожой для других естественных наук. Он первым в истории христианской мысли сформулировал принцип веры и разума, став предшественником Августина, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского и других классиков Средневековья. Другой представитель Александрийской школы Эриген стал первым систематизатором мировоззренческих и теологических идей христианства, предприняв  попытку их рационализировать. Он высоко ценил человеческий разум и философию, но еще выше — веру и религию. 3) Латинская апологетика представлена  Тертуллианом, по мнению которого, христианская вера отвечает требованию простоты, содержит в себе истину в готовом виде и потому не нуждается ни в доказательстве, ни в проверке. Философии он оставлял только объяснительную функцию.

Патристика (от греч. pater — отец) — учения отцов церкви, вошедшие Святое предание. Этот период охватывает III—VIIIвв.  Основоположники философии Средневековья были в большинстве своем отцами и учителями христианской церкви, среди них — Василий Кессарийский, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Августин, Боэций и др.

Переход к патристике связан с началом систематической разработки основополагающих проблем христианского символа веры, обоснованием статуса христианства как государственной религии, борьбы с ересями. Философы обращаются к антропологической проблематике, обсуждая проблему сочетания в личности Иисуса божественной и человеческой природы. Они исследуют такие понятия, как дух, душа, личность, индивид, грех, добро, зло, страдание, понимание, самосовершенствование и др. Бог признается высшей ценностью, способной придать смысл каждой личности. Своей жизнью человек должен выявить этот смысл и доказать, что он действительно причастен Богу. Новую интерпретацию получает категория времени, которое соотносится с вечностью. В нем особая тайна, загадка, которую невозможно выразить

Представителем классической патристики был Августин (354—430) — богослов и мудрец. Его жизненный путь делится на два периода: первый — до обращения в христианство — был периодом поисков, сомнений, описанных в «Исповеди», когда Августин был занят судьбой своего собственного «я»; и второй — конец 80-х г. IVв. — время стабилизации жизненных и теоретических позиций, итоги которого подведены в работе «Пересмотры».
В этот период он уже занят судьбой всего человечества. Предметом философии, по Августину, является постижение сущности порядка и единства универсума как творения Бога, а значит и постижение сущности Бога. По религиозной догматике Бог является нам в откровении, он посылает всем людям весть. Но чтобы ее услышать, нужна вера, именно она является связующим звеном между Богом и человеком. Августин сформировал свою теорию познания, как деятельность разума, опирающегося на веру. В пользу веры он приводит следующие доказательства: педагогическая оправданность, общедоступность, историческая ограниченность человеческого разума. Вера для него оказывается шире понимания. Августин попытался классифицировать объекты веры, выделив три группы: 1) то, что доступно только вере и недоступно пониманию; 2) то, в отношении чего вера тождественна пониманию; 3) то, к пониманию чего можно прийти только через веру.

Так родилась формула Августина, ставшая эмблемой средневекового теологического рационализма: «Верую, чтобы понимать».

Помимо вопроса о соотношении веры и разума, Августин занимался проблемой соотношения истины и знания, бытия и человека. Человек Августина выступает посредником между царством духа и царством материи. Суть человека — это любовь, любовь к себе, к другим, к вещам. Состав человека, по Августину, определяется весом его любви, цена личности — даром любить.

Схоластика (от греч. scolastikos — школа) — это средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии на протяжении VIII—XIVвв. Основной задачей схоластики была защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем, что уже в какой-то мере способствовало оправданию человеческого разума. В средние века знание рассматривалось как абсолютное, неизменное, как Божественное откровение, данное в Библии. Библия являлась источником всякого знания, поэтому процесс познания сводился к преподаванию божественных истин. Целью познания считалась перестройка души с помощью слова Божьего. Философия и теология, преподавалась сначала в средневековых школах, а затем в университетах (XIIв.). Школы были монастырскими, епископаль-ными и придворными. Фундаментальной основой схоластики была проблема соотношения разума и веры. В своем развитии схоластика прошла следующие этапы: 1) зарождение — VIII—XIIвв. (Эриуген, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр); 2) расцвет — XIII—XIVвв. (Альберт Великий, Фома Аквинский); 3) упадок — XIV—XVвв. (Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам).

Основной труд Эриугена — «О разделении природы». Всю природу он делит на четыре вида: 1) природа несотворенная и творящая, т. е. Бог — высшая причина природы; 2) природа сотворенная и творящая, т. е. логос, в котором содержатся все архетипы вещей; 3) природа сотворенная и нетворящая, т. е. множественный мир, каким его хотел Бог и человек, призванный стать подобным Богу; 4) природа несотворенная и нетворящая, т. е. Бог как конечная цель мира.

Благодаря этому делению бытие мира у Эриугена начинается с Бога и завершается также в Боге. Его главный тезис — «Истинная философия не что иное, как религия, а подлинная религия — это правдивая философия».

Другой крупной фигурой является Ансельм Кентерберийский, который сделал попытку доказать бытие Бога. Он разработал два вида доказательства: апостериорное и априорное (онтологическое). К апостериорным он относил следующие аргументы: 1) всякое существо стремится к благу, но единственным благом является Бог; 2) Бог — есть вершина, относительно которой все нижестоящее оценивается по степени участия в высшем;
3) бытие — это целое, т. е. Бог; 4) абсолютно совершенное, т. е. Бог, замыкает собой лестницу стремящихся к совершенству существ. Априорные (онтологическое) доказательства Ансельм строил на тезисе: «Бог есть нечто, превосходящее по величине все мыслимое». Цепь логических рассуждений приводит Ансельма к конечному утверждению: «Бог существует, так как он мыслится человеком».

К XIIIв. формируются основные системы классической схоластики. Они связаны с именем самого крупного ее представителя Фомы Аквинского. Свою задачу он видел в систематизации христианских догм путем исправления и дополнения учения Аристотеля.

Фома Аквинский отвергает онтологическое доказательство бытия Бога и приводит пять апостериорных доказательств: 1) должен существовать перводвигатель, им является Бог; 2) цепь действующих причин не может быть бесконечной, должна существовать первая причина (Бог); 3) все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, следовательно, должно существовать абсолютно необходимое существо (Бог); 4) вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать абсолютно совершенное существо (Бог); 5) целе-сообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, следовательно, необходимо принять сверхприродное существо, упорядочивающее мир. Этим существом является Бог.

Разницу между философией и теологией Аквинский видел в точном определении их предметов. Предметом философии, по его мнению, является истинный разум, а предметом теологии — истинное откровение. Подчиненную роль философии по отношению к богословию Аквинский выводил из ограниченности человеческого разума, так как последний беднее, слабее, ниже божественной премудрости. Человек может лишь стремиться к этой вершине премудрости, но достичь ее не сможет никогда.

В XIII—XIVвв. в схоластике появились первые трещины. Роджер Бэкон смело обличал пороки духовенства и осуществлял нападки на папский престол. Он критиковал схоластический метод и пытался обосновать прогрессивность опыта в процессе научных изысканий. Наибольший интерес для него представляли физико-математические знания. Иоанн Дунс Скотт первым заявил, что философия не может быть служанкой теологии, так как она имеет свои особые специфические принципы. Он пытался освободить человека от церковной кабалы и сделать его самостоятельно мыслящим существом. Фигурой, замыкающей Средневековье, был Уильям Оккам. Он считал, что сфера разума и область веры должны быть разграничены. Теологические истины невозможно доказать с помощью философских аргументов и, наоборот, научные истины не зависят от богословия, ибо они опираются на разум и опыт, а не на веру. Материалистическая тенденция Оккама послужила философским основанием для натуралистического направления философии.

3.3 Средневековый символизм и проблема универсалий
в концепциях реализма и номинализма

В средневековой мысли «каждый материальный предмет рас-сматривался как изображение чего-то ему соответствовавшего в сфере более высокого и, таким образом, становившегося его символом». Символ выступал знаком договора. Он был намеком на утраченное единство, он напоминал и взывал к высшей и скрытой реальности. Символизм был универсален. Природа виделась огромным хранилищем символов. Задача состояла в том, чтобы найти ключи от дверей в скрытый мир, мир истинный и вечный, мир, который был спасением. Решением этой задачи была мысль. Мыслить — значит вечно открывать скрытые значения. Таким образом, средневековая символика начиналась на уровне слов. Назвать вещь означало ее объяснить. Понимание вело к овладению вещами, реальностью. Язык для средневековых мыслителей был покровом реальности и в то же время ключом, инструментом, снимавшим с нее этот покров. Средневековый символизм стал благодатной почвой, на которой родился спор об истинной природе взаимоотношений между verba i res, спор об универсалиях. Его суть заключалась в поиске ответа на вопрос: как проявляется единая сущность Бога — непосредственно целиком и исчерпывающим образом или опосредованно через отдельные деяния Бога? В решении этого вопроса определились два конкурирующих течения: реализм и номинализм.

Реализм (от лат. realis — вещественный, действительный), опираясь на учение Платона об изначальном бытии мира идей, исходил из того, что мысли Бога предшествуют акту творения мира. Посредством мышления Бог творит мир. Поскольку мышление облекается в понятия, то понятия существуют до вещей и до чувственно воспринимающего мира и содержат в себе сущность вещей до самих вещей. В первый период схоластики реализм принимает крайнюю форму («крайний реализм»). Его представителем был Ансельм Кентерберийский, который исходил из идеи, что общие понятия (универсалии) существуют непосредственным образом в действительности до вещей. Они являются основой и основанием бытия мира чувственного. Второй период реализма связан с именами Абеляра, Альберта Великого, Фомы Аквинского. Он становится умеренным. Абеляр уже допускает существование универсальных понятий как оснований в сфере человеческого духа и ума, которые образуются умом вследствие воздействия на него чувственного мира. Но чувственное восприятие является основанием познания отдельных, единичных вещей, а не вечных. Познание универсалий Бога доступно только разуму, а доступом к такому познанию является вера. Фома Аквинский в споре об универсалиях придерживался точки зрения о трояком их существовании: 1) они существуют до вещей как индивидуальные прообразы индивидуальных предметов в Божественном разуме; 2) универсалии находятся в вещах; 3) универсалии образуются после вещей в человеческом разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей.

Номинализм — (от лат. nominis — имя, наименование) дает иную трактовку и решение данного спора. Признавая бытие универсальной сущностью Бога, представители номинализма считали, что оно реально проявляется не непосредственно, а опосредованно через отдельные ипостаси Бога и через отдельные вещи. Универсалии проявляются в вещах потенциально, а не явно. Поэтому вначале мы испытываем воздействие на нас чувственных вещей, в которых скрыта невидимая сущность универсума. Затем мы должны дать имя вещи посредством понятий разума. А затем уже с помощью этих понятий разум постигает невидимую сущность Божественных универсальных истин. Таким образом, познание истин идет от познания единичных, отдельных вещей к познанию общего, универсума посредством понятийного мышления. Представителем номинализма был И. Росцелин (XI—XIIвв.).

Борьба номинализма и реализма выдвинула не только крайних представителей обоих течений, но и мыслителей, пытавшихся объединить эти направления. Одним из таких мыслителей был Пьер Абеляр. По его мнению, общее не может быть реально существующей вещью. Однако общему присуща способность скрываться во многих вещах. Общее не есть слово как таковое, ибо слово всегда единично. Общее есть слово, относящееся к целому классу предметов, и называется общим, т. к. имеет определенное смысловое значение. Еще дальше пошли английские философы Иоанн Дунс Скотт и Уильям Оккам. Они полагали, что универсалии вне мышления существуют только как имена, которые даем им мы. Познание же, особенно научное, направлено на познание свойств чувственно-предметного мира. Так ими была определена сфера разума и науки. Сфера же Бога доступна человеческому познанию через веру, которая не нуждается в ее рациональном обосновании. В такой форме номинализма открывался путь развитию научного познания. Вера и наука разводились, а философия становилась сферой компромисса между верой и знанием, поскольку она служила доказательством религиозных догматов, а научному познанию давала понятия. Так она становилась «наукой наук».






Вопросы для самоконтроля

1. Что такое патристика? Каково значение этого слова?

2. В чем суть креационизма? Каково значение этого слова?

3. Раскройте значение слова «апологетика».

4. Каковы временные рамки схоластики?

5. В чем суть спора об универсалиях в схоластике?

6. Раскройте этимологию слов «номинализм» и «реализм».

7. Докажите, что в тезисе Августина Блаженного: «Не выходи в мир, а возвращайся к самому себе — внутри человека пребывает правда» отразилась одна из специфических особенностей средневековой философии.

8. Какую роль в борьбе с реализмом в развитии логики сыграл принцип Уильяма Оккама, получивший название «бритвы Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости»?

Тематика рефератов

1. Философия Августина как симбиоз христианских и древних доктрин.

2. Становление патристики.

3. Апологетика.

4. Схоластика.

5. Анализ возможностей слова.

6. Арабо-язычная философия средних веков.

7. Мистика в средневековой христианской доктрине.

8. Проблема универсалий в средневековой философии.

Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

1. Временные рамки Средневековья охватывают примерно … столетий:

а) 5;

б) 6;

в) 8;

г) 10.

 

2. Философия Средневековья складывалась на основании источников (выбрать неправильный ответ):

а) милетской философии;

б) философии Аристотеля;

в) платоновской философии;

г) Священного писания.

 


3. Патристика — это:

а) совокупность теолого-философских взглядов христианских мыслителей, отцов церкви;

б) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу;

в) принцип принятия за основу всего сущего одного начала;

г) философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой.

 

4. Термин «креационизм» переводится с латинского как:

а) сотворение;

б) Бог;

в) отец;

г) провидение;

 

5. Выберите правильное определение креационизма:

а) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу;

б) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог;

в) система взглядов, в соответствии и которой мировые события управляются божественным существом.

 

6. Главный философский труд Августина — это:

а) «О природе»;

б) «Исследования о человеческом разуме»;

в) «Исповедь»;

г) «О бессмертии человеческой души».

 

7. Кто из христианских мыслителей считал, что все человечество развивается в царствах — «граде земном» и «граде Божьем»:

а) Августин;

б) Аверроэс;

в) Боэций;

г) Аквинский.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.