Познание и творчество. Роль интуиции в познавательном процессе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без доказательств. В широком смысле, под интуицией понимается связующее звено между бессознательным и сознанием, момент во взаимодействии субъекта и объекта, который приводит к переходу элементов из области бессознательного, психического в область сознания. Интуиция свойственна каждому человеку, только проявляется по-разному. Выделяют еще такое понятие как «творческая интуиция». Это такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который приводит к качественно новому, не имевшему ранее место знанию, к оригинальным решениям, изобретениям, открытиям. Основными характерными свойствами интуиции являются:

– внезапность, неожиданность и случайность;

– непосредственность: без опоры на логические доказательства;

– неосознанность путей и средств, приведших к данному результату.

В истории философии на важную роль интуиции в процессе познания указывали многие мыслители. Так, Декарт считал, что для реализации правил его рационалистического метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала.

Единственно достоверным средством познания считали интуицию сторонники такого философского течения ХХв., как интуитивизм.
А. Бергсон, противопоставляя интеллекту интуицию, показывал последнюю подлинным философским методом, в процессе применения которого происходит непосредственное слияние объекта с субъектом. Связывая интуицию с инстинктом, он отмечал, что она характерна для художественной модели познания, тогда как в науке господствует интеллект, логика, анализ. Если в феноменологии Гуссерля интуиция есть, прежде всего, «сущностное видение», «идеализация», непосредственное созерцание общего, то у Фрейда — это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дисскурсивной сторон познания русские философы — интуитивисты. Так, С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рацио-нального с противоположным ему моментом — иррациональным. Согласно Н. О. Лосскому, интуитивизм устраняет противоположность между знанием и бытием.

Интуиция означает прямое постижение без предварительного логического доказательства. В интуиции проявляется единство чувственного и логического: человек на основе опыта и имеющихся знаний получает внезапное решение задачи, над которой он до этого длительное время безуспешно размышлял. Ему кажется, что такое решение пришло к нему совершенно спонтанно, внезапно.

Интуитивное решение, зачастую, предваряется каким-либо незначи-тельным внешним толчком. Известно, что упавшее с дерева на голову Ньютона яблоко, послужило поводом к открытию закона всемирного тяготения, а купавшийся в ванне Архимед внезапно пришел к мысли, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тела. Особенно часто интуитивные догадки посещают человека во время его перехода от сна к состоянию бодрствования (А. Г. Спиркин).

Интуиция — сложно структурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения ее к особой форме познания. Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов, зачастую экзотичных и даже забавных, из истории научного, технического и художественного творчества. Вместе с тем, необходимо отметить, что интуитивно полученные решения далеко не всегда включаются в существующую систему знаний.

Во-первых, из-за отсутствия доказательности и подчиненности консервативному здравому смыслу; во-вторых, в силу первого обстоятельства интуиция сама по себе без дополнительных эмпирических и теоретических аргументов недостаточна для построения и оценки научных теорий. Поэтому, в целом, развитие познания (особенно научного) идет по пути освобождения от интуитивно принимаемых решений, приведения их к логически выводимым утверждениям, уточнениям и подтверждениям на основе данных опыта и накопленного теоретического знания.

Познание это не просто деятельность, а креативная деятельность, творчество. Творчество можно определить как деятельность человека, в результате которой происходит преобразование природного и социального мира в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.

Науку по изучению творческой деятельности называют эвристикой. Творчество является созидательной деятельностью, противостоящей разрушению, хотя творчество может включать в себя моменты деструкции (устранять тормозящие факторы, освобождать место для нового). Оно выступает в качестве продуктивной деятельности, т. е. способно производить новое, в отличие от репродуктивной, при которой воспроизводится известное. Результаты творчества полезны (ценны) и новы (оригинальны).

Творческий процесс в познании начинается с осознания потребности в нововведении (решение проблемы, получение необходимого знания) и заканчивается созданием нового, в основном интеллектуального образования, призванного удовлетворить эту потребность. Вслед за конкретизацией социального заказа (в форме проблемы, задачи) выясняются основные противоречия, мешающие достижению цели. Кульминационный момент творческого процесса — выдвижение идеи, концентрирующей в себе достигнутое знание, и вместе с тем предположение об идеальном результате. Затем идея проверяется, конкретизируется, создается программа ее реализации на практике. К высшим достижениям познавательной творческой активности относятся научные открытия, технические изобретения, социальные программы и т. д.

Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию. Но существуют эвристические методы, с помощью которых ведется поиск нового, требующий мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Эвристическими приемами являются: индуктивное рассуждение — перенос знаний, полученных на основе исследования части явлений на весь класс в целом; рассуждение по аналогии — яркий пример эвристического рассуждения, не гарантирующего достижение истины, но вместе с тем не являющегося произвольным предположением; математическое моделирование и др. Философия в целом имеет эвристический характер. Поэтому овладение ее высотами является одним из действенных средств постижения тайн интуиции и творчества.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.