Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: политические теории, основанные на реалистических принципах Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини и социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Самым крупным и оригинальным из них был Никколо Макиавелли (1469—1527) — италь-янский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Основные сочинения: «Государь», «Рассуждении о первых десяти книгах Тита Ливия», «О военном искусстве» и др.
Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) — воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для него политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видел в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действии-тельное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам. Макиавелли характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков. Он утверждал, что государство имеет право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют «высшие государственные интересы». Будучи сторонником республиканского устройства государства, Макиавелли не видел перспектив для него в масштабах всей Италии. Исследовав деятельность Медичи, Сфорца и Чезаре Борджа, он пришел к идее «нового гоударя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы, чтобы избежать расставленных капканов, а льва — чтобы сокрушать противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. «…Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства». Известно, что данное изречение на самом деле принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом Ордена. Освобождение политики от морализирования нанесло удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап против философа. Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности. Заслугой Макиавелли является то, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву и превратил ее в объект беспристрастного анализа. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи, Макиавелли был изгнан с государственной службы. Он испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. В 1546 году среди «отцов» Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что «Государь» написан рукой Сатаны. В 1559 году все сочинения Макиавелли были включены в первый «Индекс запрещенных книг». Макиавелли писал: «Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно».
Начало утопической традиции в социальной философии было положено Томасом Мором (1478—1532) — английским юристом, философом, политическим деятелем. В переводе с греческого слово утопия означает «место, которого нет». Этот термин стал широко известен благодаря сочинению Т. Мора, которое называлось «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия». В этой книге дан образ идеального будущего, правда, без указаний путей и средств его достижения. Эта традиция была продолжена Томазо Капанеллой (1566—1639), издавшим труд «Город Солнца», в котором содержатся идеи об отмене частной собственности, равенства в потреблении и уровне жизни, строгой регламентации частной жизни и быта, общественном воспитании детей. В обоих произведениях под-черкивается приоритет общественного интереса над личным, коллективного бытия над индивидуальным. Они были направлены против социального расслоения, пропагандировали общинный образ жизни и нормы естественного права.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте значение термина «Ренессанс». Кто впервые употребил этот термин?
2. Какие направления можно выделить в философии Ренессанса?
3. Назовите представителей гуманизма в Ренессансе.
4. Какая идея является центральной в гуманизме?
5. Каковы основные черты натурфилософии эпохи Возрождения? Кого из представителей этого направления вы знаете?
6. Какими качествами и чертами характера должен обладать правитель (государь, князь), по мнению Н. Макиавелли?
7. Эразм Роттердамский в своей единственной книге «Похвальное слово глупости» делает вывод, что «религия — одна из самых больших разновидностей глупости», тем не менее, он не является атеистом. Как вы это объясните?
8. Чем отличается антропоцентризм эпохи Возрождения от антрополо-гического поворота Средних веков?
9. Объясните с точки зрения ценностных установок ренессансной культуры высказывание Галилео Галилея: «Философия написана в величественной книге (я имею в виду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взору, но понять ее может лишь тот, кто сначала научится постигать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики».
10. Соответствует ли принципам гуманистической морали тезис Н. Ма-киавелли о том, что мудрый правитель обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла»?
Тест овые задания
Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.
1. Верно ли утверждение, что в эпоху Ренессанса происходит разложение и исчезновение античной культуры, науки и философии?
а) Да;
б) нет.
2. Какова основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса?
а) Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира;
б) борьба против антропоцентризма;
в) стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.
3. Основные направления в философии Ренессанса:
а) гуманизм;
б) неотомизм;
в) натурфилософия;
г) экзистенциализм;
д) социальная философия.
4. Каковы временные рамки Ренессанса?
а) XIII—XVIвв.;
б) Х—ХІвв.;
в) XVII—XVIIIвв.;
г) ХІХ—ХХвв.
5. Кого из представителей Ренессанса называют «отцом гуманизма»?
а) Ф. Петрарка;
б) А. Данте;
в) Э. Роттердамского;
г) Д. Бруно.
6. Представители натурфилософии в эпохе Ренессанса:
а) Н. Коперник;
б) Т. Мор;
в) Д. Бруно;
г) Н. Кузанский;
д) Ф. Петрарка.
7. Кто является автором известного трактата «Правитель»?
а) Б. Телезио;
б) Н. Макиавелли;
в) Т. Мор;
г) Т. Кампанелла.
8. Макиавеллизм осуждался современниками, так как:
а) в его основе лежит принцип «цель оправдывает средства»;
б) он опирается на религиозное понимание мира;
в) макиавеллизм лишен объективности и научности.
9. Социальная теория Т. Мора оценивается как:
а) иллюзорная теория об обществе;
б) христианский гуманизм;
в) утопический социализм.
10. Автором известного труда «Город Солнца» является:
а) Т. Мор;
б) Н. Макиавелли;
в) Т. Кампанелла;
г) Ж. Боден;
11. Кто термин «Ренессанс» впервые употребил:
а) Д. Вазари;
б) Т. Мор;
в) К. Маркс;
г) В. И. Ленин.
Тематика рефератов
1. Новые взгляды на проблемы философии в период эпохи Возрождения.
2. Пантеизм Н. Кузанского.
3. Теория Н. Коперника.
4. Множественность миров и бесконечная Вселенная Дж. Бруно.
5. Механическая картина мира Г. Галилея.
6. Политический реализм Н. Макиавелли.
7. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.
8. Историческое значение эпохи Возрождения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 737.