Социально-политические идеалы эпохи Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: политические теории, основанные на реалистических принципах Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини и социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Самым крупным и оригинальным из них был Никколо Макиавелли (1469—1527) — италь-янский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Основные сочинения: «Государь», «Рассуждении о первых десяти книгах Тита Ливия», «О военном искусстве» и др.

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) — воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для него политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видел в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действии-тельное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам. Макиавелли характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков. Он утверждал, что государство имеет право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют «высшие государственные интересы». Будучи сторонником республиканского устройства государства, Макиавелли не видел перспектив для него в масштабах всей Италии. Исследовав деятельность Медичи, Сфорца и Чезаре Борджа, он пришел к идее «нового гоударя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы, чтобы избежать расставленных капканов, а льва — чтобы сокрушать противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. «…Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства». Известно, что данное изречение на самом деле принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом Ордена. Освобождение политики от морализирования нанесло удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап против философа. Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности. Заслугой Макиавелли является то, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву и превратил ее в объект беспристрастного анализа. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи, Макиавелли был изгнан с государственной службы. Он испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. В 1546 году среди «отцов» Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что «Государь» написан рукой Сатаны. В 1559 году все сочинения Макиавелли были включены в первый «Индекс запрещенных книг». Макиавелли писал: «Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно».

Начало утопической традиции в социальной философии было положено Томасом Мором (1478—1532) английским юристом, философом, политическим деятелем. В переводе с греческого слово утопия означает «место, которого нет». Этот термин стал широко известен благодаря сочинению Т. Мора, которое называлось «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия». В этой книге дан образ идеального будущего, правда, без указаний путей и средств его достижения. Эта традиция была продолжена Томазо Капанеллой (1566—1639), издавшим труд «Город Солнца», в котором содержатся идеи об отмене частной собственности, равенства в потреблении и уровне жизни, строгой регламентации частной жизни и быта, общественном воспитании детей. В обоих произведениях под-черкивается приоритет общественного интереса над личным, коллективного бытия над индивидуальным. Они были направлены против социального расслоения, пропагандировали общинный образ жизни и нормы естественного права.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Раскройте значение термина «Ренессанс». Кто впервые употребил этот термин?

2. Какие направления можно выделить в философии Ренессанса?

3. Назовите представителей гуманизма в Ренессансе.

4. Какая идея является центральной в гуманизме?

5. Каковы основные черты натурфилософии эпохи Возрождения? Кого из представителей этого направления вы знаете?

6. Какими качествами и чертами характера должен обладать правитель (государь, князь), по мнению Н. Макиавелли?

7. Эразм Роттердамский в своей единственной книге «Похвальное слово глупости» делает вывод, что «религия — одна из самых больших разновидностей глупости», тем не менее, он не является атеистом. Как вы это объясните?

8. Чем отличается антропоцентризм эпохи Возрождения от антрополо-гического поворота Средних веков?

9. Объясните с точки зрения ценностных установок ренессансной культуры высказывание Галилео Галилея: «Философия написана в величественной книге (я имею в виду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взору, но понять ее может лишь тот, кто сначала научится постигать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики».

10.  Соответствует ли принципам гуманистической морали тезис Н. Ма-киавелли о том, что мудрый правитель обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла»?

 

 

Тест овые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Верно ли утверждение, что в эпоху Ренессанса происходит разложение и исчезновение античной культуры, науки и философии?

а) Да;

б) нет.

 

2. Какова основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса?

а) Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира;

б) борьба против антропоцентризма;

в) стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.

 

3. Основные направления в философии Ренессанса:

а) гуманизм;

б) неотомизм;

в) натурфилософия;

г) экзистенциализм;

д) социальная философия.

4. Каковы временные рамки Ренессанса?

а) XIII—XVIвв.;

б) Х—ХІвв.;

в) XVII—XVIIIвв.;

г) ХІХ—ХХвв.

 

5. Кого из представителей Ренессанса называют «отцом гуманизма»?

а) Ф. Петрарка;

б) А. Данте;

в) Э. Роттердамского;

г) Д. Бруно.

 

6. Представители натурфилософии в эпохе Ренессанса:

а) Н. Коперник;

б) Т. Мор;

в) Д. Бруно;

г) Н. Кузанский;

д) Ф. Петрарка.

 

7. Кто является автором известного трактата «Правитель»?

а) Б. Телезио;

б) Н. Макиавелли;

в) Т. Мор;

г) Т. Кампанелла.

 

8. Макиавеллизм осуждался современниками, так как:

а) в его основе лежит принцип «цель оправдывает средства»;

б) он опирается на религиозное понимание мира;

в) макиавеллизм лишен объективности и научности.

 

9. Социальная теория Т. Мора оценивается как:

а) иллюзорная теория об обществе;

б) христианский гуманизм;

в) утопический социализм.

 

10. Автором известного труда «Город Солнца» является:

а) Т. Мор;

б) Н. Макиавелли;

в) Т. Кампанелла;

г) Ж. Боден;

 

11. Кто термин «Ренессанс» впервые употребил:

а) Д. Вазари;

б) Т. Мор;

в) К. Маркс;

г) В. И. Ленин.

Тематика рефератов

1. Новые взгляды на проблемы философии в период эпохи Возрождения.

2. Пантеизм Н. Кузанского.

3. Теория Н. Коперника.

4. Множественность миров и бесконечная Вселенная Дж. Бруно.

5. Механическая картина мира Г. Галилея.

6. Политический реализм Н. Макиавелли.

7. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

8. Историческое значение эпохи Возрождения.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 737.