Деятельность как способов существования человека и общества. Сущность техники. Человек и техника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Становление человека, формирование человеческого общества невозможно отделить от процесса деятельности. Человеческий труд, как фактор не только удовлетворяющий потребности человека в пище, одежде, жилище, но и формирующий человеческое общество, является основой всей истории. Таким образом, деятельность (с. 8 )– специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира, как ее объект. В деятельности человек реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности, т.е. деятельность предполагает цель, средства, сам процесс и результат.

Цель деятельности ставит субъект, в роли которого может выступать и группа людей. Цель – это то, ради чего предпринимаются определенные действия, это некий образ желаемого. Цель не обязательно сводится к каким-то конкретным предметам, она может выступать в виде идеала или некой совокупности теоретических представлений, намечающих определенную перспективу. Все, что использует субъект в своей деятельности для достижения намеченной цели, может быть определено как средства. К ним может относиться не только материальный предметный мир, но и язык, знания, идеи и т.д. Реализованная в практической деятельности цель становится результатом, происходит превращение возможности в действительность. По Марксу, деятельность угасает в продукте.

Понятием деятельности охватываются разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества, поэтому существуют многообразные классификации форм деятельности. Например, можно говорить об экономической, политической, социальной, духовной, культурной и иных сферах деятельности. С помощью понятия деятельность могут характеризоваться различные аспекты и качества бытия людей. Так, можно говорить о деятельности физической и умственной, внешней и внутренней, творческой и разрушительной, производственной, трудовой и нетрудовой и т.д. Особое значение, с точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии, имеет деление ее на репродуктивную, в которой известны результат и средства его достижения и продуктивную деятельность или творчество, предполагающее выработку новых идей, целей и средств их достижения.

Если взглянуть на рассматриваемую проблему с точки зрения ее историко-философского развития, то можно заметить, что философы чаще всего не склонны понимать деятельность в русле узкого практицизма или стремления извлечь из практической деятельности лишь непосредственно материальную выгоду. В философии сформировались влиятельные традиции рассмотрения практики как достижения благих целей, демонстрирующие явную направленность интереса философов на реализацию ценностей всеобщего характера, т.е. на добро, справедливость, нравственность. Например, в античном обществе, где физический труд был уделом рабов, наивысшей формой деятельности считалось созерцание мудреца. Так, для Платона (с. 76 ) практика (греч. «практикос» – деятельный, активный) есть нравственно благая и к тому же прекрасная деятельность. То есть созерцательное отношение к действительности предполагает учение о деятельности как этику или учение о добродетели.

Христианство, первоначально рассматривая труд как проклятие, наложенное Богом на человека за совершенные грехи, главную форму деятельности связывает со служением Богу в молитве и терпении, ибо именно она положена Богом, пронизана его благостью и ведет человека к добру, высшим выражением которого является Бог.

Согласно философии Нового времени, практическая деятельность должна способствовать решению проблем бедственного человеческого существования (Ф. Бэкон (с. 69 )), достижению согласия между людьми (Дж. Локк (с. 74 )) и другим благим целям.

Начиная с немецкой классической философии, понятие деятельности утвердилось в качестве мировоззренческого принципа. К этому времени в европейской культуре восторжествовала концепция рациональной, активной и инициативной личности и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры. Например, Кант считает, что высшим достижением практического действия является не стремление к благим целям, а реализация основного нравственного закона. Проблема цели решается не с позиции того, что есть, а с позиций того, что должно быть.

Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности создал Гегель (с. 70 ). В рамках объективного идеализма он понимает деятельность как всепроникающую характеристику Абсолютного духа, связанную с его имманентной (внутренне присущей) потребностью в самоизменении. Главная роль отводится им духовной деятельности и ее высшей форме – рефлексии, т.е. самосознанию.

В постклассической философии рационалистическая концепция деятельности подвергается резкой критике, при этом происходит смещение акцентов анализа с рационалистических составляющих целеполагания на иные. Например, С. Кьеркегор (с. 73 ) противопоставляет разумному началу в человеке – волю, а деятельности, в которой он видит отрешенное от подлинного бытия функционирование, – противополагает жизнь, человеческое существование. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, рассматривая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания, т.е. деятельности, ставят порыв и переживание. Эта тенденция получила свое развитие в современном экзистенциализме.

 В конце XIX века нарастает тенденция отказа от рассмотрения деятельности как сущности человека и единственного основания культуры. Эта философская линия делает акцент на межличностных (общечеловеческих) компонентах культуры, которые регулируют и направляют деятельность (Баденская школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер (с. 73 ) и его концепция роли знаковых структур).

Марксистская философия в своей трактовке деятельности исходит из целостного понимания ее как деятельности предметной (а не духовной, в отличие от Гегеля), как органического единства чувственно-практических и теоретических форм деятельности. Эта целостность, включающая в себя многообразные формы человеческой активности, предполагает во главе их труд как высшую форму деятельности. Труд же, являясь основой исторического развития общества, позволит прийти к совершенному обществу, основанному на принципах добра, справедливости, гармонии человеческих отношений. Т.е. и этой концепции свойственны ценности гуманистического характера.

Одним из важных результатов деятельности человека и общества является возникновение и развитие техники. Рассмотрим в чем заключается сущность техники и каковы особенности взаимодействия человека и техники.

Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Древнегреческое слово «технэ» встречается уже у Платона и Аристотеля. Оно понимается достаточно широко: от умения ремесленника, до мастерства в области высокого искусства.

В отличие от природы, техника создается человеком и тесно связана с деятельностью и развитием человеческого общества. Сегодняшний уровень развития техники – это результат длительного исторического становления и совершенствования человечества. Так, в доиндустриальную эпоху техника развивается в связи с ремесленным искусством. Как правило, это замкнутый круг лиц, обладающий определенными умениями, навыками, знаниями, в котором технические секреты передаются от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. В Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе, коренным образом изменяется ситуация в организационно-технической структуре общественного производства. Если раньше в основную задачу мастера входило обеспечение нормального функционирования технических устройств, то теперь в организации производства его место занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист, который создает технические новшества на основе последних достижений науки.

Исторически сложилось так, что понятие техники может использоваться в узком и широком смысле. В узком смысле имеется в виду техника как совокупность произведенных человеком устройств с использованием методов инженерной деятельности. В более широком понимании техника выступает как особый технический подход в любой сфере человеческой деятельности, будь то производственная, научно-исследовательская, военная, медицинская, сферы транспорта и связи, образования и культуры, сервиса и управления и т.д. То есть можно говорить о технике мышления, исследования, дискуссии, обучения, живописи, игры на музыкальных инструментах, управления производством, государством и т.п. В области органической природы может быть выделена техника сельского хозяйства, а также биотехнология.

Сегодня технический поход к любой сфере человеческой деятельности находится во взаимодополнительном отношении с естественнонаучным походом, вместе с которым они играют важную фундаментальную роль в жизнедеятельности современного общества.

Наряду с понятием техники в современных условиях особую значимость обрело понятие технологии. Под технологией понимается совокупность последовательных операций с использованием техники для достижения заданной цели. Уровень технологии свидетельствует об уровне развития техники.

Если вспомнить историю развития техники, то ее обычно подразделяют на три этапа, в зависимости от передачи человеком технике таких функций, которые вызывают коренное изменение в технологическом способе соединения человека и техники. Это этапы: ручного труда, машинного и автоматизированного производства.

На этапе ручного труда техника выступает преимущественно в виде инструментов, которые расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. Человек при этом оставался материальной основой технологического процесса.

На этапе машинизации основой технологического процесса становится машина. Теперь не столько машина является продолжением человека, сколько человек дополняет ее возможности, выполняет роль ее технологического элемента.

На этапе комплексной автоматизации производства человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи. Он выступает в роли контролера, организатора производства и получает возможность творчески использовать свои способности. На этом этапе определяющую роль играют уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, организационные способности, знания. Техника в свою очередь более не ограничивается в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма. На этом этапе происходит объединение науки и технологии, порождающее научно-технический прогресс, переходящий в научно- технологическую революцию. Суть ее в том, что происходит решительная перестройка всего технико-технологического базиса общества ускоренными темпами. К примеру, если «революцию пара» от «революции электричества» отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, информатика, приборостроение, биотехнология и другие научно-технические направления в своем развитии дополняют друг друга, практически исключая временной промежуток между ними.

Такое бурное развитие техники поставило человечество перед проблемой формирования новой концепции отношения к природе. Если старая трактовка понимала природу как пассивного поставщика средств существования для человека, то в новых формах приспособления общества к природе, в новых технологиях, должны быть учтены возможности восстановления и воспроизводства природы.

Развитие техники поставило проблему не только отношения человека с природой, но и с людьми. В частности, это проблема коммуникаций в обществе, создание новых искусственных языков, например, языков программирования, увеличение технической оснащенности субъектов коммуникации и т.д. Также развитие техники способствует изменению ментальности людей, нивелированию этнических различий, изменению этических норм, возникновению конфликтов, связанных с неумением человека найти гармоничное решение возникающих проблем. Этим порождаются различные «антитехнические» течения и концепции, но человек продолжает поиск, создавая все новые и новые технологии.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.