Проблема кибернетического мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В самоучителе мышления поставлена проблема кибернетического мышления на основе интегрирования возможностей математики и диалектической логики [см. 52]. В изданной версии самоучителя мышления не отражен вклад Лейбница - идея «универсальной математики», проблема “характеристики”, т.е. некие новые типы знаков для единовременного отображения не только количества, но и качества объектов. Для многих исследователей данная идея Лейбница является утопией, но ее следует иметь в виду как гипотезу. Все это проявляется в проблеме искусственного интеллекта и интеллектуальных технологий вообще.

Информационная емкость чисел меньше [1\10], чем букв алфавита [1\33]. Может быть, разработают еще информационно более емкие знаки (типа иероглифов). И с их помощью может быть удастся арифметизировать логику, что замышлял Лейбниц, предлагая найти особый тип знаков для исчисления истины. Современная математическая логика является математикой, а не универсальным исчислением по Лейбницу.

Национальные языки и универсальные методы мышления – база научного познания. В то же время, их недостаточно. Многообразны попытки разработки более сложных сигнальных, знаковых систем. Их, конечно, можно называть языками (что не преодолено в данной работе). Рациональнее их выделить в особую группу или форму средств идеального отражения действительности, для которого характерно множество признаков. Первым из них можно считать графическое выражение идей – визуализация информации.

Компьютерные науки используют следующий подход:

Моделирование ® алгоритмизация ® программирование.

Пока не встречал монистичного объяснения сути и содержания данных элементов интеллекта. И здесь не проработана эта проблема, поэтому возможно разное терминологическое их объяснение.

Компьютерное программирование происходит с помощью различных специально созданных языков. Вероятно, рациональнее обособить эти типы правил искусственных языков и не называть их языками.

Средства идеального выражения действительности постоянно развиваются и не могут быть представлены в застывшем виде. Овладение ими, несомненно, требует постоянного изучения многих наук – лингвистики, интеллектики, математики, диалектической логики, книг по компьютерному программированию и т.п.

 

           10. ЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО

 

Научное отражение любого объекта мира предполагает показ того, как оно возникло, его становление, современное состояние и вероятное ближайшее будущее. 

Наука о науке предполагает систематизацию всех форм идеального с учетом всей предыстории человеческого духа. В живом мире «... дана основа для предыстории человеческого духа, для прослеживания различных ступеней его развития, начиная с простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предыстории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом» [181.20.512].

Идеальное отражает действительность. Восприятие идеально выраженной действительности зависит от способа ее построения и способностей людей. Построение идеального во многом зависит от осознания способов идеального воспроизведения действительности и наиболее рационального способа идеального ее выражения.

В современном понимании способов идеального воспроизведения действительности важно выделить два момента, являющихся недостаточными: описательное определение способов идеального отражения и представление теории в качестве наиболее развитой формы идеального.

Описательное определение идеального указывает на теорию как на наиболее развитую его форму. Перечисление свойств теории, как формы отражения действительности, не исчерпывает всех ее свойств. Дав описание теории, Б.С. Дынин отмечал: "Приведенное определение теории скорее является не определением, а описанием некоторых представлений о ней. Но это описание оказалось тем итогом логики науки, который только и мог быть извлечен из работ ее представителей ... таким образом, чтобы он по возможности был общим для них. Конечно, "общность" не есть еще критерий «теоретичности». Вместе с тем (что следует здесь подчеркнуть) ничего лучшего по определению теории лично мы предлагать не собираемся" [79.167-168].

По существу верную, но несколько неточную постановку определения теории дал Е.А. Мамчур: "Что представляет собой теория? Вопрос этот далеко не тривиален. Ответом на него может быть лишь развернутое воспроизведение структуры теории на метауровне" [177].

Высшей формой научности является теория. В то же время и теория, вероятно, не может считаться завершенной стадией развития идеального. Следующая стадия развития идеального выступает в виде единой системы теорий или меганауки.

Идеальное отражение людьми действительности, как предметное идеальное, представляет исторически развивающееся явление. Его прогресс состоит из ряда этапов, каждый из которых отображен определенными формами в современной структуре форм идеального

Современное идеальное высоко развито. В последующем оно также перейдет на более развитые уровни. Меганаука представляет последующую стадию идеального - идеал, к которому человечество идет. При анализе науки следует исходить не из современного ее состояния, а из обозримого ее будущего идеала, когда она будет единой научной картиной мира - меганаукой.

Идеальная картина мира как единая система возникает в форме меганауки. До настоящего времени идеальная картина мира представляет скорее сумму разрозненных представлений, внутренне несогласованных в форме НКМ.

Современная идеальная картина мира состоит из различных по развитости элементов. Наиболее развитым ее элементом следует считать научную форму идеального. Если бы науки исчерпали все идеальное (это недостижимый идеал), тогда идеальная и научная картины мира совпали бы. Научная картина мира составляет часть идеальной.

 


идеальная картина мира  научная картина мира меганаука

 

Познавая идеальное на стадии научной картины мира, его следует сопоставлять с предшествующими формами идеального, выявляя особенности и многообразную общность с предшественниками. Это возможно реализовать построением системы форм идеального.

Различные формы идеального отражают обычно без выделения их видов, т.е. их не обособляют и не объясняют их одновременно с раскрытием их особенностей, способов их получения, формулирования.

Основными видами идеального следует считать:

отражения ® идеи ® образы ® представления ® мнения ® знания ® учения ® теории ® научную картину мира ® меганауку.

Их считают часто одним и тем же, т.е. термины употребляют часто в качестве синонимов. В определенной мере эта проблема терминологическая – какой смысл вложить в тот или иной термин. Содержательная проблема – обособить различные формы (уровни) идеального отражения действительности. Необходимо осознать их соотнесения как элементов системы. При этом следует специально показать их функцию в общей модели научного понимания действительности.

Идеальное есть широкий круг явлений, противопоставляемый материальному. Корни идеального лежат в атрибутивном свойстве материального отражения. Поэтому для того, чтобы понять науку, надо последовательно рассмотреть генетических предшественников идеального, начиная с отражения вообще и заканчивая научной картиной мира.

Генезис идеального можно подразделить на два главных периода: возникновение и развитие. Эволюционный их ряд дан в самоучителе мышления.

Наука достаточно подробно объясняет соответствующие свойства действительности. Поэтому здесь их не рассматриваем специально, а показываем только названным образом их соотнесения. Каждое последующее существует самостоятельно и проявляется в более развитых видах. Более развитые виды имплицитно включают свойства предыдущих, имея в то же время специфические свойства.

Психическое отражение - более развитый вид отражения. Виды психического отражения обычно неоднозначно обособляемы и субординированы. Их следует рассмотреть подробнее.

Психическое есть собственно идеальное отражение действительности. Идея - есть основной человеческий развитый вид отражения по сравнению с биологическими формами отражения. Психическое отражение - не единственный способ отражения человеком действительности. Идеальное есть лишь самый развитый вид отражения. Идеальное отражение людьми не застывшее, а развивающееся явление. Сохранение менее развитых форм при проявлении более развитых форм идеального привело к тому, что структура всего идеального стала сложной. В процессе развития форм общественного сознания на основе развития трудовой деятельности происходило образование различных форм идеального.

Каждое последующее есть более развитый вид как непосредственно предыдущего, так и всего предшествующего. Появление более развитых форм не отрицает форм менее развитого идеального, а включает их в общую систему.

Идеальное научного типа следует объяснить посредством его сопоставления с другими, менее развитыми видами идеального. Для этого надо сначала выяснить самое общее у идеального вообще, затем выявить то, что добавляет каждая последующая форма идеального, вплоть до специфики меганауки. Это и будет логическим воспроизведением генезиса идеального для объяснения его современной структуры и для понимания того, что представляет наука.

Сейчас не получило широкого признания различие форм идеального. Без этого невозможно эффективно их использовать. Употребление этих терминов в качестве синонимов означает сведение высшего к низшему и имеет историческое обоснование. Оно не точно и должно быть преодолено.

Выявление различия форм идеального составляет исходный момент их исследования. Определение их последовательности должно привести к тому, чтобы каждое последующее было более развитым видом и включало имплицитно основные свойства предыдущего и в то же время имело специфику по сравнению с ним.

Мало, достаточно или много названных уровней рассмотрения ступеней для отражения генезиса науки? Любой вариант ответа можно считать истинным. Не следует предопределять решение этого вопроса мнением, а достаточно поставить задачу и показать один из вариантов ее возможного решения и ряд оговорок. В качестве последних имеем в виду следующее.

Во-первых, на основе родовидового подхода вполне возможно определить место каждой формы идеального во всем их многообразии. Это субординирование их системы можно достигнуть на основе терминологического закрепления родовых свойств каждого из них. На сколько же уровней делить эту «цепочку», зависит от многих факторов. Такое деление всегда будет относительным.

Во-вторых. Объяснение этой цепочки свойств идеального можно достигнуть посредством соподчинения каждого из них с родственными идеальными явлениями в систему.

Научный вид идеального может быть объяснен посредством показа всех его свойств - от самых общих до самых конкретных. Это можно достигнуть системой наук о науке.

Осознание идеального должно происходить на основе движения от простых форм к сложным. Для этого всю их совокупность следует так расположить, чтобы каждый раз выявлять только особенности непосредственно более развитых, особенности каждого последующего по сравнению с непосредственно предыдущими. Особенность каждой формы объекта есть родовая сущность по сравнению с более конкретным последующим и видовое свойство по отношению к предыдущему.

 

видовой      особенность       родовой

признак        каждого             признак

предыдущего уровня             последующего

К каждому последующему может быть отнесено все предыдущее как его фундаментальные свойства. Поэтому и нужно, идя от простого (менее развитого) к сложному (более развитому), последовательно выявлять их родовые сущности. Такой порядок раскрытия свойств наиболее сложного позволяет выявить примечательную последовательность. Последняя показывает, во-первых, генезис научного элемента общественного сознания, во-вторых, развитие индивидуального сознания научно подготовленных людей, в-третьих, элементы структуры общественного сознания, в-четвертых, соотношение свойств наиболее развитого научного элемента общественного сознания.

Итак, идеи, образы, представление, мнение, знание, учение, теория, научная картина мира, меганаука проявляют одновременно основу различных подходов к современному идеальному.

1. Идеи. Воспринимая идею как исходную категорию для раскрытия в виде системы свойств идеального следует абстрагироваться от сложности ее самой, от той генетической последовательности, которая объясняет саму идею.

Идея выступает в действительности в многочисленных конкретных формах, соотнесения между которыми не полностью осознаны и с равным основанием могут быть представлены разнообразно. Существует ли идея в чистом виде, предшествующем образам?

2. Образы есть более сложная, комплексная форма идей, характерная отражению и высших животных и людей. Как обособить образы от более развитых представлений. Представлением можно считать наиболее развитый вид образов, отличающихся от последних чем-либо, а понятия - наиболее развитое представление (элемент теории). Представления - основа повседневного сознания, понятия - основа теоретического сознания.

Одной из проблем изложения данного вопроса выступает определение понятий. Понятиями можно считать различные явления мира и по-разному их субординировать с другими идеальными явлениями. Одним из вариантов трактовки можно считать следующий. Психические явления представим на основе последовательности:

образы ® представления ® понятия.

Пиаже выделял четыре основных стадии интеллектуального (умственного) развития ребенка [25.16]:

1) сенсо-моторный период (до 2 лет),

2) дооперациональный интеллект (с 2 до 7 лет);

3) конкретно перациональное мышление (с 7 до 12 лет);

4) понятийное мышление (с 12 лет).

Первые три вида представляют предтечи мышления и только последнее - мышление (при условии обучения ребенка математике). В литературе критикуют положение о наличии «непонятийного мышления»: «... Неверными оказываются суждения о каком-то "непонятийном мышлении". Никакого мыслительного образования не может быть без сознательного акта, т.е. без определенных данных фактов, соответствующих обобщающим понятиям сознания» [256.56]. В то же время, не оставляет сомнения факт различия стилей отображения действительности у людей разного возраста, о становлении мышления, его возникновении на определенной стадии становления, также как и сохранения у взрослых людей "допонятийного" способа отражения мира. Мышление может происходить только на основе понятий.

Другим вариантом трактовки понятия является представление понятия в качестве общего названия обособленных идей по сравнению с более развитыми их комплексами, построенными на их же основе. Исходя из такого понимания понятия, тремя главными видами идеального можно считать понятия, идеальные модели и идеальные системы. Понятия представляют сравнительно небольшие элементы идеального. Идеальные модели есть комплексные знания. Идеальные системы есть комплексы идеальных моделей. Каждое последующее более развито по сравнению с предыдущим и состоит из предыдущих, не отрицая самостоятельного их существования.

3. Представление. Действительность в чувственном восприятии людей выступает в качестве конкретного, преимущественно внешнего явления. В виде такого конкретного явления действительность есть исходная основа ее изучения посредством созерцания. В виде созерцательного явления действительность - неизвестная совокупность. Многообразное рассмотрение внешнего аспекта этой действительности позволяет создать идеальную модель ее свойств.

Люди воспринимают объективную действительность в форме представлений*. Последние есть первоначальная форма проявлений человеческого сознания. Представления есть отраженные идеально в голове людей различные аспекты действительности в виде образов. Все более развитые формы идеального есть представления людей, это самая общая категория для названия любого идеального. Представление - исходное в развитии науки и исторически и сейчас при изучении нового. Оно также исходное в восприятии каждым человеком неизвестных объектов. Каждый человек осознает новое, начиная с представлений о соответствующем аспекте действительности.

Не осознавая своего знания действительности, человек тем не менее ее уже отражает и учитывает ее в деятельности. Такое неосознанное отражение действительности есть представление о ней.

Существование представлений как неосознанного отражения действительности следует считать фактом. В частности, на этой основе рекламировали товары посредством неосознаваемых (невидимых) рекламных кадров в фильмах (когда

 

*) «Хотя представления возникают под воздействием услышанного слова, человек может в принципе оперировать с уже возникшими (правда под воздействием слова) представлениями, не используя в самом процессе оперирования обозначающие их (т.е. данное представление) слова" [213. 61-62].

вставляют рекламные кадры через определенное число основных кадров, так чтобы люди их не видели, не замечали). Не воспринимая рекламные кадры осознанно, они, тем не менее, воспринимали их подсознательно и затем исходили из них при покупке товаров. На этом, кстати, построена одна из методик изучения иностранного языка.

4. Мнения. Осознанное идеальное отражение действительности есть мнение. Мнение такое представление, которое осознается человеком. Мнение то, что известно человеку о действительности, но еще только в качестве собственного видения или перенятого чужого мнения. Оно не обязательно имеет общепринятое значение, хотя и может быть таковым (мнение древних о том, что земля держится на трех китах, или о том, что подсолнухи «крутят головой»). Оно не обосновано опытом.

5. Знание. Знание есть более развитая форма идеального, представления, мнения. Знание есть устоявшееся мнение, получившее широкое или общее признание, что зависит от прагматизма, т.е. практической полезности идеи. Это первая форма науки. Знание терминологически закрепляется, обозначается знаком, термином. Знание есть проявление мнений определенного вида, и определенные мнения проявляются посредством знаний. Знания обязательно соответствуют (адекватны) действительности, хотя степень их адекватности действительности выше, чем у мнений.

Существует ряд проявлений знаний. Некоторые из них употребляют в близком значении, а иногда в качестве синонимов. Отдельные из них лежат в разной плоскости: законы, принципы, аксиомы, идеи, постулаты, факты, данные, прогнозы, планы, правила, гипотезы, категории, программы и т.д. Содержание каждого из них трактуют многообразно, что обычно зависит от общего подхода к действительности.

Познание науки предполагает изучение особенностей всех основных идеальных конструктов, посредством которых строится научная модель отображаемой действительности. При этом в настоящий момент это довольно трудная задача и практически невозможно дать на основе общепризнанных требований определение их всех.

Гносеологическая ценность неопределенности трактовки научных положений состоит в создании некоторой определенности там, где ее невозможно достигнуть иным образом. В этом есть достоинства и недостатки, особенно когда последними злоупотребляют.

"Установить значение термина означает каким-то образом указать предметную область этого термина и те свойства, которыми необходимо должны обладать «предметы», чтобы быть правильно обозначенными данными терминами" [59].

Законы выражают соотнесение явлений, обозначенных категориями. Они показывают различные типы соотнесения элементов действительности. Соотнесение категорий и законов неоднозначно:

         категории + законы; категории, в т.ч. законы.   

Различное отражение идеями действительности находит отражение в дополнительных их характеристиках. Они могут быть:

гипотезами ® аксиомами ® научными фактами.

Эта их последовательность отражает рост степени адекватности отражения ими действительности. Гипотезы (постулаты) показывают такие явления, которые еще точно не установлены. Гипотезы - это вероятностные элементы модели действительности. Аксиомы - установленные элементы идеальной модели действительности, которые при данных условиях не могут быть доказаны традиционными способами, но, в то же время, и практика, и научная интуиция показывают их адекватность действительности. "Под аксиоматическим методом построения научной теории понимается такое ее построение, когда ряд предложений данной области науки принимается без доказательства (входящие в них понятия являются неопределяемыми), а все остальное знание выводится из этих предложений по заранее фиксированным логическим правилам или законам» [260.98]. Факты - достоверно установленные на данном этапе элементы отражения действительности, знания.

Соотнесение разных идеальных конструктов языка призвано показать способ соотнесения соответствующих аспектов действительности. Элементы действительности могут совсем не соотноситься между собой непосредственно и опосредованно. Соотносимые элементы могут быть субординированными и координированными. Два идеальных конструкта могут соотноситься как субординированные (вертикальные соотнесения) или как координированные (горизонтальные соотнесения) элементы наук.

Вертикальные и горизонтальные соотнесения идеальных конструктов осознаны в качестве родовидовых соотнесений. Если определенный идеальный конструкт выражает более общее свойство действительности, то он выступает в виде родового по сравнению с другим - видовым свойством. Видовые свойства соотносятся как одноуровневые, равноправные, координируемые.

В определенных случаях имеет место совпадение родового и видового свойства определенных явлений. Родовое простого явления есть одновременно и само простое - его видовое свойство по сравнению с более развитыми.

Широкое хождение имеют такие категории, как:

Знания, нормы, лозунг, правила, принцип, метод.

 Несомненно, что данные термины не синонимы. Их обычно наделяют собственным значением. Однако до настоящего времени нет однозначной их субординации.

При обособленном рассмотрении знаний, принципов, методов не трудно определить содержание каждого из них. При одновременном их определении возникает ряд затруднений в наделении спецификой каждого из них. Субординация этих категорий может быть дана на основе последовательности:

 знание® норма® правило® принцип® лозунг® метод.

 Все они представляют отражение действительности. При этом следует допустить, что все они адекватно отражают действительность и в этом отношении между ними нет различий. Их различия идут в иной плоскости.

Знание - научное отражение действительности. Говоря знание, мы констатируем существование этого апробированного практикой отражения без рассмотрения его использования. Все последующие категории показывают разные направления использования знаний. Все они представляют знания, применяемые тем или иным способом.

Норма - использование знаний в повседневной жизни (нормы морали, поведения).

Правило - применение знания в практической, производственной деятельности. При этом имеют в виду сам факт необходимости применения этого знания или констатируют необходимость этого. Можно считать, что правило, это то знание, которое необходимо использовать (например, правила техники безопасности).

Принципы представляют родственное явление с правилами. Это также те знания, которые надо использовать. Отличие принципов от правил состоит, вероятно, в том, что этим подчеркивают специфику использования знаний не в производственной деятельности и бытовой жизни, а в исследовательской, творческой деятельности. Называя знания “принципом”, подчеркивают необходимость использования знаний в исследовательской, в творческой деятельности (принципы исследования, управления). Естественно, принцип - знание более фундаментальных наук при их использовании в обосновании знаний прикладных наук. Принцип - закономерности использования знаний в деятельности.

Принципами обозначают не только законы наук, но и все остальные ее элементы, в том числе знания. При этом является заблуждением утверждение о том, что принципы есть нечто значительно более фундаментальное и постоянное в науке, чем законы. Ничего более фундаментального законов нет. Различие принципов и законов идет в ином отношении: закон просто констатирует определенное соотнесение в действительности, связи действительности, а принципом они становятся в деятельности, т.е. когда их рассматривают в качестве инструментов деятельности.

Принципами являются все истины (адекватные и не адекватные действительности), обособленные на том или ином уровне их общности при осознанном их использовании в качестве основы принимаемых решений, действий. Принципами выступают и гипотезы, и категории, и законы, и просто обособленные положения, представления идеального и их комплексы.

Лозунг - то же самое, но в общественной и политической жизни. Притом лозунги обозначают узловые моменты общественной жизни, которые необходимо реализовать на практике.

Метод есть вид использования знаний. В таком случае подчеркивают процедуру (алгоритм) использования знания. Метод есть правило, принцип в процессе использования этих знаний. Метод есть используемый принцип. Другое их различие состоит в том, что метод имеет в виду использование комплексов науки, а принцип - небольших фрагментов, элементов науки.

Идеальная модель. В головах людей модель строится посредством закрепления отдельных терминов за определенными свойствами отражаемого явления. Соотнесение отдельных свойств действительности обозначают посредством соотнесений соответствующих терминов идеальной модели. Соотнесение терминов идеальной модели изображают словами согласно принципам родного языка (текстом, схемами и т.д.).

6. Учения (доктрины) есть более или менее завершенный взгляд на тот или иной объект. При этом подразумевают, что объект достаточно велик. Это начальная форма комплексного знания и исторически, и для отдельных лиц, и для отдельных идей при их превращении в последующие формы идеального. Элементами учений выступают отдельные знания. Учение не обязательно адекватно действительности. Существует множество учений, противоречиво объясняющих одно и то же явление. Учения - это комплексные мнения отдельных лиц об определенных явлениях. Учение выступает также первоначально формой теоретического идеального. Учения могут быть и конкретными, и абстрактными, адекватными действительности и ложными. Видом учений можно считать доктрину. Доктрина - это такое учение, которое взято в качестве основы деятельности определенной группы людей. Учения обычно целостны и могут быть различных видов.

7. Теория. Характер сознательного отражения людьми действительности зависит от множества факторов. Одним из таких факторов следует считать чрезвычайное многообразие материального и идеального. Это многообразие настолько велико, что каждый человек не в состоянии отразить конкретными формами идеального всех объектов окружающей среды. При этом в развитии мира существуют две тенденции: усложнение среды и рост степени ее отражения людьми. Это выработало (скорее стихийно, чем сознательно) определенный способ такого отражения, который преодолевает недостаточность отражения среды конкретными видами идеального.

Ввиду разнообразия объектов действительности и невозможности их полного познания (афоризмы Козьмы Пруткова выразительно это подчеркивают) целостность мировоззрений индивидов достигается посредством все большего развития теоретического идеального или теоретичности идеального.

Эмпирические знания - общая основа повседневной деятельности людей и выполняемых ими простых действий. Степень овладения человеком теоретической наукой показывает уровень его умственного развития.

Теоретическая наука есть систематизированное отражение свойств объектов на основе не только фактического знания, но и большого значения абстрактных элементов идеальной модели. Теория есть основа систематики соответствующих форм действительности.

«Теорию можно определять так: это - система научного знания, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений, дающая знание реальных оснований, выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому объединяющему началу» [140.217].                       

 «Существенными признаками теории являются следующие: а) внутреннее единство знаний, систематизируемых на основе единой мысли, целостностью, т.е. логическая связь ее элементов; б) не только наиболее полное и глубокое описание, но и объяснение, вскрытие закономерностей всех сторон диалектического развития материального объекта или однородной совокупности их; в) система обоснованных наиболее зрелых и достоверных знаний» [139.209].

Важным признаком теории является ее системность. Саму теорию можно представить как иерархическую систему «начал» разного уровня общности, упорядоченных на основе родовидовых соотнесений свойств в виде единой модели.

«... Теорией является не всякое знание, а только такое, которое представляет собой совокупность понятий и суждений, относящихся к той или иной предметной области и объединенных в единое целое с помощью логических принципов» [320.16 и 195].

«Научная теория это не конгломерат отдельных терминов и предложений, но система, в которой каждый термин и каждое предложение связаны с каждым другим термином или предложением посредством более или менее длинной цепи связей» [79.88, здесь надо было бы использовать термин “теоретическая наука” вместо “научная теория”].

Степень овладения каждым человеком и всем обществом теориями характеризует прогресс индивидуального и общественного развития. Сознательное увеличение объема теоретического выступает в качестве одной из целевых установок людей и общества в целом.

Теоретичность и абстрактность идеального не тождественны. Теоретическое есть систематизированное. Теоретическое может быть абстрактным. Абстрактное может быть и несистематизированным, а отрывочным. Теоретичность возникает на основе абстрактности, в свою очередь, абстрактность возникает на основе теоретичности знаний.

8. Научная картина мира – современная стадия интеграции наук. Она является совокупностью, комплексом наук.

9. Меганаука и мегатеория. Развитие теоретичности, абстрактности и системности идеального ведет к формированию меганауки. Меганаука состоит из многих теорий, объединенных какой-либо идеей "началом"

Меганаука далеко не исчерпывает всего идеального, и не все науки являются теориями. В то же время, их доля постоянно растет. Науки все больше превращают элементы идеальной картины мира в свои составные элементы, находя для них место в своих рамках; превращая их в свою базу. "Нередко понятие "наука" и "теория" используют как синонимы" [16.10]. На самом деле, теория - высшая форма науки. Меганаука состоит из теорий.

Во-первых, теория при ее превращении в элемент меганауки обычно получает собственное название, без специального упоминания о том, что это теория. Например, дидактику мы воспринимаем как науку - название идеальной модели, а не вид деятельности по обучению или производству предметов и т.п., которые она отражает. Получение названия представляет обычно последний скачок в превращении науки в теорию. Название теории образуют на основе ряда общепринятых способов (с помощью таких частей слова как "логия", "ведение", "метрия", “ика” и т.д.).

Во-вторых, теория выступает обычно как самодовлеющая, обособленная часть идеального. Теория становится элементом меганауки тогда, когда она становится элементом системного понимания действительности.

«Наука это система, то есть приведенная в порядок на основании определенных принципов совокупность знаний» [122.6.56]. «Общее знание здесь всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией; без этого всякое приобретенное знание есть не более как разрозненные сведения и не дает науки» [122.6.353].

Развитие научного отражения действительности идет посредством образования локальных комплексов идеальных моделей, сливающихся по мере прогресса в единую научную картину мира - меганауку.

В-третьих, научный уровень идеального предполагает также использование развитого языка.

В-четвертых, меганаука шире по сравнению с теорией. Она - системы теорий.

 Люди отображают и осознают общность существующего в виде отнесения к единому роду соответствующего круга объектов действительности. Родовой признак представляет собой общее свойство соответствующей совокупности явлений. Следовательно, для каждой совокупности, единство которой необходимо показать, следует найти родовой признак. Поскольку надо отобразить единство мира, то всю объективную действительность необходимо отобразить единой системой родовидовых соотнесений, единой наукой. Науки развиваются в единую систему, отражающую действительность. Меганаука - общественная память.

Идеальная модель отражает соответствующие общие свойства действительности. Поскольку единство мира существует на основе общности свойств действительности, в конечном счете, вся идеальная модель в определенной мере должна быть единой системой. Эта единая система состоит из множества подсистем различной степени общности. Все более общие свойства действительности относятся к каждому конкретному явлению. Иными словами, каждое конкретное явление отражено всей системой научной картины мира.

 Меганаука есть отражение, образ действительности идеального типа. Она есть идеально осознанная действительность, устоявшаяся (хотя и относительная), высоко достоверная, системная, адекватная в общем идеальная модель действительности, терминологически закрепленная (обозначенная).

Научную картину мира и меганауку рассматривают как определенное "сущностное" явление объективного, но не материального вида. Это идеальный тип действительности. Логические законы мышления служат основными принципами построения данного вида существующего. Это основные характеристики данного вида существования. В модели данной сущности должны быть использованы одинаковые понятия, сохраняющие свою однозначность во всех элементах этой модели (закон тождества). Соответственно противоречия и законы (исключенного третьего, достаточных оснований) показывают другие аспекты этой сущностной модели. Они вместе лежат в основе интеграции единой научной картины мира.

"Как высшая форма познания наука представляет собой систему теоретически обоснованных знаний об окружающем мире. Эти знания являются продуктом такого отражения действительности, когда люди за единичными фактами и явлениями находят общее, за случайными необходимое, когда они выявляют наиболее существенные связи и отношения, т.е. закономерности" [284.199].

Итак, рассматривая формы идеального, следует иметь в виду, что каждая последующая форма шире по сравнению с предшествующей, на порядок выше (математики называют такое различие в 10 раз или на один ноль в числе, здесь этим подчеркивается то, что последующее состоит из многих ранее названных).

Теория есть теоретическое учение, т.е. более развитый вид учений. Научная картина мира есть совокупность наук, а меганаука - система теорий. Когда Н.К. Вахтомин говорил, что «знания становятся одной из центральных проблем философии» [41.5], то явно имел в виду “науку”, а не знания, и что они не "становятся", а всегда были таковыми.

Представление - неосознанное идеальнее отражение, мнения - это осознанные идеальные представлении. Мнения могут стать знаниями. Сумма более или менее стройно развитых знаний есть учение. Учение - обособленные комплексы знаний, отражающие какой-либо аспект действительности. Систематизированное учение, более обоснованное и т.п., возводится в ранг теории. Меганаука состоит из теорий.

Воспринимая сущности предшествующих форм идеального, меганаука (научная картина мира) сохраняет их, к тому же, в качество своих элементов. Она состоит из теорий, теории состоят из отдельных учений, учения - из знаний, а знания из мнений, которые, в свою очередь, являются формой идеальных представлений о действительности.

 число сосуществующих нетождественных трактовок одного и того же

 

 

 


идеи -представления- мнения - знания - учения - теории - НКМ- меганаука

 

Обособленное объяснение разных явлений часто не вызывает труда. Трудности возникают в том случае, когда их надо объяснить единой идеальной моделью. Поэтому переход от обособленного объяснения явлений к их одновременному объяснению единой идеальной моделью представляет возрастание интеграции идеальных моделей, требует упорядочения всей этой модели. Это одно из основных направлений развития науки в научной картине мира.

Менее развитые виды идеального в сопоставлении с более развитыми выступают элементами всей системы идеального на новой стадии развития. Когда идеальное стало знанием, и знания были осознаны силой, тогда мнения стали элементами науки. Знание - не просто терминологическая закрепленность осознанного идеального, а некоторая их сумма. То же самое и относительно всех форм идеального. Учения есть система некоторых знаний. Теория есть некоторая система учений. Научная картина мира или меганаука система теорий. Меганаука - система абстрактных и конкретных, терминологически закрепленных осознанных, общепризнанных идеальных отражений людьми действительности.

 

           11. ИНФОРМАЦИОННОСТЬ НАУКИ

«Non multa, sed multum»

«Не много, но многое»

 [см. Кант, 123.8.296 и 682].

Давно общепризнанно, что только «общее решение» обеспечивает эффективность решения частных проблем. Таким общим решением проблемы информации является сама ее суть. Многочисленны дискуссии прошлых лет по данному вопросу, но их результаты недостаточны. Поэтому не уйти от поиска ответа на вопрос «что такое информация?» Особенно это важно в связи с оценкой роста объема информации. Что растет экспоненциально? Растет объем информации или сведений? А если знаний, то в чем их суть? Как бы ни казались наивными эти вопросы, тем не менее, они отражают исторические проблемы науки и сегодня являются главными при развитии, реформировании информационных систем. Но их решение зависит от качественного скачка науки, от решения проблем науки, поставленных в древности. И только междисциплинарный подход может быть плодотворным при решении этих проблем.

Научная и информационная модель действительности не являются одним и тем же феноменом. Прежде чем стать идеальной моделью действительности в уме человека, наука должна быть сформирована и воспринята им. Исходя из этого, следует рассматривать информационную систему как специфическую форму научного отражения действительности.

Научное и информационное отражение действительности следует различать. На практике их обычно отождествляют и на этой основе делают необоснованные оценки роста объемов научного отражения действительности.

Научное и информационное отражение действительности представляют разные аспекты идеального отражения действительности. Каждое из них имеет определенную специфику в отражении действительности.

Под информацией, чаще всего, понимают сведения. Это не отрицает правомерности и продуктивности вкладывания в этот термин и другого смысла, вытекающего из кибернетического подхода к действительности.

Основой рассмотрения данного подхода можно считать последовательность:

 сигнал ® сообщение® сведения ® информация.

Для выявления различий этих форм отражения рассмотрим образно телеграмму.

Сигнал - передаваемые идеи тем или иным образом от человека к человеку. Скажем, текст. Он содержит, кроме сообщения, служебные пометки почты и типографии, которая печатала бланк.

Сообщение - содержательный смысл полученной телеграммы, т.е. те сигналы, которые передают. Телеграмма есть определенная совокупность символов и знаков, выражающих непосредственно и опосредованно идеи сообщения. Сообщение содержит не только передаваемые, но и разного рода иные сведения, в т.ч. обратный адрес, время отправления и вручения и т.п.

Сведения - часть сообщения, которую сознательно передают и воспринимают телеграммой. Сведения могут оказаться ложно воспринятыми сообщениями, т.е. человек не достаточно адекватно понял телеграмму, неполно, ложно и т.д. Сведения человеку могут быть и неизвестными, и известными.

Информация - неизвестные идеи сведений. Передаваемые сведения, часть сообщения. Но это еще не информация. Сведениями можно считать только новые идеи. Информация – сведения, снимающие неопределенность при отражении окружающего мира.

Содержание телеграммы может быть известным и не содержать новой информации тому, кто ее получает, читает. Но ее содержание может быть изложено так, что её истинная информационная ценность окажется не воспринятой, недоступной. Может случиться и такое, что в ней вообще не заложено новых сведений.

Особенно следует иметь в виду те факты, когда содержание телеграммы является всего лишь условным средством для совершения действия.

Информационное качество сведений – главная их характеристика. Оно зависит от интеллекта того, кто готовил сообщение, и того, кому оно предназначено. Их интеллект детерминирует понимание ими информации сообщения. Начиная с простейшего различия семантики (смысла) имен понятий (разного словоупотребления), правил расстановки служебных знаков (скажем, где ставить запятую в безграмотно написанной резолюции - традиционный объект рассуждения информатиков: «помиловать нельзя казнить») и заканчивая информацией композиции текста (той, что «между строк»). Информация – новизна идей сообщения в зависимости от конкретных условий жизни, служащих решению проблем выживания. Она зависит от уровня интеллекта субъектов.

     Сигнал

┌───┴───┐

все идеи ® передаваемые (сообщения)

        ┌───┴───┐

  известные ® неизвестные (сведения)

                   ┌───┴───┐

             просто ® плодотворные (информация)

             Сигнал

                                 ┌────┴───┐

«шум» ® сообщение

                                                             ┌────┴────┐

совокупность идей ® воспринимаемые идеи (сведения)

                                                                                                ┌────┴───┐

                 известные ® неизвестные

                 (сведения)   (информация)

Информационные системы должны передавать, прежде всего, ранее неизвестное, исключая известное. Поскольку информацией называют любое сообщение, то отсюда возникает целый ряд трудностей в функционировании информационных систем, которые следует иметь в виду.

На практике информацией обычно считают любые передаваемые сигналы. Именно с ними мы имеем дело в жизни. В таком виде информация выступает непосредственно не в виде идеального, а в качестве формы идеального:

       информация ® идеальное ® действительность

Информация как форма идеального не тождественна идеальному, в том числе ее наиболее развитому виду науке. Имея дело с информацией, мы должны видеть то, что в ней представляет науку, не воспринимая ее саму за науку. Наука проявляется посредством информации. Информация и наука это разные уровни идеального.

Информационное отражение действительности (ИОД) представляет способ выражения научного отражения действительности (НОД). Экономичность ИОД при выражении НОД - основная характеристика ИОД. Одна и та же научная истина может быть передана посредством различных способов. Не все способы равноценны эвристичностью, лаконичностью, информативностью, наглядностью, сложностью и т.п. Степень информативности растет по мере усложнения используемого способа. Для понимания более лаконичных языков необходимо тратить больше времени на изучение самого языка.

Лаконичность

 

       Затраты труда на освоение

НОД как главный путь минимизации ИОД состоит в том, что общие идеи выводят из конкретных наук в фундаментальные науки. В таком случае исключают дублирование (многократность повторения одного и того же) в НОД. Снизу вверх происходит переход от особенного к общему и всеобщему. Объем знаний падает, а их значение растет. В результате растет «треугольность» меганауки. Для ее понимания надо учесть значение двух идей Декарта - координатной плоскости и вытекающего из пятого правила схематизма (соритов, кладограмм).

           Всеобщее

             Общее

 

           Особенное

Для науки важно научиться говорить «многое немногими словами». На разных языках одно и то же неравновелико. Переводчикам известно, что один и тот же текст на разных национальных языках занимает не один и тот же объем. Поэтому довольно часто при переводе с одного языка на другой объем текста может измениться.

ИОД имеет и целый ряд специфических моментов по сравнению с НОД, вытекающих из экономических отношений. Из соотнесений ИОД и социальных структур обратим внимание только на ряд моментов. Экономичность ИОД при выражении НОД определяется, прежде всего, видом социальных отношений. Эта их определенность идет по ряду направлений и недостаточно осознана наукой.

Основным направлением связи ИОД и НОД следует считать зависимость информационных систем от способа решения главных экономических вопросов, образно выраженных – кто, что, сколько должен давать, кому и на каких условиях должен передавать свою продукцию. При рыночных отношениях необходим максимальный объем информации с тем, чтобы обеспечить эффективное производство.

    Рыночность – причина роста объема сообщений

Рост объема сообщений, циркулирующих в стране, происходит главным образом ввиду роста рыночности экономики. Все главные законы рынка ведут к этому: конкуренция субъектов, анархичность свободного рынка, погоня за инновацией и т.п. Максимальный объем сведений характерен рыночному фантому – рынку совершенной конкуренции. По мере движения к противоположной ему крайности – монопольному рынку - конкуренция заменяется сотрудничеством, и падает объем сведений, все более определенной становится информационная характеристика рынка. Но все это свидетельствует о кризисе «экономизма» (рыночности) и фактически его преодолении (становление микромаркета), первоначально в интересах определенной страты общества.

Упорядоченность рынка          Рыночная анархия

 


 

                    Информация                               Информация

 Рост негаэнтропии (упорядоченности) – условие выживания общества. Но это зависит от преодоления принципов рыночной мены законами продуктообмена (в частности, при микромаркете). В таком случае  всем субъектам не нужно максимизировать объемы порождаемой ими информации. Их можно оптимизировать применительно к обстоятельствам. И их рост не будет болезненным для общества, а наоборот – условием его прогресса. Особенно актуальна информационная система науки, которая порождает анархию не только в науке, но и в обществе. Доля в ней «шумов», т.е. бесплодных сведений, достигла максимальных размеров. И это собственный фактор науки как идеологии прогресса общества, с которого надо решать все проблемы общества.

Другой связью ИОД с социальными системами можно считать многообразную ценность для отдельных людей и коллективов порождения ими информационных потоков как продукции деятельности. В существующих общественных системах информационные потоки используют в качестве критериев деятельности авторов. Тем самым общество многообразно поощряет порождение информационных потоков вне зависимости от их ценности.

В печати неоднократно отмечалось, что общество само создает рост объемов информации.

Некоторые люди стремятся увековечить себя («наследить») в писаных (печатных и т.п.) трудах. Основой этому является необоснованная экстраполяция прошлых фактов на будущее. Тот факт, что нам известны собственные писания древних авторов, должен быть оценен правильно. Обычная бумага сама по себе живет более короткий период, чем человек. Раньше писали немного книг по сравнению с современным их числом. Их легче воспроизводить все новым поколениям, т.е. перепечатывать. Их перепечатывают даже просто как свидетельства начала цивилизация. Сейчас положение резко отличается от прошлого писаных творений уйма, основной объем - непринципиальные для науки тексты и просто невозможность для общества постоянно воспроизводить все возрастающий объем текстов. Помимо этого, следует учитывать, что подавляющая часть публикаций читается только в момент их издания, а затем предается, в общем, забвению.

Публикации трудов расценивают в качестве свидетельства особой важности, ума и т.д. их авторов. Это заблуждение должно быть развеяно.

Если общество поощряет и прямо, и косвенно авторов, то они стремятся издавать как можно больше трудов.

Требования научной продуктивности в виде письменного творчества неестественно, например, в применении к преподавателю высшей школы. Оно лишь содействует производству ненужных научных произведений. 

Можно привести много фактов неэкономичности ИОД в проявлении НОД. Все они говорят о ненормальности связи ИОД и НОД, о том, что ИОД неэкономны и т.п. Поэтому, несомненно, назрела необходимость совершенствования ИОД. Можно предложить целый ряд конкретных направлений решения этой проблемы. Несомненно, что это может быть результатом только специальных исследований. Общий вывод состоит в том, что, прежде всего, социальные условия привели к нерациональному увеличению объема ИОД. В результате общество во все большей мере "тонет" в ненужном, напрасно им порождаемом объеме информации. «На одного узкого специалиста приходится более ста печатных листов текста в день. Это в 10 раз больше того, что можно прочитать, если тратить все время на изучение чужих работ» [244.5].

Проблемы коммуникаций в современной науке достаточно полно отражены во многих работах, где показано, что, прежде всего, социальный механизм коммуникаций должен быть изменен с тем, чтобы избавиться от интенсивной гонки за публикациями, коммуникации в форме «статейных капель», синдрома «публикуй или гибни» и т.д.

«... Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она также растет в геометрической прогрессии» [181.1.668]. Данное положение Ф. Энгельса относится, по нашему мнению, к информационному проявлению науки, а не к самой науке.

Человечество не бессильно перед растущим объемом информации. Для предотвращения роста информации необходимо совершенствовать, во-первых, принципы организации информационных систем, что зависит от материальных отношений. А главное, надо перейти на качественно новый уровень науки - к теории, которая сокращает объем сведений.

Рост информации представляет не естественный, а стихийный процесс, отражающий общественные недостатки. Поэтому и необходимо выступать против нерациональности ИОД посредством совершенствования лежащих в их основе материальных отношений.

Абстрагируясь от основных причин нерациональности существующего проявления ИОД в НОД, обратим внимание на собственно научный аспект соотнесения ИОД и НОД.

Обмен информацией происходит, в общем, одинаково между учителем и школьниками и между учеными. Основой обмена информации служит полное завершенное изложение всего сообщаемого. Это порождает большой поток информации и, с другой стороны, паллиативный способ преодоления - быстрочтение, чтение по диагонали и т.п.

Развитию быстрочтения придают значение панацеи. Не отрицая необходимости его развития, следует иметь в виду, что решение проблемы должно быть иным.

Громадный поток информации по каждой проблеме приводит к тому, что единственный способ специалисту учесть опыт других посредством чтения их работ состоит в том, чтобы (не читая работ) выявить в них только новое. Это, несомненно, приводит к тому, что рациональные идеи не всегда выявляют. Это порождает и другие негативные моменты.

Реферативные журналы не облегчают решение проблемы, а усугубляют. Поэтому и стоит проблема поиска коммуникативных систем, которые отличались бы малым информационным объемом и выделяли бы только новое, а не повторяли бы то, что и так известно всем читающим. Эта информационная система должна быть специальной для творческих работников, которые, несомненно, не могут много времени тратить на выполнение функции слежения за научной литературой, но что важно и для них.

Системы взаимного информирования пока не зависят от уровня знаний пользующихся ими людей. Имеется тенденция к тому, чтобы полно информировать друг друга. В то же время, Фейербахом давно высказана мысль: «... Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе, что она высказывает не все, что она предоставляет читателю самому сказать себе об отношениях, условиях и ограничениях, при которых данное положение только и имеет значение и может быть мыслимо» [161.29.63]. Создание информационных систем, способных реализовать данную идею, значительно продвинуло бы науку, исследование и педагогику (дидактику). Эта задача разрешима на основе теоретической науки, построенной на графических моделях в виде атласов, а также соответствующих периодических изданий.

Информационная система на основе формализации отражения вполне может улучшить решение проблемы. Не отвергая традиционных видов информационных систем, необходимо создать новый вид, обособить его движение от остальных. Этот вид информационных систем может быть понятным только на уровне теоретического объяснения действительности.

Авторы должны быть заинтересованы в разработке новых графических, формализованных элементов науки. На этой основе следует создать их формализованную систему и сделать ее достоянием потребителей информации. Каждый автор должен формализовано сообщать предлагаемые им дополнения или изменения существующих моделей научного отражения действительности. В информационном центре на основе таких заявок должны постоянно совершенствовать единую модель теоретического понимания мира. Это следует делать постоянно по мере поступления нововведений. Доводить обновленную информацию до сведения ее потребителей необходимо периодически или после появления существенных новшеств. Публикации могут быть традиционного вида, только вместо текста в трудах будут помещены вербальные модели (атласы карт). Можно создать систему информационных центров, где будут составлены постоянно уточняемые генеральные схемы. Каждый активный исследователь может изучать новое в них. В таком случае нет необходимости постоянно публиковать эти материалы вообще. Один основной центр обеспечивал бы постоянное уточнение всех этих информационных "табло" в системе центров, общественных местах (например, в вузах, читальных залах библиотек)... Сейчас это лучше всего делать с помощью возможностей Интернета. Экономичным и эффективным способом решения этой задачи можно считать выпуск информационных карт и их атласов. Как карты поверхности земли размножают большим тиражом, так должны публиковать информационные карты (атласы) схем действительности.

Написанное выше базировалось на начальном представлении возможностей графических моделей науки. Сейчас определенность этого мнения выросла – надо строить кладограммы как системы соритов. Последнее не отрицает необходимости поиска более эвристичных наглядных моделей теоретического отражения действительности, в частности, на основе координатных плоскостей Декарта.

Итак, имеющий место экспоненциальный рост относится к информации, а не науке, как это часто утверждают. Это происходит из-за дефектов связи информационной и научной системы отражения действительности. Причиной этого выступают социальные факторы, прежде всего, принципы материальных отношений. Поэтому и решать эту проблему необходимо, прежде всего, с помощью социальных, а не технических мер.

Необходимо образовать особую информационную систему обмена мнениями творческих работников, которая гарантирует им публикацию при достижении ими определенных результатов. Нужна особая информационная система сбора всего рационального на основе формализации всего НОД. Эта система может функционировать в виде системы информационных центров, где люди могут оперативно уточнять существующее представление о том или ином аспекте НОД, выявлять последние достижения. Интернет представляет большие возможности для этого;

Важно изменить порядок защиты ученых степеней. Не требуя публикаций по диссертациям, размножать сами диссертации в определенном объеме по числу специалистов соответствующих проблем, рассылать их всем активным специалистам. Последние обязаны ознакомиться с ними и сообщить сразу или через определенное время оценку каждого из них. При наборе диссертантом определенного уровня балов считать защиту состоявшейся, в остальных случаях выносить на публичную защиту. По этим оценкам оценивать и активность ученых-рецензентов. Особенно рассматривать те случаи, когда отдельные ученые-рецензенты идут «не в ногу» с основной массой, и просить их объяснить свою позицию. Такая система может быть полезной и тем, что была бы хорошим способом информирования самих учёных о ведущихся исследованиях, их выводах. Реализовать это централизованно с помощью конференций в Интернете.

Рост объемов информации исключает возможность познания каждым всего. Такой путь познания оказывается не эффективным. Поэтому значение должно быть придано фундаментальным свойствам, отражаемым в форме графических моделей.

Общество все более осознает ненужность знаний всей действительности каждым человеком. Эрудиция предполагает знание того, что нужно для жизни при данных условиях, а не просто запоминание всего. С этой точки зрения, следует осознать идею Коменского – «Пансофия». Современные энциклопедии представляют такие пансофии, как справочные издания.

Особенно ценными следует считать идеи И. Канта по данному вопросу в его учебнике «Логика» [123.8.299]:

«Относительно расширения и ограничения нашего познания следует рекомендовать следующие правила:

Свой горизонт нужно

1) хотя и определять заранее, но, конечно, лишь тогда, когда его уже можно для себя определить, чего обыкновенно до двадцатилетнего возраста не бывает;

2) не изменять его легко и часто (не бросаться от одного к другому);

3) горизонт других не мерить своим собственным и не считать бесполезным то, что не нужно для нас: было бы дерзко пытаться определить горизонт другим, ибо отчасти способности, отчасти цели других недостаточно известны;

4) не слишком расширять и не слишком ограничивать его. Ибо кто хочет знать слишком много, тот в конце концов не знает ничего, и, наоборот, кто думает о тех или других вещах, что они нисколько его не касаются, часто обманывается, как, например, философ, полагающий относительно истории, что она ему не нужна.

Следует статься также

5) заранее определить абсолютный горизонт всего человеческого рода (согласно прошедшему и будущему времени), а также, в частности:

6) определить место, занимаемое нашей наукой в горизонте всего познания. Этому служит универсальная энциклопедия, как универсальная карта (Mappemonde) наук;

7) при определении своего собственного горизонта старательно исследовать, к какой области знания я имею наибольшую способность и интерес; что в отношении определенных обязанностей нужно больше или меньше, что несоединимо с необходимыми обязанностями.

И наконец

8) свой горизонт все-таки всегда следует больше расширять, чем суживать.

Вообще при расширении познания не следует бояться того, что боялся на этот счет Даламбер. Ибо не бремя наших знаний отягощает нас, - затрудняет нас объем пространства для наших познаний. Критика разума, истории и исторических сочинений - общий дух стремления человеческого познания к существенному, а не только к деталям - постоянно будут способствовать уменьшению объема знаний, без сокращения чего-либо в содержании. Только шлак отпадает от металла, не имеющий значения придаток, оболочка, которая раньше была необходимой. С расширением естественной истории, математики и т.д. будут найдены новые методы, которые упростят старые и сделают ненужным большое количество книг. Благодаря открытию таких новых методов и принципов мы с их помощью и без обременения памяти сами будем находить все, что желаем. Поэтому гением в истории будет тот, кто схватит ее в идеях, которые останутся устойчивыми всегда».

«Логическому совершенству знания в отношении его объема противоположно неведение. Отрицательное несовершенство или совершенство неполноты является, в силу ограниченности рассудка, неотделимым от нашего познания» [Кант, там же].

Вышеприведенное положение весьма примечательно по многим направлениям. Отметим его уверенность в том, что объем информации, который необходим человеку, сократиться со временем ввиду роста фундаментальных знаний. А ключом к этому является диалектическая логика.




Дата: 2018-11-18, просмотров: 208.