Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Авалиани, С. Ш. Трансформация метафизики / С. Ш. Авалиани // Вопр. философии. — 2005. — № 11. — С. 48—53.

2. Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, Эволюция, перспективы. / М. Д. Ахундов. — М.: Наука, 1982. — 222 с.

3. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии / А. Л. Доброхотов. — М. : [б. и.], 1986. —248с.

4. Катречко, С. Л. Как возможна метафизика / С. Л. Катречко // Вопр. философии. — 2005. — № 9. — С. 83—106.

5. Конкин, Н. И. Проблема формирования и развития философских категорий. / Н. И. Конкин — М. : Высш. шк., 1980. — 263 с.

6. Дуднищева, Т. Я. Концепция современного естествознания: Учебник. /
Т. Я. Дуднищева — Новосибирск : Изд-во ЮКЭА, 1997. — 832 с.

7. Кучевский, В. Б. Анализ категории «материя» / В. Б. Кучевский. — М. : [б. и.], 1982. — 203 с.

8. Мир философии : хрестоматия : в 2 ч. — М. : [б. и.], 1991, — Ч. 1. —
С. 184—190, 198—225, 240—245.

9. Нанси Ж. — Л. Бытие единичное и множественное: пер. с фр. В. В. Фурс под ред. Т. В. Щитцовой. — Мн.: Логвинов, 2004. — 272 с.

10. Осипов, А. И. Пространство и время как категория мировоззрения и регуляторы практической деятельности / А. И. Осипов. — Минск : [б. и.], 1989. — 220 с.

11.  Селиванов , А. И. Метафизика в культурологическом измерении / А. И. Се-ливанов // Вопросы философии. — 2006. — № 3. — С. 49—63.

12. Трубников, В. П. Время человеческого бытия / В. П. Трубников. — М. : [б. и.], 1987. — 176 с.

13.  Философские концепции бытия. — Минск : [б. и.], 2001. — 264 с.

 

 

ТЕМА 13

ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

 

Цель: дать всеобъемлющее знание о диалектике.

Задачи:

1) раскрыть сущность диалектики как учения о развитии;

2) определить характер и содержание законов диалектики;

3) выяснить особенности категорий диалектики.

 

 




План

1. Диалектика как учение о развитии. Ее антиподы: эклектика, софистика, метафизика.

2. Законы диалектики, их сущность, содержание и значение.

3. Категории диалектики, их особенности, содержание и значение.

 

 

13.1 Диалектика как учение о развитии. Ее антиподы:
эклектика, софистика, метафизика

Диалектика — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Центральной категорией диалектики является категория развития, которая конкретизирует понятие «движение», определяя его направленность. Категория движения является более общей, категория развития — более богатой по содержанию. В понятии движения мы абстрагируемся от механизма изменений (как? почему?) и от общей направленности (куда? в каком направлении?). В категории развития данные моменты получают отражение: движение конкретизируется, получает характер закономерного, необратимого, определенно-направленного взаимодействия, генерирующего новое качество предмета. Современное понимание развития существенно отличается от его трактовки в истории философской мысли. Это связано, прежде всего, с открытием теории вероятности, в соответствии с которой, причинно-следственная связь, во-первых, реализуется не во всех типичных для нее случаях, а, во-вторых, не всегда приводит к одному и тому же результату, так как причинность имеет в своем основании не только необходимые, но и случайные основания.

Современной философской концепцией развития сегодня является синергетика (от греч.synergos — содействие, сотрудничество), которая изучает связи между элементами структуры, образуемые в открытых системах. (Системой называется определенным образом структури-рованная совокупность элементов, находящихся в динамике и функциональной взаимосвязи). Такие системы имеют многовариантность, альтернативность путей развития, в них всегда имеется возможность выбора. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств, качеств. В стабильном состоянии система данного типа функционирует на основе принципа детерменизма, ее элементы подчиняются факторам порядка. Постепенно, а иногда под влиянием случайности, возрастают отклонения величин в нормальном функционировании системы. Такие отклонения называются синергетическими флуктуациями. Их усиление ведет к нарушению равновесия, разрушению системы. Она оказывается в переломной ситуации, требующей от нее выбора. Своеобразная точка перелома или ответвления системы называется точкой бифуркации, в ней содержится множество направлений развития, заранее невозможно предсказать, какой выбор она сделает. В процессе выбора система приобретает новые свойства и формирует новые параметры порядка. В настоящее время синергетический подход широко используется в астрофизике, космологии, математике, нейрофизиологии, биологии, химии, экологии, психологии, психиатрии, социологии. Синергетика не только подтверждает идею развития, но позволяет сформулировать на общенаучном уровне идею глобального эволюционизма.

Таким образом, новое понимание диалектики опирается на ряд принципов:

– принцип материального единства мира, согласно которому все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией;

– принцип развития, требующий рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений;

– принцип детерминизма, нацеленный на выяснение сложного комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей явлений мира;

– принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует рассматривать как определенным образом органи-зованное целое, бесконечно сложно взаимодействующее со средой, окружающей его.

Диалектика в своем развитии прошла ряд этапов:

1. Стихийная диалектика древней философии.

Понятие «диалектика» в переводе с греческого (dialektike) означает умение вести диалог, спор, беседу, строить доказательства и формулировать выводы. Эффективность диалога как способа постижения истины была убедительно доказана еще Сократом, который считал, что истину можно постичь путем столкновения противоположных мнений. Именно он первым ввел понятие «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Аристотель понимал под диалектикой один из способов доказательства. Наиболее ярко диалектика была  выражена в рассуждениях Гераклита из Эфеса: «все течет, все изменяется», все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремится объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Эти примеры свидетельствуют о том, что уже те времена диалектика выступила как метод мышления, анализирующий внутреннюю противоречивость вещей, их изменчивость, зависимость от окружающего мира, относительность понятий и определений. Так сформировалась первая историческая форма диалектики — стихийная диалектика древней философии. Ее положения не были теоретически обоснованы и выступали в основном в форме отдельных догадок. В дальнейшем шел поиск объективных оснований диалектики, она применялась уже к природе и обществу.

2. Второй исторической формой диалектики явилась диалектика немецкой классической философии.

Кант, Шеллинг, Гегель внесли свой вклад в разработку диалектического метода развития. Особенно это проявилось в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал метод познания действительности, учитывающий противоречивость мира, его изменения, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистической основе. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, мистического мирового разума в процессе самопознания.

3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Пле-ханов, В. Ленин). Ее сущностью стал сознательный диалектический подход к миру как развивающемуся единству материального и духовного бытия, рассмотрение реальных связей, законов и категорий диалектики, разработанных всеми предшествующими поколениями философов.

Высшей ее формой считается марксизм. Исследуя идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от элементов мистики и создал материалистическую диалектику. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика — основополагающие принципы и законы, которые отражают сущность мира во всей его полноте. Субъективная диалектика или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективность диалектики мышления заключается главным образом в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта), в формах человеческого мышления — понятиях, суждениях, умозаключениях. Субъективная диалектика — вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Антиподы диалектики

Одновременно с диалектическим складывался и альтернативный — метафизический подход к анализу действительности. Термин «метафизика» (частица meta с греч означает «после физики») был введен А. Родосским в Ів. до н. э., который систематизируя произведения Аристотеля, расположил после физики те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания. Метафизика — это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития. В реальном мире наряду с изменением, развитием вещей (явлений, процессов) наблюдаются их устойчивость, регулярность, стабильность динамического режима. Метафизический упрощенный подход к вещам и явлениям присущ обыденному человеческому познанию, для которого зачастую достаточно рассмотрения вещи в ее изолированном состоянии и статике. Даже научное исследование нового объекта обычно начинается с описания его как индивидуального, отличного и независимого от других явлений и в равном самому себе состоянии. Метафизика приобрела статус сознательно применяемого метода философского познания в культуре XV—XVIIIвв. Это было связано с особенностями развития науки, которая прежде чем подняться на теоретический уровень анализа, должна была пройти стадию сбора фактов и их описания. Лидером науки в то время была механика, изучающая простейшие связи и формы движения, поэтому реальные процессы развития оставались вне ее поля зрения. Все это сказалось и на представлениях философии: развитие в них выглядит как простой рост одних и тех же качеств, как разные количественные комбинации неизменных атомов и молекул. Только с ростом естествознания эти упрощенные механистические теории постепенно уступили место современным взглядам на развитие и связи в природе.

Диалектику противопоставляют также эклектике и софистике как субъективным, предвзятым отражениям сложности мира. Эклектика — это беспринципное, непоследовательное, искусственное соединение разнородных суждений. Она не в силах выделить главное и не дает возможности обоснованного выбора. Софистика есть подмена понятий, неправильный ход рассуждений.

13.2 Законы диалектики, их сущность, содержание и значение

Закон есть устойчивая, повторяющаяся, существенная необходимая связь между явлениями и процессами природной и социальной реальности, которая носит общий характер. По степени общности законы делятся на частные, общие, всеобщие. Частные законы характеризуют связи, свойственные какой-то определенной части действительности, например, законы химии, физики, психологии и т. д. Общие законы выражают связи, присущие всей материальной действительности, мышлению, обществу, например, закон всемирного тяготения, закон соответствия производ-ственных отношений уровню и характеру производственных сил и др. Всеобщие законы действуют во всех сферах действительности без исключения, причем действие распространяется как на всю действительность в целом, так и на каждое явление, каждый процесс в отдельности. Всеобщими законами являются законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Все законы диалектики являются законами развития, они конкре-тизируют его, раскрывая причины, механизмы и общую направленность развития, движения.

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон выражает движущую силу развития. Его содержание раскрывается через взаимодействие категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие».

Тождество есть такое отношение вещи к самой себе и другим, сторонами которого выступают свойства, силы и тенденции, совпадающие друг с другом. Одинаковость, совпадение, «симметричность» определяются самим фактом существования предмета как единой целостной системы, обладающей количественной и качественной определенностью. Различие означает такое отношение вещи к себе и другим вещам, где сторонами каждого выступают свойства, силы, тенденции, не совпадающие друг с другом. Когда различия обретают характер несовместимости, исключение друг друга, тогда они становятся противоположностями. Единство противоположностей означает, во-первых, то, что каждая из них предполагает наличие другой (магнит с северным и южным полюсом, наследственность — изменчивость, раб — рабовладелец), во-вторых, единство — это тот этап развития противоречия, когда противоположности находятся в состоянии равновесия, равнодействия. В развитии противоречия осуществляются переходы от единства через борьбу к конфликту и его разрешению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Противоречия бывают внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, антогонистические и неантогонистические и т. д.

В процессе познания закон единства и борьбы противоположностей выполняет ряд важнейших методологических функций: указывает на необходимость поиска источника самодвижения объекта, на его неустойчивость и постоянный переход в новое качество; направляет познание на выделение ступеней развития объекта, а также раскрытие его внутренней сущности. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник (импульс) рождения нового. О том, как это происходит, говорит закон взаимного перехода качества и количества.

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качест-венные. Данный закон раскрывает механизм перехода от одной ступени развития к другой.

Качество — это категория, выражающая целостную определенность предмета, то, что отличает его от других предметов, сопоставление с которыми выявляет внешнюю границу данного качества. Во взаимодействии с другими данное качество проявляет себя в свойствах, однако нельзя понимать качество как простую арифметическую сумму свойств: качество проявляется в функциональном единстве существенных свойств.

Степень наличия одинаковых свойств у разных по качеству предметов выражается категорией количества. Если качество выражает отличие, то количество, напротив, сходство. Определенному качеству присуще свое количество и наоборот.

Единство качества и количества выражается категорией меры. Мера — это интервал количественных изменений, в пределах которого качество не изменяется, например, вода от 0° до 100°С. За пределами меры наступает скачок, т. е. переход в новое качество. Скачок есть универсальная и всеобщая форма возникновения нового качества в результате накопления непрерывных и постепенных качественных изменений.

Различают следующие виды скачков: 1) по времени протекания — длительные и мгновенные; 2) по форме протекания — со взрывом и без взрыва; 3) по глубине качественных преобразований — коренные (революционные) и некоренные, касающиеся лишь определенных сторон предмета. Смысл закона состоит в том, что количественные изменения рано или поздно нарушают ее меру и вызывают переход вещи от старого качества к новому. Примером тому являются изменения агрегатных состояний вещества, превращения химических соединений, в обществе таким примером являются эволюции и революции.

3. Закон отрицани е отрицания.

Законом, раскрывающим общую направленность развития и отвечающим на вопрос: «куда?», «в каком направлении идет развитие?» — является закон отрицания отрицания. Содержание закона связано с анализом категории «отрицания»: 1) отрицание не как внешнее по отношению к данному предмету воздействие, а как самоотрицание;
2) отрицание как необходимая ступень в развитии, как переход явления в свою противоположность; 3) конкретность отрицания, т. е. единство отрицания и утверждения. Суть закона сводится к следующим положениям:

1. В процессе развития прежние качества или состояния вещей сменяются, т. е. отрицаются новыми. При этом некоторые компоненты и свойства старых явлений сохраняются и используются новыми. Этот процесс в развитии получил название преемственности.

2. Возникшие новые качества, выступившие в роли отрицания, рано или поздно устаревают и сами уступают место (отрицаются) более современными состояниями и свойствами вещей. Развитие, таким образом, предстает как цепь отрицаний, следующих друг за другом.

3. В результате повторных отрицаний в развитии может произойти как бы «возврат к старому», т. е. повторение на новых стадиях процесса свойств и признаков прежних этапов. В связи с этим, развитие есть сочетание общего движения вперед и относительного возврата назад, к предыдущим свойствам развивающегося явления. Закон отрицания отрицания иллюстрирует возможность возврата к некоторым идеям, теориям, предположениям прошлого, которые могут возродиться заново и наполниться новым современным содержанием.

Главными особенностями данного закона являются: противоречивость в развитии, цикличность, повторяемость, неодолимость нового в развитии. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом. Он выражает такой переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Развитие совершается так, что высшая ступень выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он не отличался от предыдущего, сохраняет его в себе в преобразованном виде. Из этого вытекает требование к научному познанию: только то познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органической связи с ним.

 

 

13.3 Категории диалектики, их особенности, содержание
и значение

Философские категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Они позволяют в сжатом виде закрепить достигнутое знание и выработать эффективную стратегию дальнейшего познания и практической деятель-ности. Для диалектики характерно формирование «парных» категорий. Каждая пара характеризует действительность под определенным углом зрения. Отсюда возникает необходимость их взаимосвязи. Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; часть и целое; единичное, особенное, всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.

Сущность и явление выражают основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление взаимосвязаны. Сущность — это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление — это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явления человек познает опытным путем через органы чувств, сущность он может познать только с помощью разума.

Содержание и форма. Содержание — это то, из чего состоит предмет или явление. Форма — это порядок, в котором сосуществуют эти составные части. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. Между формой и содержанием постоянно идет борьба. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую.

Часть и целое. Эти категории используют обычно для характе-ристики структурной организации вещей и явлений. Под частью понимается предмет, образующий другой предмет. Целое — то, что образовано из частей. Понятие части и целого относительны, т. к. каждое явление может выступать одновременно и целым и частью, например, человек и общество, учебный класс и школа и др.

Причина и следствие. Причина — это явление, повлекшее за собой другое явление, либо изменившее его. Следствие — это результат действия причины. Одна и та же причина при разных условиях может вызывать различные следствия. Например, возрастание свободного времени может привести как к росту самообразования, так и к росту правонарушений. В свою очередь, одно и то же следствие может порождаться разными причинами, например, долголетие у разных народов. Знание причинно — следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

Необходимость и случайность — категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детермини-рованности явления. Необходимость — это явление, которое должно обязательно произойти, которое имеет глубокое основание, как в самом предмете, так и в окружающих условиях. Случайность — такое событие, которое необязательно состоится. Случайность рассматривают как способ превращения возможности в действительность. Необходимость определяется основными существенными причинами, а случайность — побочными, несущественными факторами.

Возможность и действительность — категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность — есть объективно существующая тенденция развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность — есть объективно существующее единство закономерности и взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. Возможность и действительность выражают диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность — это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. Это можно проиллюстрировать на примере «зерно — растение», где зерно является возможностью, а растение — действительностью.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное, отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает среди объектов определенного класса некоторые повторяющиеся свойства, которые и составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам  вне зависимости от их принадлежности к какому — либо классу, являются всеобщими.

Таким образом, категории диалектики, во-первых, воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде; во-вторых, отражают основные этапы становления и развития предметно-практи-ческой и теоретико-познавательной деятельности человека.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Диалектика прекрасна… Но, может, и метафизика как метод мышления не так уж плоха? Каково ваше мнение?

2. Можно ли говорить о вреде и пользе противоречий?

3. Переведите текст английского поэта В. Блейка на язык философских категорий.

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка.

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

4. Прокомментируйте поэтичные строки Дж. Донна (XVIIв.): «Если то, что мы называем Вселенной, зародилось случайно из атомов, которые неутомимы в своем вихревом движении, то как случилось, что ты столь прекрасна, а я влюблен?»

5. «Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность; но так как новое, противоположное первому, явление также, в свою очередь, превращается в свою противоположность, то третья среда развития имеет формальное сходство с первой». О какой особенности развития говорит здесь Г. В. Плеханов? Каким законом диалектики она фиксируется?

6. Согласны ли Вы с утверждением, что «нельзя войти в одну и ту же реку дважды»? Почему?

7. Прокомментируете слова М. Пришвина: «Не каждый случай начинает судьбу, но каждая судьба начинается случаем».

8. Можете ли Вы ответить на следующие вопросы. Сколько возможностей содержится в действительности? Сколько из них становится действительностью в данный момент времени? Что происходит с остальными? Какую роль играет субъективный выбор в превращении возможности в действительность в человеческом обществе и в личной жизни человека? Ответственен ли каждый из нас за «линию своей жизни»?

9. Как Вы понимаете английское выражение «to make my self» — «сделай самого себя»?

10. Как Вы считаете, полезны ли революции для общества? Возможно ли развитие общества без революций, эволюционным путем?

11. Правомерно ли утверждение, что синергетика является альтернативной по отношению к диалектике концепцией развития? Сколько возможностей содержится в действительности? А сколько из них становится действительностью?

 

 

Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

1. В диалектико-материалистическом понимании движение — это:

а) перемещение тел в пространстве;

б) любое изменение;

в) поток сознания;

г) любая совокупность ощущений человека.

 

2. Первая в диалектико-материалистической философии классификация форм движения материи связана с именем?

а) В. И. Ленина;

б) К. Маркса;

в) Ф. Энгельса;

г) А. Грамши.

 

3. В основе классификации форм движения материи по Ф. Энгельсу лежит принцип:

а) генетический;

б) всеобщей связи явлений;

в) редукционизма;

г) эволюции человека и природы.

 

4. Понятие, с которым в рамках классической философии часто отождествлялась категория «развитие»:

а) прогресс;

б) самоорганизация;

в) регресс;

г) связь состояний.

 

5. Изменения, которые составляют суть процесса развития являются:

а) обратимыми;

б) качественными;

в) направленными;

г) закономерными.

6. К диалектической концепции развития относятся законы:

а) сохранения массы и энергии;

б) единства и борьбы противоположностей;

в) всемирного тяготения;

г) перехода количественных изменений в качественные;

д) отрицание отрицания.

7. Основные категории диалектики это:

а) содержание и форма;

б) причина и следствие;

в) необходимость и случайность;

г) возможность и действительность;

д) пространство и время.

 

8. Философ, впервые сформулировавший законы диалектики как теории развития:

а) Аристотель;

б) Ф. Аквинский;

в) И. Кант;

г) Г. Гегель;

д) Ф. Энгельс.

 

12. Область современного научного знания, связанного с изучением явлений самоорганизации и претендующего на роль основания новой научной картины мира — это:

а) дианетика;

б) теософия;

в) диалектика;

г) синергетика.

 

 

Тематика рефератов

 

1. Понимание диалектики в истории философии: онтологические, гносеоло-гические и логические аспекты диалектики.

2. Диалектика как философская теория развития и метод мышления.

3. Необходимость и случайность в науке.

4. Жизнь как диалектика возможного и действительного.

5. Содержание и форма в искусстве.

6. Основные законы диалектики в физике, химии, биологии.

7. Современные дискуссии о статусе диалектики в системе философского знания.

8. Диалектика и синергетика: проблема модернизации идей развития и всеобщей связи.

9. Синергетическая парадигма в современной науке.

10. Особенности социальной диалектики.

11. Глобальный эволюционизм и проблема синтеза знаний в современном научном исследовании.

 

 




Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.