Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи Возрождения. Греческое слово «воспитание» является самым четким аналогом латинского humanitas, откуда и берет свое происхождение «гуманизм».
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но и самопознание, самосовершенствование.
Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм, который зарождался на кафедрах университетов.
В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как данные Богом, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинств человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). Он считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию именно на этот объект познания. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации и отвечало богоустановленному порядку. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывали новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Гуманистическая мысль второй половины XVв. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико(1463—1494) дела Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира и утверждает, что Бог, вопреки церковной догме, не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Достоинство человека, по его мнению, заключено в свободе человека: он может стать тем, кем пожелает.
Выразители гуманистических взглядов является Эразм Роттердамский (1469—1536). Он полагал, что все люди равны между собой от рождения и перед Богом становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а благодаря уровню своего образования и воспитания. В связи с этим, роль философии и религии состоит в формировании нравственности человека. Философ рассматривал человека как образ и подобие Бога. Особый упор он делал на самопознание, ссылаясь на Сократа.
Прославляя мощь и величие человека, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом, его обожествлению. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами, наоборот, они были верующими людьми. Но, если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Особенно ярко гуманистический идеал Возрождения проявился в области искусства, которое приобретало светский характер. Такие великие мастера, как А. Дюрер, Эль Греко, Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Данте, Петрарка, Боккаччо, Шекспир и многие др. оставили великое наследие, свидетельствующее о многогранности и мощи человеческого потенциала. Для деятелей искусства было характерно участие в организации и философском обосновании художественного процесса. Вопросами теории и философии искусства занимались Данте, Петрарка, Альберти, Кузанский, Леонардо да Винчи. В своих трудах они проанализировали природу искусства, понятия эстетического переживания, красоты, показали, что художественное творчество — это процесс, в котором важную роль играет не только индивидуальная одаренность автора, но и знание законов создания произведения, техника их исполнения, образцом при этом служила математика. На основе познания количественных отношений художник может выразить качественное своеобразие мира. Так произошла коренная переориентация в мировоззрении: идеализация духовной жизни человека, свойственная средневековой культуре, была заменена телесностью, предметно — практическим, материально — производственным способом освоения бытия человека.
Натурфилософия и пантеизм
Значительную роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции Н. Кузанского, Дж. Бруно, Парацельса, свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы.
Ярким представителем ранней ренессансной философии был кардинал Николай Кузанский (1401—1464). Философская проблематика его трудов, одной из которых является работа «Ученое незнание», раскрывает вопросы отношения мира и Бога, вопросы познания. Кузанский придерживался пантеистических позиций, сближая Бога как бесконечное существо, абсолют с конечным миром. Если Бог — это макрокосмос, то человек — микрокосмос, подобие Божие. Он не только часть целого, но и новое целое в целом, индивидуальность. Николай Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его творением. Бог — абсолютный или бесконечный максимум, абсолютная бесконечность, мир — проявление Бога, ограниченный максимум, абсолютный минимум или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. По Н. Кузанскому, Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. Мир также имеет свой центр и окружность, он пребывает везде и нигде. Иной конкретизацией той же мысли Николая Кузанского, восходящей к неоплатонической идее эманации, был принцип развертывания Бога в мир и свертывания мира в лоно божественного абсолюта.
Кузанский высказал идею о том, что все вещи состоят из противоположностей, совпадающих друг с другом. Ярким примером этого выступает Бог, так как он везде. Бог — это все, а с другой стороны — Бог нигде, значит, он — ничто. Человек тоже есть синтез противоречий, он конечен как существо телесное, но бесконечен как духовное.
Николай Кузанский диалектично подходил к истине, видя ее связанной с заблуждениями. Для постижения истины заблуждение необходимо так же, как для света — тень. Исходя из этого, познание подлинных сущностей невозможно, но более или менее точные представления получить можно. Даже самое глубокое знание не ликвидирует незнание (знает лишь тот, кто осознает свое незнание). Процесс познания осуществляется по пути, приближающему нас к недостижимому Абсолюту, Бог же остается непознаваемым.
Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. Человек — существо, соединяющее в себе божественное и земное. Он, как считал Кузанский, вполне способен познавать природу, и это осуществляется посредством чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание — начальная стадия, которая упорядочивается рассудком. Рассудок, опираясь на материал, доставленный чувствами, вырабатывает общие абстрактные понятия. На самой высокой ступени познания расположен разум, который свободен от связи с чувствами. Это — высшая теоретическая способность человеческого сознания, которая преодолевает ограниченность чувствен-ного познания и рассудка, направленная на выявление и прояснение противоположностей. Гносеологические принципы Николая Кузанского предвосхитили многие идеи немецкой классической философии.
Джордано Бруно (1548—1600) также придерживался пантеистических позиций. Его основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бес-конечности, Вселенной и мирах» (1584) и др. Бесконечная Вселенная у Бруно — это Бог, который находится во всем и повсюду. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и поэтому не может исчезнуть. Она неподвижна, однако в самой Вселенной происходит непрерывное движение и изменение, имеющее естественный характер. Бруно отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, и указывает на принцип самодвижения материи. Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Бруно неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами, вещами, материей (по Бруно, «божественным бытием в вещах»). Он говорил, что природа — это Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Согласно Бруно, земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными планетами ( Бруно считал, что другие миры так же обитаемы, как и этот) движутся по собственным орбитам. Положение о бесконечной Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров, и у каждого мира — свой центр. Поэтому центр Вселенной повсюду и во всем. Лучшая процедура служения Богу — познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием. Цель философии у Бруно — постижение не трансцендентного Бога христианства, а «Бога в вещах». Вера «требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские изыскания по поводу «истины относительно природы и превосходства творца ее» предназначены лишь тем, кто «способен понять наши рассуждения». Стремление к пониманию естественного закона, согласно Бруно, — самый высоконравственный удел. Волю Бога необходимо искать в «законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 453.