В жизнедеятельности каждого человека можно условно выделить две сферы — обыденную и профессиональную. Эти сферы имеют различное значение для человека. Они взаимосвязаны, оказывают друг на друга влияние и обладают определенным сходством. Однако есть и существенные различия. Вследствие этого долженствование в обыденной и профессиональной жизнедеятельности присутствует, имея как сходство, так и различие.
Деонтология, являясь неотъемлемой частью любого этического учения, занимает значительное место и в профессиональной этике как учении о профессиональной морали. Это естественно, поскольку профессиональная этика является не чем иным, как специализацией общего этического учения к такому специфическому виду деятельности, как деятельность профессиональная. Вместе с тем деонтология занимает в профессиональной этике более значительное место, что обусловлено отличиями профессиональной деятельности от деятельности обыденной.
Профессиональная деятельность подчиняется более строгим правилам (дисциплине), нежели обыденная деятельность человека. В обыденной и тем более индивидуальной деятельности и жизнедеятельности человек чаще, чем где бы то ни было, может руководствоваться своими желаниями и в несколько меньшей степени — считаться с мнением окружающих и общества, учитывать сложившиеся в обществе нормы, хотя не может пренебрегать ими совсем. В пределах социальных норм, защищающих интересы общества, человек может выбирать поведение, в наибольшей степени соответствующее его предпочтениям, убеждениям и склонностям.
В обыденной жизни человек, как правило, располагает возможностью избегать общения с человеком, не вызывающим у него симпатии, или с тем, контакты с которым не принесут пользы. Во всяком случае, он может свести общение с такими людьми к минимуму, предписанному вежливостью. В профессиональной деятельности избежать контакта с коллегой или клиентом, вызывающим антипатию, невозможно. Решающее влияние на общение и взаимодействие с ними будет определяться не отношением к ним как к личностям, а профессиональной необходимостью выполнения определенных функций.
Содержание нормы в личной жизни более неопределенно, чем в жизни общественной, личная жизнь человека или ее важнейшие сферы скрыты от общества, в связи с чем личная жизнь человека в меньшей степени контролируется обществом, нежели его социальная жизнь. Субъективно необходимое для личности не обязательно является объективно необходимым для общества или группы. Поэтому в своей частной жизни личность может позволить себе такие поступки и действия, которых она будет избегать в обществе и, наоборот, в частной жизни имеются дополнительные возможности избежать того, что делать нет желания, но необходимо делать с точки зрения общества.
Например, часть объективно необходимых действий личность может отложить на более позднее время, если это касается только ее лично и не ущемляет интересов других людей. Можно отложить на завтра поход в магазин за продуктами или очередной звонок другу, можно позволить себе утром встать с постели позже обычного времени и т.п., даже если совершение отсроченных или отмененных действий объективно необходимо: например, холодильник пуст, другу давно не звонил, намечено много дел на этот день. Объективно необходимое совершенно не обязательно представляется личности и в действительности является должным, поскольку в принятии решений относительно предстоящих действий личность считает себя вправе учитывать только свои интересы — ситуативные или перспективные. Например, вряд ли кто-то пойдет в магазин покупать продукты питания или иные предметы, проявляя заботу о развитии их производства и сбыта. Человек пойдет за ними в магазин ради удовлетворения собственной потребности в питании или иных предметах. В обыденной жизни человек, как правило, ориентируется на собственные, индивидуальные потребности, и это в известной степени не только допустимо, но и естественно, если не отражается негативным образом на интересах других людей. Но даже приведенные примеры показывают, что любые, самые простые и обыденные поступки людей касаются в той или иной степени всего общества, хотя их результат может быть менее значителен или вовсе незаметен для общества.
Долг перед самим собой человек, как правило, формулирует сам, ориентируясь на индивидуальную систему ценностей и социальные нормы, и вследствие этого не только считает возможным вносить изменения в его содержание, но и далеко не всегда вообще рассматривает его как долг. Зачастую он идентифицирует долг и его содержание как планы, мечты и даже фантазии, что и является с его точки зрения достаточным основанием для пересмотра содержания долга перед собой и изменения иерархии должных действий и поступков. Справедливо считая себя субъектом собственной жизнедеятельности — хозяином своей судьбы, человек субъектно принимает решения относительно самого себя, исходя из собственных представлений о желаемом, соотнося их с представлениями о социально приемлемом и предпочтительном. Таким образом, долженствование в личной жизни представляется человеку менее императивным и значимым.
Однако более адекватно воспринимается личностью долг в отношении семьи. С членами семьи личность связывают эмоции и чувства, взаимные интересы и общие цели, что побуждает ее рассматривать благополучие близких людей как значимую составную часть (а порой и основу) собственного благополучия. Это и побуждает ее пренебрегать собственными ситуативными интересами во имя реализации общих объективных потребностей или потребностей отдельных членов семьи.
В жизнедеятельности каждого человека присутствует также общественный долг, поскольку человек является членом общества, и гражданский долг, поскольку человек является гражданином государства. Содержание гражданского долга личности формулируется, как правило, в законодательстве. Общественный долг личности отражен в общественной морали и социальных нормах, и, познавая социальные и моральные нормы и правила, личность усваивает и содержание общественного долга. Долг личности перед обществом и государством становится предметом контроля со стороны общества и государства, что является одним из стимулов к его выполнению. Санкционирование, разработанное и применяемое обществом и государством, также является стимулом выполнения личностью своего долга. Но наиболее действенным мотивом выполнения личностью общественного и гражданского долга и являются ее моральные качества.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.