Сферы долженствования личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В жизнедеятельности каждого человека можно условно выделить две сферы — обыденную и профессиональную. Эти сферы имеют различное значение для человека. Они взаимосвязаны, оказывают друг на друга влияние и обладают определенным сходством. Однако есть и существенные различия. Вследствие этого долженствование в обыденной и профессиональной жизнедеятельности присутствует, имея как сходство, так и различие.

Деонтология, являясь неотъемлемой частью любого этического учения, занимает значительное место и в профессиональной этике как учении о профессиональной морали. Это естественно, поскольку профессиональная этика является не чем иным, как специализацией общего этического учения к такому специфическому виду деятель­ности, как деятельность профессиональная. Вместе с тем деонтология занимает в профессиональной этике более значительное место, что обусловлено отличиями профессиональной деятельности от деятель­ности обыденной.

Профессиональная деятельность подчиняется более строгим правилам (дисциплине), нежели обыденная деятельность человека. В обыденной и тем более индивидуальной деятельности и жизнедея­тельности человек чаще, чем где бы то ни было, может руководство­ваться своими желаниями и в несколько меньшей степени — считать­ся с мнением окружающих и общества, учитывать сложившиеся в обществе нормы, хотя не может пренебрегать ими совсем. В пределах социальных норм, защищающих интересы общества, человек может выбирать поведение, в наибольшей степени соответствующее его предпочтениям, убеждениям и склонностям.

В обыденной жизни человек, как правило, располагает возможно­стью избегать общения с человеком, не вызывающим у него симпа­тии, или с тем, контакты с которым не принесут пользы. Во всяком случае, он может свести общение с такими людьми к минимуму, предписанному вежливостью. В профессиональной деятельности избежать контакта с коллегой или клиентом, вызывающим антипа­тию, невозможно. Решающее влияние на общение и взаимодействие с ними будет определяться не отношением к ним как к личностям, а профессиональной необходимостью выполнения определенных функций.

Содержание нормы в личной жизни более неопределенно, чем в жизни общественной, личная жизнь человека или ее важнейшие сферы скрыты от общества, в связи с чем личная жизнь человека в меньшей степени контролируется обществом, нежели его социальная жизнь. Субъективно необходимое для личности не обязательно явля­ется объективно необходимым для общества или группы. Поэтому в своей частной жизни личность может позволить себе такие поступки и действия, которых она будет избегать в обществе и, наоборот, в частной жизни имеются дополнительные возможности избежать того, что делать нет желания, но необходимо делать с точки зрения общества.

Например, часть объективно необходимых действий личность может отложить на более позднее время, если это касается только ее лично и не ущемляет интересов других людей. Можно отложить на завтра поход в магазин за продуктами или очередной звонок другу, можно позволить себе утром встать с постели позже обычного вре­мени и т.п., даже если совершение отсроченных или отмененных действий объективно необходимо: например, холодильник пуст, другу давно не звонил, намечено много дел на этот день. Объективно необходимое совершенно не обязательно представляется личности и в действительности является должным, поскольку в принятии решений относительно предстоящих действий личность считает себя вправе учитывать только свои интересы — ситуативные или перспективные. Например, вряд ли кто-то пойдет в магазин поку­пать продукты питания или иные предметы, проявляя заботу о раз­витии их производства и сбыта. Человек пойдет за ними в магазин ради удовлетворения собственной потребности в питании или иных предметах. В обыденной жизни человек, как правило, ориентируется на собственные, индивидуальные потребности, и это в известной степени не только допустимо, но и естественно, если не отражается негативным образом на интересах других людей. Но даже приведен­ные примеры показывают, что любые, самые простые и обыденные поступки людей касаются в той или иной степени всего общества, хотя их результат может быть менее значителен или вовсе незаметен для общества.

Долг перед самим собой человек, как правило, формулирует сам, ориентируясь на индивидуальную систему ценностей и социальные нормы, и вследствие этого не только считает возможным вносить изменения в его содержание, но и далеко не всегда вообще рас­сматривает его как долг. Зачастую он идентифицирует долг и его содержание как планы, мечты и даже фантазии, что и является с его точки зрения достаточным основанием для пересмотра содержания долга перед собой и изменения иерархии должных действий и по­ступков. Справедливо считая себя субъектом собственной жизнедея­тельности — хозяином своей судьбы, человек субъектно принимает решения относительно самого себя, исходя из собственных пред­ставлений о желаемом, соотнося их с представлениями о социально приемлемом и предпочтительном. Таким образом, долженствование в личной жизни представляется человеку менее императивным и значимым.

Однако более адекватно воспринимается личностью долг в от­ношении семьи. С членами семьи личность связывают эмоции и чувства, взаимные интересы и общие цели, что побуждает ее рас­сматривать благополучие близких людей как значимую составную часть (а порой и основу) собственного благополучия. Это и побуждает ее пренебрегать собственными ситуативными интересами во имя реализации общих объективных потребностей или потребностей отдельных членов семьи.

В жизнедеятельности каждого человека присутствует также обще­ственный долг, поскольку человек является членом общества, и граж­данский долг, поскольку человек является гражданином государства. Содержание гражданского долга личности формулируется, как пра­вило, в законодательстве. Общественный долг личности отражен в общественной морали и социальных нормах, и, познавая социальные и моральные нормы и правила, личность усваивает и содержание общественного долга. Долг личности перед обществом и государством становится предметом контроля со стороны общества и государства, что является одним из стимулов к его выполнению. Санкционирова­ние, разработанное и применяемое обществом и государством, также является стимулом выполнения личностью своего долга. Но наибо­лее действенным мотивом выполнения личностью общественного и гражданского долга и являются ее моральные качества.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.