Философия существовала не всегда. Она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации, когда произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государства. Преоб-разования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре привели к изменениям в мировоззрении людей.
Существует две концепции генезиса философии: мифогенная и гносеогенная. Согласно мифогенной, философия возникла из мифологии путем внутреннего развития последней за счет изменения одной лишь формы: личностно-образная форма заменяется безлично-понятийной. Согласно гносеогенной, философия возникает как простое обобщение знаний. Данные концепции признают три источника философии: мифологическое мировоззрение, научное знание и обыденное знание. Совокупность развитой мифологии и начатков наук (математики, физики, астрономии, медицины) составляют ее духовные предпосылки. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием — мышлением.
На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:
1) объект и предмет философии (объектом философии является мир как единое целое; предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира). Философы всегда стремились осмыслить, что представляет собой мир, в котором мы живем. Эта тема конкретизируется в вопросах: есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? Конечен мир или бесконечен, един или множественен? Что такое пространство и время? Мир — хаос или в нем существует закономерность и порядок? и др.
2) первоосновы мира (проблема материальной и духовной, идеальной первоосновы мира). Вопрос об отношении мышления к бытию часто называют основным вопросом философии. Создан ли мир Богом или он существует от века? Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? Существует ли истинное бытие или истина — это качество человеческого знания? Такого рода вопросы касаются разных сторон отношения человека к миру. Обычно выделяются две из них:
1) что первично: мышление или бытие? 2) познаваем ли мир? При всем многообразии и противоречивости идей можно выделить два противоположных решения этого вопроса. Материалисты исходят из первичности бытия, материи. Они обосновывают вечность и несотво-ренность природы, независимость ее существования от сознания. А сам человек предстает как часть и продукт природы, особая форма бытия материи. Мышление человека вторично, оно обусловлено материей и взаимодействует с ней. Идеалисты, напротив, считают первичным дух, сознание. Те из них, кто полагает, что сознание существует до и вне природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом (Мировым разумом, Богом, волей, идеей и т. д.) Субъективные идеалисты ((Беркли, Юм и др.) не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
3) развитие мира (проблема формирования методов познания мира).
Под методом следует понимать основополагающий принцип, определяющий способ подхода к анализу явлений, характер отношения к ним, направленность познавательной и практической деятельности. Основными методологическими принципами философии являются:
– принцип материализма, который требует рассматривать все явления действительности, исходя из признания материального единства мира;
– принцип диалектики, который требует рассматривать все явления с точки зрения их места в системе всеобщих связей, причин, закономерностей возникновения, развития, их влияния на другие явления. Главная особенность принципа диалектики: источник саморазвития, самодвижения заключается в противоречиях самой сущности вещей;
– принцип субъективного отношения к действительности, смысл которого заключается в том, что подход к анализу, оценке явлений, принятие решений осуществляется с позиции субъектов. Человек не созерцает мир, а стремится к его активному освоению.
– принцип практики, согласно которому вся жизнедеятельность определяется необходимостью преобразовательной деятельности, основу которой составляет материальное производство.
На основе этих основных принципов в их взаимосвязи формируется система производных методологических принципов: принцип объективности, детерминизма, конкретно-исторического подхода, всеобщей связи и многие другие.
4) познаваемость мира (проблема определения субъекта и объекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера). По поводу познаваемости мира большинство философов дают положительный ответ. Различие между ними проявляется в разной трактовке того, каким образом достигается знание: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм) и др. В то же время, такие известные мыслители, как Пиррон, Кант, Юм подвергали сомнению возможность познания сущности мира (скептицизм, крайней формой которого является агностицизм).
5) человек и его место в мире (изучение человека как мироздания в целом). Уже древние мыслители устами Протагора провозгласили человека — «мерой всех вещей». Тем самым подлинная мудрость предстала как осознание людьми приоритетности в мировоззрении их сложножизненных проблем. Ту же линию продолжил Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его, «каким надо быть, чтобы быть человеком». Эта важнейшая проблема находит свое выражение в вопросах: что такое человек и какова его сущность? В чем смысл его жизни? Свободен он или нет? Может ли человек влиять на ход событий? Эти и другие вопросы особенно актуальны в переломные моменты истории, когда рушатся привычные формы общественной жизни, выдвигаются новые цели, обостряются социальные противоречия. В современный период жизненно важными являются вопросы осознания места человека в технизированном мире, воздействия компьютеризации и информатизации общества на духовную культуру и ценности.
Круг проблем, относимых к числу философских, изменялся по мере развития человеческой культуры, научного познания и практики. Большое значение при этом имела личность мыслителя, его духовная ориентация, интересы и цели.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.