(1533-92), французский философ-гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
НЕОПОЗИТИВИЗМ
одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм.). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка – научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки (см. РУ1, с. 35).
ОРТЕГА-И-ГАСсЕТ (Ortegа y Gasset) Хосе
(1883-1955), испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций «массового общества», массовой культуры («Восстание масс», 1929-30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925).
ПАРМЕНИД из Элеи
(период расцвета 504-501 до н. э.), древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления.
ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез
(1623-62), французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (1641, по другим сведениям – 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон. Работы по теории воздушного давления. Сблизившись с представителями янсенизма, с 1655 вел полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в «Письмах к провинциалу» (1656-57) – шедевре французской сатирической прозы. В «Мыслях» (опубликованы в 1669) Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством (человек – «мыслящий тростник»). Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния видел в христианстве. Сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы.
ПИФАГОР Самосский
(6 в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.
ПЛОТИН
(ок. 204/205-269/270), греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название «Эннеады» («Девятерицы»). В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум – нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом – «число»); мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир – космос; материя – неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная «восприемница» вечных идей – форм (эйдосов). Путь человеческой души – восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.
ПОРФИРИЙ
(ок. 233 – ок. 304), греческий философ-идеалист, представитель неоплатонизма, ученик Плотина, издавший его сочинения. Комментатор Платона и Аристотеля; «Введение в «Категории» Аристотеля» – главный источник знакомства с аристотелевской логикой в средние века. Автор сочинения «Против христиан». В логике т. н. древо Порфирия иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 233.