Уровни сознания. Сознательное и бессознательное
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех пси-хических процессах, состояниях и свойствах человека. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются нормальным звеном в общей системе психической поведенческой ругуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга ( к сознанию).

Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсоз-нательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационым процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного, к которому относят такие качества, потребности и интересы, которые человеком не осознаются, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях, как например, ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т. п. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Они возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия, т. е. противоречия между скрытым мотивом и целью.

Проблема бессознательного разрабатывалась Зигмундом Фрейдом (1856—1939), Карлом Юнгом (1875—1961), Эрихом Фроммом (1900—1980) и др.

По Фрейду, бессознательное — это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное — это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т. д. По Фрейду, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Бессознательное включает в себя содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и содержание, которое присутствовало в сознании индивида, но было вытеснено из него в бессознательное. Фрейд особое внимание обращал на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из базисных основ психической деятельности и поведения человека.

По Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев: 1) личностного бессознательного — поверхностный слой бессознательного, включающий в себя эмоционально окрашенные представления, образующий интимную душевную жизнь личности; 2) коллективного бессознательного — врожденный глубокий слой, имеющий не индивидуальную, а всеобщую природу, представляющую опыт предшествующего поколения людей: образцы, символы, стереотипы психической деятельности и поведения (архетипы); 3) психоидного бессознательного — наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и практически полностью недоступного сознанию.

По Фромму, значительную роль в организации человеческой жизне-деятельности играет социальное бессознательное, представляющее собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) неосозна-ваемые подпороговые процессы и механизмы (восприятие и пр.);
4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы). В психоанализе в качестве основных методов познания бессознательного используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочные действия повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов, который не имеет однозначного решения.

14.5 Социокультурная природа сознания. Коммуникация
и культура как условие становления развитых форм сознания

Социокультурная природа сознания. Сознание можно развить лишь в условиях человеческой культуры. Оно пробуждается в коммуникации, во взаимодействии с живыми людьми — носителями культуры и разума. Основой развития сознания сейчас, как и раньше, остается живой контакт, несущий все богатство человеческих отношений, позволяющий освоить не только мысли других людей, но и чувства, не только увидеть, но и ощутить чужую субъективность, ее присутствие, получить не только знания, но и нравственные навыки. Таким образом, сознание может существовать при наличии человеческого мозга и человеческой культуры.

Природу и функционирование сознания невозможно понять без соответствущих социокультурных факторов его формирования и развития. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется как в его происхождении, так и в повседневной жизни. Социальная среда обеспечивает условия для нормального функцио-нирования сознания.

В философии сознания сложились классические и неклассические версии о социокультурной размерности сознания. Согласно классической модели сознания философия рассматривает сознание как зеркальное отражение действительности, считая, что оно априорно (до опыта), дано человеку и является, по выражению Дж. Локка, «tabula rasa» — «чистой доской», а, следовательно, может существовать и вне общества. Влияние социума на сознание признавалось условным и, в первую очередь, мешающим. Например, Ф. Бэкон писал о четырех «идолах» (заблужедниях), которым подвержено человеческое сознание в процессе познания и которые вытекают из влияния общества на человека.

В неклассической модели сознания утверждается его социокультурная размеренность, возможность влияния на него со стороны общества. Автором данной модели был К. Маркс. Он считал, что ядром идеи общественного сознания является идеология, которая, как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу, понимается им как ложное сознание, так как отражает интересы какого-либо определения мира к действительности. Индивидуальное сознание оказывается возможным лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. В рамках герменевтической концепции Х. Г. Гадамер критикует идею «чистого сознания», обосновывает понимание любого текста историческим контекстом, называя его «предпониманием», основу которого составляет ряд предрассудков. Предрассудки показывают суть эпохи, смыслы бытия, которые явно не выражены. Понимающее сознание не может быть свободно от различных предпосылок, оно всегда разделяет стереотипы мышления своего времени, обеспечивает целостность всякого психологического опыта и определяет возможности и границы человеческого понимания. Социокультурная матрица оказывается здесь единственно возможной предпосылкой функционирования и развития сознания. О социокультурной размеренности можно говорить применительно ко всем основным структруным уровням организации психики и сознания: бессозна-тельному, чувственно-эмоциональному и интуитивно-волевому и абстрактно-дискурсивному.  

Будучи социально-обусловленным, сознание не просто отражает действительность, но всякий раз творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени.

Коммуникация и культура как условие становления развитых форм сознания. К основным механизмам влияния общества на сознание относят общение (коммуникацию), язык и труд (деятельность).

Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) — процесс обмена информацией; существенная черта человека, социума, культуры, выступает смысловым и содержательным аспектом деятельности, является важным условием восприятия и переработки информации. Коммуникация включает: 1) как минимум двух участников, наделенных сознанием и владеющих языком (субъекты коммуникации); 2) ситуацию, которую они пытаются осмыслить и понять; 3) сообщение, текст; 4) мотивы и цели, побуждающие субъектов коммуникации общаться друг с другом; 5) средства коммуникации.

По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая коммуникация. По типу используемых средств можно выделить речевую, паралингвистическую (текст, мимика, мелодия, жесты) и вещественно-знаковую (художественная) коммуникацию. К видам коммуни-кации относят аудио (речевую), видео (зрительную) и синте-тическую коммуникацию. В процессе коммуникации происходит оформление человеческого «я», человеческой личности и индивидуаль-ности, репрезентация самого себя и понимание другого.

Культурными механизмами, обеспечивающими коммуникацию, являются речь и язык. Язык — «система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям» (Ф. Соссюр). С языком всегда связано мышление. Адекватное выражение мысль получает только в языке. Ясная по содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи, поэтому говорят: «Кто ясно думает, тот ясно говорит». Речь — оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Только посредством речи язык реализует себя, однако по отношению к ней он является более фундаментальным понятием. Таким образом, сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга.

Становление сознания человека обусловлено специфическим человече-ским способом бытия в мире, взаимодействием с миром. Таким способом является практика — преобразовательное отношение к действительности, окружающей природе, социальной среде, к самому человеку, формам его жизнедеятельности. Осуществляя практически преобразовательную деятель-ность, человек создает «вторую природу», орудия и средства производства, специфически человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, т. е. созидает культуру.

Таким образом, возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Поскольку навыки, способы, нормы человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности. Формы отражения, закреп-ляющие их, также носят социальный характер и возникают как своеобразные «коллективные представления», в которых отражается опыт культуры. Таким образом, сознание выступает как условие программиро-вания специфически человеческой коллективной совместной деятель-ности по созиданию и развитию форм культуры. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, воспроизводя накопленный челове-ческий опыт.

Сообщение, язык и труд оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс возникновения и развития сознания.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое сознание? Дайте его определение.

2. Проанализируйте структуру сознания.

3. В чем различие общественного и индивидуального сознания?

4. Чем отличается искусственный интеллект от сознания человека?

5. Какие концепции происхождения сознания рассматривает философия?

6. Как связаны между собой сознание, мышление и речь?

7. Проанализируйте идеалистический и материалистический подходы к анализу проблемы сознания.

8. Чем отличаются знаковые системы у животных и у человека?

Тестовые задания

Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.

 

1. Сознание абсолютно самостоятельно по отношению к внешнему миру, в своих принципах и формах рассудка оно независимо от действительности. С такой позиции сознание рассматривал:

а) Декарт;  

б) Кант;     

в) Лейбниц;            

г) Гегель.

Дополните фразу.

 

2. … — это способность иметь ощущения, отражаемые свойства предметов, воздействующих на организм.

а) чувствительность;       

б) активность;     

в) отражение;       

г) раздражимость.

 

3. Кому принадлежат слова: «… Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»?

а) Демокриту;         

б) Ф. Бекону;          

в) Локку;    

г) К. Марксу.

 

4. Кто обосновал положение, что сознание является особой функцией мозга?

а) Пифагор;

б) Ф. Бэкон;            

в) Ламетри;             

г) И. Кант.

 

5. Слепоглухонемые от рождения дети могут стать разумными существами:

а) да;           

б) нет.

 

6. Методику постановки на контроль сознания бессознательных процессов разработал:

а) Кант;                   

б) Гартман;             

в) Фрейд;                

г) Юнг.

 

7. Автор идеи о коллективном бессознательном («архетипах»):

а) Фрейд;    

б) Юнг;       

в) Сартр;     

г) Поппер.

8. Язык — это:

а) совокупность понятий (слов), правильно организованных и несущих информацию;

б) орган речи (вокаций);

в) способ развития, сохранения и передачи культуры;

г) часть (пласт) человеческой деятельности.

 

9. Кто сказал: «Язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание»?

а) Эразм Ротердамский;

б) Фрэнсис Бэкон;

в) Карл Маркс;

г) Николай Бердяев.

 

10. По Декарту, сознание есть … мир человека.

а) Бездуховный;

б) внутренний;

в) замкнутый в себе;

г) независимый.

11. Сознание — это … высокоорганизованной материи мозга отражать реальный мир в духовных образах.

а) Способ;

б) стремление;      

в) способность;     

г) свойство.



Тематика рефератов

1. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

2. Сознание и самосознание. Проблема «Я»

3. Философские проблемы искусственного интеллекта и искусственной жизни.

4. Проблема сознания в психоанализе З. Фрейда.

5. Социокультурная размерность сознания: основные стратегии исследования.

6. Сознание и язык, основные функции языка.

7. Проблема человека и компьютера.

8. Сознание, язык, коммуникация.

9. Социальные последствия развития интеллектуальных систем.

10.  Будущее искусственного интеллекта.

11.  Интернет как форма коммуникации.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.