Мировоззрение — это способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Как сложное духовное явление оно включает в себя убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и т. д. Все эти элементы в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, общества в целом. Структуру мировоззрения составляют три компонента: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Мироощущение — эмоционально-психологическая сторона мировоззрения, связанная со способностью человека переживать мир и формировать конкретное отношение к нему; она включает в себя чувства, переживания, эмоции, психические состояния и т. д. Мировосприятие — чувственно-познавательная сторона мировоззрения, содержанием которой является либо слепая вера, либо разумное обоснование принимаемых постулатов, ориентиром являются либо общественно-значимые, либо личные интересы и устремления и т. п. Миропонимание — познавательно-интеллектуальная сторона мировоз-зрения, связанная со способностью человека осмысливать мир; ее компоненты — представления, взгляды, оценки, мысли, рассуждения, знания, убеждения и т. д.
Мировоззрение — это исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Оно формируется не только философией, но и другими научными дисциплинами, а также различными формами общественного сознания — политического, религиозного и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников. Историческими формами мировоззрения являются мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое мировоззрение — первая форма мировоззрения, возникшая на этапе становления общества. Его целью было сплотить первобытных людей в общности и обособить их от других общностей. Для людей, принимающих ту или иную мифологию, мифы — не выдумка и не сказка, а действительная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданием и отчаянием. Мифические боги, являясь носителями определенных идей, одновременно являются образами реальной жизни, например, Гера — богиня брака и супружеской жизни, Артемида — покровительница охоты, Афина — покровительница наук, Посейдон — бог морей и т. д. Мир в мифе представлен как арена борьбы добра и зла , где носитель зла — чужой, чужое племя, поэтому миф не знает диалога. Содержание человеческой жизни в нем предопределено, какой — либо самостоятельный поиск истины исключался. Главным было придерживаться ритуала и не делать того, что запрещено обычаем.
Религиозное мировоззрение — более позднее духовное образование. Оно возникает, когда человек начинает осознавать себя в качестве самостоятельной индивидуальности. В мифологии человек не отделим от временного бытия, не мыслит себя вне его. В религии происходит сознательный выход личности из этого ограниченного мира с целью спасения в вечности. Мир в религии удваивается: наряду со здешним бытием выделяется бытие сакральное, сверхъестественное, как прообраз и цель деятельности человека. Религия утверждается в мировоззрении через веру, суть которой — в свободном избрании человеком мира «вещей невидимых».
Философское мировоззрение возникло из потребности рационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Философия появляется тогда, когда личность окончательно осознает свое своеобразие и четко противопоставляет себя обществу и общепринятым верованиям. Философия считает непозволительным принимать какое — либо принципиальное утверждение без предварительной его проверки человеческим разумом. Философское мировоззрение является наиболее общим, оно касается отношения человека к миру и включает не только содержательный, но и ценностный компонент. Для философии характерно стремление выработать универсальные, всеохватывающие теоретические категории и принципы и на их основе дать анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания и закономерности существования и развития человеческой культуры.
Кроме указанных, существуют также другие формы мировоззрения, такие как научное, художественное, обыденное и др. Рассмотрим, каковы различия между ними.
1.2 Сравнительный анализ философии, мифологии,
религии, искусства и науки
Миф — самая древняя форма общественного познания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройства, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения. При всем разнообразии мифов(народов Индии, Китая, Древней Греции и др.) в них выявлялись общие воззрения на мир: миф представлялся в виде бесформенного хаоса, столкновения случайностей и действия демонических сил. Сознание первобытных людей было полностью равнодушно к противоречиям, обнаруживающимся в мифах. В мифе слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, нравы и поэзия, знания и верования.
Религия тесно связана с мифом. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви. Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, находящееся за пределами понимания человека. За долгие века своего существования каждая из мировых религий выработала свой образ мира и императив личного и социального поведения. Для христианства характерна эсхатологическая идея второго пришествия Спасителя, конца света. В буддизме центральной идеей является нирвана — «угасание», «затухание» жизни. Прекращение желаний — это единственный путь к прекращению страданий, ибо жизнь и страдания неразрывно связаны, неотделимы друг от друга. Ислам признает абсолютную власть над миром одного Бога, воля которого предопределила судьбу каждого.
Миф и религию объединяет духовно-практический характер: освоение человеком окружающего мира, его зависимость от природы и условий социального быта. И мифы и религия не ушли в историю. Они продолжают сопутствовать общественному развитию, но уже не в качестве единственных форм мировоззрения, а как доставшихся от прошлого наследия, сосуществующих наряду с философской формой.
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, а обращения к природным, причинным связям. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъект — объектных отношений, а рост естественно — научных знаний о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным от мифологического и религиозного. Основные черты философии можно свести к следующим положениям:
1) ее исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру;
2) объектом изучения — наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;
3) основным средством познания является человеческий разум, а базой познания — вся совокупность частных наук и общественная историческая практика;
4) в процессе изучения действительности используется теоретико-познавательный подход, включая ценностный компонент.
Таким образом, философия — это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
Сходство философии и религии состоит в том, что обе они являются общественно-историческими формами мировоззрения и обе решают сходные задачи миропонимания и воздействия на сознание и поведение людей. А различие — в том, что, во-первых, философски мыслящие люди всегда составляли ничтожно малую часть религиозных людей; во-вторых, для философской мысли характерно свободомыслие, которое стало возможным благодаря росту образованности, культуры, научного прогресса; в третьих, в отличие от религиозного внимания к человеческим проблемам надежды и веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания и разума. Взаимоотношения философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века философия была служанкой богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения, философия заявила о своей «эмансипации» от религии, а затем в лице наиболее радикальных атеистов предприняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В XIXв. Гегель, будучи сам человеком умеренно — религиозных взглядов, в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил философию. Настоящий ренессанс религия пережила в России во второй половине XIXв. и в первые два десятилетия XXв., известных как «серебряный» век русской культуры. В последующие годы в результате революции наступила эра атеизма, где господствующей идеологией стала марксистско-ленинская философия. В конце XXв. вновь началось возрождение религии, которая в настоящее время находится в одном ряду с философией и наукой.
История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. Философия, как и наука, опирается на теоретические методы исследования, использует логический инструментарий для обоснования своих положений, вырабатывает достоверные, общезначимые принципы и положения. По мере накопления эмпирического материала и совершенствования методов научного исследования происходила дифференциация освоения действительности. От философии начинают отделяться самостоятельные отрасли знания: математика, физика, биология, химия, астрономия и др. Философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности, но в то же время обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философское обобщение имеет гораздо больший потенциал, чем любое другое конкретное знание. Философии присуще рассмотрение мира за пределами жизненного опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени систему. Универсальность знаний присуща только философии, и это нашло отражение в таких выражениях, как «мать наук», «наука наук», «царица наук». Для философии как науки характерны следующие критерии:
1) объективность, т. е. научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе»;
2) рациональность и доказательность;
3) эссенциалистная направленность, т. е. нацеленность на воспроиз-ведение сущности, закономерностей объекта;
4) особая организация, системность знания;
5) проверяемость.
И в настоящее время идет ни на миг непрекращающийся обмен идеями между философией и наукой. В этой связи особую значимость приобрели такие пограничные между философией и наукой области знания как философские вопросы физики, математики, биологии, политики, социологии и многих других.
Философии присущи также черты, указывающие на ее сходство с искусством. Искусство — это образное освоение действительности, направленное на постижение эстетического в самой действительности. Природа искусства отражательно-выражательная. Философские произведения носят, как и в искусстве, личностный характер, они выражают переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, то и пониманий этого мира в философии множество. Как и в искусстве, результаты философствования также тесно связаны с индивидуальностью. Однако в философии в целом эмоциональный заряд меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, что дает основание говорить о философии как об искусстве. Родственность философии и искусства демонстрируется и таким фактом, что многие философские труды нередко обретали форму художественных произведений (у Платона, Камю, Ницше), а многие выдающиеся поэты и писатели (Пушкин, Толстой, Достоевский) были философами-мыслителями. Однако, философия состоит не из художественных образов, а философем. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно — значимого. И философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который не отменяет их своеобразия и самостоятельности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.