Возрождение (Ренессанс) — (от франц. Renaissance) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы: в Италии — XIV—XVIвв., в других странах — конец XV—XVIвв. В это время в социальной и духовной жизни Европы происходит ряд крупных изменений: рушатся феодальные отношения и зарождается капита-листическое производство, создаются национальные государства и закладываются основы мирового рынка. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги, огнестрельное оружие, Колумб открывает Америку и др. Возникают география и картография как научные дисциплины, появляется научная анатомия, медицинская химия, огромных успехов достигает астрономия. Но самое главное — была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.
Философия эпохи Возрождения актуализировала античные традиции активно—деятельностного образа в индивидуальном и общественном бытии человека. Вместе с тем это было не простое воскрешение античных идей, а своеобразный синтез важнейших достижений предшествующих эпох и современных реалий, связанных с анализом человеческой духовности. Это предопределило гумани-стическую и антропологическую направленность философской мысли, которая в своем развитии имеет три периода, названные по ее главенствующим тенденциям.
Гуманистический период (сер. XIV — сер. XVвв.) противопоставил средневековому теоцентризму и схоластике интерес к человеку. Этот период был очень важным с точки зрения воздействия на всю последующую историю европейской философии. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли. Возрожден-ческий гуманизм открыл эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть ее служанкой, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего свободный диалог в движении к истине. У истоков гуманизма стояли Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень и др.
Неоплатонический период (сер. XV — нач. XVIвв.), для которого характерна постановка и разработка, в основном, онтологической проблематики. Это прежде всего возрождение античной идеи тождества микро и макрокосмоса, растворения природного универсума в Мировой душе, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной. Яркие представители — Джованни Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Джордано Бруно. Этих философов объединял пантеизм, отождествление Бога и природы, идея «совечности» миру и слияние с законом «естественной необходимости».
Натуралистический период (XV — нач. XVIвв.) — представлен выдающимися учеными своего времени — Леонардо да Винчи, Коперником, Дж. Бруно, И. Кеплером, Парацельсом и др. Этим мыслителям был свойственен естественнонаучный подход в понимании мира, попытки переосмысления философских оснований и поиски новой космологии. Космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.
Черты, присущие философии Возрождения.
1. Гуманизм (от лат. humanus — человечность) — воззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие.
2. Антропоцентризм (от греч. anthropos — человек и центр) — новый взгляд на человека и его место в картине мироздания. Центром вселенной объявляется не Космос, как в Античности, и не Бог, как в Средние века, а Человек. Именно Бог согласно Джованни Пико дела Мирандола, помещает туда человека, ибо в человеческой природе слиты воедино божественное начало с земным. Человек характеризуется единством души и тела, высокой активностью в познании, преобразовании и освоении внешнего мира, максимальной реализацией своих потенциальных возможностей.
3. Пантеизм (от греч. pan — все и teos — бог) — философское учение, отождествляющее Бога и мир. Творец (Бог) и творение (мир ) — суть одно и то же. Бог «сливается» с природой, она — отражение, явленность Бога. Тем самым, природа воспринимается равной Богу, со-вечной ему. Принцип пантеизма приводит к переосмыслению места человека в мире: так как человек — часть природы, то он из существа земного, телесного, конечного превращается во «второго Бога», обладающего безграничными возможностями, творческими способностями и всесторонней активностью.
4. Философия начинает взаимодействовать с естествознанием (гелиоцентрическая система Н. Коперника, идеи бесконечной Вселенной, множественности миров Дж. Бруно, теории закономерности движения планет Г. Галилея и И. Кеплера). Она отражает не только стремление человека познать природу, но и его желание практически освоить природную реальность.
5. Осуществляется секуляризация философии, т. е. происходит ее освобождение от теологии и церковной догматики. Знание, в том числе и философское, обретает светский характер.
6. Политическая мысль развивается в двух направлениях: республиканское, сочетавшее идеи городских вольностей суверенитета (М.Монтень) и абсолютистское, обосновывающее необходимость сильной монархической власти (Н. Макиавелли, Ж. Боден)
Появляются первые социальные утопии, в которых были представлены принципы идеального общественного устройства (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Все это в совокупности изменило взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии. Для этой эпохи свойственно как бы второе рождение идей античной философии. Обращаясь к человеку, стихийно-материалистические тенденции возродились на новой историко-культурной почве, обогащенной влиянием средне-вековой арабской культуры, становлением и укреплением наряду с монастырскими школами университетской науки, а также под влиянием потребностей общественно-исторической практики, дав мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания нового времени.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 333.