Специфика и круг проблем философии Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Возрождение (Ренессанс) — (от франц. Renaissance) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы: в Италии — XIV—XVIвв., в других странах — конец XV—XVIвв. В это время в социальной и духовной жизни Европы происходит ряд крупных изменений: рушатся феодальные отношения и зарождается капита-листическое производство, создаются национальные государства и закладываются основы мирового рынка. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги, огнестрельное оружие, Колумб открывает Америку и др. Возникают география и картография как научные дисциплины, появляется научная анатомия, медицинская химия, огромных успехов достигает астрономия. Но самое главное — была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Философия эпохи Возрождения актуализировала античные традиции активно—деятельностного образа в индивидуальном и общественном бытии человека. Вместе с тем это было не простое воскрешение античных идей, а  своеобразный синтез важнейших достижений предшествующих эпох и современных реалий, связанных с анализом человеческой духовности. Это предопределило гумани-стическую и антропологическую направленность философской мысли, которая в своем развитии имеет три периода, названные по ее главенствующим тенденциям.

Гуманистический период (сер. XIV — сер. XVвв.) противопоставил средневековому теоцентризму и схоластике интерес к человеку. Этот период был очень важным с точки зрения воздействия на всю последующую историю европейской философии. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли. Возрожден-ческий гуманизм открыл эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть ее служанкой, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего свободный диалог в движении к истине. У истоков гуманизма стояли Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень и др.

Неоплатонический период (сер. XV — нач. XVIвв.), для которого характерна постановка и разработка, в основном, онтологической проблематики. Это прежде всего возрождение античной идеи тождества микро и макрокосмоса, растворения природного универсума в Мировой душе, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной. Яркие представители — Джованни Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Джордано Бруно. Этих философов объединял пантеизм, отождествление Бога и природы, идея «совечности» миру и слияние с законом «естественной необходимости».

Натуралистический период (XV — нач. XVIвв.) — представлен выдающимися учеными своего времени — Леонардо да Винчи, Коперником, Дж. Бруно, И. Кеплером, Парацельсом и др. Этим мыслителям был свойственен естественнонаучный подход в понимании мира, попытки переосмысления философских оснований и поиски новой космологии. Космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

Черты, присущие философии Возрождения.

1. Гуманизм (от лат. humanus человечность) воззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие.

2. Антропоцентризм (от греч. anthropos человек и центр) — новый взгляд на человека и его место в картине мироздания. Центром вселенной объявляется не Космос, как в Античности, и не Бог, как в Средние века, а Человек. Именно Бог согласно Джованни Пико дела Мирандола, помещает туда человека, ибо в человеческой природе  слиты воедино божественное начало с земным. Человек характеризуется единством души и тела, высокой активностью в познании, преобразовании и освоении внешнего мира, максимальной реализацией своих потенциальных возможностей.

3. Пантеизм (от греч. pan — все и teos — бог) философское учение, отождествляющее Бога и мир. Творец (Бог) и творение (мир ) — суть одно и то же. Бог «сливается» с природой, она — отражение, явленность Бога. Тем самым, природа воспринимается равной Богу, со-вечной ему. Принцип пантеизма приводит к переосмыслению места человека в мире: так как человек — часть природы, то он из существа земного, телесного, конечного превращается во «второго Бога», обладающего безграничными возможностями, творческими способностями и всесторонней активностью.

4. Философия начинает взаимодействовать с естествознанием (гелиоцентрическая система Н. Коперника, идеи бесконечной Вселенной, множественности миров Дж. Бруно, теории закономерности движения планет Г. Галилея и И. Кеплера). Она отражает не только стремление человека познать природу, но и его желание практически освоить природную реальность.

5. Осуществляется секуляризация философии, т. е. происходит ее освобождение от теологии и церковной догматики. Знание, в том числе и философское, обретает светский характер.

6. Политическая мысль развивается в двух направлениях: республиканское, сочетавшее идеи городских вольностей суверенитета (М.Монтень) и абсолютистское, обосновывающее необходимость сильной монархической власти (Н. Макиавелли, Ж. Боден)

Появляются первые социальные утопии, в которых были представлены принципы идеального общественного устройства (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Все это в совокупности изменило взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии. Для этой эпохи свойственно как бы второе рождение идей античной философии. Обращаясь к человеку, стихийно-материалистические тенденции возродились на новой историко-культурной почве, обогащенной влиянием средне-вековой арабской культуры, становлением и укреплением наряду с монастырскими школами университетской науки, а также под влиянием потребностей общественно-исторической практики, дав мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания нового времени.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 333.