Развитие человеческой культуры — это целостный единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Таким образом, философия выступает, как самосознание культуры той или иной исторической эпохи. По выражению Гегеля и Маркса философия всегда была духовной квинтэссенцией эпохи. Универсальный характер философии определяет ее особую роль в духовной культуре, в жизни общества, являясь сердцевиной духовной культуры. Роль философии раскрывается в ее функциях. Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая дает человеку целостный взгляд на мир и позволяет ему определить свое место в этом мире. Гносеологическая функция ориентирует познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, а также самого себя. С помощью методологической функции формируется общий метод познания этого мира. Интеграционная функция философии позволяет воспринимать мир целостно, что помогает каждому специалисту видеть свою область знания в контексте общих мировых связей и, следовательно, более глубоко, т. е. на основе имеющихся знаний, выдвигать гипотезы разного рода и делать прогнозы о перспективах жизни общества и т. д.
В целом, философия, как способ духовно-практического освоения мира, является основой творческого потенциала личности. Становление и развитие философско-мировоззренческой культуры происходит в процессе специального овладения философией, ее проблематикой и историей.
Вопросы для самоконтроля
1) Что такое мировоззрение и какова его структура? Какие типы мировоззрения вы знаете?
2) В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?
3) Назовите предпосылки возникновения философии.
4) Почему для человека, живущего в мире разнообразного, важно иметь представление о Вселенной как целостной единой системе?
5) Какие из функций философии вы назвали бы основными?
6) Назовите те качества философских знаний, синтез которых делает философию наукой о мудрости.
7) Что такое онтология?
8) Что такое гносеология?
9) Какие, по вашему мнению, обстоятельства сыграли главную роль в постановке вопроса «Познаваем ли мир?»
10) Каково содержание антропологии? Кто является родоначальником этого философского направления?
11) Что такое аксиология?
12) Какую роль выполняет философия в системе наук?
Тестовые задания
Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.
1. Учение о Вселенной как о связном целом — это:
1) космогония;
2) космология;
3) космополитизм;
4) космизм.
2. Какая из форм мировоззрения составляет эмоционально-психологическую сторону на уровне настроений и чувств?
а) мировосприятие;
б) мироощущение;
в) миропонимание.
3. Правильно ли утверждение, что понятие «философия» охватывает более широкий круг явлений, чем понятие «мировоззрение»?
а) да;
б) нет.
4. Учение о бытии — это:
а) онтология;
б) аксиология;
в) гносеология.
5. Какие определения философии представляются вам наиболее точными?
а) Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления;
б) любовь к мудрости;
в) наука об отношении человека к природе; учение о мире в целом;
г) форма абстрактного мировоззрения;
д) учение о развитии культуры и духовности.
6. Какая из форм мировоззрения составляет познавательно-интеллектуальную сторону?
а) Миропонимание;
б) мировосприятие;
в) мироощущение.
7. Учение о познании — это:
а) онтология;
б) гносеология;
в) аксиология.
8. Включает ли философское мировоззрение наряду с познавательными еще и ценностные, и поведенческие аспекты?
а) Да;
б) нет.
9. Признаки философского мировоззрения:
а) наглядность;
б) максимальная общность;
в) абстрактность;
г) оценочный характер;
д) системность.
10. Укажите, какие суждения выражают позиции релятивизма?
а) Всякая истина абсолютна на все времена;
б) в каждой абсолютной истине есть элементы относительной истины;
в) все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного.
11. Какие из данных положений можно отнести к агностицизму?
а) Процесс познания бесконечен;
б) все наши знания только гипотезы и таковыми останутся;
в) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;
г) сущность вещей принципиально непознаваема;
д) наши знания о мире приблизительны.
12. Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий?
а) Метафизике;
б) эклектике;
в) софистике;
г) диалектике.
13. Правильно ли утверждение, что философия наряду с другими выполняет разделительную функцию?
а) Да;
б) нет.
Тематика рефератов
1. Философия, мировоззрение, культура.
2. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.
3. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.
4. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.
5. Философия и искусство.
6. Природа философских проблем. Динамика проблемного поля философии.
7. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения.
8. Философское знание в современном культурном многообразии.
9. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности.
10.Социальный статус и функции философии в современном мире.
11.Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
12.Философия и идеология.
13.Философия в эпоху виртуализации культуры.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 548.