Учение о герменевтичности бытия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хайдеггер начинал как феноменолог, поэтому в очередной раз в его философии воплощаются идеи учителя. Хайдеггер использует идею интерсубъективности, выраженную понятием "интенциональность". Язык как сказ о бытии есть первичный пласт, который вводит человека в бытие. Язык, по Хайдеггеру, – не функция человека, не свойство бытия, но событие (субъект) бытия. Хайдеггер противопоставляет термин "событие" традиционному понятию философии "субъект": "событие" понимается как со-бытие, сосуществующее бытие – языка и человека во времени. Событие есть временное совершение языка, осуществление языка через человека. В этом состоит языковость бытия. Человек не создает слово каждый раз, когда говорит: слово есть вестник бытия-времени, с помощью слова человек прислушивается к бытию.

За словом "вестник" еще в древнегреческой мифологии и ранней философии стоял Гермес, сын Зевса и Майи, считавшийся самым красноречивым богом и всегда находивший выход из любого положения,– качества, которые сделали Гермеса послом и вестником богов. Как посол, Гермес сообщал людям волеизъявление богов, а как вестник, приносил информацию богам из мира людей. Поэтому и язык, по Хайдеггеру, герменевтичен. Язык приносит весть от самого бытия, язык говорит "на языке" бытия, следовательно, бытие тоже герменевтично. Но бытие не дано услышать всем, поскольку, как было сказано в самом начале повествования о Хайдеггере, не все задумываются о бытии, о смысле человеческого существования и истине бытия. Бытие дано услышать и понять только поэтам. Поэт не считает себя творцом, он, прислушиваясь к бытию, говорит от имени бытия.

Язык есть язык бытия так же, как облака есть облака неба. Язык способствует пониманию человеком своего бытия. Понимание содержит в себе возможность интерпретации, но интерпретации подвергается не текст, не язык, а само бытие-в-мире человека. Конституирующий момент бытия-в-мире – это речь.

Речь понимается Хайдеггером как язык в его осуществлении, как живая речь, т.е. наряду с элементами естественного языка – лексикой и грамматикой, составной частью речи являются интонация и молчание. Чтобы понять себя, свое бытие, которое только и может быть истиной бытия, необходимо прислушаться к языку, к речи.

Опять вслед за Гуссерлем, Хайдеггер различает явление и феномен молчания и ставит вопрос о диалектике молчания (феномен) и немоты (явление). Только в настоящей речи может быть молчание, выражающееся смысловой паузой , а кто не умеет говорить о бытии, тот не умеет и молчать. Поэтому тот, кто молчит, может сказать больше, чем тот, который говорит много. Молчание о бытии как понимание бытия только и является прологом к разговору. Многословие, наоборот, может придать мнимую ясность, считает Хайдеггер,– мысль, которая отражена в пословицах и поговорках, например: "краткость – сестра таланта".

Язык, поскольку он раскрывает истину бытия, является предпосылкой понимания. Именно из языка черпает человек предварительное понимание о бытии , о самом себе. Язык, поэтому, описывает круг предпонимания , т.е. предварительного понимания истины бытия, такого бытия, из которого нет необходимости выходить. Требование поиска выхода из круга связано, как считает Хайдеггер, с неправильным пониманием бытия, с интерпретацией бытия как сущего. Бытие человека, языка, мира в целом, есть событие (со-бытие). Это – не изолированные миры-субстанции. Это – горизонты, в точке пересечения которых в каждый момент времени появляется просвет бытия как Истины. Бытие человека как Истины есть "четвероякая" (*), на все стороны света, открытость. Бытие человека как Истины есть "Вот-бытие".

* Четвероякость означает характер установки по каждому из следующих четырех пунктов:

  1. "способом, каким человек как человек является самим собой, зная притом самого себя;
  2. проекцией сущего на бытие;
  3. ограничением существа истины сущего;
  4. тем, откуда человек каждый раз берет и каким образом он задает "меру" истине сущего" [4; 262].

Литература для самостоятельной работы

  1. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления.– М.:Республика,1993
  2. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества.– М.:Высшая школа,1991
  3. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе.– М.:ИПЛ,1991
  4. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов.– М.:Прогресс,1988
  5. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов.– М.:Прогресс,1988
  6. Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки, 1989.– № 4. С.88–
  7. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии, 1990.– № 7.– С. 143-176.
  8. Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки // Логос,1991.– № 2. С.56-68.
  9. Круглый стол: философия М.Хайдеггера // Логос,1991.– № 2. С.69-108.
  10. Философский энциклопедический словарь.– М.:Советская энциклопедия, 1983.– С.753.
  11. Современная западная философия. Словарь.– М.: ИПЛ, 1991.– С.365-367.
  12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.– Т.4. От романтизма до наших дней.– СПб.:Петрополис, 1997.– С.387-396.
  13. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии, 1992.– № 8.-С. 145-157.

Вопросы для самопроверки знаний

  1. Что понимает М.Хайдеггер под "экзистенцией" человека?
  2. Чем истинное бытие человека отличается от человека как сущего?
  3. Какие проблемы высвечивает М.Хайдеггер, говоря о языковости бытия? О герменевтичности бытия?

 

 

ФИЛОСОФИЯ ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА
И ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.