II этап. Знакомство и первоначальное изучение предмета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопед дает возможность практическим способом изучить пред­мет, который в дальнейшем станет предметом описательной речи.


III этап. Знакомство с сенсорно-графической программой ис­следования предмета.

Логопед предлагает детям графическую модель описания, ко­торая одновременно является и программой исследовательской деятельности (схема 17).

Графическая запись структуры исследовательской деятель­ности включает в себя три части (справа налево):

— первая часть представляет собой перечень символов, обо­значающих сенсорный канал, по которому мы «ищем» тот или иной признак;

— вторая часть представляет собой перечень признаков;

— третья часть — изображение самого предмета.
Принципиально важным является наличие в графической

схеме первой части, которая призвана произвольно регулировать исследовательскую деятельность детей. Она отражает естествен­но-генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсор­ные каналы: зрительный, тактильный осязательный, слуховой. В связи с этим первая часть модели включила соответствующие символы — через символ «глаз» дети учились осознавать и выде­лять признаки цвета, формы, величины, фактуры (блестящий, матовый и т.д.), места нахождения, способа передвижения; через символ «рука» — фактурные качества предмета (твердый, мяг­кий, гладкий, легкий и т.д.); через символ «рот» — вкусовые ощу­щения (сочный, кислый, пресный и т.д.); через символ «нос» — обонятельные ощущения (ароматный, душистый) и т.д.

Структура сенсорнографической программы

Для обозначения логических признаков, т.е. отнесенности предмета к определенной группе предметов или к месту, можно использовать или сводное изображение различных групп (иг­рушки, животные, фрукты) или сюжетные картинки (сад — ого­род). По мере развития исследовательской деятельности детей конкретные изображения целесообразно заменять более абст­рактными символами, например, введение знаков + — ?, обо­значающих признаки «польза» — «вред», отнесенность предмета к определенной логической группе.

В процессе организации исследовательской деятельности по выявлению признаков предмета принципиально важным явля­ется вертикальное, а не горизонтальное, расположение графиче­ской схемы, т.к. ее вертикальное расположение полностью соот­ветствует смысловому устройству описательного рассказа.

Очень важно организовать первоначальный этап работы де­тей как систему формирования умственных действий с опорой на материализованные действия.


 


 

 

   Опираясь на эту графическую программу, дети последовательно выбирают из ряда предложенных маркеров тот, который символи­зирует определенный признак предмета. Например, определение формы предмета осуществляется детьми первоначально на матери­але конкретных геометрических изображений:  квадрат, овал, круг, полукруг и т.д. Нужную фигурку дети помещают в соответ­ствующее окно сенсорно-графического плана. Далее, выбрав нужную форму, например, овал для описания «сливы», дети сре­ди овальных фигурок разного цвета находят ту, цвет которой со­ответствует данному предмету. Подобная работа проводится и при поиске остальных качеств предмета. Стрелками обозначает­ся отнесенность признака к предмету. Более того, логопед объяс­няет, что каждая стрелка называет определенное слово. Этот компо­нент графической схемы создает базу для проведения в дальнейшем словарной работы.

    IV этап. Словарная работа.

Логопед предлагает детям назвать последовательно все слова-стрелки, параллельно отрабатывая семантическую, слоговую и грамматическую структуру слов. Предлагая называть слова в раз­личной последовательности, мы имеем хорошую возможность раз­вивать объем словесной памяти, а также возможность дифферен­цированного выбора слова по указанию на ту или иную стрелку.

V этап. Составление рассказа с опорой на графический план.

Сенсорно-графическая программа наглядно показывает де­тям, что от перестановки порядка признаков последовательность рассказа не нарушается, в нем не возникает смысловых пробелов («дырок»), какие возникают при перестановке частей повество­вательного рассказа. С этой целью логопед организует действия на перестановку элементов графического плана, убеждающие детей, что от изменения порядка предложений при описании предмета рассказ не «рассыпается».

   Для того чтобы у детей не сформировалось представление о том, что последовательность выбора признаков всегда одинакова, лого­пед включает в занятия по развитию речи прослушивание текстов, характеризующихся различной последовательностью описания.

Хороший результат дает сопоставление двух вариантов сооб­щения: описательного рассказа с неполным набором признаков (некомплектный вариант) и рассказа с полным набором призна­ков, в результате чего дети подходят к выводу о том, что предмет Можно узнать только тогда, когда в речи представлены все или большинство его характеристик. В случае неполноты, недоста­точности набора признаков, слушателю становится неясно, не­понятно, о каком предмете говорится. Например:

                                                                                                                           121

 

 


Описание с неполным набором признаков Описание с полным набором признаков
Наш корабль пробирался между льдинами. Я стоял на корме. Вдруг слышу, что-то как плеснет у самого борта. Смот­рю — какое-то чудовище плавает за бортом. То отплывет, то при­близится и тяжело-тяжело взды­хает. Всю ночь оно за кораблем плыло и вздыхало. А на рассвете я разглядел: голова у него тупая, длинная — ни у одного зверя та­кой нет, глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды ее вы­сунет, фонтан выпустит и опять уйдет под воду. Потом он отстал от корабля, но фонтан его еще долго был виден между льдами. Наш корабль пробирался между льдинами. Я стоял на корме. Вдруг слышу, что-то как плеснет у самого борта. Смот­рю — какое-то чудовище пла­вает за бортом. То отплывет, то приблизится и тяжело-тяжело вздыхает. Всю ночь оно за ко­раблем плыло и вздыхало. А на рассвете я разглядел: голова у него тупая, длинная — ни у од­ного зверя такой нет, глазки крошечные. (по Г. Снегиреву)

Если тексты первых сопоставительных упражнений включа­ют достаточно значительный фрагмент повествования, то в даль­нейшем структура предъявляемых детям текстов изменяется. В ней сокращается повествовательная часть и более объемным становится описание. Например:

 

Текст с неполным набором признаков Текст с полным набором признаков
Вошел я ранним утром в лес и вижу: на дереве сидит птица. У этой птицы небольшое туло­вище, два острых длинных крыла и короткий клюв. Сама она серого цвета, но немногие видели эту птицу — ведь она обычно прячется в густой лист­ве высоких деревьев. Вошел я ранним утром в лес и вижу: на дереве сидит птица. У этой птицы небольшое туло­вище, два острых длинных крыла и короткий клюв. Сама она серого цвета, но немногие видели эту птицу — ведь она обычно прячется в густой лист­ве высоких деревьев. Спрятавшись в чаще вет­вей, она распевает свою всем знакомую песенку: ку-ку, ку-ку. Птица эта гнезда не вьет, а под-кладывает яйца в чужие гнезда. (по Г. Скребицкому)

Аналогично строится логопедическая работа по обучению описанию явлений природы по теме «Времена года». В данном случае компонентный состав графической схемы несколько ви­доизменяется. Изменения вносятся в содержание символиче­ских изображений, перечень которых сводится к следующим: «солнце», «небо», «земля», «деревья», «люди», «звери», «птицы», как указано на схеме 18.

Второй тип логопедического занятия по формированию навы­ков описательной речи.







Дата: 2018-11-18, просмотров: 389.