Любовь — активная заинтересованность в жизни и в развитии того, что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви — к ответственности. Быть «ответственным» — значит быть в состоянии и готовности «отвечать». Любящий человек чувствует себя ответственным за всех ближних, как за самого себя. Ответственность в отношениях между матерью и ребенком побуждает мать к заботе, главным образом, о физических потребностях ребенка. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.
Она могла бы легко выражаться в желании превосходства и господства, если бы не было компонента любви — уважения. Уважение — страх и благоговение. Оно означает способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Оно существует только на основе свободы, так как любовь — дитя свободы, а не господство.
Любовь очень разнородна, она включает в себя не только разные виды и их подвиды, но и то, что можно назвать формами любви, ее модусами. Видами любви являются, например, любовь к ближнему и эротическая любовь. Формами проявления любви к ближнему служат любовь к детям, любовь к родителям, братская любовь; модусами являются любовь мужчины и любовь женщины, любовь северянина и любовь южанина, любовь средневековья и любовь современная. Можно говорить просто о любви к ближнему; можно говорить более конкретно о любви к детям или, еще более конкретно, об отцовской, материнской любви.
Одним из модусов человеческого существования является страх — психическая реакция, связанная с предчувствием опасности. В то же время внутренняя «логика» страха построена на определенном дисбалансе знания и незнания: мы знаем источник опасности, но не можем быть уверены в возможности благополучного исхода. Страшит всегда что-то непонятное, незнакомое, другое, однако собственно страх возникает в ситуации угадывания во враждебном объекте чего-то ранее известного, пугающего. Примечательно, что человека, лишенного страха, называют безрассудным, так как когда ничего не знаешь и ничего не имеешь, можно позволить себе ничего не бояться. Неслучайна особая притягательность страха, покоящаяся на естественном любопытстве узнать и понять неизвестность, сделать ее своей и, тем самым, развенчать как что-то пугающее и тревожное.
Страх и стремление к его преодолению становятся мощным креативным импульсом культуры. По мнению О. Шпенглера, благодаря страху перед неразведанным пространством возникают города и декоративно-монументальное искусство; по мнению просветителей, страх перед природой создал богов и т. д. Человечество живет, преодолевая старые страхи и создавая новые. За различными культурно-историческими фетишами страха можно рассмотреть один неизменный сюжет, оправдывающий страх как таковой, — страх перед смертью. Несмотря на свою повсеместность, смерть выступает как принципиально недоступная для человеческого познания terra incognito — непонятность, которая создает не только богатую мифологическую традицию, но и питает наиболее глубинный, экзистенциальный человеческий страх.
Феноменами, помогающими преодолеть страх, являются агрессия и смех. Агрессия как спонтанная реакция, связанная с «жаждой разрушения» (З. Фрейд), в конечном итоге определяется борьбой за собственное существование и собственное «я». Смех как специфическая реакция на комическую ситуацию укоренен в особом пафосе жизни, дающей человеку право и привилегию радоваться, несмотря на смерть и побеждая страх. Сходные функции психологической разрядки выполняет плач, являющийся естественной альтернативой смеха («смеха-тела»). Трагическое и комическое в равной степени несут в себе элемент катарсиса, обновления, возникающего из чувства сопричастности чему-то более универсальному и значимому. Антитезой «смеха-ума» является стыд, иногда определяемый как страх быть осмеянным. Он также, как и смех, амбивалентен, проявляясь как на уровне спонтанной психической реакции, так и на уровне возможной «внешней» оценки ситуации, ее рациональной рефлексии.
Наиболее мощным жизнеутверждающим фактором в комплексе модусов человеческого существования является эрос. Эрос выступает своеобразным индикатором жизненных сил в целом, проявляющихся в неистребимой жажде желать, любить, хотеть. Изначальная направ-ленность эроса ориентирована всегда на что-то внешнее, где избранный объект стремления необходимо приблизить и сделать своим, что делает эрос мощной интегративной силой. Не случайно в древних космологиях любовь понималась как единое организующее начало Универсума, собирающее космос в целый организм и придающее ему жизнь. В отличие от организующего порядка Логоса ее сила принципиально иррациональна. Платон, например, состояние влюбленности отождествлял с манией, одержимостью, когда трезвые доводы рассудка отступают перед энергетикой желания.
Однако, как правило, именно эрос задает конкретную направлен-ность человеческих действий, вносит смысл в отдельные поступки, будучи сам подчинен исключительно инстинкту жизни и самосохранения. Особый статус эроса в культуре определяется его творческими возможностями. Устремляя человека к чему-то неположенному, временно недоступному, он преобразует как самого человека, заставляя его становиться лучше, так и вожделенный объект, раскрывая его новые грани. Эрос дает как бы первичный импульс любому творческому акту, вне зависимости от преследуемой цели (другой человек, истина, власть, благо и т. п.). По своей направленности эрос противоположен феномену агрессии, которая ориентируется не на созидание, а на разрушение. Эти явления взаимно дополняют и уравновешивают друг друга, поскольку создание нового неизменно предполагает разрушение старого. Нарушение баланса этих двух сторон сопряжено с серьезной опасностью для существования личности или культуры.
Вопросы для самоконтроля
1. «Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но
он — тростник мыслящий» (Б. Паскаль). В чем слабость и достоинство человека? Ответьте, опираясь на высказывания Б. Паскаля.
2. Л. Фейербаху принадлежит следующая мысль: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе… Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия Я и Ты». Как Вы понимаете это определение сущности человека?
3. Утопист Р. Оуэн на вопрос «В чем состоит счастье человека?» отвечал:
«В приятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей». Совпадает ли его утверждение с Вашим мнением о счастье?
4. В чем смысл понятия «отчуждение»? Каковы причины отчуждения человека в обществе?
5. Как Вы относитесь к словам Н. А. Бердяева: «Судьба неповторимой индивидуальности не вмещается ни в какое мировое целое»?
6. Как понимать выражение Ж. П. Сартра: «Выбирая себя, я выбираю других»?
7. Чем обусловлен «антропологический поворот» в философии XXв.?
Тестовые задания
Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.
1. Условие становления человека как личности, фигурирующее в высказывании немецкого философа XIX в. Г. Геккеля о том, что истинная личность всегда не завершена в ее самосознании:
а) соответствие содержания человека социальным условиям его существования;
б) креативность (самотворение) человека;
в) изменение человека с возрастом.
2. Философ, который ввел в научный оборот понятие «жизненный мир»:
а) Ф. Ницше;
б) Б. Спиноза;
в) К. Маркс;
г) Э. Гуссерль.
3. Характерные черты повседневного, обыденного мира человека:
а) конкретность;
б) научная рациональность;
в) прагматичность;
г) эмпиризм;
д) обыденное сознание.
4. Основные экзистенциальные проблемы:
а) смерть;
б) смех;
в) гипотеза;
г) истина;
д) психика; труд; свобода; счастье.
5. Направления в философии XXв., сделавшие экзистенциональные проблемы бытия человека объектом специального анализа:
а) психоаналитическая традиция;
б) неомарксизм;
в) экзистенциализм;
г) структурализм;
д) персонализм.
6. Признаки деятельности человека, которые являются системообразующими:
а) форма приспособления человека к природной среде;
б) целеполагание или постановка определенной цели;
в) специфически человеческая форма отношения к окружающему миру;
г) преобразование внешнего мира;
д) наличие соответствующих мотивов.
7. Факторы, которые являются определяющими в формировании характера человека:
а) общественная среда;
б) самовоспитание;
в) наследственность.
Дополните фразу.
8. Антропологический кризис включает три основные составляющие: кризис духовный, кризис душевный, ________ .
а) Кризис моральный;
б) кризис национальный;
в) кризис телесный;
г) кризис культурный.
Тематика рефератов
1. Феномен человека и основные подходы к его постижению в философии и науке.
2. Происхождение человека. Научные и философские концепции антро-погенеза.
3. Биологическое и социальное в человеке.
4. Телесность и духовность в человеке.
5. Человек в системе социальных коммуникаций.
6. Проблема создания синтетической концепции человека.
7. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
8. Бессмертие человека: мечта или реальность.
9. Проблема смысла и предназначения человека.
10. Жизнь, счастье, любовь — ценности человеческого бытия.
11. Свобода и ответственность как экзистенциальные характеристики бытия человека.
12. Игра как феномен человеческого бытия.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.