Наука — это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о самом человеке.
Она имеет несколько аспектов: деятельностный, системный и институциональный. Наука — это:
а) форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи;
б) творческая деятельность по получению нового знания и преобразованию действительности;
в) явление социально-исторической деятельности, складывающееся на протяжении всего периода существования человечества;
г) форма научной деятельности, особенностями которой являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплини-рованность, демократизм, коммуникабельность;
Наука — единая, взаимосвязанная, развивающаяся система знаний о ее законах. Как система, наука представляет собой целостность и завершенность ее элементов. Простейшими элементами научного знания выступают понятия, между которыми устанавливаются логические связи. Наука имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внешний состоит в том, что наука входит в более широкую систему — культуру. Будучи ее элементом, она взаимодействует с другими ее элементами: философией, этикой и др. Внутренний аспект означает, что научное знание всегда структурировано в соответствии с определенными предметными областями: математикой, естествознанием, историей и др. В свою очередь, каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в естествознание входит: механика, физика, химия, биология и др. Все науки можно разделить на два типа: фундаментальные (без опоры на практику) и предметные, знание которых применяют в производстве. Вместе с тем границы между различными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.
Наука как социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др.
В настоящее время развивается такая дисциплина как философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятель-ности, структуру и динамику знания, его логико-методологические аспекты и др.
Впервые концепцию науки как института разработал Р. Мертон (1968). В состав науки он включал: 1) систему ценностей и норм научной деятельности; 2) систему обмена знаниями между государством и научным ее сообществом. В настоящее время наука как социальный институт представляет собой: во-первых, ассоциацию индивидов научных сообществ, как формальных, так и неформальных, организованных и неорганизованных; во-вторых, специфичную профессиональную деятельность, общественное занятие; в-третьих, определенную систему коммуникаций; в-четвертых, это определенную систему ценностей, которые исповедует наука; в-пятых, систему учреждений, которые обеспечивают подготовку и функционирование научных кадров; в шестых, систему, которая выполняет определенные социальные функции.
На вопрос, когда возникла наука и какие стадии в своем развитии прошла, однозначного ответа нет. Наука возникла тогда, когда человечество встало перед необходимостью перейти от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, выявлению закономерностей. В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и науки в собственном смысле слова. На первой стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты в познании замещаются идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колышков, позволяющих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.
Переход к собственно науке связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой.
Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов с последующей экспериментальной проверкой гипотез, утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии науки было формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем пошло становление социальных наук. Каждый из этих этапов имел свои социокультурные предпосылки.
Первый образец математической теории (эвклидова геометрия) возник в контексте античной культуры, с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условий получения истины.
Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в результате культурных сдвигов, осуществившихся в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения.
Становление технических и социальных наук было связано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами.
На каждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию. Во всех развитых науках складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими для них методами и формами знания.
К середине XIXв. формируется дисциплинарная организация наук, возникает система дисциплин со сложными связями между ними. Каждая из наук (математика, физика, химия, биология, технические и социальные науки) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философско-мировоз-зренческие основания.
Как социальный институт наука начала оформляться в XVII—XVIIIвв., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. В XXв. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целена-правленную подготовку кадров. В процессе исторического развития науки менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В XIXв. к мировоззренческой функции добавилась функция — быть производительной силой.
В первой половине XXв. наука стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности.
В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества.
В этой связи переосмысливаются и функции науки. Ее доминирующее положение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией. Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.