Понятие науки и ее эволюция. Возможности и границы науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука — это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действи­тельности, о самом человеке.

Она имеет несколько аспектов: деятельностный, системный и институциональный. Наука — это:

а) форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи;

б) творческая деятельность по получению нового знания и преобразованию действительности;

в) явление социально-исторической деятельности, складывающееся на протяжении всего периода существования человечества;

г) форма научной деятельности, особенностями которой являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплини-рованность, демократизм, коммуникабельность;

Наука — единая, взаимосвязанная, развивающаяся система знаний о ее законах. Как система, наука представляет собой целостность и завершенность ее элементов. Простейшими элементами научного знания выступают понятия, между которыми устанавливаются логические связи. Наука имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внешний состоит в том, что наука входит в более широкую систему — культуру. Будучи ее элементом, она взаимодействует с другими ее элементами: философией, этикой и др. Внутренний аспект означает, что научное знание всегда структурировано в соответствии с определенными предметными областями: математикой, естествознанием, историей и др. В свою очередь, каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в естествознание входит: механика, физика, химия, биология и др. Все науки можно разделить на два типа: фундаментальные (без опоры на практику) и предметные, знание которых применяют в производстве. Вместе с тем границы между различными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Наука как социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др.
В настоящее время развивается такая дисциплина как философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятель-ности, структуру и динамику знания, его логико-методологические аспекты и др.

Впервые концепцию науки как института разработал Р. Мертон (1968). В состав науки он включал: 1) систему ценностей и норм научной деятельности; 2) систему обмена знаниями между государством и научным ее сообществом. В настоящее время наука как социальный институт представляет собой: во-первых, ассоциацию индивидов научных сообществ, как формальных, так и неформальных, организованных и неорганизованных; во-вторых, специфичную профессиональную деятельность, общественное занятие; в-третьих, определенную систему коммуникаций; в-четвертых, это определенную систему ценностей, которые исповедует наука; в-пятых, систему учреждений, которые обеспечивают подготовку и функционирование научных кадров; в шестых, систему, которая выполняет определенные социальные функции.

На вопрос, когда возникла наука и какие стадии в своем развитии прошла, однозначного ответа нет. Наука возникла тогда, когда человечество встало перед необходи­мостью перейти от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, выявлению закономерностей. В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и науки в собственном смысле сло­ва. На первой стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объ­ектов, включенных в практическую деятельность, предска­зывая их возможные состояния. Реальные объекты в познании замеща­ются идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и от­ношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий. Такой харак­тер имели, например, геометрические знания древних егип­тян. Первые геометрические фигуры были моделями земель­ных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колыш­ков, позволяющих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помо­щью циркуля и линейки.

Переход к собственно науке связан с новым способом формирования идеальных объектов и их свя­зей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не не­посредственно из практики, а создаются в качестве абстрак­ций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве ги­потез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так воз­никает особое движение в сфере развивающегося теоретиче­ского знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической провер­кой.

Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теорети­ческого познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов с последующей экспери­ментальной проверкой гипотез, утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии науки было формирование техниче­ских наук как своеобразного опосредующего слоя знания меж­ду естествознанием и производством, а затем пошло становление социальных наук. Каждый из этих этапов имел свои социо­культурные предпосылки.

Первый образец математической теории (эвклидова геометрия) возник в контексте антич­ной культуры, с присущими ей ценностями публичной дис­куссии, демонстрации доказательства и обоснования как ус­ловий получения истины.

Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспери­ментальным исследованием, формировалось в результате культурных сдвигов, осуществившихся в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения.

Становление техниче­ских и социальных наук было связано с интенсивным индуст­риальным развитием общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребно­стей научного управления социальными процессами.

На ка­ждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию. Во всех развитых науках складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфически­ми для них методами и формами знания.

К середине XIXв. формирует­ся дисциплинарная организация наук, возникает система дис­циплин со сложными связями между ними. Каждая из наук (математика, физика, химия, биология, технические и со­циальные науки) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой ре­альности, специфику идеалов и норм исследования и харак­терные для нее философско-мировоз-зренческие основания.

Как социальный институт наука начала оформляться в XVII—XVIIIвв., когда в Европе возникли первые научные общест­ва, академии и научные журналы. В XXв. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий мно­гообразные типы объединения ученых, в том числе и круп­ные исследовательские коллективы, целенаправленное фи­нансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целена-правленную подготовку кад­ров. В процессе исторического развития науки менялись ее функ­ции в социальной жизни. В эпоху становления естествозна­ния наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В XIXв. к мировоззренче­ской функции добавилась функция — быть производитель­ной силой.

В первой половине XXв. наука стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и ре­гулируя различные виды человеческой деятельности.

В со­временную эпоху, в связи с глобальными кризисами возни­кает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества.
В этой связи переосмысливаются и функции науки. Ее доминирующее положение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией. Сего­дня важно органичное соединение ценностей научно-техноло­гического мышления с теми социальными ценностями, кото­рые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.