Этапы принятия управленческих решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
К. Киллен С. Янг М. Мескон Р. Юксвярав
1. Постановка 1. Определение   1. Определение
проблемы целей 1. Диагноз проблемы
2. Выявление организации проблемы 2. Выяснение
альтернатив 2. Выявление проблем 2. Формули рование основных
3. Выбор лучшей в процессе ограничений вопросов
альтернативы достижения и критериев 3. Разработка
4. Внедрение целей 3.Исследование проблем и постановка диагноза   для принятия решений альтернатив
решения в практику 4. Поиски   4. Выбор (альтернатив)
5. Проверка решения 3. Выявление 5. Внедрение
6 результата проблемы альтернатив 4. Оценка решения
  5. Оценка всех альтернатив 6. Согласование решений   альтернатив  
  7. Утверждение решений   5. Окончатель-  
  8. Подготовка к вводу решения 9. Управление ный выбор  
  применением решения 10. Проверка эффективнос­ти решения    

 

 

Управленческое решение может приниматься как единолично руководителем, так и в ходе группового обсуждения проблемы.

Принятие единого решения по определенным важным для группы вопро­сам — актуальная и сложная проблема для любой реальной малой группы. Группа не может существовать как целое, не вырабатывая общих подходов и мнений по различным насущным или принципиальным вопросам. Группо­вое мнение — это не результат группового компромисса, это наиболее опти­мальное для всей группы и каждого ее члена решение жизненно важной за­дачи.

Процесс принятия решений позволяет правильно понять, каким обра­зом формируется общее мнение в группе. В своей жизнедеятельности, раз­витии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требую­щими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных дейст­вий и составляет процесс принятия группового решения.

Процесс принятия групповых решений традиционно рассматривается в психологии с двух разных точек зрения: феноменологической и прагматической.

Первый, феноменологический, аспект — это изучение живого процесса принятия решений в реальных социальных группах: как этот процесс осу­ществляется (что происходит с индивидуальными точками зрения, какова эффективность групповых решений). В рамках этого подхода изучены раз­личные эффекты групповых обсуждений, соотношение индивидуальных и групповых выборов с точки зрения их эффективности.

Второй — прагматический — аспект связан с поиском ответа на практи­чески важный вопрос: как эффективно организовать процесс обсуждения и принятия групповых решений? В рамках этого аспекта разрабатываются различные технологии принятия групповых решений, стратегии целенаправ­ленного управления этими процессами.

Феномен «групповой поляризации» состоит в том, что в процессе дис­куссии, направленной на выработку значимого для группы решения, проис­ходит своеобразная экстремизация групповых мнений: они начинают тяго­теть к определенному выбору, крайним значениям шкалы предпочтений. Количество средних, промежуточных решений существенно сокращается. Данный эффект не связан с самой процедурой группового обсуждения, а пред­ставляет собой собственно групповой феномен, явление, вытекающее из осо­бенностей групповой динамики.

Суть феномена «сдвига к риску» сводится к тому, что групповое реше­ние оказывается более рискованным по сравнению со средними индивиду­альными решениями, принятыми до проведения группового обсуждения.

Феномен «огруппления мышления» часто имеет место в группах, рабо­тающих в кризисных, стрессогенных ситуациях, заставляющих членов груп­пы теснее сплачиваться вокруг групповых целей, отгораживаться от внеш­него мира. Групповое решение — термин, обозначающий (в основном в зарубежной психологической науке) склон­ность отдельных групп принимать экстремальные, не­реалистичные или неразумные решения.

Если группа представляет собой сплоченный коллек­тив, члены которого имеют сходные взгляды на обсуж­даемый предмет, а другие мнения отсутствуют, то веро­ятность экстремальных решений резко возрастает. Чле­ны группы могут игнорировать или искажать информа­цию, которая не согласуется с выбранной линией, а также выражают сильное неодобрение по отношению к несогласным. В конечном итоге складывается впечатле­ние, что решение принимается единогласно.

Групповое мышление может иметь далеко идущие со­циальные и политические последствия: в истории есть много примеров трагических ошибок, совершенных в результате подобных решений.

Способами принятия групповых решений являются:

Групповое интервью — сбор мнений членами группы по конкретному вопросу и оценка на этой основе сложившейся ситуации.

«Мозговой штурм» ~ свободный поиск всеми членами группы новых решений обсуждаемой проблемы (или решений новой проблемы).

Групповая дискуссия — метод группового выступления, позволяющий не только выявить весь спектр мнений членов группы и возможные пути ре­шения, но и найти общее групповое решение проблемы.

 

ТЕМА 3.2 Коммуникативная функция руководителя

Коммуникация в организации, их типология. Структура коммуникативного процесса, его этапы.Ошибки коммуникации. Причины плохих коммуникаций.

Принципы эффективных коммуникаций. Правила эффективных коммуникаций. Роль неформального общения в осуществлении коммуникативной функции руководителя.

Коммуникативное поведение руководителя: беседы, переговоры, совещания, публичные выступления.

Перцептивные процессы в коммуникативном поведении: стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия.

Аттракция в управленческом общении. Концепция управленческого общения А.Ю. Панасюка.

Коммуникация — а) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; б) линия или канал, соединяющие участников обмена информаци­ей; в) взаимодействие, с помощью которого инфор­мация передается и принимается; процесс передачи и приема информации. В процессе коммуникации осу­ществляются: взаимное влияние людей друг на дру­га; обмен различными идеями, интересами, настрое­ниями, чувствами.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфи­ческих особенностей:

♦ наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом вза­имное их информирование предполагает налажива­ние совместной деятельности);

♦ возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;

♦ коммуникативное влияние лишь при наличии еди­ной или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимаю­щего ее);

♦ возможность возникновения коммуникативных ба­рьеров (в этом случае четко выступает связь, суще­ствующая между общением и отношением).

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия—недоверия». По­добный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой.

Существуют средства, способствующие принятию ин­формации и ослабляющие действие фильтров. Совокуп­ность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространствен­ное или цветовое сопровождение речи.

Информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная ин­формация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Варианты стимулирования подразделяют на активи­зацию (побуждение к действию в заданном направле­нии), интердикцию (запрет нежелательных видов дея­тельности) и дестабилизацию (рассогласование или на­рушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявля­ется в форме сообщения и не предполагает непосред­ственного изменения поведения.

Коммуникативная структура организации — это совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существу­ющих как между ними самими, так и во внешней среде и отражающих концентрацию у них того или иного объе­ма различных сведений и знаний. Владение последни­ми — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обес­печивает ему в ней особую роль, дополнительные при­вилегии.

Коммуникативная подструктура во многом определя­ется не только функциональным положением члена груп­пы, но и его коммуникативным потенциалом, под кото­рым понимается готовность и способность, направлен­ные на самореализацию в процессе общения с другими людьми. При анализе информационных групповых свя­зей часто используют термин «коммуникативная сеть», подразумевая, что она может быть двух типов: центра­лизованной или децентрализованной.

Централизованные коммуникативные сети характе­ризуются тем, что в них один из членов группы нахо­дится в центре информационных потоков и играет клю­чевую роль в организации обмена информацией и меж­личностного взаимодействия. Через него осуществляет­ся общение остальных участников деятельности, кото­рые непосредственно между собой контактировать не могут. Децентрализованные сети отличаются прежде всего тем, что в них присутствует «коммуникативное равенство» всех членов малой группы, при котором каж­дый из них обладает одинаковыми со всеми остальны­ми возможностями принимать, передавать и перераба­тывать информацию, вступая в прямое общение с учас­тниками совместной деятельности.

Обращение к анализу существующих в малой группе коммуникативных сетей особенно важно в тех случаях, когда необходимо выяснить эффективность совместной деятельности или наличие негативного эмоционального фона во взаимоотношениях между ее членами. Кроме того, социально-психологические исследования показа- ли, что существуют четыре типа людей в зависимости от их коммуникативного поведения:

■ люди, стремящиеся к лидерству, которые стремят­ся осуществлять совместную деятельность, лишь под­чиняя себе других членов группы;

■ индивидуалисты, пытающиеся действовать в оди­ночку;

■ конформисты, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

■ коллективисты, которые стараются оптимизировать совместные усилия — они не только принимают пред­ложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Коммуникативные стили общения— это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:

1) доминантный (стратегия, направленная на сниже­ние роли других в коммуникации);

2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3) спорный (агрессивный или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);

6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);

8) воодушевленный (частое использование невербаль­ного поведения — контакт глаз, жестикуляция, движе­ние тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция открытого поощрения дру­гих и заинтересованность в их вкладе в общение);

10) открытый (представляющий стремление безбояз­ненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личнос­тные аспекты своего Я).

В процессе общения между руководителем и подчиненным, подчиненными могут возникать различные проблемы, одной из которых является когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс — состояние психи­ческого дискомфорта, вызванное одновременным нали­чием в психике субъекта противоречивых, логически несовместимых представлений, взглядов, взаимоисклю­чающих потребностей, мотивов деятельности, которые приводят порой к внутреннему конфликту. Так, идея честного служения Отечеству может сосуществовать с желанием и намерением осуществить незаконное дея­ние (например, нарушить присягу, отклониться от при­зыва в армию и т.д.).

Для когнитивного диссонанса свойственны следую­щие особенности:

♦ между интеллектуально-познавательными и всеми остальными элементами психики имеет место диссо­нанс, то есть неуравновешенность, противоречивость;

♦ существование диссонанса вызывает у человека стремление уменьшить его или хотя бы воспрепятствовать его дальнейшему увеличению;

♦ проявление данного стремления выглядит как:

а) не­доверчивое отношение к новой информации,

или б) пе­реосмысление прежней информации в новом ракурсе.

Сосуществование взаимоисключающих потребностей, мотивов в психике без ее перенапряжения, без патопси­хологических изменений возможно благодаря работе защитных механизмов. Преодоление когнитивного дис­сонанса может быть достигнуто и путем изменения пер­воначального мотива.

Термин введен американским психологом Л. Фестин-гером, под которым тот понимал способ преодоления амбивалентности чувств, активно проявляющий­ся в социальной и национальной психике. Так, у рус­ских по отношению к немцам на протяжении ряда по­колений проявлялись противоречивые чувства: от по­читания в XVII—ХVIII веках до ненависти в период Ве­ликой Отечественной войны. И на более поздних эта­пах истории в зависимости от конкретной, в том числе и политической, ситуации срабатывают те или иные архетипы, установки.

Эффект когнитивного диссонанса может использовать­ся в процессе оказания психологического воздействия. Для этого необходимо сначала спровоцировать сбои и перекосы в функционировании отдельных компонентов психики объекта воздействия. Динамическое равнове­сие между ними нарушится и он начнет переживать состояние когнитивного диссонанса. После этого можно побудить его к восстановлению нормального душевного равновесия, но за счет изменения своих прежних, при­вычных для него взглядов, убеждений и отношений, а затем и стереотипов поведения.

Обратная связь в процессе общения— особый процесс взаимонаправленных ответных действий индивидов, служащих интересам поддержания последующих взаимных контактов, в ходе которого осу­ществляется намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Можно выделить три основных функции обратной связи. Она выступает обычно:

1) регулятором поведения и действий человека;

2) регулятором межличностных отношений;

3) источником самопознания.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимо­действия людей и установления между ними устойчи­вых отношений. Обратнаясвязь может быть:

♦ вербальной (передаваемой в виде речевого сообще­ния);

♦ невербальной, то есть осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.;

♦ выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и от­сроченной во времени, она может быть ярко эмоцио­нально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным пере­живанием эмоций и ответных поведенческих реакций. В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать об­ратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность.

Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмо­ции, поступки и действия в соответствие с развертыва­ющимся процессом взаимоотношений.

Функции социального восприятия — это те роли, которые оно вы­полняет в процессе взаимодействия между людьми.

Обычно они сводятся к:

• познанию человеком самого себя, являющемуся начальной базой для оценки других людей;

познанию партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;

• установлению эмоциональных отношений, обеспе­чивающее выбор наиболее надежных или предпочти­тельных партнеров;

• организации совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наиболь­шего успеха.

Механизмы социального восприятия— это универсальные за­кономерности, в соответствии с которыми оно осуще­ствляется. Обычно под ними понимают:

а) социальную стереотипия;

б) социальную идентификацию;

в) социальную эмпатию;

г) социальную аттракцию;

5) соци­альную рефлексию;

6) каузальную атрибуцию

Аттракция— механизм социаль­ного восприятия (социальной перцепции), представля­ющий собой форму познания другого человека, осно­ванную на формировании устойчивого позитивного чув­ства к нему.

В этом случае понимание партнера по взаимодей­ствию возникает благодаря появлению привязаннос­ти к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных услови­ях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-положительное отношение. Происходит это следующим образом. Вся­кий сигнал, поступающий к человеку через его орга­ны чувств, может исчезнуть без следа, а может со­храниться, в зависимости от его значимости и эмо­ционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательно­го. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другим людям, говорит, что не знает, почему он относится так, а не иначе. Следовательно, если в процессе общения посылать партнеру сигналы таким образом, чтобы, во-первых, сигнал был эмоциональ­но значимым, во-вторых — его значение было поло­жительным; в-третьих, этот сигнал не осознавался, партнер будет утверждать, что общение было прият­ным и собеседник — человек к себе располагающий.

Приемы формирования аттракции не предназначены для того, чтобы в чем-то убедить или что-то доказать, а только для того чтобы расположить к себе партнера.

 

ТЕМА 3.3 Функция планирования

Планирование в структуре управленческой деятельности. Этапы процесса планирования.

Планирование и постановка целей. Понятие миссии организации, требования к ее формулировке. Психологические аспекты возникновения субъективных целей.

Эффективность деятельности при добровольном и принудительном целеобразовании.

Требование к целям: определенность, ясность, измеримость, достижимость, сроки выполнения, наличие ответственных.

Правила выработки целей: разведение целей и задач, достижение компромисса между общеорганизационными и индивидуальными интересами, определение оптимального уровня трудности, соблюдение временного и объемного оптимума.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 276.