К. Киллен | С. Янг | М. Мескон | Р. Юксвярав |
1. Постановка | 1. Определение | 1. Определение | |
проблемы | целей | 1. Диагноз | проблемы |
2. Выявление | организации | проблемы | 2. Выяснение |
альтернатив | 2. Выявление проблем | 2. Формули рование | основных |
3. Выбор лучшей | в процессе | ограничений | вопросов |
альтернативы | достижения | и критериев | 3. Разработка |
4. Внедрение | целей 3.Исследование проблем и постановка диагноза | для принятия решений | альтернатив |
решения в практику | 4. Поиски | 4. Выбор (альтернатив) | |
5. Проверка | решения | 3. Выявление | 5. Внедрение |
6 результата | проблемы | альтернатив 4. Оценка | решения |
5. Оценка всех альтернатив 6. Согласование решений | альтернатив | ||
7. Утверждение решений | 5. Окончатель- | ||
8. Подготовка к вводу решения 9. Управление | ный выбор | ||
применением решения 10. Проверка эффективности решения |
Управленческое решение может приниматься как единолично руководителем, так и в ходе группового обсуждения проблемы.
Принятие единого решения по определенным важным для группы вопросам — актуальная и сложная проблема для любой реальной малой группы. Группа не может существовать как целое, не вырабатывая общих подходов и мнений по различным насущным или принципиальным вопросам. Групповое мнение — это не результат группового компромисса, это наиболее оптимальное для всей группы и каждого ее члена решение жизненно важной задачи.
Процесс принятия решений позволяет правильно понять, каким образом формируется общее мнение в группе. В своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.
Процесс принятия групповых решений традиционно рассматривается в психологии с двух разных точек зрения: феноменологической и прагматической.
Первый, феноменологический, аспект — это изучение живого процесса принятия решений в реальных социальных группах: как этот процесс осуществляется (что происходит с индивидуальными точками зрения, какова эффективность групповых решений). В рамках этого подхода изучены различные эффекты групповых обсуждений, соотношение индивидуальных и групповых выборов с точки зрения их эффективности.
Второй — прагматический — аспект связан с поиском ответа на практически важный вопрос: как эффективно организовать процесс обсуждения и принятия групповых решений? В рамках этого аспекта разрабатываются различные технологии принятия групповых решений, стратегии целенаправленного управления этими процессами.
Феномен «групповой поляризации» состоит в том, что в процессе дискуссии, направленной на выработку значимого для группы решения, происходит своеобразная экстремизация групповых мнений: они начинают тяготеть к определенному выбору, крайним значениям шкалы предпочтений. Количество средних, промежуточных решений существенно сокращается. Данный эффект не связан с самой процедурой группового обсуждения, а представляет собой собственно групповой феномен, явление, вытекающее из особенностей групповой динамики.
Суть феномена «сдвига к риску» сводится к тому, что групповое решение оказывается более рискованным по сравнению со средними индивидуальными решениями, принятыми до проведения группового обсуждения.
Феномен «огруппления мышления» часто имеет место в группах, работающих в кризисных, стрессогенных ситуациях, заставляющих членов группы теснее сплачиваться вокруг групповых целей, отгораживаться от внешнего мира. Групповое решение — термин, обозначающий (в основном в зарубежной психологической науке) склонность отдельных групп принимать экстремальные, нереалистичные или неразумные решения.
Если группа представляет собой сплоченный коллектив, члены которого имеют сходные взгляды на обсуждаемый предмет, а другие мнения отсутствуют, то вероятность экстремальных решений резко возрастает. Члены группы могут игнорировать или искажать информацию, которая не согласуется с выбранной линией, а также выражают сильное неодобрение по отношению к несогласным. В конечном итоге складывается впечатление, что решение принимается единогласно.
Групповое мышление может иметь далеко идущие социальные и политические последствия: в истории есть много примеров трагических ошибок, совершенных в результате подобных решений.
Способами принятия групповых решений являются:
Групповое интервью — сбор мнений членами группы по конкретному вопросу и оценка на этой основе сложившейся ситуации.
«Мозговой штурм» ~ свободный поиск всеми членами группы новых решений обсуждаемой проблемы (или решений новой проблемы).
Групповая дискуссия — метод группового выступления, позволяющий не только выявить весь спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти общее групповое решение проблемы.
ТЕМА 3.2 Коммуникативная функция руководителя
Коммуникация в организации, их типология. Структура коммуникативного процесса, его этапы.Ошибки коммуникации. Причины плохих коммуникаций.
Принципы эффективных коммуникаций. Правила эффективных коммуникаций. Роль неформального общения в осуществлении коммуникативной функции руководителя.
Коммуникативное поведение руководителя: беседы, переговоры, совещания, публичные выступления.
Перцептивные процессы в коммуникативном поведении: стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия.
Аттракция в управленческом общении. Концепция управленческого общения А.Ю. Панасюка.
Коммуникация — а) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; б) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; в) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации. В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами.
Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:
♦ наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности);
♦ возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;
♦ коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
♦ возможность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением).
Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия—недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой.
Существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
Информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Варианты стимулирования подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Коммуникативная структура организации — это совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и во внешней среде и отражающих концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.
Коммуникативная подструктура во многом определяется не только функциональным положением члена группы, но и его коммуникативным потенциалом, под которым понимается готовность и способность, направленные на самореализацию в процессе общения с другими людьми. При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть», подразумевая, что она может быть двух типов: централизованной или децентрализованной.
Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет ключевую роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Децентрализованные сети отличаются прежде всего тем, что в них присутствует «коммуникативное равенство» всех членов малой группы, при котором каждый из них обладает одинаковыми со всеми остальными возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.
Обращение к анализу существующих в малой группе коммуникативных сетей особенно важно в тех случаях, когда необходимо выяснить эффективность совместной деятельности или наличие негативного эмоционального фона во взаимоотношениях между ее членами. Кроме того, социально-психологические исследования показа- ли, что существуют четыре типа людей в зависимости от их коммуникативного поведения:
■ люди, стремящиеся к лидерству, которые стремятся осуществлять совместную деятельность, лишь подчиняя себе других членов группы;
■ индивидуалисты, пытающиеся действовать в одиночку;
■ конформисты, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
■ коллективисты, которые стараются оптимизировать совместные усилия — они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.
Коммуникативные стили общения— это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:
1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);
2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
3) спорный (агрессивный или доказывающий);
4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);
6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);
7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);
8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);
9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);
10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я).
В процессе общения между руководителем и подчиненным, подчиненными могут возникать различные проблемы, одной из которых является когнитивный диссонанс.
Когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфорта, вызванное одновременным наличием в психике субъекта противоречивых, логически несовместимых представлений, взглядов, взаимоисключающих потребностей, мотивов деятельности, которые приводят порой к внутреннему конфликту. Так, идея честного служения Отечеству может сосуществовать с желанием и намерением осуществить незаконное деяние (например, нарушить присягу, отклониться от призыва в армию и т.д.).
Для когнитивного диссонанса свойственны следующие особенности:
♦ между интеллектуально-познавательными и всеми остальными элементами психики имеет место диссонанс, то есть неуравновешенность, противоречивость;
♦ существование диссонанса вызывает у человека стремление уменьшить его или хотя бы воспрепятствовать его дальнейшему увеличению;
♦ проявление данного стремления выглядит как:
а) недоверчивое отношение к новой информации,
или б) переосмысление прежней информации в новом ракурсе.
Сосуществование взаимоисключающих потребностей, мотивов в психике без ее перенапряжения, без патопсихологических изменений возможно благодаря работе защитных механизмов. Преодоление когнитивного диссонанса может быть достигнуто и путем изменения первоначального мотива.
Термин введен американским психологом Л. Фестин-гером, под которым тот понимал способ преодоления амбивалентности чувств, активно проявляющийся в социальной и национальной психике. Так, у русских по отношению к немцам на протяжении ряда поколений проявлялись противоречивые чувства: от почитания в XVII—ХVIII веках до ненависти в период Великой Отечественной войны. И на более поздних этапах истории в зависимости от конкретной, в том числе и политической, ситуации срабатывают те или иные архетипы, установки.
Эффект когнитивного диссонанса может использоваться в процессе оказания психологического воздействия. Для этого необходимо сначала спровоцировать сбои и перекосы в функционировании отдельных компонентов психики объекта воздействия. Динамическое равновесие между ними нарушится и он начнет переживать состояние когнитивного диссонанса. После этого можно побудить его к восстановлению нормального душевного равновесия, но за счет изменения своих прежних, привычных для него взглядов, убеждений и отношений, а затем и стереотипов поведения.
Обратная связь в процессе общения— особый процесс взаимонаправленных ответных действий индивидов, служащих интересам поддержания последующих взаимных контактов, в ходе которого осуществляется намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.
Можно выделить три основных функции обратной связи. Она выступает обычно:
1) регулятором поведения и действий человека;
2) регулятором межличностных отношений;
3) источником самопознания.
Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратнаясвязь может быть:
♦ вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения);
♦ невербальной, то есть осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.;
♦ выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций. В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность.
Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений.
Функции социального восприятия — это те роли, которые оно выполняет в процессе взаимодействия между людьми.
Обычно они сводятся к:
• познанию человеком самого себя, являющемуся начальной базой для оценки других людей;
познанию партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;
• установлению эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
• организации совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.
Механизмы социального восприятия— это универсальные закономерности, в соответствии с которыми оно осуществляется. Обычно под ними понимают:
а) социальную стереотипия;
б) социальную идентификацию;
в) социальную эмпатию;
г) социальную аттракцию;
5) социальную рефлексию;
6) каузальную атрибуцию
Аттракция— механизм социального восприятия (социальной перцепции), представляющий собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-положительное отношение. Происходит это следующим образом. Всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другим людям, говорит, что не знает, почему он относится так, а не иначе. Следовательно, если в процессе общения посылать партнеру сигналы таким образом, чтобы, во-первых, сигнал был эмоционально значимым, во-вторых — его значение было положительным; в-третьих, этот сигнал не осознавался, партнер будет утверждать, что общение было приятным и собеседник — человек к себе располагающий.
Приемы формирования аттракции не предназначены для того, чтобы в чем-то убедить или что-то доказать, а только для того чтобы расположить к себе партнера.
ТЕМА 3.3 Функция планирования
Планирование в структуре управленческой деятельности. Этапы процесса планирования.
Планирование и постановка целей. Понятие миссии организации, требования к ее формулировке. Психологические аспекты возникновения субъективных целей.
Эффективность деятельности при добровольном и принудительном целеобразовании.
Требование к целям: определенность, ясность, измеримость, достижимость, сроки выполнения, наличие ответственных.
Правила выработки целей: разведение целей и задач, достижение компромисса между общеорганизационными и индивидуальными интересами, определение оптимального уровня трудности, соблюдение временного и объемного оптимума.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 315.